Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ И НАУЧНЫМ РАЗРАБОТКАМ, ВЫПОЛНЕННЫМ В СИСТЕМЕ РОСПАТЕНТА, НА РЕГИСТРАЦИЮ ВО ВНТИЦ ПРИКАЗ РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ 23 июня 2000 г. N 108 (НЦПИ) В целях урегулирования вопросов, касающихся подготовки и направления документов по научно - исследовательским работам и научным разработкам на регистрацию во Всероссийский научно - технический информационный центр (далее - ВНТИЦ), а также во исполнение Приказа Роспатента от 16.02.99 N 20 и с учетом рекомендаций, принятых на заседании членов секции НТС ФИПС "Экономические проблемы изобретательской и патентно - лицензионной деятельности" с участием представителей других секций НТС, приказываю: 1. Утвердить "Порядок подготовки и направления документов по научно - исследовательским работам и научным разработкам, выполненным в системе Роспатента, на регистрацию во ВНТИЦ" (ПН-4-2000) (прилагается). 2. Ввести в действие указанный Порядок с 01.07.2000. 3. Руководителям подразделений Роспатента и подведомственных ему организаций, научным руководителям научно - исследовательских работ и научных разработок при рассмотрении вопросов, связанных с направлением результатов этих работ во ВНТИЦ, руководствоваться настоящим Порядком. 4. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой. Генеральный директор Агентства А.Д. КОРЧАГИН 23 июня 2000 г. N 108 УТВЕРЖДЕН Приказом Роспатента от 23 июня 2000 года N 108 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ И НАУЧНЫМ РАЗРАБОТКАМ, ВЫПОЛНЕННЫМ В СИСТЕМЕ РОСПАТЕНТА, НА РЕГИСТРАЦИЮ ВО ВНТИЦ (ПН-4-2000) 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок регулирует процедуру представления документов по научно - исследовательским работам и научным разработкам, выполненным в системе Роспатента, на регистрацию во ВНТИЦ (п. 2.19). Порядок устанавливает основные требования к организации и документированию деятельности, связанной с государственной регистрацией указанных работ и представлением отчетных документов по ним во ВНТИЦ. 1.2. Настоящий Порядок распространяется на подведомственные Роспатенту организации - Федеральный институт промышленной собственности, Российский институт интеллектуальной собственности и Апелляционную палату (п. 2.13). Он определяет обязанности и права указанных организаций и должностных лиц, участвующих в деятельности, связанной с оформлением и предоставлением соответствующих документов во ВНТИЦ, и направлен на регламентацию их действий в этой сфере. 1.3. Порядок разработан на основе действующих нормативных документов с учетом других источников информации, приведенных в прилагаемом списке [1 - 24], а также с учетом анализа практики направления во ВНТИЦ указанных документов в Роспатенте и подведомственных ему организациях. 1.4. Ответственность за выполнение настоящего Порядка в подразделениях Роспатента и подведомственных ему организациях, учет и сохранность документов возлагается на руководителей подразделений и организаций, участвующих в процессе подготовки к регистрации во ВНТИЦ работ по п. 1.1. 1.5. Работники Роспатента и подведомственных ему организаций, участвующие в процессе подготовки к регистрации во ВНТИЦ работ, оговоренных в п. 1.1, и связанной с ними документации, несут персональную ответственность за выполнение требований настоящего Порядка и сохранность находящихся у них соответствующих документов. 1.6. Документационное обеспечение деятельности по регистрации во ВНТИЦ работ, оговоренных в п. 1.1, в Роспатенте и подведомственных ему организациях и контроль за соблюдением Порядка возлагается на сектор научно - исследовательских работ Федерального института промышленной собственности в соответствии с Положением [23]. 2. Основные понятия и сокращения 2.1. Порядок - порядок подготовки и направления документов по научно - исследовательским работам и научным разработкам, выполненным в системе Роспатента, на регистрацию во ВНТИЦ. ПН-4-2000 - аббревиатура Порядка, в которой приняты следующие обозначения: - ПН - серия порядков, регламентирующих процедуры планирования и выполнения работ (по п. 2.2), оформления отчетности об их выполнении, работы секций НТС, использования результатов (п. 2.3, 2.7), представления документов на регистрацию во ВНТИЦ; - 4 - порядковый номер настоящего Порядка; - 2000 - год утверждения Порядка. 2.2. НИОКР - работы, которые включают в себя как отдельно, так и в сочетании различные виды научно - исследовательских работ (далее - НИР) и научных разработок (далее - разработки), обусловленных соответствующим планом (п. 2.4), договором (п. 2.5) или техническим заданием (ТЗ) (п. 2.6), выполняемых исполнителем (п. 2.11) или подразделением - исполнителем (п. 2.14.1). 2.3. Результат - продукт НИОКР в конкретной вещественной форме, который должен быть передан заказчику (п. 2.8) либо руководителю организации (п. 2.13). 2.3.1. Научный и (или) научно - технический результат - продукт, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе [4]. 2.3.2. Научная и (или) научно - техническая продукция (далее - продукция) - результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации; в частности, отчеты о НИР (п. 2.20.1.1), рекламно - технические описания (РТО) (п. 2.20.1.2) и др. документы, подготовленные в процессе выполнения НИОКР в соответствии с условиями, предусмотренными в плане, договоре или ТЗ (п. п. 2.4, 2.5, 2.6). 