СОГЛАСНО ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.08.2010 N 03-05-06-03/96 СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ВЗЫСКАТЕЛЯ. УПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ГОСПОШЛИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНИКА В ПОРЯДКЕ СТ. 66 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ С ЦЕЛЬЮ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 февраля 2011 г. N 03-05-06-03/06 (Д) В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности должника на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, предусмотренную ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Частью 1 ст. 66 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель имеет право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание. В соответствии с ч. 6 данной статьи Федерального закона N 229-ФЗ расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий, к которым относятся и расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав должника. Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются в первую очередь за счет денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110). Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие. В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в размере 1000 руб., юридическими лицами - в размере 15 000 руб. Пунктами 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3). В соответствии со ст. 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 229-ФЗ судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств. С учетом изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности должника на недвижимое имущество плательщиком государственной пошлины является должник, поскольку государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется в отношении должника. За государственную регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, участвующего в исполнительном производстве в качестве представителя соответствующей организации или в качестве законного представителя сторон исполнительного производства, государственная пошлина может быть уплачена как за счет денежных средств плательщика (должника) - собственника недвижимого имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением федеральному бюджету, взыскателю или иным лицам, понесшим указанные расходы, за счет средств, полученных от реализации имущества должника. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав должника должен определяться в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса должника (организации или физического лица). Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 1 февраля 2011 г. N 03-05-06-03/06 |