ООО ЗАНИМАЕТСЯ ПЕРЕВОЗКОЙ И СОПРОВОЖДЕНИЕМ ГРУЗОБАГАЖА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В АРЕНДОВАННЫХ ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНАХ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В НАПРАВЛЕНИИ ИЗ ГОРОДА А В ГОРОД Б. В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ ООО ЗАКЛЮЧИЛО ДОГОВОР АРЕНДЫ ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНОВ С СОБСТВЕННИКОМ ДАННЫХ ВАГОНОВ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ И ЕДИНСТВЕННЫМ УЧРЕДИТЕЛЕМ ООО. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 616 ГК РФ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ АРЕНДАТОР. РУКОВОДСТВУЯСЬ ПРИКАЗОМ МПС РОССИИ ОТ 04.04.1997 N 9Ц (В РЕД. УКАЗАНИЯ МПС РОССИИ ОТ 19.12.1997 N 307У) "О ВВЕДЕНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ", В 2008 Г. С ЗАВОДОМ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ ВАГОНОВ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН В МАРТЕ 2009 Г. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ООО ВЕДЕТСЯ МЕТОДОМ НАЧИСЛЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ, А ТАКЖЕ СОГЛАСНО П. 2 СТ. 260 НК РФ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ УЧТЕНЫ В I КВАРТАЛЕ 2009 Г., В КОТОРОМ ОНИ ФАКТИЧЕСКИ И БЫЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ. ОПЛАТА ПРОИЗВЕДЕНА В ДЕКАБРЕ 2008 Г. И В ФЕВРАЛЕ 2009 Г. ВПРАВЕ ЛИ ООО В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ АРЕНДОВАННОГО У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - УЧРЕДИТЕЛЯ ООО ПОЧТОВО-БАГАЖНОГО ВАГОНА В СОСТАВЕ ПРОЧИХ РАСХОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 260 НК РФ? В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ВАГОНОВ ДОГОВОРОМ АРЕНДЫ СО СТОРОНЫ АРЕНДОДАТЕЛЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО, ВПРАВЕ ЛИ ООО СПИСЫВАТЬ ДАННЫЕ РАСХОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В МОМЕНТ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ БЕЗ ОТНЕСЕНИЯ НА РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом. Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Указанное положение ст. 260 Кодекса применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В связи с этим арендатор вправе учитывать расходы по проведению капитального ремонта арендованного имущества только в случае, если проведение такого ремонта является его обязанностью в соответствии с договором аренды. Учитывая изложенное, расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса. Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51 |