В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РУКОВОДСТВОМ ОАО РАССМАТРИВАЕТСЯ ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО БУДЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.10 03-03-06/1/218

          В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РУКОВОДСТВОМ ОАО РАССМАТРИВАЕТСЯ
        ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ДОБРОВОЛЬНОГО
           МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ,
        ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО БУДЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
              РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
        ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ.
            ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО В РАМКАХ ДАННОГО ДОГОВОРА
              СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ БУДЕТ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И
            ФИНАНСИРОВАТЬ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ
        ЗАСТРАХОВАННЫМ ЛИЦАМ НА БАЗЕ САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ,
           КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ОАО.
         ОАО ИМЕЕТ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
               МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ 19.06.2008 N
          ЛО-29-01-000049 И ОТ 30.10.2008 N ЛО-29-01-000099.
        ВПРАВЕ ЛИ ОАО В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА
         ОСНОВАНИИ П. 16 СТ. 255 НК РФ ОТНЕСТИ К РАСХОДАМ НА
          ОПЛАТУ ТРУДА ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО
            УКАЗАННОМУ ДОГОВОРУ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
                             СТРАХОВАНИЯ?
    
                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           2 апреля 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/218

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций
затрат   на   оплату   страховой   премии  по  договору  добровольного
медицинского страхования и сообщает следующее.
     В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются
любые  начисления  работникам  в  денежной и (или) натуральной формах,
стимулирующие   начисления  и  надбавки,  компенсационные  начисления,
связанные   с   режимом   работы   или   условиями   труда,  премии  и
единовременные   поощрительные   начисления,   расходы,   связанные  с
содержанием  этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской  Федерации,  трудовыми  договорами  (контрактами)  и  (или)
коллективными договорами.
     Согласно  п.  16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях
гл.  25  НК  РФ  относятся  суммы  платежей (взносов) работодателей по
договорам  обязательного  страхования,  суммы  взносов  работодателей,
уплачиваемых  в  соответствии  с Федеральным законом "О дополнительных
страховых   взносах   на   накопительную   часть   трудовой  пенсии  и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также
суммы  платежей  (взносов)  работодателей  по  договорам добровольного
страхования  (договорам  негосударственного  пенсионного обеспечения),
заключенным   в   пользу   работников   со   страховыми  организациями
(негосударственными  пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные
в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации, на ведение
соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     В    случаях    добровольного   страхования   (негосударственного
пенсионного  обеспечения)  указанные  суммы  относятся  к  расходам на
оплату труда по договору добровольного личного страхования работников,
заключаемому  на  срок не менее одного года, предусматривающему оплату
страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
     Статьей  1  Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон
N   1499-1)  установлено,  что  добровольное  медицинское  страхование
осуществляется   на   основе   программ   добровольного   медицинского
страхования   и   обеспечивает   гражданам   получение  дополнительных
медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного
медицинского страхования.
     Согласно ст. 15 Закона N 1499-1 страховая медицинская организация
обязана,  в  частности,  заключать  договоры  на оказание медицинских,
оздоровительных   и   социальных   услуг  гражданам  по  добровольному
медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями.
     В  соответствии  со  ст.  23  Закона  N  1499-1  под договором на
предоставление  лечебно-профилактической  помощи  (медицинских  услуг)
понимается  соглашение,  по  которому медицинское учреждение обязуется
предоставлять    застрахованному    контингенту   медицинскую   помощь
определенного  объема  и качества в конкретные сроки в рамках программ
медицинского страхования.
     Договор      должен      содержать,     в     частности,     виды
лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).
     В силу п. 1 ст. 954 Гражданского кодекса Российской Федерации под
страховой   премией   понимается   плата   за   страхование,   которую
страхователь   (выгодоприобретатель)  обязан  уплатить  страховщику  в
порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
     С  учетом  изложенного  в  случае,  если программой добровольного
медицинского                 страхования                 предусмотрено
реабилитационно-восстановительное  лечение,  то  платежи  (взносы)  по
договорам     добровольного     личного     страхования    работников,
предусматривающим   оплату   страховщиками   медицинских   расходов  и
реабилитационно-восстановительного  лечения застрахованных работников,
могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.
     Платежи  (взносы)  по вышеуказанным договорам включаются в состав
расходов  в  размере,  не превышающем 6 процентов от суммы расходов на
оплату труда.
     По  вопросу  правомерности  заключения данных договоров в случае,
когда страховой организацией заключен договор на оказание медицинских,
оздоровительных   и   социальных   услуг  с  медицинским  учреждением,
являющимся структурным подразделением организации, заключившей договор
добровольного   личного   страхования  работников  с  такой  страховой
организацией,  рекомендуем  обратиться в Федеральную службу страхового
надзора.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 апреля 2010 г. 
N 03-03-06/1/218