ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 17.12.2009 N 318-ФЗ ГЛ. 21 НК РФ ДОПОЛНЕНА НОВЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС. СОГЛАСНО НОВОМУ ПРАВИЛУ, ПРЕДУСМОТРЕННОМУ СТ. 176.1 НК РФ, СУММА НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННАЯ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ СУММОЙ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И СУММОЙ ИСЧИСЛЕННОГО НАЛОГА), МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗМЕЩЕНА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ. ПРИ ЭТОМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА МОМЕНТ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ВОЗМЕЩЕНИИ НДС В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПЕНЯМ И (ИЛИ) ШТРАФАМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ ЗАЧЕТ ЗАЯВЛЕННОЙ К ВОЗМЕЩЕНИЮ СУММЫ НАЛОГА В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ УКАЗАННЫХ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И (ИЛИ) ШТРАФАМ. КАКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ДАННОМ СЛУЧАЕ БУДЕТ ПРИЗНАВАТЬСЯ НЕДОИМКОЙ ПО НАЛОГАМ И ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ? ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ НЕДОИМКОЙ ПО НАЛОГАМ И (ИЛИ) ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ СУММЫ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ, НАЧИСЛЕННЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ (КАМЕРАЛЬНОЙ) ПРОВЕРКИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИНЯТЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, В ЧАСТНОСТИ, ПРИОСТАНОВЛЕНО ИСПОЛНЕНИЕ ОСПАРИВАЕМОГО АКТА НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА? КАКОВ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПРОЦЕНТОВ НА ПОДЛЕЖАЩИЕ ВОЗВРАТУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ СУММЫ НАЛОГА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 17 СТ. 176.1 НК РФ, В СЛУЧАЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) СУММЫ НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННОЙ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ? ВЕРНО ЛИ, ЧТО ПРОЦЕНТЫ ДОЛЖНЫ РАССЧИТЫВАТЬСЯ ПО ФОРМУЛЕ: ПРОЦЕНТЫ = СУММ X (СТАВКА РЕФ. ЦБ X ДН. / 365 (366)), ГДЕ СУММ - СУММА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ВОЗВРАТУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В СЛУЧАЕ ВЫНЕСЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) СУММ НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННЫХ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ; СТАВКА РЕФ. ЦБ - СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ДН. - КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ ПОМИМО ПРОЦЕНТОВ, УКАЗАННЫХ В П. 17 СТ. 176.1 НК РФ, ПЕНИ НА СУММУ НАЛОГА, НЕ ПОДЛЕЖАЩУЮ ВОЗМЕЩЕНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗА ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении отдельных положений ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее. Статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно данному порядку налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право начиная с представления деклараций за I квартал 2010 г. возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой декларации. Пунктом 9 указанной ст. 176.1 Кодекса предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора на основании положений ст. 75 Кодекса начисляются пени, а за совершение налогового правонарушения в случаях, установленных Кодексом, взыскиваются штрафы. Пунктом 8 ст. 101 Кодекса установлено, что размер выявленной недоимки и сумма соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф указываются в решении о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании положений п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 101.3 Кодекса решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть по истечении 10 дней со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке. В случае неуплаты или неполной уплаты налога (пеней, штрафов) в установленный срок обязанность организации по уплате налога (пеней, штрафов) исполняется в принудительном порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Кодекса. Пунктом 3 ст. 138 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования актов налоговых органов в суд по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Таким образом, принятие судом обеспечительных мер не означает признание обязанности налогоплательщика по уплате соответствующих налогов (пеней, штрафов) исполненной и отсутствие недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам, но приостанавливает действия налоговых органов по их взысканию. Учитывая изложенное, зачет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по которым судебными органами принята обеспечительная мера в виде приостановления исполнения соответствующих актов налоговых органов, не производится. На основании положений ст. 176.1 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки сумма налога на добавленную стоимость, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, подлежит возврату в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам указанной проверки. При этом в соответствии с п. 17 данной статьи Кодекса на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), действовавшей в период пользования указанными бюджетными средствами. Учитывая, что ст. 176.1 Кодекса не предусмотрен особый порядок расчета ставки рефинансирования Банка России, при расчете указанных процентов число дней в году принимается равным 365 (366) дням. Таким образом, сумма процентов, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как произведение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату налогоплательщиком, двойной ставки рефинансирования Банка России, деленной на количество дней в году (365 или 366), и количества дней пользования бюджетными средствами. В случае если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования Банка России, расчет процентов в вышеуказанном порядке осуществляется отдельно по каждой ставке рефинансирования Банка России и полученные суммы складываются. Что касается вопроса о пенях на сумму налога на добавленную стоимость, возмещенную налогоплательщику в заявительном порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, то нормами Кодекса их начисление не предусмотрено. Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95 |