НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (ЗАО) ЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРСНЫМ КРЕДИТОРОМ В РЯДЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ КЛИЕНТОВ-ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СОГЛАСНО АБЗ. 3 И 7 П. 1 СТ. 126 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.02.11 03-03-06/1/50

        НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (ЗАО) ЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРСНЫМ КРЕДИТОРОМ
        В РЯДЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ КЛИЕНТОВ-ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ,
         В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
            СОГЛАСНО АБЗ. 3 И 7 П. 1 СТ. 126 ФЕДЕРАЛЬНОГО
          ЗАКОНА ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
            (БАНКРОТСТВЕ)" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ
           КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕКРАЩАЕТСЯ НАЧИСЛЕНИЕ
         ПРОЦЕНТОВ, НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ) И ИНЫХ САНКЦИЙ
         ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ
         ОБЯЗАТЕЛЬСТВ; ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ ПО ДЕНЕЖНЫМ
           ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ,
           МОГУТ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ ТОЛЬКО В ХОДЕ КОНКУРСНОГО
                            ПРОИЗВОДСТВА.
               ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМ
          УСТАНОВЛЕНЫ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ И ВКЛЮЧЕНЫ В РЕЕСТР
                        ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ.
            В СООТВЕТСТВИИ С АБЗ. 1, 2 И 4 П. 2.1 СТ. 126
          ЗАКОНА НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА С
            ДАТЫ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА ДО ДАТЫ
           ПОГАШЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ ДОЛЖНИКОМ НАЧИСЛЯЮТСЯ
             ПРОЦЕНТЫ В РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ,
             УСТАНОВЛЕННОЙ БАНКОМ РОССИИ НА ДАТУ ОТКРЫТИЯ
                      КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
            ИСХОДЯ ИЗ АБЗ. 3 П. 1 СТ. 126 ЗАКОНА ПРОЦЕНТЫ,
        НАЧИСЛЯЕМЫЕ НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА,
             ОТНОСЯТСЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ САНКЦИЯМ ЗА
                НЕИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
           СОГЛАСНО П. 3 Ч. 2 СТ. 250 И ПП. 4 П. 4 СТ. 271
           НК РФ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ ВКЛЮЧАЮТСЯ ВО
           ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ С МОМЕНТА ИХ ПРИЗНАНИЯ
         ДОЛЖНИКОМ ЛИБО С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
                            РЕШЕНИЯ СУДА.
            ИЗ П. 1 СТ. 129 ЗАКОНА СЛЕДУЕТ, ЧТО КОНКУРСНЫЙ
          УПРАВЛЯЮЩИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И
          ИНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖНИКА, Т.Е. ПРИЗНАЕТ ОТ
            ИМЕНИ ДОЛЖНИКА И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ.
            В АБЗ. 2 П. 38 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ
          23.07.2009 N 60 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С
         ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г.
          N 296-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
         "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" РАЗЪЯСНЕНО, ЧТО
           ПРОЦЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА,
         НАЧИСЛЯЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ
        ПРИ РАСЧЕТАХ С КРЕДИТОРАМИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ СУДЕБНЫЙ АКТ
         ОБ ИХ НАЧИСЛЕНИИ НЕ ВЫНОСИТСЯ И В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ
                КРЕДИТОРОВ ЭТИ ПРОЦЕНТЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ.
            ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ НА СУММУ
        ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА В ПОРЯДКЕ П. 2.1 СТ.
        126 ЗАКОНА, ОТНОСЯТСЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ САНКЦИЯМ,
           КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТСЯ ДОЛЖНИКОМ В ЛИЦЕ КОНКУРСНОГО
           УПРАВЛЯЮЩЕГО ЛИШЬ ПРИ ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В
                      ПОГАШЕНИЕ ОСНОВНОГО ДОЛГА.
            ОДНАКО В ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.06.2010 N
        03-03-06/1/363 ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ, ЧТО УПОМЯНУТЫЕ ПРОЦЕНТЫ
        НЕ ЯВЛЯЮТСЯ САНКЦИЯМИ И ОТНОСЯТСЯ К ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМ
         ДОХОДАМ ОТ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТСЯ
          ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА КОНЕЦ МЕСЯЦА
                 СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА.