2.4. План - любой из планов Роспатента или организации (п. 2.13), в который включены темы НИР и разработок (п. 2.2), в том числе: 2.4.1. План НИР - тематический план научно - исследовательских работ Роспатента или организации. 2.4.2. План совершенствования - годовой план совершенствования деятельности Роспатента или ФИПС, в который также могут быть включены темы разработок или комбинации НИР и разработок. 2.5. Договор на выполнение НИОКР, создание, передачу и использование (п. 2.7) продукции (п. 2.3) (далее - договор) - это, как правило, основной документ, являющийся правовой формой отношений исполнителя с заказчиком, особенно в ситуациях, когда заказчик (п. 2.8) финансирует проведение работы, а также в отношениях заказчика или исполнителя с третьими юридическими или физическими лицами (глава 38 ГК [1] и статья 8 ФЗ [4]). Договорами сторон (п. 2.12) - субъектов научной и (или) научно - технической деятельности и пользователей продукции, не противоречащими законодательству Российской Федерации, определяются условия владения, пользования и распоряжения результатами. При выполнении работ без заключения договора функции договора выполняет ТЗ (п. 2.6). 2.6. ТЗ - техническое задание на выполнение НИОКР. Оно определяет технические, экономические и др. параметры и нормативы, в соответствии с которыми выполняются работы и оцениваются полученные результаты (Положение [17]). 2.7. Использование - употребление (пользование) результатов (продукции) с пользой, в частности, введение результатов в гражданский или хозяйственный оборот (Постановление [18]). 2.8. Заказчик - юридическое лицо, заказывающее НИОКР: Роспатент в лице Генерального директора. 2.9. Представитель заказчика - уполномоченное заказчиком лицо от подразделения заказчика (2.14), непосредственно заинтересованного в использовании или ответственного за приемку результатов. 2.10. Потребитель - подразделение(я) Роспатента или организация, использующее(ие) результаты с разрешения заказчика или его представителя. 2.10.1. Пользователи - третьи юридические и физические лица, которые с разрешения заказчика или его представителя или с разрешения организации используют результаты НИОКР, например, на условиях, оговоренных в договоре (п. 2.5). 2.11. Исполнитель НИОКР, выполняемых по заказам (Роспатента), - организация в лице ее руководителя. 2.12. Стороны - заказчик и исполнитель. 2.13. Организация - одна из подведомственных Роспатенту организаций, в т.ч. организация - исполнитель (с учетом п. 2.11): 2.13.1. ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности. 2.13.2. РИИС - Российский институт интеллектуальной собственности. 2.13.3. АП - Апелляционная палата. 2.14. Подразделение - подразделение Роспатента или организации, в частности: 2.14.1. Подразделение - исполнитель - подразделение организации в лице руководителя подразделения или научного руководителя НИОКР (возможно совмещение этих функций в одном лице), осуществляющее непосредственное (в т.ч. совместно с другими подразделениями) выполнение работы. 2.14.2. Подразделение ФИПС, в т. ч.: 2.14.2.1. Сектор НИР - сектор научно - исследовательских работ ФИПС. 2.15. Научный руководитель - работник организации - исполнителя, осуществляющий научное руководство при выполнении НИОКР (как правило, работник подразделения - исполнителя, например, его руководитель). 2.16. Автор - исполнитель - работник подразделения - исполнителя, осуществляющий выполнение НИОКР. 2.16.1. Ответственный автор - исполнитель (далее - Ответственный исполнитель) - один (или единственный) из авторов - исполнителей, который отвечает за выполнение работы, в т.ч. за качество и уровень исследований и разработок, проведенных в полном объеме. 2.17. НТС - Научно - технический совет ФИПС. 2.18. ФЗ - федеральный закон или закон Российской Федерации. 2.19. ВНТИЦ - Всероссийский научно - технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ. 2.20. Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного пользования согласно ФЗ [2]. 2.20.1. Текстовой документ - документ, содержащий текст, отражающий результаты (п. 2.3) и отвечающий основным требованиям оформления (Положение [12]), в том числе: 2.20.1.1. Отчет о НИР (далее - отчет). 2.20.1.2. РТО - рекламно - техническое описание результатов разработки. 2.20.1.3. Описания алгоритмов и программ. 2.20.1.4. Диссертации. 2.21. Система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования, в том числе: 2.21.1. Обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями (п. 2.28) в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных ФЗ [2]. 2.21.1.1. Обязательный бесплатный экземпляр (далее - обязательный экземпляр) - экземпляры этих документов, подлежащие их безвозмездной передаче. 2.22. РК - регистрационная карта (п. 5.1), которая направляется во ВНТИЦ до начала выполнения НИОКР и содержит аннотацию работы (в соответствии с Положением [12]). 2.23. ИК - информационная карта (п. 5.2), которая направляется во ВНТИЦ после завершения НИОКР и содержит реферат отчета о работе (в соответствии с Положением [12]). 2.24. ИКАП - информационная карта алгоритмов и программ (п. 5.3), которая направляется во ВНТИЦ после окончания разработки алгоритмов и программ. 2.25. АИП - алгоритмы и программы. 