ОБ УЧЕТЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА ОСНОВАНИИ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.10.10 03-04-05/8-622

         ОБ УЧЕТЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
            ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА ОСНОВАНИИ
           ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
                               НАЛОГОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          14 октября 2010 г. 
                           N 03-04-05/8-622
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письма  по  вопросу  учета доходов и расходов и хозяйственных операций
индивидуальными   предпринимателями  и  в  соответствии  со  ст.  34.2
Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
     Согласно  п.  2  ст.  54  Кодекса индивидуальные предприниматели,
нотариусы,   занимающиеся   частной  практикой,  адвокаты,  учредившие
адвокатские  кабинеты,  исчисляют  налоговую  базу  по  итогам каждого
налогового  периода  на  основе  данных  учета  доходов  и  расходов и
хозяйственных  операций в порядке, определяемом Министерством финансов
Российской Федерации.
     Учет  доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными
предпринимателями  осуществляется  в  соответствии  с  Порядком  учета
доходов   и  расходов  и  хозяйственных  операций  для  индивидуальных
предпринимателей,  утвержденным  совместным  Приказом Минфина России и
МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета).
     Пунктом   9   Порядка   учета   предусмотрено,   что   выполнение
хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
     Первичные   учетные  документы  принимаются  к  учету,  если  они
составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом
Российской  Федерации  по  статистике  по согласованию с Министерством
финансов  Российской Федерации и Министерством экономического развития
и   торговли   Российской   Федерации.  Документы,  форма  которых  не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные
реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений,
указанных  в  первичных  документах,  а  именно наименование документа
(формы), дату составления документа, при оформлении документа от имени
индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату
выдачи  документа  о  государственной  регистрации  физического лица в
качестве     индивидуального    предпринимателя,    ИНН,    содержание
хозяйственной   операции  с  измерителями  в  натуральном  и  денежном
выражении,  наименование  должностей  лиц, ответственных за совершение
хозяйственной  операции  и правильность ее оформления (для юридических
лиц),  и личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи
создания документов с применением средств вычислительной техники.
     Постановлениями   Госкомстата  России  от  18.08.1998  N  88  "Об
утверждении  унифицированных  форм  первичной  учетной документации по
учету  кассовых  операций,  по  учету результатов инвентаризации" и от
05.01.2004  N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации  по  учету  труда  и  его оплаты" (далее - Постановления)
утверждены  унифицированные  формы  первичной  учетной документации по
учету  кассовых  операций  и  учету  рабочего  времени  и  расчетов  с
персоналом по оплате труда.
     Указанные  унифицированные  формы  первичной учетной документации
распространены  на  юридических  лиц  всех  форм  собственности, кроме
кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических
и  юридических  лиц  (п.  2  Постановления  от  18.08.1998 N 88 и п. 2
Постановления от 05.01.2004 N 1).
     До  2004  г.  функция по разработке и утверждению унифицированных
форм   первичных  учетных  документов  осуществлялась  Государственным
комитетом   Российской   Федерации   по   статистике.  Однако  в  ходе
административной    реформы    данная    функция   признана   решением
Правительства Российской Федерации избыточной, подлежащей упразднению.
В   связи   с  этим  осуществление  данной  функции  не  предусмотрено
Положением    о   Федеральной   службе   государственной   статистики,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
02.06.2008 N 420.
     Таким  образом, ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не
имеют  полномочий  разрабатывать  и утверждать формы первичных учетных
документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
14 октября 2010 г. 
N 03-04-05/8-622