НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (ЗАО) ЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРСНЫМ КРЕДИТОРОМ В РЯДЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ КЛИЕНТОВ-ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СОГЛАСНО АБЗ. 3 И 7 П. 1 СТ. 126 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕКРАЩАЕТСЯ НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ, НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ) И ИНЫХ САНКЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ; ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ, МОГУТ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ ТОЛЬКО В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМ УСТАНОВЛЕНЫ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ И ВКЛЮЧЕНЫ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ. В СООТВЕТСТВИИ С АБЗ. 1, 2 И 4 П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА ДО ДАТЫ ПОГАШЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ ДОЛЖНИКОМ НАЧИСЛЯЮТСЯ ПРОЦЕНТЫ В РАЗМЕРЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННОЙ БАНКОМ РОССИИ НА ДАТУ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ИСХОДЯ ИЗ АБЗ. 3 П. 1 СТ. 126 ЗАКОНА ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА, ОТНОСЯТСЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ САНКЦИЯМ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. СОГЛАСНО П. 3 Ч. 2 СТ. 250 И ПП. 4 П. 4 СТ. 271 НК РФ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ ВКЛЮЧАЮТСЯ ВО ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ С МОМЕНТА ИХ ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКОМ ЛИБО С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЯ СУДА. ИЗ П. 1 СТ. 129 ЗАКОНА СЛЕДУЕТ, ЧТО КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖНИКА, Т.Е. ПРИЗНАЕТ ОТ ИМЕНИ ДОЛЖНИКА И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ. В АБЗ. 2 П. 38 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 23.07.2009 N 60 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 296-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" РАЗЪЯСНЕНО, ЧТО ПРОЦЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, НАЧИСЛЯЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ПРИ РАСЧЕТАХ С КРЕДИТОРАМИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ СУДЕБНЫЙ АКТ ОБ ИХ НАЧИСЛЕНИИ НЕ ВЫНОСИТСЯ И В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ЭТИ ПРОЦЕНТЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА В ПОРЯДКЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, ОТНОСЯТСЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ САНКЦИЯМ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТСЯ ДОЛЖНИКОМ В ЛИЦЕ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ЛИШЬ ПРИ ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ПОГАШЕНИЕ ОСНОВНОГО ДОЛГА. ОДНАКО В ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.06.2010 N 03-03-06/1/363 ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ, ЧТО УПОМЯНУТЫЕ ПРОЦЕНТЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ САНКЦИЯМИ И ОТНОСЯТСЯ К ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМ ДОХОДАМ ОТ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТСЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА КОНЕЦ МЕСЯЦА СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА. ВМЕСТЕ С ТЕМ В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ПРОЦЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, НЕВОЗМОЖНО ПРИЗНАТЬ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ ХОТЯ БЫ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ, ВО-ПЕРВЫХ, НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ДО МОМЕНТА ПОГАШЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И, ВО-ВТОРЫХ, НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИШЬ НА ВЕЛИЧИНУ ФАКТИЧЕСКИ ПОГАШАЕМОЙ ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, РАЗМЕР КОТОРОЙ ЗАРАНЕЕ НЕИЗВЕСТЕН КОНКУРСНОМУ КРЕДИТОРУ. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ В ПОРЯДКЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА ПО ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМИ ДОХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИДЕ ПРИЗНАННЫХ ДОЛЖНИКОМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧАТЬ В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ ПРОЦЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА, ЛИШЬ В ДЕНЬ ИХ НАЧИСЛЕНИЯ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ, ТО ЕСТЬ В ДЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖА В ПОГАШЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/50 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов в виде процентов и сообщает следующее. Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Подлежащие начислению и уплате в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику. В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором. По нашему мнению, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Что касается даты, с которой начинают учитываться в доходах для целей налогообложения вышеуказанные проценты, то такой датой признается дата открытия конкурсного производства (абз. 4 п. 2.1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ). Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/50 |