ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 27.06.00 1924

         ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           27 июня 2000 г.
                                N 1924

                                (НЦПИ)
   

     Эксперимент в области дистанционного  образования,  проводимый  с
июля   1997  г.,  позволил  уточнить  направления  развития  и  методы
дистанционного образования в Российской Федерации, получил поддержку в
среде  научно - педагогической общественности и охватил более 100 тыс.
обучающихся.
     Вузами -   участниками  эксперимента  были  созданы  оригинальные
методы   дистанционного   образования,   опирающиеся    на    новейшие
информационные технологии и средства телекоммуникаций,  предложены две
технологии  образовательного   процесса,   которые   открывают   новые
возможности   для   развития   дистанционного   образования.  К  таким
технологиям относятся:
     сетевая электронная Интернет - библиотека;
     мультипреподавательское спутниковое телевидение.
     Были созданы  предпосылки обеспечения образовательного процесса в
полном объеме по отдельным специальностям с использованием  технологий
дистанционного  образования;  разработаны  специализированные  учебные
методические пособия по основным  естественнонаучным,  гуманитарным  и
социально  -  экономическим  дисциплинам.  Определена специфика работы
преподавателей    при    использовании    технологий    дистанционного
образования,   разработаны   методические   основы   их  деятельности,
организована их подготовка.
     В ходе  эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных
учебных центров,  охватывающих большую часть регионов России, начинают
оформляться  технологические принципы дистанционного образования,  что
позволяет значительно расширить доступность  высшего  образования  для
различных  слоев  населения,  в  том  числе  в  отдаленных  от центров
образования регионах.
     С учетом   предварительных  результатов  эксперимента  в  области
дистанционного образования приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о проведении эксперимента в
области дистанционного образования (с учетом результатов, полученных в
1997 - 1999 годах).
     2. Установить   срок   проведения    эксперимента    в    области
дистанционного образования до 01.08.2001.
     3. Управлению лицензирования,  аккредитации  и  аттестации  (В.Н.
Гуничеву),  Управлению образовательных программ и стандартов высшего и
среднего  профессионального  образования  (Г.К.  Шестакову)   уточнить
список участников эксперимента до 01.10.2000.
     4. Управлению лицензирования,  аккредитации  и  аттестации  (В.Н.
Гуничеву)   оформить   и   выдать  вузам  и  филиалам,  участвующим  в
эксперименте,  приложения к лицензиям на право ведения образовательной
деятельности  в  сфере высшего профессионального образования со сроком
действия до 01.08.2001 с учетом формы обучения.
     5. Государственной  инспекции  по  аттестации  учебных  заведений
России при Минобразовании России (В.О. Анурину) до 01.08.2001 провести
аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте.
     6. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
27 июня 2000 г.
N 1924


                                                            Приложение

                                       к Приказу Минобразования России
                                                  от 27 июня 2000 года
                                                                N 1924

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                 О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ
          ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ,
                   ПОЛУЧЕННЫХ В 1997 - 1999 ГОДАХ)

                          1. Общие положения

     1.1. Целью   настоящего    эксперимента    является    подготовка
нормативных    правовых    документов,   регламентирующих   применение
технологий дистанционного образования в учебном процессе.
     1.2. Средствами   достижения   этой   цели  является  создание  и
отработка   на   практике   современных   информационных   технологий,
охватывающих  дистанционное обучение и доставку учебных материалов,  с
использованием   информационных   и    телекоммуникационных    систем,
спутниковых телевизионных каналов связи,  ISDN, Интернета, электронной
почты,  других видов  компьютерной  связи,  телефонных  линий  и  др.,
создание   и  отработка  соответствующих  организационных  структур  и
методов их работы.
     1.3. Положение  регламентирует  организационно  - технологические
основы деятельности образовательных учреждений, осуществляющих учебный
процесс  на  технологиях  дистанционного  образования в полном объеме.
Учреждения,  осуществляющие  образовательный  процесс  с   применением
технологий дистанционного образования наряду с традиционными методами,
используют нижеследующие нормы частично.

                     2. Организационная структура

     2.1. В  дистанционном   образовании   применяется   трехуровневая
организационная   структура:   базовое   образовательное   учреждение,
филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).
     2.2. Юридическим  лицом  является  только базовое образовательное
учреждение.
     2.3. Филиалы    -    обособленные    структурные    подразделения
образовательных учреждений - осуществляют обучение по  образовательной
программе   в  неполном  объеме  (текущая  и  итоговая  аттестация  не
производятся,  консультирование и  руководство  разработкой  курсовых,
дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.).
     2.4. Представительства  дистанционного  обучения  (ПДО),  являясь
обособленными     подразделениями     образовательного     учреждения,
организационно  подчинены   одному   из   филиалов   и   обслуживаются
преподавательским составом филиалов. По мере развития и при достижении
достаточного масштаба ПДО могут быть преобразованы в филиалы.
     2.5. Филиалы и ПДО, как правило, пользуются услугами физкультурно
- оздоровительных и спортивных сооружений,  предприятий  общественного
питания и медицинского обслуживания, публичных библиотек на договорной
основе.

