СОГЛАСНО ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.08.2010 N 03-05-06-03/96 СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ВЗЫСКАТЕЛЯ. УПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ГОСПОШЛИНА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.02.11 03-05-06-03/06

             СОГЛАСНО ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.08.2010
              N 03-05-06-03/96 СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
       ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВА
         СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ВЗЫСКАТЕЛЯ.
        УПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ГОСПОШЛИНА
         ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА
         СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНИКА В ПОРЯДКЕ СТ. 66 ФЕДЕРАЛЬНОГО
         ЗАКОНА ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ С ЦЕЛЬЮ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ
                             РЕАЛИЗАЦИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 февраля 2011 г.
                           N 03-05-06-03/06

                                 (Д)


     В  связи  с  письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за
государственную регистрацию права собственности должника на недвижимое
имущество  на  основании  требования  судебного  пристава-исполнителя,
предусмотренную  ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об
исполнительном  производстве"  (далее  -  Федеральный закон N 229-ФЗ),
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
     Частью  1  ст.  66  Федерального  закона N 229-ФЗ определено, что
судебный  пристав-исполнитель  имеет право обратиться в регистрирующий
орган   для   проведения   в   установленном  порядке  государственной
регистрации   права   собственности   должника   на  имущество,  иного
имущественного  права  в  целях  последующего  обращения  взыскания на
указанное   имущество  или  имущественное  право  при  отсутствии  или
недостаточности  у  должника иного имущества или имущественного права,
на которое может быть обращено взыскание.
     В  соответствии с ч. 6 данной статьи Федерального закона N 229-ФЗ
расходы  по  регистрации  и  оформлению документов для государственной
регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к
расходам  по совершению исполнительных действий, к которым относятся и
расходы   по   уплате   государственной   пошлины  за  государственную
регистрацию прав должника.
     Согласно  ч.  1 ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ расходами по
совершению   исполнительных   действий   являются   денежные  средства
федерального   бюджета,   взыскателя   и   иных   лиц,  участвующих  в
исполнительном  производстве,  затраченные на организацию и проведение
исполнительных  действий  и применение мер принудительного исполнения.
Расходы  по  совершению  исполнительных  действий возмещаются в первую
очередь  за  счет  денежных  средств, взысканных с должника в процессе
исполнения  требований, содержащихся в исполнительном документе, в том
числе путем реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110).
     Вместе  с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса
Российской   Федерации   (далее   -  Кодекс)  государственная  пошлина
уплачивается   лицом,  в  отношении  которого  совершается  юридически
значимое действие.
     В  соответствии  с  пп.  22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена
уплата  государственной  пошлины  за государственную регистрацию прав,
ограничений  (обременений)  прав на недвижимое имущество, договоров об
отчуждении  недвижимого  имущества  физическими  лицами в размере 1000
руб., юридическими лицами - в размере 15 000 руб.
     Пунктами   1,   5   и   8   ст.  45  Кодекса  предусмотрено,  что
налогоплательщик  (плательщик  сбора)  обязан самостоятельно исполнить
обязанность  по  уплате  налога  (сбора),  если  иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
     В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет
возможности  самостоятельно  уплатить  данный сбор, то согласно ст. 26
Кодекса   налогоплательщик  (плательщик  сбора)  может  участвовать  в
отношениях,  регулируемых  законодательством о налогах и сборах, через
законного    или   уполномоченного   представителя,   если   иное   не
предусмотрено  данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны
быть  документально  подтверждены  в  соответствии  с Кодексом и иными
федеральными законами (п. 3).
     В  соответствии  со  ст.  27  Кодекса  законными  представителями
налогоплательщика-организации    признаются    лица,    уполномоченные
представлять   указанную   организацию  на  основании  закона  или  ее
учредительных  документов, законными представителями налогоплательщика
-  физического  лица  признаются  лица,  выступающие  в  качестве  его
представителей   в   соответствии   с   гражданским  законодательством
Российской Федерации.
     Согласно  ч.  2  ст.  56  Федерального  закона  N  229-ФЗ  судьи,
следователи,  прокуроры,  работники  (сотрудники)  Федеральной  службы
судебных  приставов  и  аппаратов  судов не могут быть представителями
сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они
участвуют  в  исполнительном  производстве  в  качестве представителей
соответствующих  организаций  или  в  качестве законных представителей
сторон исполнительного производства.
     Конституционный  Суд  Российской Федерации в своем Определении от
22.01.2004   N   41-О   указал,   что  представительство  в  налоговых
правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и
за  счет  собственных  средств налогоплательщика (плательщика сбора) -
представляемого  лица.  Платежные  документы  на уплату налога (сбора)
должны  исходить  от  налогоплательщика  (плательщика  сбора)  и  быть
подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться
за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет
его собственных средств.
     С учетом изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя
в   регистрирующий   орган   за   государственной  регистрацией  права
собственности    должника   на   недвижимое   имущество   плательщиком
государственной  пошлины  является  должник, поскольку государственная
регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется
в отношении должника.
     За   государственную  регистрацию  права  собственности  должника
(организации   или   физического  лица)  на  недвижимое  имущество  на
основании  требования  судебного  пристава-исполнителя, участвующего в
исполнительном  производстве  в качестве представителя соответствующей
организации    или   в   качестве   законного   представителя   сторон
исполнительного   производства,  государственная  пошлина  может  быть
уплачена  как  за  счет  денежных  средств  плательщика  (должника)  -
собственника недвижимого имущества, так и за счет средств федерального
бюджета,   предусмотренных   в  бюджете  Федеральной  службы  судебных
приставов и ее территориальных органов, средств взыскателя и иных лиц,
участвующих  в  исполнительном производстве, с последующим возмещением
федеральному  бюджету,  взыскателю  или иным лицам, понесшим указанные
расходы, за счет средств, полученных от реализации имущества должника.
     Размер  государственной  пошлины  за  государственную регистрацию
прав  должника  должен  определяться  в соответствии с пп. 22 п. 1 ст.
333.33  Кодекса  в  зависимости  от  статуса должника (организации или
физического лица).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
1 февраля 2011 г.
N 03-05-06-03/06