О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.02.11 03-07-11/21

            О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ПРАВО НА
            ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
           НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
                            СОБСТВЕННОСТИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 февраля 2011 г.
                            N 03-07-11/21

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о применении налога на добавленную стоимость в отношении платы
за право на заключение договора аренды земельных участков, находящихся
в   государственной   или   муниципальной  собственности,  и  сообщает
следующее.
     На  основании  пп.  1  п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  передача  имущественных прав признается
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом п.
2   ст.   146   и   ст.  149  Кодекса  установлены  перечни  операций,
соответственно    не    признаваемых    объектом   налогообложения   и
освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     В  соответствии  с пп. 17 п. 2 ст. 149 Кодекса от налогообложения
налогом  на  добавленную  стоимость освобождены операции по реализации
услуг,   оказываемых   государственными  органами,  органами  местного
самоуправления,  иными  уполномоченными органами и должностными лицами
при  предоставлении  организациям  и физическим лицам прав, за которые
взимаются  пошлины  и  сборы,  в  том  числе платежи в бюджет за право
пользования  природными  ресурсами. В связи с этим арендные платежи за
право   пользования   земельными   участками  налогом  на  добавленную
стоимость не облагаются.
     Что   касается  прав  на  заключение  договора  аренды  земельных
участков,    находящихся    в    государственной   или   муниципальной
собственности,   то   данные   права   вышеуказанными   перечнями   не
предусмотрены.  Поэтому плата за предоставление данных прав включается
в    налоговую   базу   по   налогу   на   добавленную   стоимость   в
общеустановленном порядке.
     Пунктом  3  ст. 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога
на  добавленную  стоимость при предоставлении на территории Российской
Федерации  органами  государственной  власти  и  управления и органами
местного  самоуправления  в  аренду  федерального имущества, имущества
субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при
реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не
закрепленного   за   государственными  предприятиями  и  учреждениями,
составляющего   казну.   В  указанных  случаях  налог  на  добавленную
стоимость  в  бюджет  уплачивают  арендаторы и покупатели (получатели)
указанного имущества.
     При  реализации  прав  на  заключение  договора  аренды земельных
участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
особенностей  уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  Кодексом  не
установлено.
     Пунктом   2   ст.  38  Земельного  кодекса  Российской  Федерации
установлено,  что  в  качестве  продавца  права на заключение договора
аренды    земельного    участка    выступает    исполнительный   орган
государственной власти или орган самоуправления.
     Учитывая  изложенное,  при  осуществлении  вышеуказанных операций
исполнительные  органы  государственной  власти  или  органы  местного
самоуправления,   по   нашему   мнению,  должны  уплачивать  налог  на
добавленную стоимость в бюджет.
     На  основании  вышеизложенных  норм ст. ст. 146 и 149 Кодекса при
передаче  арендатором прав по указанному договору аренды третьему лицу
также исчисляется налог на добавленную стоимость. При этом согласно п.
5  ст.  155  Кодекса  при передаче прав, связанных с правом заключения
договора,  и  арендных  прав  налоговая  база по налогу на добавленную
стоимость определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 Кодекса.
     Одновременно    сообщаем,    что    направляемое   мнение   имеет
информационно-разъяснительный     характер     и    не    препятствует
руководствоваться  нормами  законодательства  о  налогах  и  сборах  в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                           Н.А. КОМОВА
1 февраля 2011 г.
N 03-07-11/21