О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧНЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПЕРЕВОД ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ ЖИЛОГО В НЕЖИЛОЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 01.07.10 Д23-2438

            О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ
        ПОМЕЩЕНИЕ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧНЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
            ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПЕРЕВОД
                    ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ ЖИЛОГО В НЕЖИЛОЕ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                            1 июля 2010 г. 
                              N Д23-2438

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое помещение и
в пределах своей компетенции сообщает.
     Порядок  перевода  жилого  помещения  в  нежилое установлен гл. 3
Жилищного  кодекса  Российской  Федерации  (далее  - Жилищный кодекс),
обладающего более высокой юридической силой по отношению к нормативным
правовым  актам  субъектов  Российской  Федерации,  в  том  числе  при
регулировании  вопросов,  отнесенных  к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.
     В  соответствии  с  Жилищным  кодексом  полномочия по определению
условий  и  порядка  перевода  жилых  помещений в нежилые помещения за
органами   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в
области  жилищных  отношений  и  органами  местного  самоуправления  в
области  жилищных  отношений  не  закреплены.  Согласно  ч.  1  ст. 12
Жилищного  кодекса  органы  местного самоуправления в области жилищных
отношений  вправе принимать в установленном порядке решения о переводе
жилых  помещений  в  нежилые помещения. При этом правом по определению
перечня  документов,  необходимых  для  перевода  жилого  помещения  в
нежилое помещение, органы местного самоуправления не наделены.
     Данный  перечень  документов,  необходимых  для  представления  в
орган,  осуществляющий  перевод  помещений,  в  целях  перевода жилого
помещения  в  нежилое  помещение,  установлен  ч.  2  ст. 23 Жилищного
кодекса. К таким документам относятся:
     1) заявление о переводе помещения;
     2)   правоустанавливающие   документы  на  переводимое  помещение
(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
     3)  план  переводимого  помещения  с его техническим описанием (в
случае  если переводимое помещение является жилым, технический паспорт
такого помещения);
     4)   поэтажный   план   дома,  в  котором  находится  переводимое
помещение;
     5)  подготовленный  и  оформленный в установленном порядке проект
переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае
если  переустройство  и (или) перепланировка требуются для обеспечения
использования   такого   помещения  в  качестве  жилого  или  нежилого
помещения).
     Частью 3 ст. 23 Жилищного кодекса установлен запрет на требование
органами,  осуществляющими перевод помещений, других документов, кроме
установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
     Следует  также  отметить,  что  ч.  1  ст.  24  Жилищного кодекса
установлены  случаи отказов органов местного самоуправления в переводе
жилого помещения в нежилое помещение:
     1)  непредставление  определенных  ч.  2 ст. 23 Жилищного кодекса
документов;
     2) представление документов в ненадлежащий орган;
     3)  несоблюдение предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса условий
перевода помещения;
     4)  несоответствие  проекта переустройства и (или) перепланировки
жилого помещения требованиям законодательства.
     В  числе перечисленных случаев отказов в переводе жилых помещений
в   нежилые   помещения   отсутствует   требование   органов  местного
самоуправления   о  представлении  иных  документов,  необходимых  для
перевода  жилого помещения в нежилое помещение, кроме установленных ч.
2 ст. 23 Жилищного кодекса.
     При    этом    вышеуказанной    статьей   не   установлено,   что
непредставление  документов  помимо тех, которые указаны в ч. 2 ст. 23
Жилищного  кодекса, может служить причиной отказа в принятии решения о
переводе жилого помещения в нежилое помещение.
     Согласно  ч.  3  ст.  24  Жилищного  кодекса  решение об отказе в
переводе  помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем
через  три  рабочих  дня  со  дня принятия такого решения и может быть
обжаловано заявителем в судебном порядке.
     Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса, если
реконструкция,   переустройство   и   (или)  перепланировка  помещений
невозможны   без   присоединения   к  ним  части  общего  имущества  в
многоквартирном  доме,  на такие реконструкцию, переустройство и (или)
перепланировку   помещений   должно   быть   получено   согласие  всех
собственников помещений в многоквартирном доме.
     Дополнительно   информируем,   что  согласно  п.  1  Положения  о
Министерстве     регионального    развития    Российской    Федерации,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
26.01.2005   N  40,  Минрегион  России  является  федеральным  органом
исполнительной    власти,    осуществляющим   функции   по   выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
осуществления жилищно-коммунального хозяйства.
    
Врио директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
1 июля 2010 г. 
N Д23-2438