         3. Компетенция базового образовательного учреждения

     Базовое образовательное учреждение осуществляет:
     3.1. Прием  студентов на обучение в филиалах и ПДО осуществляется
приемной комиссией базового образовательного учреждения с  применением
технологий  дистанционного  образования  (экстерриториальной  приемной
комиссией).
     3.2. Подготовку  и  тиражирование  учебных  материалов (учебники,
учебные  пособия,  обучающие  и  тренинговые  компьютерные  программы,
учебные  видеофильмы,  аудиокурсы),  материалов,  предназначенных  для
передачи  по  телекоммуникационным  и   спутниковым   каналам   связи,
материалов  оперативной (тесты и прочее) и текущей (экзамены и прочее)
аттестации.
     3.3. Организацию работы профессорско - преподавательского состава
и повышения его квалификации.
     3.4. Проведение  занятий  с  обучающимися  в  филиалах  и  ПДО по
технологиям  дистанционного  образования,  охватывающим   обучение   и
доставку   учебных   материалов,  с  использованием  информационных  и
телекоммуникационных систем,  спутниковых телевизионных каналов связи,
ISDN,  Интернета,  электронной почты, других видов компьютерной связи,
телефонных линий и др.
     3.5. Итоговую  и,  частично  или  полностью,  текущую  аттестацию
обучающихся в филиалах и ПДО.
     3.6. Ведение   и  архивное  хранение  личных  дел  обучающихся  в
филиалах.
     3.7. Переводы  обучающихся в базовых образовательных учреждениях,
филиалах с курса на  курс  и  выдачу  им  документов  об  образовании,
включая академические справки и дипломы.

                       4. Компетенция филиалов

     Филиалы осуществляют:
     4.1. Функции,      включая      представительство,       базового
образовательного учреждения, по доверенности.
     4.2. Ведение образовательного  процесса  в  неполном  объеме  (за
исключением   тех   его   элементов,   которые   выполняются   базовым
образовательным учреждением).
     4.3. Методическую   и   организационную   работу,  сопровождающую
дистанционный образовательный процесс.
     4.4. Организационно - методическое руководство ПДО.

                          5. Компетенция ПДО

     ПДО осуществляет:
     5.1. Представительство  базового  образовательного  учреждения  и
филиала по доверенности.
     5.2. Методическую  и   организационную   работу,   сопровождающую
дистанционный образовательный процесс.

          6. Кадры дистанционного образовательного процесса

     Кадры дистанционного   образовательного   процесса   состоят   из
следующих групп:
     6.1. Административно    -    хозяйственный    персонал   базового
образовательного учреждения, филиалов, ПДО.
     6.2. Научно - педагогический персонал, который включает:
     6.2.1. Научных работников (базового образовательного учреждения).
     6.2.2. Профессорско  -  преподавательский  состав  (ППС) базового
образовательного учреждения и филиалов.  ППС  организован  в  кафедры,
состоящие  из  лиц,  проживающих  в  различных  городах  и  населенных
пунктах,  методически  и  организационно   объединенных   современными
средствами связи (экстерриториальные кафедры).
     Часть ППС составляют лица, осуществляющие занятия с обучающимися,
текущую  и итоговую аттестацию с применением технологий дистанционного
образования,   включая   обучение   с    использованием    современных
информационных     и    телекоммуникационных    систем,    спутниковых
телевизионных  каналов  связи,  ISDN,  Интернета,  электронной  почты,
других видов компьютерной связи, телефонных линий и др. (ППСДО).
     Должностными обязанностями ППС может быть предусмотрена работа по
осуществлению   методического,   технологического  и  организационного
обеспечения учебного процесса технологиями дистанционного образования.
     6.2.3. ППС  филиала  и  относящихся к нему ПДО состоит из ППСДО и
профессоров и преподавателей,  входящих  в  состав  экстерриториальных
кафедр, из числа проживающих в местах расположения филиалов и ПДО.
     6.3. Инженерно  -  технический  персонал,  поддерживающий  работу
компьютерной   и   телевизионной   техники,   средств   связи,  других
технических средств обучения  (базового  образовательного  учреждения,
филиалов, ПДО).
     6.4. Учебно -  вспомогательный  персонал,  организующий  обучение
студентов  по  технологиям  дистанционного  образования  (в филиалах и
ПДО).

         7. Показатели материально - технического обеспечения
        филиалов и ПДО, требующие уточнения на основании опыта
                использования дистанционных технологий

     В ходе эксперимента  будут  установлены  нормативы  по  следующим
показателям   потребностей   в  материальных  и  технических  ресурсах
филиалов и ПДО:
     7.1. Учебные площади для осуществления дистанционного образования
на одного студента очной, очно - заочной и заочной формы обучения.
     7.2. Компьютерное  электронное  и  телевизионное оборудование для
обучения и контроля знаний в  виртуальных  средах  (обеспеченность  на
одного обучающегося различных форм обучения).
     7.3. Обеспечение модульными учебниками и  учебными  пособиями  по
всем  учебным  дисциплинам  (полный комплект для обучающихся различных
форм обучения).  Дополнительное предоставление комплекта  традиционных
учебников   на   каждого   студента,   общее  обеспечение  комплектами
учебников.  Традиционные учебники могут поставляться в читальные  залы
собственных  или  публичных библиотек,  при этом устанавливается число
посадочных мест для студентов различных форм обучения.
     7.4. Обеспеченность физкультурно - оздоровительными и спортивными
сооружениями,  предприятиями  общественного  питания  и   медицинского
обслуживания для обучающихся различных форм обучения.