ООО ЗАНИМАЕТСЯ ПЕРЕВОЗКОЙ И СОПРОВОЖДЕНИЕМ ГРУЗОБАГАЖА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В АРЕНДОВАННЫХ ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНАХ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В НАПРАВЛЕНИИ ИЗ ГОРОДА А В ГОРОД Б. В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ ООО ЗАКЛЮЧИЛО ДОГОВОР АРЕНДЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.02.11 03-03-06/1/51

              ООО ЗАНИМАЕТСЯ ПЕРЕВОЗКОЙ И СОПРОВОЖДЕНИЕМ
              ГРУЗОБАГАЖА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
          АРЕНДОВАННЫХ ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНАХ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ
        ДОРОГЕ В НАПРАВЛЕНИИ ИЗ ГОРОДА А В ГОРОД Б. В СВЯЗИ С
        ОТСУТСТВИЕМ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ ООО ЗАКЛЮЧИЛО ДОГОВОР
        АРЕНДЫ ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНОВ С СОБСТВЕННИКОМ ДАННЫХ
        ВАГОНОВ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ И
                    ЕДИНСТВЕННЫМ УЧРЕДИТЕЛЕМ ООО.
                В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 616 ГК РФ ПО
              ДОГОВОРУ АРЕНДЫ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ
                       ОСУЩЕСТВЛЯЕТ АРЕНДАТОР.
           РУКОВОДСТВУЯСЬ ПРИКАЗОМ МПС РОССИИ ОТ 04.04.1997
        N 9Ц (В РЕД. УКАЗАНИЯ МПС РОССИИ ОТ 19.12.1997 N 307У)
        "О ВВЕДЕНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И
        РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ", В 2008 Г. С ЗАВОДОМ БЫЛ
         ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
         ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНОВ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН В
          МАРТЕ 2009 Г. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ООО
        ВЕДЕТСЯ МЕТОДОМ НАЧИСЛЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ
        ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ, А ТАКЖЕ СОГЛАСНО П. 2 СТ. 260 НК
         РФ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ УЧТЕНЫ В I КВАРТАЛЕ
        2009 Г., В КОТОРОМ ОНИ ФАКТИЧЕСКИ И БЫЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ.
       ОПЛАТА ПРОИЗВЕДЕНА В ДЕКАБРЕ 2008 Г. И В ФЕВРАЛЕ 2009 Г.
              ВПРАВЕ ЛИ ООО В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
             ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
          АРЕНДОВАННОГО У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ -
          УЧРЕДИТЕЛЯ ООО ПОЧТОВО-БАГАЖНОГО ВАГОНА В СОСТАВЕ
         ПРОЧИХ РАСХОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 260 НК РФ?
               В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ ПО
           КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ВАГОНОВ ДОГОВОРОМ АРЕНДЫ СО
         СТОРОНЫ АРЕНДОДАТЕЛЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО, ВПРАВЕ ЛИ ООО
         СПИСЫВАТЬ ДАННЫЕ РАСХОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
         НА ПРИБЫЛЬ В МОМЕНТ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
              БЕЗ ОТНЕСЕНИЯ НА РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 февраля 2011 г.
                           N 03-03-06/1/51

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке учета для целей налогообложения расходов
на ремонт основных средств и сообщает следующее.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируется порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ст.  8  ч.  1  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
     Одновременно  сообщаем,  что  в  соответствии  со ст. 260 Кодекса
расходы  на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком,
рассматриваются   как   прочие   расходы   и   признаются   для  целей
налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, в размере фактических затрат.
     Указанное положение ст. 260 Кодекса применяется также в отношении
расходов  арендатора  амортизируемых  основных средств, если договором
(соглашением)    между   сторонами   возмещение   указанных   расходов
арендодателем не предусмотрено.
     При  этом  расходы  на  ремонт  основных  средств,  не являющихся
амортизируемым  имуществом  в налоговом учете арендодателя (имущество,
арендованное  у  налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые
режимы,  физических  лиц  и  др.),  по мнению Департамента, могут быть
учтены  для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп.
49  п.  1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и
документально подтверждены надлежащим образом.
     При  этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 616
Гражданского  кодекса  Российской Федерации обязанность производить за
свой  счет  капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на
арендодателе,  если  иное  не  предусмотрено  законом, иными правовыми
актами или договором аренды. В связи с этим арендатор вправе учитывать
расходы  по  проведению  капитального  ремонта арендованного имущества
только   в   случае,  если  проведение  такого  ремонта  является  его
обязанностью в соответствии с договором аренды.
     Учитывая   изложенное,   расходы   на  ремонт  основных  средств,
арендованных   у   индивидуального   предпринимателя,   не  подлежащие
компенсации   арендодателем,  учитываются  для  целей  налогообложения
прибыли   организаций   в  составе  прочих  расходов  при  условии  их
соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
     Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих
правил,   конкретизирующих  нормативные  предписания,  и  не  является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007  N  03-02-07/2-138  направляемое  мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует  руководствоваться  нормами  законодательства о налогах и
сборах  в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
1 февраля 2011 г.
N 03-03-06/1/51