             ВМЕСТЕ С ТЕМ В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ПРОЦЕНТЫ,
          ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, НЕВОЗМОЖНО
         ПРИЗНАТЬ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ ХОТЯ БЫ
        ПОТОМУ, ЧТО ОНИ, ВО-ПЕРВЫХ, НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ КОНКУРСНЫМ
              УПРАВЛЯЮЩИМ ДО МОМЕНТА ПОГАШЕНИЯ ОСНОВНОЙ
           ЗАДОЛЖЕННОСТИ И, ВО-ВТОРЫХ, НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИШЬ НА
        ВЕЛИЧИНУ ФАКТИЧЕСКИ ПОГАШАЕМОЙ ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ,
            РАЗМЕР КОТОРОЙ ЗАРАНЕЕ НЕИЗВЕСТЕН КОНКУРСНОМУ
                              КРЕДИТОРУ.
             ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ КОНКУРСНЫМ
         УПРАВЛЯЮЩИМ В ПОРЯДКЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА НА СУММУ
             ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА ПО ОСНОВНОЙ
        ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМИ ДОХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
       В ВИДЕ ПРИЗНАННЫХ ДОЛЖНИКОМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ?
               ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧАТЬ В СОСТАВ
         ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ ПРОЦЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ
           П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, ЛИШЬ В ДЕНЬ ИХ НАЧИСЛЕНИЯ
         КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ, ТО ЕСТЬ В ДЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
           ПЛАТЕЖА В ПОГАШЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД
                         НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 февраля 2011 г.
                           N 03-03-06/1/50

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета доходов в виде процентов и сообщает следующее.
     Согласно п.   2.1  ст.  126  Федерального  закона  от  26.10.2002
N 127-ФЗ "О  несостоятельности  (банкротстве)"  (далее  -  Федеральный
закон   N   127-ФЗ)   на   сумму   требований  конкурсного  кредитора,
уполномоченного органа в размере,  установленном в соответствии со ст.
4  Федерального  закона  N 127-ФЗ,  начисляются проценты в порядке и в
размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ.
     Проценты    на    сумму    требований    конкурсного   кредитора,
уполномоченного  органа,  выраженную  в  валюте  Российской Федерации,
начисляются   в   размере   ставки   рефинансирования,   установленной
Центральным  банком  Российской Федерации на дату открытия конкурсного
производства.
     Подлежащие   начислению  и  уплате  в  соответствии  со  ст.  126
Федерального  закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований
кредиторов  каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до
даты погашения указанных требований должником.
     Исходя  из этого у организации - конкурсного кредитора появляется
внереализационный   доход   в  виде  начисленных  процентов  на  сумму
требований конкурсного кредитора к должнику.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  43  Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  НК  РФ)  процентами  признается  любой  заранее
заявленный  (установленный)  доход,  в  том  числе  в  виде  дисконта,
полученный  по  долговому  обязательству  любого  вида  (независимо от
способа  его оформления). При этом процентами признаются, в частности,
доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     В   данном   случае   проценты   начисляются  на  сумму  долговых
обязательств должника перед конкурсным кредитором.
     По  нашему  мнению,  указанный внереализационный доход признается
доходом  в  виде  начисленных  процентов,  а  не  в виде сумм штрафных
санкций,  поскольку  для  взыскания  указанных процентов с должника не
требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.
     Кроме  того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с
даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом
и   об   открытии  конкурсного  производства  прекращается  начисление
неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем
видам задолженности должника.
     Таким образом,  начисляемые в соответствии с Федеральным  законом
N 127-ФЗ  проценты  на сумму требований конкурсного кредитора подлежат
учету для целей налогообложения прибыли  в  составе  внереализационных
доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.
     Что  касается  даты, с которой начинают учитываться в доходах для
целей   налогообложения   вышеуказанные   проценты,   то  такой  датой
признается  дата  открытия конкурсного производства (абз. 4 п. 2.1 ст.
126 Федерального закона N 127-ФЗ).
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
1 февраля 2011 г.
N 03-03-06/1/50