ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 27 июня 2000 г. N 1924 (НЦПИ) Эксперимент в области дистанционного образования, проводимый с июля 1997 г., позволил уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской Федерации, получил поддержку в среде научно - педагогической общественности и охватил более 100 тыс. обучающихся. Вузами - участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две технологии образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования. К таким технологиям относятся: сетевая электронная Интернет - библиотека; мультипреподавательское спутниковое телевидение. Были созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса в полном объеме по отдельным специальностям с использованием технологий дистанционного образования; разработаны специализированные учебные методические пособия по основным естественнонаучным, гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности, организована их подготовка. В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России, начинают оформляться технологические принципы дистанционного образования, что позволяет значительно расширить доступность высшего образования для различных слоев населения, в том числе в отдаленных от центров образования регионах. С учетом предварительных результатов эксперимента в области дистанционного образования приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования (с учетом результатов, полученных в 1997 - 1999 годах). 2. Установить срок проведения эксперимента в области дистанционного образования до 01.08.2001. 3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву), Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову) уточнить список участников эксперимента до 01.10.2000. 4. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву) оформить и выдать вузам и филиалам, участвующим в эксперименте, приложения к лицензиям на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования со сроком действия до 01.08.2001 с учетом формы обучения. 5. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России (В.О. Анурину) до 01.08.2001 провести аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте. 6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 27 июня 2000 г. N 1924 Приложение к Приказу Минобразования России от 27 июня 2000 года N 1924 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В 1997 - 1999 ГОДАХ) 1. Общие положения 1.1. Целью настоящего эксперимента является подготовка нормативных правовых документов, регламентирующих применение технологий дистанционного образования в учебном процессе. 1.2. Средствами достижения этой цели является создание и отработка на практике современных информационных технологий, охватывающих дистанционное обучение и доставку учебных материалов, с использованием информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др., создание и отработка соответствующих организационных структур и методов их работы. 1.3. Положение регламентирует организационно - технологические основы деятельности образовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс на технологиях дистанционного образования в полном объеме. Учреждения, осуществляющие образовательный процесс с применением технологий дистанционного образования наряду с традиционными методами, используют нижеследующие нормы частично. 2. Организационная структура 2.1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура: базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО). 2.2. Юридическим лицом является только базовое образовательное учреждение. 2.3. Филиалы - обособленные структурные подразделения образовательных учреждений - осуществляют обучение по образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производятся, консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.). 2.4. Представительства дистанционного обучения (ПДО), являясь обособленными подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов. По мере развития и при достижении достаточного масштаба ПДО могут быть преобразованы в филиалы. 2.5. Филиалы и ПДО, как правило, пользуются услугами физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений, предприятий общественного питания и медицинского обслуживания, публичных библиотек на договорной основе. 3. Компетенция базового образовательного учреждения Базовое образовательное учреждение осуществляет: 3.1. Прием студентов на обучение в филиалах и ПДО осуществляется приемной комиссией базового образовательного учреждения с применением технологий дистанционного образования (экстерриториальной приемной комиссией). 3.2. Подготовку и тиражирование учебных материалов (учебники, учебные пособия, обучающие и тренинговые компьютерные программы, учебные видеофильмы, аудиокурсы), материалов, предназначенных для передачи по телекоммуникационным и спутниковым каналам связи, материалов оперативной (тесты и прочее) и текущей (экзамены и прочее) аттестации. 3.3. Организацию работы профессорско - преподавательского состава и повышения его квалификации. 3.4. Проведение занятий с обучающимися в филиалах и ПДО по технологиям дистанционного образования, охватывающим обучение и доставку учебных материалов, с использованием информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др. 3.5. Итоговую и, частично или полностью, текущую аттестацию обучающихся в филиалах и ПДО. 3.6. Ведение и архивное хранение личных дел обучающихся в филиалах. 3.7. Переводы обучающихся в базовых образовательных учреждениях, филиалах с курса на курс и выдачу им документов об образовании, включая академические справки и дипломы. 4. Компетенция филиалов Филиалы осуществляют: 4.1. Функции, включая представительство, базового образовательного учреждения, по доверенности. 4.2. Ведение образовательного процесса в неполном объеме (за исключением тех его элементов, которые выполняются базовым образовательным учреждением). 4.3. Методическую и организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс. 4.4. Организационно - методическое руководство ПДО. 5. Компетенция ПДО ПДО осуществляет: 5.1. Представительство базового образовательного учреждения и филиала по доверенности. 5.2. Методическую и организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс. 6. Кадры дистанционного образовательного процесса Кадры дистанционного образовательного процесса состоят из следующих групп: 6.1. Административно - хозяйственный персонал базового образовательного учреждения, филиалов, ПДО. 6.2. Научно - педагогический персонал, который включает: 6.2.1. Научных работников (базового образовательного учреждения). 6.2.2. Профессорско - преподавательский состав (ППС) базового образовательного учреждения и филиалов. ППС организован в кафедры, состоящие из лиц, проживающих в различных городах и населенных пунктах, методически и организационно объединенных современными средствами связи (экстерриториальные кафедры). Часть ППС составляют лица, осуществляющие занятия с обучающимися, текущую и итоговую аттестацию с применением технологий дистанционного образования, включая обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий и др. (ППСДО). Должностными обязанностями ППС может быть предусмотрена работа по осуществлению методического, технологического и организационного обеспечения учебного процесса технологиями дистанционного образования. 6.2.3. ППС филиала и относящихся к нему ПДО состоит из ППСДО и профессоров и преподавателей, входящих в состав экстерриториальных кафедр, из числа проживающих в местах расположения филиалов и ПДО. 6.3. Инженерно - технический персонал, поддерживающий работу компьютерной и телевизионной техники, средств связи, других технических средств обучения (базового образовательного учреждения, филиалов, ПДО). 6.4. Учебно - вспомогательный персонал, организующий обучение студентов по технологиям дистанционного образования (в филиалах и ПДО). 7. Показатели материально - технического обеспечения филиалов и ПДО, требующие уточнения на основании опыта использования дистанционных технологий В ходе эксперимента будут установлены нормативы по следующим показателям потребностей в материальных и технических ресурсах филиалов и ПДО: 7.1. Учебные площади для осуществления дистанционного образования на одного студента очной, очно - заочной и заочной формы обучения. 7.2. Компьютерное электронное и телевизионное оборудование для обучения и контроля знаний в виртуальных средах (обеспеченность на одного обучающегося различных форм обучения). 7.3. Обеспечение модульными учебниками и учебными пособиями по всем учебным дисциплинам (полный комплект для обучающихся различных форм обучения). Дополнительное предоставление комплекта традиционных учебников на каждого студента, общее обеспечение комплектами учебников. Традиционные учебники могут поставляться в читальные залы собственных или публичных библиотек, при этом устанавливается число посадочных мест для студентов различных форм обучения. 7.4. Обеспеченность физкультурно - оздоровительными и спортивными сооружениями, предприятиями общественного питания и медицинского обслуживания для обучающихся различных форм обучения. |