ЗАО, ЯВЛЯЯСЬ БИРЖЕВЫМ БРОКЕРОМ, ВНЕДРИЛО КОРПОРАТИВНУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ (ДАЛЕЕ - КИС). КИС ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ЦИФРОВУЮ ПОДПИСЬ (ДАЛЕЕ - ЭЦП) ПРИ ПОДПИСАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ С КЛИЕНТАМИ (ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ), ПРИСОЕДИНИВШИМИСЯ К ДАННОЙ СИСТЕМЕ. В ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДПИСАНИЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ С ПОМОЩЬЮ КИС, ВХОДИТ АКТ СДАЧИ-ПРИЕМКИ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 21.11.1996 N 129-ФЗ ПЕРВИЧНЫМ УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ. ФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО АКТА СДАЧИ-ПРИЕМКИ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ П. 2 СТ. 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.11.1996 N 129-ФЗ. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 248 НК РФ ДОХОДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 252 НК РФ РАСХОДАМИ ПРИЗНАЮТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ЗАТРАТЫ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИНИМАТЬ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ И ДОХОДЫ, ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО КОТОРЫМ СОСТАВЛЕНЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И ЗАВЕРЕНЫ ЭЦП? БУДУТ ЛИ ЯВЛЯТЬСЯ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ, ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ЭЦП, НАДЛЕЖАЩЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫМИ ДОХОДАМИ (РАСХОДАМИ)? НЕОБХОДИМО ЛИ ЗАО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАЖНЫХ КОПИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМИРУЕМЫХ, ПОЛУЧАЕМЫХ И ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА? КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ В ЦЕЛЯХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЮ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ? НЕОБХОДИМО ЛИ ЗАВЕРЯТЬ БУМАЖНУЮ КОПИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА ПОДПИСЬЮ ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА И ПЕЧАТЬЮ ОБЩЕСТВА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/47 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. По требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы, оформленные в электронном виде и подписанные электронной цифровой подписью, должны быть распечатаны и заверены подписью руководителя организации и главного бухгалтера или уполномоченными ими на то лицами. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/47 |