2.26. Служебная информация ограниченного доступа - несекретная информация, касающаяся деятельности организации, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Такая информация может включать в себя все виды конфиденциальной информации, являющейся собственностью юридического лица, кроме информации, составляющей государственную тайну. В ряде случаев на документах, содержащих такую информацию, может стоять пометка "Для служебного пользования" (Положение [9] и Инструкция [22]). 2.27. Режим защиты информации (далее - защита) - обеспечение прав субъектов, участвующих в информационных процессах. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу (ФЗ [3]). 2.28. Производитель документов (далее - производитель) - юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы и формы собственности производящее, публикующее и распространяющее различные виды обязательных экземпляров (ФЗ [2]). 2.29. Получатель документов - (далее - получатель) - юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной или возмездной основе (ФЗ [2]). 2.30. Владелец информационных ресурсов, в частности, документов (далее - владелец) - субъект, осуществляющий владение и пользование этими ресурсами (документами) и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных ФЗ [3]: - для НИР, выполняемых по заказам Роспатента, - Роспатент или его подразделения; - для НИР, выполняемых за счет средств организации, - организация; - для разработок, включенных в план по п. 2.4.2, - подразделения Роспатента или организация. 2.31. ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций. 3. Цели и основные положения системы государственной регистрации и учета НИР и разработок 3.1. Цели государственной регистрации и учета НИОКР путем формирования системы обязательного экземпляра (п. 2.21), а также обязанности и права организаций определены ФЗ [2] и Положением [12] и кратко сводятся к следующему: - комплектование полного национального библиотечно - информационного фонда документов РФ как части мирового культурного наследия; - организация постоянного хранения этого фонда в национальных фондохранилищах РФ; - использование указанного фонда в информационно - библиографическом обслуживании потребителей; - подготовка и выпуск сигнальной и реферативной информации; - информирование общества о документах всех видов. 3.2. Федеральным органом научно - технической информации по ведущимся в стране и законченным открытым НИОКР, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам является ВНТИЦ (п. 2.19) (Положение [12]). Во ВНТИЦ осуществляется: - обязательная государственная регистрация открытых НИОКР; - регистрация и учет обязательного экземпляра. 3.3. В состав обязательного экземпляра (п. 2.21.2) входят неопубликованные документы - результаты НИОКР, в частности, отчеты о НИР, РТО, АИП, диссертации. 3.4. Обязательному направлению во ВНТИЦ подлежат РК (п. п. 2.22 и 5.1), ИК (п. п. 2.23 и 5.2.1) и ИКАП (п. п. 2.24 и 5.2.2). 3.5. Цели (задачи) исполнителя, подразделения - исполнителя, научного руководителя, автора - исполнителя при осуществлении государственной регистрации результатов определяются следующими основными обстоятельствами: - основными требованиями и обязанностями, сформулированными в ФЗ [2] и Положении [12], в частности, отмеченными в разделе 4 настоящего Порядка; - некоторыми условиями и ограничениями, вытекающими из [1 - 14, 22] и перечисленными в п. 6.2 и Приложении 1, допускающими передачу во ВНТИЦ ограниченной информации о результатах; - возможностью отнесения полностью или частично результатов как информации, переданной через ВНТИЦ третьим лицам, к видам использования результатов (с учетом п. 3.1.5 Порядка [20]); - приравниванием ИК на новые материалы, включенные в государственный банк данных, к опубликованным работам, отражающим научные результаты диссертации (Положение [11]); - приравниванием АИП, прошедших экспертизу на новизну и включенных в государственный фонд АИП, к опубликованным работам, отражающим научные результаты диссертации (Положение [11]). 4. Обязанности и права организации, подразделений и должностных лиц 4.1. На основе раздела 3 и Приложения 1 настоящего Порядка основная обязанность организаций (производителей) (п. 2.28) следующая: направлять на государственную регистрацию во ВНТИЦ документы о фактически начатых НИР и разработках и, в качестве обязательного экземпляра (п. 2.21.2), - отчетные документы о результатах НИР и разработок, которые по своему характеру являются открытыми, т.е. не содержат информации с ограниченным доступом - относящейся к государственной, служебной, коммерческой тайне, к конфиденциальной информации, и информации, подпадающей под действие Закона РФ [5] и т.п. (с учетом п. п. 2.26, 2.27), в том числе: 4.1.1. Направлять РК и ИК (п. п. 2.22, 2.23, 5.1, 5.2.1) на все НИР и ИКАП (п. п. 2.24 и 5.2.2) - на все разработки, связанные с АИП (в аннотации или в реферате не должно быть информации с ограниченным доступом). 4.1.2. Направлять только те законченные отчеты (п. 2.20.1.1), в том числе и промежуточные, которые по своему характеру являются открытыми, т.е. не содержат информации с ограниченным доступом. 4.1.3. В случаях, когда подготовка отчета не предусмотрена (например, по разработкам) или когда сам отчет признано целесообразным во ВНТИЦ не посылать (в соответствии с п. 4.1.2), можно вместе с ИК или ИКАП, которые приравниваются к опубликованным работам (п. 3.4), направлять РТО (п. 2.20.1.2) либо иной текстовой документ, которые также не должны содержать информации с ограниченным доступом. 