ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ И ПРОДАВЦОМ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРУЮ РЕАЛИЗУЕТ ТОРГОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ. ЧАСТЬ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ К МОМЕНТУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ГОДНОСТИ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ. В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РФ ОТ 07.02.1992 N 2300-1 ". Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.03.11 03-03-06/1/121

           ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ И ПРОДАВЦОМ
          КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРУЮ РЕАЛИЗУЕТ ТОРГОВЫМ
            ОРГАНИЗАЦИЯМ. ЧАСТЬ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ К МОМЕНТУ
        ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ГОДНОСТИ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ.
        В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РФ ОТ 07.02.1992 N 2300-1 "О
        ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ИСТЕЧЕНИИ
               УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА ГОДНОСТИ ЗАПРЕЩЕНА.
            СОГЛАСНО СТ. СТ. 24, 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
        02.01.2000 N 29-ФЗ "О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ
        ПРОДУКТОВ" НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ,
          ПРИЗНАВАЕМЫЕ ТАКОВЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 3
           ДАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ ИЗ
         ОБОРОТА. ИЗЪЯТЫЕ ИЗ ОБОРОТА НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ
        ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ПОДЛЕЖАТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В
            ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИЛИ
                 УТИЛИЗАЦИИ ТАКИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
               В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЗИЦИЕЙ
          ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
           ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОДУКЦИЯ С
                ИСТЕКШИМ СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ
               САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, ТАК
              КАК ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ.
          ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТАВЩИКИ (ПРОИЗВОДИТЕЛИ) ОБЯЗАНЫ
           УТИЛИЗИРОВАТЬ ХЛЕБ, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ И КОНДИТЕРСКИЕ
               ИЗДЕЛИЯ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ПУТЕМ
                     ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ.
            УЧИТЫВАЯ ИЗЛОЖЕННОЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО
           РАСХОДЫ В ВИДЕ СТОИМОСТИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ С
        ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С
         УНИЧТОЖЕНИЕМ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ, МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ ДЛЯ
         ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО
                 ДАННЫЕ РАСХОДЫ ПРОИЗВЕДЕНЫ В РАМКАХ
           ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТАЛЬНО
              ПОДТВЕРЖДЕНЫ. ПРИ ЭТОМ НАЛИЧИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
            САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
            ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
                              РАСХОДОВ.
           КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
           РАСХОДОВ В ВИДЕ СТОИМОСТИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ С
        ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ
                   С УНИЧТОЖЕНИЕМ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           5 марта 2011 г.
                           N 03-03-06/1/121

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета расходов на утилизацию продукции с истекшим
сроком годности и сообщает следующее.
     На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  расходами  признаются обоснованные и документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Согласно  п.  4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N
2300-1  "О  защите  прав  потребителей"  (далее  -  Закон N 2300-1) на
продукты  питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок
годности  -  период, по истечении которого товар считается непригодным
для  использования  по  назначению.  В силу п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1
продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
     Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для
предприятий   пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  утверждены
Санитарные   правила  и  нормы  производства  хлеба,  хлебобулочных  и
кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
     Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и
нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и
содержанию  всех  предприятий,  цехов,  участков, вырабатывающих хлеб,
хлебобулочные   и   кондитерские  (без  крема  и  с  кремом)  изделия,
независимо  от  форм  собственности  и ведомственной принадлежности, а
также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству
хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
     На  основании  п.  3.11.8  Санитарных правил хлеб и хлебобулочные
изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала
и возвращаются поставщику как черствые.
     Также   в  соответствии  с  положениями  Федерального  закона  от
02.01.2000  N  29-ФЗ  "О  качестве  и  безопасности пищевых продуктов"
(далее  -  Закон  N  29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты,
признаваемые  таковыми  в соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона,
подлежат  изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N
29-ФЗ).
     В  п.  2  ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в
обороте  пищевые  продукты, материалы и изделия, которые, в частности,
не   имеют  установленных  сроков  годности  (для  пищевых  продуктов,
материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности
является обязательным) или сроки годности которых истекли.
     Таким  образом,  существующее  нормативное правовое регулирование
отношений  в  сфере  оборота  хлебобулочной  и  кондитерской продукции
обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские
изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
     Учитывая  изложенное,  считаем,  что  расходы  в  виде  стоимости
кондитерских  изделий  с  истекшим  сроком  годности, а также расходы,
связанные  с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей
налогообложения  прибыли при условии, что данные расходы произведены в
рамках  предпринимательской  деятельности и документально подтверждены
надлежащим образом.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
5 марта 2011 г.
N 03-03-06/1/121