В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОАО) ОТЧИСЛЕНИЯ В РЕЗЕРВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДЯТСЯ ОТ ПОСТУПИВШИХ СТРАХОВЫХ БРУТТО-ПРЕМИЙ В РАЗМЕРАХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В СТРУКТУРЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, И В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕ УЧ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.10 03-03-06/3/7

          В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОАО) ОТЧИСЛЕНИЯ В РЕЗЕРВ
            ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДЯТСЯ ОТ
           ПОСТУПИВШИХ СТРАХОВЫХ БРУТТО-ПРЕМИЙ В РАЗМЕРАХ,
        ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В СТРУКТУРЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАХОВЫХ
          ТАРИФОВ, И В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕ
                             УЧИТЫВАЮТСЯ.
             ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
          ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ С
         ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ФИЗЛИЦАМИ (ПОДРЯДЧИКАМИ), КОТОРЫЕ
        ПРОВОДЯТ УКАЗАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ВЫПОЛНЯЮТ НЕОБХОДИМЫЕ
        РАБОТЫ). ПРИ ЭТОМ ЗАКАЗЧИКОМ РАБОТ ПО ДОГОВОРАМ МОЖЕТ
            ВЫСТУПАТЬ КАК ОАО, ТАК И ИНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ОАО
              ОПЛАЧИВАЕТ ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ НА ОСНОВАНИИ
        ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ (РЕШЕНИЙ О ВЫДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ
            НА СЧЕТ РЕЗЕРВА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
           ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА, СЧЕТОВ, СЧЕТОВ-ФАКТУР, АКТОВ
                         ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ).
           УЧИТЫВАЯ, ЧТО ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ СВЯЗАННОЙ С
        ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТЫМ,
            ВПРАВЕ ЛИ СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ
               ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА
         ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ В
         РАМКАХ ДОБРОВОЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ
         ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ С
                            ПОДРЯДЧИКАМИ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           2 апреля 2010 г. 
                            N 03-03-06/3/7

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
     Согласно  пп.  1  п.  2  ст.  294  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  - НК РФ) к расходам страховых организаций относятся
суммы   отчислений  в  страховые  резервы  (с  учетом  изменения  доли
перестраховщиков  в  страховых  резервах),  формируемые  на  основании
законодательства  о  страховании в порядке, утвержденном Министерством
финансов Российской Федерации.
     Пунктом  6  ст.  26  Закона  Российской Федерации от 27.11.1992 N
4015-1  "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее
-  Закон)  предусмотрено, что страховая организация вправе формировать
фонд   предупредительных  мероприятий  (ФПМ)  в  целях  финансирования
мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.
     По  своей  природе и экономической сути ФПМ не является страховым
резервом,  то  есть не имеет отношения к обязательствам страховщика по
исполнению   договоров   страхования,   и   его   формирование   носит
добровольный  характер.  Средства  ФПМ используются для финансирования
мероприятий,   направленных   на  уменьшение  вероятности  наступления
страхового   события   (несчастного  случая,  утраты  или  повреждения
застрахованного   имущества)  и  снижение  наносимого  застрахованному
объекту   ущерба.   Расходы  на  формирование  ФПМ  не  учитываются  в
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     Учитывая  изложенное, страховая организация вправе самостоятельно
определять  порядок формирования и использования ФПМ (в том числе цель
его   образования,   контроль  за  его  использованием)  на  основании
разработанного   ею  документа,  предварительно  установив  конкретное
должностное  лицо  или  орган  страховой  организации,  к  компетенции
которых  относится  утверждение  порядка  формирования и использования
ФПМ.
     Обязательством  страховщика  по  исполнению  договора страхования
является    осуществление    страховых    выплат    при    наступлении
предусмотренного  в  договоре события (страхового случая) из страховых
фондов  страховщика,  которые  сформированы им из уплаченных страховых
премий  (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщика.
Следовательно,   страховщик   в  первую  очередь  должен  осуществлять
страховые     выплаты     страхователям,     застрахованным     лицам,
выгодоприобретателям.
     Проведение  мероприятий,  направленных на снижение степени риска,
поддержку  уровня  соответствующей безопасности, иных превентивных мер
является обязанностью страхователя, а не страховщика.
     Таким   образом,   расходы  на  финансирование  предупредительных
мероприятий    не   учитываются   в   составе   расходов   для   целей
налогообложения прибыли организаций.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 апреля 2010 г. 
N 03-03-06/3/7