4.1.4. Направлять во ВНТИЦ письма - уведомления о всех изменениях, происходящих в процессе выполнения НИОКР (изменение сроков, наименования работ, возникновение необходимости засекречивания и т.п.). 4.2. Основные права организаций: 4.2.1. Право отнесения текстового документа (п. 2.20.1) к категории документа, содержащего информацию с ограниченным доступом, установления режима защиты информации, условий и объема предоставления информации потребителю или пользователю принадлежит владельцу (п. 2.30) документа, т.е. заказчику или его представителю или организации. 4.2.2. Бесплатное публикование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях реферативной информации, в рекламных изданиях. 4.2.3. Постоянное хранение производимых ими документов в национальных фондохранилищах документов РФ. 4.2.4. Включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных. 4.2.5. Запрос фактографических и статистических данных, касающихся их продукции, по которым ВНТИЦ должен бесплатно предоставить информацию. 4.3. Подразделения - исполнители (п. 2.14.1), научные руководители и/или авторы - исполнители (п. 2.16) с учетом п. п. 3.1.5 и 4.5 Порядка [20] и п. п. 1.4, 1.5 и 3.5 настоящего Порядка: 4.3.1. Обязаны принимать участие в подготовке документов, направляемых во ВНТИЦ (с учетом п. 4.1 и разделов 5 и 6 настоящего Порядка). 4.3.2. Не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с направлением во ВНТИЦ отчетов о НИР или других документов (п. 2.20), т.к. распоряжаться полученными результатами может только руководитель организации. 4.3.3. Обязаны оформлять документы, направляемые во ВНТИЦ, в соответствии с разделом 6 Порядка. 4.4. Сектор НИР в соответствии с п. 1.6: 4.4.1. Обязан проверять на соответствие разделу 6 настоящего Порядка наличие документов о целесообразности (или нецелесообразности) ограничения (конфиденциальности) информации, содержащейся в результатах НИР или разработок, при приеме результатов. 4.4.2. Имеет право возвращать на доработку в подразделения - исполнители документы, оформленные не в соответствии с разделом 6 Порядка. 5. Документы, направляемые на регистрацию во ВНТИЦ 5.1. Для государственной регистрации открытых НИР во ВНТИЦ направляются РК установленного образца, оформленные в соответствии с требованиями Положения [12], - 1 экземпляр (с учетом п. 4.1.1). 5.1.1. РК представляет собой машиноориентированный информационный документ о планируемой НИР; заполняется на русском языке на бланке соответствующего образца (Приложение 2 к настоящему Порядку). Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала, шрифт - высотой не менее 2,5 мм. 5.1.2. РК содержит следующие основные сведения, заполняемые организацией, которые, в основном, берутся из плана, договора и ТЗ (Порядок [17]): - исходящий номер сопроводительного письма; - начало и окончание НИР (указывается год и месяц, например, 2000.09); - основание для проведения НИР (обводится соответствующий код, в т.ч.: задание Патентного ведомства Российской Федерации (Роспатента), договор с организацией, инициативная и т.п.); - источники финансирования (обводится соответствующий код, в т.ч.: средства из госбюджета, средства заказчика, собственные средства и прочие); - вид работы (обводится код, соответствующий: НИР фундаментальной, НИР прикладной, проектно - технологической или проектной разработки и т.п.); - планируемый результат (обводится код, соответствующий: отчету о НИР, технической документации, публикации и прочее); - сведения об организации (код ОКПО, телефон, телефакс, город); - сокращенное наименование Патентного ведомства Российской Федерации (Роспатент); - полное и сокращенное наименование организации, ее полный почтовый адрес; - наименование организации - соисполнителя (если он есть); - наименование заказчика (если он есть); - наименование и, при необходимости, шифр НИР, присвоенный организацией; - аннотацию - описание в свободной форме ожидаемых результатов с указанием конкретных планируемых характеристик; - фамилии и инициалы руководителя организации и научного руководителя работы, их должности, ученые степени, звания и подписи. Подпись руководителя организации скрепляется печатью организации; - индексы УДК - индексы указываются в соответствии с таблицами универсальной десятичной классификации. 5.2. Для регистрации и учета обязательного экземпляра во ВНТИЦ направляются: 5.2.1. По НИР и разработкам, не связанным с АИП, - ИК установленного образца, оформленная в соответствии с требованиями Положения [12], - 1 экземпляр (с учетом п. 4.1.1). 5.2.1.1. ИК представляет собой машиноориентированный информационный документ о результатах; заполняется на русском языке на бланке соответствующего образца (Приложение 3 к настоящему Порядку). Текст реферата печатается через 1,5 межстрочных интервала, шрифт - высотой не менее 2,5 мм. 5.2.1.2. ИК содержит следующие основные сведения, заполняемые организацией, в основном, на основе документов в соответствии с Порядками [17, 18, 19]: - ИК посылается с текстовым документом (п. 2.20.1) или без него (обводится соответствующий код); - исходящий номер сопроводительного письма; - регистрационный номер НИР; - дату утверждения документа (по п. 2.20) (указывается год, месяц, число); - источники финансирования (обводится соответствующий код: средства госбюджета, средства заказчика, собственные средства и др.); - объем финансирования; - вид документа (обводится код, определяющий вид представляемого во ВНТИЦ текстового отчетного документа: заключительный отчет, промежуточный отчет, РТО, прочее); - вид работы (обводится соответствующий код: НИР фундаментальная, прикладная, проектно - технологическая или проектная разработка и т.