ОРГАНИЗАЦИЯ (ООО) ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СДЕЛКИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ С ИНОСТРАННЫМИ КОНТРАГЕНТАМИ. СДЕЛКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ТАК И ВНЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. В ЦЕЛЯХ ГЛ. 25 НК РФ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРИЗНАЮТСЯ ОБРАЩАЮЩИМИСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ТОЛЬКО ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ СОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В П. 3 СТ. 280 НК РФ. В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗ. 2 ПП. 3 П. 3 СТ. 280 НК РФ ПОД ПРИМЕНИМЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОНИМАЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СДЕЛОК, ВЛЕКУЩИХ ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ). В СЛУЧАЯХ НЕВОЗМОЖНОСТИ ОДНОЗНАЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ, НА ТЕРРИТОРИИ КАКОГО ГОСУДАРСТВА ЗАКЛЮЧАЛИСЬ СДЕЛКИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ВНЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ВКЛЮЧАЯ СДЕЛКИ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТОЙ ИМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ВЫБИРАТЬ ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ ПРОДАВЦА ИЛИ ПОКУПАТЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОВРЕМЕННО ДВУХ ВАРИАНТОВ: МЕСТОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛКИ СЧИТАТЬ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ПРОДАВЦА, КОГДА СТОРОНА СДЕЛКИ - ООО (РОССИЙСКИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК) ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДАВЦОМ, ИЛИ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ, КОГДА СТОРОНА СДЕЛКИ - РОССИЙСКИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ЯВЛЯЕТСЯ ПОКУПАТЕЛЕМ (Т.Е. МЕСТОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛКИ ВСЕГДА БУДЕТ ТЕРРИТОРИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ООО - РОССИЙСКОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/73 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее. В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий: - если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством; - если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами; - если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством. В целях п. 3 ст. 280 НК РФ под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг. Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения российская организация может установить, что в случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, местом совершения таких сделок будет признаваться местонахождение российской организации, то есть Российская Федерация. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/73 |