В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОАО) ОТЧИСЛЕНИЯ В РЕЗЕРВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДЯТСЯ ОТ ПОСТУПИВШИХ СТРАХОВЫХ БРУТТО-ПРЕМИЙ В РАЗМЕРАХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В СТРУКТУРЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, И В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ФИЗЛИЦАМИ (ПОДРЯДЧИКАМИ), КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТ УКАЗАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ВЫПОЛНЯЮТ НЕОБХОДИМЫЕ РАБОТЫ). ПРИ ЭТОМ ЗАКАЗЧИКОМ РАБОТ ПО ДОГОВОРАМ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ КАК ОАО, ТАК И ИНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ОАО ОПЛАЧИВАЕТ ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ НА ОСНОВАНИИ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ (РЕШЕНИЙ О ВЫДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ НА СЧЕТ РЕЗЕРВА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА, СЧЕТОВ, СЧЕТОВ-ФАКТУР, АКТОВ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ). УЧИТЫВАЯ, ЧТО ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТЫМ, ВПРАВЕ ЛИ СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ В РАМКАХ ДОБРОВОЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ С ПОДРЯДЧИКАМИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/3/7 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 6 ст. 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий (ФПМ) в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев. По своей природе и экономической сути ФПМ не является страховым резервом, то есть не имеет отношения к обязательствам страховщика по исполнению договоров страхования, и его формирование носит добровольный характер. Средства ФПМ используются для финансирования мероприятий, направленных на уменьшение вероятности наступления страхового события (несчастного случая, утраты или повреждения застрахованного имущества) и снижение наносимого застрахованному объекту ущерба. Расходы на формирование ФПМ не учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Учитывая изложенное, страховая организация вправе самостоятельно определять порядок формирования и использования ФПМ (в том числе цель его образования, контроль за его использованием) на основании разработанного ею документа, предварительно установив конкретное должностное лицо или орган страховой организации, к компетенции которых относится утверждение порядка формирования и использования ФПМ. Обязательством страховщика по исполнению договора страхования является осуществление страховых выплат при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) из страховых фондов страховщика, которые сформированы им из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщика. Следовательно, страховщик в первую очередь должен осуществлять страховые выплаты страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям. Проведение мероприятий, направленных на снижение степени риска, поддержку уровня соответствующей безопасности, иных превентивных мер является обязанностью страхователя, а не страховщика. Таким образом, расходы на финансирование предупредительных мероприятий не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/3/7 |