п.); - наименование и, при необходимости, шифр НИР, присвоенный организацией; - сведения об организации (код ОКПО, телефон, телефакс, город); - сокращенное наименование Патентного ведомства Российской Федерации (Роспатент); - полное и сокращенное наименование организации, ее полный почтовый адрес; - фамилии и инициалы авторов - исполнителей (п. 2.16) документа; - наименование документа; - реферат (отражается основное содержание работы: объект исследования или разработки, цель работы, методы исследования, полученные результаты и новизна, основные показатели, в т.ч. и технико - экономические показатели, степень внедрения, эффективность, область применения (при необходимости могут быть включены библиографические описания важнейших опубликованных результатов НИР); - фамилии и инициалы руководителя организации и научного руководителя работы, их должности, ученые степени, звания и подписи. Подпись руководителя организации скрепляется печатью организации; - индексы УДК - индексы указываются в соответствии с таблицами универсальной десятичной классификации. 5.2.2. По разработкам, связанным с АИП, - ИКАП установленного образца, оформленная в соответствии с требованиями Положения [13], - 2 экземпляра (с учетом п. 4.1.1), причем второй экземпляр ИКАП может быть выполнен в виде ксерокопии с полностью оформленного первого экземпляра. 5.2.2.1. ИКАП представляет собой информационный документ и содержит основные сведения о разработанной программе и представляемых во ВНТИЦ текстовых документах; заполняется на русском языке на бланке соответствующего образца (Приложение 4 к настоящему Порядку). Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала, шрифт - высотой не менее 2,5 мм. 5.2.2.2. Сведения, заполняемые сектором НИР: - исходящий номер сопроводительного письма; - сведения об организации, представляющей АИП во ВНТИЦ (код ОКПО, телефон, телефакс, город); - сокращенное наименование Патентного ведомства Российской Федерации (Роспатент); - полное и сокращенное наименование организации, ее полный почтовый адрес; - сведения об организации - разработчике (телефон, телефакс, город). 5.2.2.3. Сведения, заполняемые подразделением - исполнителем: - тип ЭВМ; - тип и версия операционной системы (в ИКАП - ОС); - инструментальное программное обеспечение (в ИКАП - ПО, указываются наименования универсальных языков программирования и/или инструментальных пакетов специализированных языков программирования (FoxPro, PARADOX и т.п.), на которых выполнено программное устройство. При использовании нескольких наименований они указываются через точку с запятой); - оперативная память (указывается объем оперативной памяти, используемой для программного средства, в килобайтах); - разновидность программной системы (в ИКАП - ПС, в классификаторе обводится код, соответствующий программному модулю, программе, пакету программ, комплекту программ и т.п.); - код программы по ЕСПД (указывается код, присвоенный программе в соответствии с ГОСТ 19.103-77); - объем программы (указывается объем программы в килобайтах); - срок окончания разработки (указывается дата утверждения программных документов или РТО организацией - разработчиком); - описание программы, описание применения, РТО (указывается количество листов в представленных программных документах или в РТО); - распространение программного продукта (в ИКАП - ПП, в классификаторе обводится соответствующий код, если организация имеет и распространяет программный продукт); - сертификация (обводится соответствующий код); - авторы (указываются фамилии и инициалы разработчиков программного средства); - наименование программы (указывается полное наименование программы. Наименование должно совпадать с наименованием, указанным в листе утверждения или на титульном листе РТО); - реферат (в краткой форме отражаются: функциональное назначение программы, область применения, ее ограничения, условия эксплуатации (возможность применения в сети, требования к аппаратным средствам и ПО, тип носителя и т.п.), может быть указан номер сертификата); - фамилии и инициалы руководителя организации, представляющей документы во ВНТИЦ, и руководителя разработки, их должности, ученые степени, звания и подписи. Подпись руководителя организации скрепляется печатью организации; - индексы УДК - индексы указываются в соответствии с таблицами универсальной десятичной классификации. 5.2.3. Отчет (с учетом п. 4.1.2), оформленный в соответствии с Порядком [18] и утвержденный руководителем организации, а по НИР, выполняемым по договорам, - согласованный с заказчиком 1-й экземпляр. Если при выполнении отдельных этапов были подготовлены промежуточные отчеты, то они также оформляются и направляются во ВНТИЦ в том же порядке, что и заключительные отчеты. 