О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУБСИДИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ, А ТАКЖЕ РАСХОД. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.02.11 03-03-06/1/68

              О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
         СУБСИДИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА
          РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ
          НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И
          ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ, А ТАКЖЕ
          РАСХОДОВ ТАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
                 И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          4 февраля 2011 г.
                           N 03-03-06/1/68

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  по  вопросу учета в целях налогообложения прибыли
организаций субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию
комплексных  проектов по созданию высокотехнологичного производства, и
сообщается,   что   согласно   п.   11.4  Регламента  Минфина  России,
утвержденного  Приказом  Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения
организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  по оценке конкретных
хозяйственных   ситуаций   и   осуществлению  экспертизы  договоров  в
Департаменте не рассматриваются.
     Одновременно сообщаем следующее.
     Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий
на  реализацию  комплексных  проектов по созданию высокотехнологичного
производства,   выполняемых   с  участием  российских  высших  учебных
заведений,    определены    Правилами   предоставления   субсидий   на
государственную   поддержку   развития  кооперации  российских  высших
учебных  заведений  и  организаций, реализующих комплексные проекты по
созданию      высокотехнологичного     производства,     утвержденными
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218
(далее - Правила).
     Согласно  данным  Правилам субсидии предоставляются на конкурсной
основе. Участником конкурса является организация, которая представляет
проект,    предусматривающий    выполнение   научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  и  технологических работ российскими вузами, и
дополнительно  направляет на реализацию проекта собственные средства в
размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных
средств    должно    использоваться    на    научно-исследовательские,
опытно-конструкторские  и  технологические работы. Субсидия выделяется
организации,  отобранной в результате конкурса, на срок от одного года
до  трех  лет  в  объеме  до  100  млн  руб.  в год для финансирования
указанных работ.
     Предоставление   субсидий   юридическим   лицам  (за  исключением
субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям,  физическим  лицам  - производителям товаров, работ,
услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
в  соответствии  с которой субсидии указанным лицам предоставляются на
безвозмездной  и  безвозвратной  основе  в целях возмещения затрат или
недополученных  доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением работ, оказанием услуг.
     При  определении  объекта  налогообложения  по  налогу на прибыль
организаций   налогоплательщиками  учитываются  доходы  от  реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии
со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и
внереализационные  доходы,  определяемые  в  соответствии  со  ст. 250
Кодекса.
     Доходы,  не  учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на  прибыль  организаций, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень таких
доходов  является  исчерпывающим.  Субсидии,  полученные коммерческими
организациями   на   возмещение   затрат   в   связи  с  производством
(реализацией)  товаров,  выполнением  работ, оказанием услуг, в данном
перечне   не   поименованы,   в   связи  с  чем  учитываются  в  целях
налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
     Таким  образом,  субсидии, полученные коммерческими организациями
на      реализацию      проекта,     предусматривающего     выполнение
научно-исследовательских,   опытно-конструкторских  и  технологических
работ  российскими  вузами,  подлежат  учету для целей налогообложения
прибыли в составе внереализационных доходов.
     Порядок   учета   расходов   на   научные  исследования  и  (или)
опытно-конструкторские  разработки  в  целях  налогообложения  прибыли
регулируется ст. 262 Кодекса.
     В  соответствии  с п. 2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика
на  научные  исследования  и  (или) опытно-конструкторские разработки,
относящиеся  к  созданию  новой  или  усовершенствованию  производимой
продукции   (товаров,   работ,   услуг),   в   частности   расходы  на
изобретательство,  осуществленные  им  самостоятельно  или совместно с
другими  организациями (в размере, соответствующем его доле расходов),
равно  как  на основании договоров, по которым он выступает в качестве
заказчика  таких  исследований  или  разработок,  признаются для целей
налогообложения  после  завершения  этих  исследований  или разработок
(завершения  отдельных  этапов  работ)  и  подписания  сторонами  акта
сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса.
     При  этом  расходы  налогоплательщика  на  научные исследования и
опытно-конструкторские    разработки    (в   том   числе   не   давшие
положительного  результата)  по перечню, установленному Правительством
Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в
котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в
размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
     Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 262 Кодекса положения п. 2
ст. 262 Кодекса не распространяются на расходы на научные исследования
и  (или) опытно-конструкторские разработки в организациях, выполняющих
научные  исследования  и  (или)  опытно-конструкторские  разработки  в
качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы
рассматриваются   как  расходы  на  осуществление  деятельности  этими
организациями, направленной на получение доходов.
     Таким  образом, расходы налогоплательщика на научные исследования
и   опытно-конструкторские   разработки   (в   том   числе  не  давшие
положительного  результата)  по перечню, установленному Правительством
Российской   Федерации,  могут  учитываться  в  целях  налогообложения
прибыли  в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 только в том
случае,  если  в  отношении  данных работ налогоплательщик выступает в
качестве  заказчика,  осуществляет  их  самостоятельно или совместно с
другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов).
     Из приведенных положений нормативных правовых актов, регулирующих
вопросы    предоставления   субсидий   из   федерального   бюджета   в
рассматриваемом   случае,   усматривается,   что   в   части   научных
исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, финансирование
которых   осуществляется   за   счет   средств  федерального  бюджета,
организация  -  получатель  субсидии  выступает в качестве исполнителя
таких    работ.    В    части    научных    исследований    и    (или)
опытно-конструкторских      разработок,     финансирование     которых
осуществляется   за   счет  собственных  средств  организации,  данная
организация  выступает  в качестве заказчика таких работ (осуществляет
их самостоятельно).
     Одновременно  сообщаем, что при проведении мероприятий налогового
контроля  налоговый орган вправе назначить экспертизу с целью проверки
соответствия     выполненных     научных    исследований    и    (или)
опытно-конструкторских      разработок     перечню,     установленному
Правительством  Российской  Федерации, в порядке, установленном ст. 95
Кодекса.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах   и  не  препятствует  налоговым  органам,  налогоплательщикам,
плательщикам  сборов  и  налоговым  агентам  руководствоваться нормами
законодательства  о  налогах  и  сборах  в  понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
4 февраля 2011 г.
N 03-03-06/1/68