5.2.4. РТО либо любой текстовой документ (с учетом п. 4.1.3), если подготовка отчета не предусмотрена (например, по разработкам по плану (п. 2.4.2)) или если признано нецелесообразным посылать отчет во ВНТИЦ. Направляется во ВНТИЦ вместе с ИК или ИКАП по окончании работы и должен отражать результаты и отвечать основным требованиям оформления, изложенным в п. 3.2 Положения [12], в приложении 3 к Положению [13], а также в Приложениях 5 и 6 к настоящему Порядку (с учетом п. 4.1.2 настоящего Порядка). 5.3. Документы по п. п. 5.1 и 5.2 направляют с сопроводительным письмом на бланке организации, подписанным руководителем организации, с которым могут быть направлены документы по одной или нескольким НИОКР. 5.4. В необходимых случаях - письмо - уведомление об: 5.4.1. Изменении сроков выполнения зарегистрированной НИОКР или ее прекращения. 5.4.2. Изменении наименования НИОКР. 5.4.3. Необходимости засекречивания НИОКР, выявившейся в процессе ее выполнения. Примечание: - по НИР - выпуск отчета обязателен; - по разработкам: если составление отчета не предусмотрено, то возможно составление РТО или другого текстового документа; - все указанные документы направляются в несброшюрованном виде в папке. 6. Регламент (процедура) подготовки и оформления документов для регистрации во ВНТИЦ и сроки направления документов 6.1. В соответствии с Положением [23] сектор НИР готовит РК (п. 5.1) на основании сведений, содержащихся в плане, договоре или ТЗ, визирует, подписывает ее у научного руководителя (п. 2.15) и у руководителя организации, после чего с сопроводительным письмом посылает ее во ВНТИЦ в 30-дневный срок с момента утверждения ТЗ. 6.2. По окончании НИОКР научный руководитель на отдельном листе - Решении о целесообразности (нецелесообразности) ограничения информации, содержащейся в результатах НИР (разработке) (далее - Решение), форма которого представлена в Приложении 7 к настоящему Порядку, заполняет п. 1 Решения, перенося п. 9 из ТЗ, затем за своей подписью в п. 2 Решения либо подтверждает условия конфиденциальности, указанные в п. 1 Решения (целесообразность или нецелесообразность ограничения информации, содержащейся в результатах), либо дает иные предложения с соответствующим обоснованием (с учетом п. п. 2.26, 2.27, раздела 4 и Приложения 1) и вкладывает этот лист в отчет. 6.3. Секция НТС при обсуждении отчетов или др. текстовых документов рассматривает предложения по п. 6.2 и дает рекомендации относительно направления во ВНТИЦ вместе с ИК или ИКАП в качестве обязательного экземпляра всего отчета, материалов по отдельным его разделам, РТО, другого текстового документа или только реферата (в соответствии с Порядком [19]), а также предложения по публикации материалов отчета или другого текстового документа и по направлению этих материалов в другие учреждения (например, в министерство). Предложения фиксируются в протоколе заседания секции НТС и в п. 3 Решения за подписью председателя секции НТС и секретаря. 6.4. Заместитель руководителя организации, курирующий соответствующую тематику НИОКР, в случае возникших разногласий (по п. п. 6.2 и 6.3) выражает свое согласие (несогласие) с предложениями научного руководителя и рекомендациями секции НТС, которое фиксируется в п. 4 Решения. В случае если заместитель руководителя организации - куратор является научным руководителем НИР (разработки), то свое мнение выражать отдельно (в п. 4 Решения) не требуется. 6.5. Сектор НИР после проверки правильности составления документов по п. п. 6.2, 6.3 представляет на подпись руководителю организации Решение с приложением протокола заседания секции. 6.6. По результатам рассмотрения документов по п. 6.5 руководитель организации: 6.6.1. Принимает соответствующее решение о целесообразности или нецелесообразности ограничения информации, которое фиксирует в п. 5 Решения, и подписывает его: - по всем инициативным НИОКР, выполняемым в организации и ею финансируемым; - по НИОКР, выполняемым по заказам, - в случае, если это решение совпадает с условиями, указанными в п. 9 ТЗ. 6.6.2. Высказывает свое мнение в п. 5 Решения в случае, если условия по п. 1 Решения расходятся с предложениями по п. п. 6.2 - 6.4. 6.7. По НИОКР, выполняемым по заказам Роспатента, при возникновении разногласий (по п. 6.6.2) окончательное решение о целесообразности или нецелесообразности ограничения информации принимает заказчик (п. 2.8), что фиксирует в п. 6 Решения и подписывает его. 6.8. Сектор НИР ставит печать на подпись руководителя организации и на подпись генерального директора Роспатента, а Решение вкладывает в отчет. 6.9. В случае, если результат разработки не подлежит обсуждению на секции, решение о целесообразности или нецелесообразности ограничения информации принимает руководитель организации на основе предложений по п. п. 6.2 и 6.4 или Заказчик (с учетом п. п. 6.6 и 6.7) и отражает его в п. 5 Решения, которое также прикладывается к любому текстовому документу. 6.10. На основании решения по п. п. 6.5 - 6.9 подготавливаются соответствующие документы (раздел 5) во ВНТИЦ: 6.10.1. Сектором НИР: по НИР - ИК (обязательно), первый экземпляр отчета, РТО или другой текстовой документ, по разработкам, связанным с АИП, - ИКАП в части сведений, указанных в п. 5.2.2.2 настоящего Порядка. 6.10.2. Подразделением - исполнителем: по разработкам, связанным с АИП, - ИКАП в части сведений, указанных в п. 5.2.2.3, РТО или другой текстовой документ (описание программы, описание применения), которые он сдает в сектор НИР. 6.11. Сектор НИР подготавливает сопроводительные письма и посылает указанные в п. 6.10 документы во ВНТИЦ в 30-дневный срок со дня утверждения соответствующего документа. 6.12. Обо всех изменениях, происходящих в процессе выполнения НИОКР, при наличии соответствующих решений руководителей Роспатента и организации (изменение сроков, наименования работ, необходимости засекречивания и т.п.) подразделения организации обязаны подавать в сектор НИР письменно информацию об этом в течение 30 дней с момента принятия решения. 6.13. При изменении наименования зарегистрированной работы сектор НИР в 30-дневный срок после поступления в него от подразделения - исполнителя уведомления об этом направляет во ВНТИЦ заново оформленную РК для присвоения данной НИОКР нового регистрационного номера и аннулирования прежнего. 6.14. При изменении сроков выполнения зарегистрированной работы, возникновении необходимости ее засекречивания или ее прекращения сектор НИР в 30-дневный срок после получения от подразделения - исполнителя уведомления об этом направляет во ВНТИЦ письмо - уведомление, подписанное руководителем организации. 6.15. Учет полученных в соответствии с п. 6.10 сведений, а также подготовку писем - уведомлений по п. п. 6.11 - 6.13 осуществляет сектор НИР. 6.16. Копии полученных из ВНТИЦ РК, ИК и ИКАП хранятся в секторе НИР, а первые экземпляры отчетов или др. текстовых документов, возвращенные из ВНТИЦ или не направленные туда, временно хранятся в секторе НИР, затем сдаются им в архив ФИПС в установленном порядке. Примечания. 1. ВНТИЦ при получении указанных в разделе 5 настоящего Порядка документов и при отсутствии к ним замечаний: - присваивает НИР: - на основании РК - регистрационный номер и направляет копии РК в организацию с сопроводительным письмом; - на основании ИК - инвентарный номер и направляет копию ИК в организацию с сопроводительным письмом как подтверждение их ввода в национальный библиотечно - информационный фонд РФ; - по разработкам: - на основании ИКАП - инвентарный номер ВНТИЦ как подтверждение ввода АИП в национальный библиотечно - информационный фонд Российской Федерации и направляет второй экземпляр ИКАП с сопроводительным письмом в организацию. 2. При появлении условий, указанных в п. 6.13, ВНТИЦ присваивает данной НИОКР новый регистрационный номер и аннулирует прежний. Список нормативных документов и других источников информации 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 38. Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 1996 г. 2. Федеральный закон от 29.12.94 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре". 3. Федеральный закон от 23.08.96 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". 4. Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ, от 19.07.98 и 17.12.98 "О науке и государственной научно - технической политике". 5. Закон Российской Федерации (РФ) от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". 6. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 188. 7. Указ Президента Российской Федерации от 22.07.98 N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий". 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.99 N 982 "Об использовании результатов научно - технической деятельности". 9. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1233. 10. Положение о государственной системе научно - технической информации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.97. 11. Положение о порядке присуждения научным и научно - педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.94 N 1185. 12. Положение о государственной регистрации и учете открытых научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, утвержденное Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17.11.97 N 125 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.98 за N 1459. 13. Положение о представлении обязательного экземпляра алгоритмов и программ, утвержденное Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17.11.97 N 126 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.98 за N 1460. 14. Инструктивное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.95 N С1-7/03-316 о ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". 15. Инструкция по делопроизводству в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденная Приказом Роспатента от 30.10.97 N 169. 16. Инструкция по общему делопроизводству в Федеральном институте промышленной собственности, утвержденная Приказом ФИПС от 12.10.98 N 237. 17. Порядок планирования научно - исследовательских, опытно - конструкторских, проектно - конструкторских и проектно - технологических работ в системе Роспатента (ПН-1-99), утвержденный Приказом Роспатента от 01.07.99 N 128. 18. Порядок проведения научно - исследовательских, опытно - конструкторских, проектно - конструкторских и проектно - технологических работ и оформления отчетности (ПН-2-99), утвержденный Приказом Роспатента от 05.07.99 N 130. 19. Порядок работы секций Научно - технического совета Федерального института промышленной собственности, утвержденный Приказом Роспатента от 01.07.99 N 129. 20. Порядок использования результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских, проектно - конструкторских и проектно - технологических работ, выполненных в системе Роспатента (ПН-3-99), утвержденный Приказом Роспатента от 29.12.99 N 208. 21. Порядок формирования годовых планов совершенствования деятельности Роспатента и представления отчетности, утвержденный Приказом Роспатента от 09.03.99 N 39. 22. Инструкция по обращению со служебной информацией ограниченного распространения в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденная Приказом Роспатента от 20.05.98 N 106. 23. Положение о секторе научно - исследовательских работ Федерального института промышленной собственности, утвержденное Приказом ФИПС от 30.10.98 N 294. 24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Издание второе. Юридическая фирма "КОНТРАКТ". Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, М., 1997 г. Приложение 1 НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА НИОКР (на основании нормативных документов [1 - 12, 22]) 1. ГК РФ [1] определяет следующие обязанности сторон: - обеспечение конфиденциальности сведений, касающихся результатов; - возможность публикации полученных при выполнении работы сведений, признанных конфиденциальными, только с согласия другой стороны. 2. В ФЗ [2] оговаривается: он не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы и управленческую информацию. 3. В ФЗ [3] оговаривается: 3.1. Он не затрагивает отношений, регулируемых (ст. 1) Законом РФ [5]. 3.2. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (ст. 10). 3.3. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ст. 10). 3.4. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу (ст. 21). 3.5. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации (ст. 21). 3.6. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством РФ (ст. 22). 4. Из ФЗ [4] следует: 4.1. Условия владения, пользования и распоряжения результатами определяются законодательством РФ, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно - технической деятельности и потребителей продукции (ст. 8). 4.2. Субъекты научной и (или) научно - технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне (ст. 9). 5. Из ст. 14 Закона РФ [5] следует: исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. 6. В Перечне [6] приводится перечень сведений конфиденциального характера: 6.1. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и ФЗ (служебная тайна). 6.2. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки и т.д.). 6.3. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. 7. Из Положения [9] и Инструкции [22] следует: 7.1. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. 7.2. На документах (в необходимых случаях - и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования". 7.3. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям. 7.4. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). 7.5. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ; указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам. 8. Из Положения [12] следует: 8.1. Обязательной государственной регистрации во ВНТИЦ подлежат все открытые НИОКР. 8.2. В соответствии со ст. 10 ФЗ [3] документы, направляемые во ВНТИЦ в соответствии с Положением [12] и накапливаемые в его фондах, не относятся к информации с ограниченным доступом. 8.3. В соответствии с разделом 3 Положения [12], если подготовка отчета о НИОКР не предусмотрена, по окончании работы во ВНТИЦ вместе с ИК может быть направлено РТО, оформленное в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 5 к Положению [10] и в Приложении 4 настоящего Порядка, либо любой текстовой документ, отражающий результаты и отвечающий основным требованиям оформления. 9. Из Положения [13] следует: 9.1. Обязательным экземпляром АИП является открытое описание разработанной программы (программного средства). 9.2. В соответствии со ст. 10 ФЗ [3] документы, направляемые во ВНТИЦ и накапливаемые в его фондах, не относятся к информации с ограниченным доступом. 9.3. Если подготовка программных документов (описание программы, описание применения) при разработке программы не предусматривалась, во ВНТИЦ вместе с ИКАП может быть представлено РТО, оформленное в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 3. 10. Из Письма [14] следует: ФЗ [3] регулирует отношения, возникающие при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, при этом ФЗ [3] не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ [5]. 11. В Инструкции [15] сделана оговорка: Инструкция не распространяется на служебные документы секретного характера, документы с грифом "Для служебного пользования", а также на отчеты о НИОКР. 12. В Порядке [19] подчеркивается (п. 4.2): при использовании результатов стороны обязаны особо учитывать условия конфиденциальности содержащихся в них сведений, взаимосогласия в отношении публикации этих сведений и использования результатов работ. Объем и состав сведений, признаваемых конфиденциальными, стороны определяют в договоре (ст. 771 ГК РФ) или ТЗ. В частности, нарушением обязательств по обеспечению конфиденциальности признается не только разглашение и прямая передача конфиденциальных сведений одной из сторон другим заинтересованным пользователям, потребителям без согласия другой стороны, но и непринятие мер к их охране, исключающих свободный доступ к сведениям и возможность их утечки или иного распространения. Приложение 2 (к разделу 5) -------------------------------------------------------------------------------- | | 5013 Регистрационная | 5418 Исходящий номер, | 5436 Регистрационный | | РК | карта | дата | номер | Страницы: 1 2 |