ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 17.12.2009 N 318-ФЗ ГЛ. 21 НК РФ ДОПОЛНЕНА НОВЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС. СОГЛАСНО НОВОМУ ПРАВИЛУ, ПРЕДУСМОТРЕННОМУ СТ. 176.1 НК РФ, СУММА НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННАЯ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В НАЛОГОВОЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.04.10 03-07-08/95

         ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 17.12.2009 N 318-ФЗ ГЛ. 21 НК
         РФ ДОПОЛНЕНА НОВЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ
         ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС. СОГЛАСНО НОВОМУ
           ПРАВИЛУ, ПРЕДУСМОТРЕННОМУ СТ. 176.1 НК РФ, СУММА
        НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННАЯ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
        (ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ СУММОЙ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
         И СУММОЙ ИСЧИСЛЕННОГО НАЛОГА), МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗМЕЩЕНА
         НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
          КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ. ПРИ ЭТОМ НАЛОГОВЫМ
            ОРГАНАМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ У
           НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА МОМЕНТ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О
          ВОЗМЕЩЕНИИ НДС В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НЕДОИМКИ ПО
          НАЛОГАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ
        ПЕНЯМ И (ИЛИ) ШТРАФАМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ ЗАЧЕТ
        ЗАЯВЛЕННОЙ К ВОЗМЕЩЕНИЮ СУММЫ НАЛОГА В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ
         УКАЗАННЫХ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И (ИЛИ)
                               ШТРАФАМ.
        КАКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ДАННОМ СЛУЧАЕ
              БУДЕТ ПРИЗНАВАТЬСЯ НЕДОИМКОЙ ПО НАЛОГАМ И
           ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ? ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ
        НЕДОИМКОЙ ПО НАЛОГАМ И (ИЛИ) ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ПЕНЯМ И
         ШТРАФАМ СУММЫ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ, НАЧИСЛЕННЫЕ
              НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ
         (КАМЕРАЛЬНОЙ) ПРОВЕРКИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИНЯТЫ
          ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, В ЧАСТНОСТИ, ПРИОСТАНОВЛЕНО
          ИСПОЛНЕНИЕ ОСПАРИВАЕМОГО АКТА НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА
                 ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА?
        КАКОВ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПРОЦЕНТОВ НА ПОДЛЕЖАЩИЕ ВОЗВРАТУ
        НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ СУММЫ НАЛОГА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 17
            СТ. 176.1 НК РФ, В СЛУЧАЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО
         РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ОБ ОТМЕНЕ
          РЕШЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) СУММЫ
            НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННОЙ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ
        ПОРЯДКЕ? ВЕРНО ЛИ, ЧТО ПРОЦЕНТЫ ДОЛЖНЫ РАССЧИТЫВАТЬСЯ
                             ПО ФОРМУЛЕ:
        ПРОЦЕНТЫ = СУММ X (СТАВКА РЕФ. ЦБ X ДН. / 365 (366)),
                ГДЕ СУММ - СУММА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ВОЗВРАТУ
           НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В СЛУЧАЕ ВЫНЕСЕНИЯ НАЛОГОВЫМ
          ОРГАНОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ
           РЕШЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) СУММ
            НАЛОГА, ЗАЯВЛЕННЫХ К ВОЗМЕЩЕНИЮ В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ
                               ПОРЯДКЕ;
        СТАВКА РЕФ. ЦБ - СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО
                     БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;
        ДН. - КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ
                             СРЕДСТВАМИ.
        НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ ПОМИМО ПРОЦЕНТОВ, УКАЗАННЫХ В П. 17 СТ.
           176.1 НК РФ, ПЕНИ НА СУММУ НАЛОГА, НЕ ПОДЛЕЖАЩУЮ
           ВОЗМЕЩЕНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ
        ПРОВЕРКИ ЗА ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ?
    
                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           5 апреля 2010 г. 
                            N 03-07-08/95

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
ваше  письмо  о  применении  отдельных  положений ст. 176.1 Налогового
кодекса  Российской Федерации о заявительном порядке возмещения налога
на добавленную стоимость и сообщает следующее.
     Статьей  176.1  Налогового  кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)   установлен   заявительный   порядок   возмещения  налога  на
добавленную  стоимость. Согласно данному порядку налогоплательщикам, у
которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает
общую  сумму  налога,  исчисленную по операциям, признаваемым объектом
налогообложения  налогом на добавленную стоимость, предоставлено право
начиная  с  представления  деклараций  за  I квартал 2010 г. возмещать
указанную   разницу   до  завершения  камеральной  проверки  налоговой
декларации.
     Пунктом  9  указанной  ст.  176.1  Кодекса предусмотрено, что при
наличии   у   налогоплательщика  недоимки  по  налогу  на  добавленную
стоимость,  иным  налогам,  задолженности  по  соответствующим пеням и
(или)   штрафам,   подлежащим   уплате   или   взысканию   в  случаях,
предусмотренных  Кодексом,  налоговым  органом  на основании решения о
зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,
в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога,
заявленной  к  возмещению,  в  заявительном  порядке  в счет погашения
указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
     В  соответствии  с п. 2 ст. 11 Кодекса недоимкой признается сумма
налога    или    сумма    сбора,   не   уплаченная   в   установленный
законодательством  о  налогах  и  сборах срок. При этом за каждый день
просрочки  исполнения  обязанности  по  уплате  налога  или  сбора  на
основании  положений  ст. 75 Кодекса начисляются пени, а за совершение
налогового   правонарушения   в   случаях,   установленных   Кодексом,
взыскиваются штрафы.
     Пунктом  8  ст.  101  Кодекса  установлено, что размер выявленной
недоимки  и  сумма  соответствующих  пеней,  а также подлежащий уплате
штраф указываются в решении о привлечении либо об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     На  основании  положений  п.  9  ст. 101 и п. 1 ст. 101.3 Кодекса
решение  о  привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его
вступления  в  силу,  то  есть  по  истечении  10 дней со дня вручения
соответствующего   решения   лицу  (его  представителю),  в  отношении
которого   оно   было   вынесено,   если  оно  не  было  обжаловано  в
апелляционном порядке.
     В  случае  неуплаты или неполной уплаты налога (пеней, штрафов) в
установленный  срок  обязанность  организации по уплате налога (пеней,
штрафов) исполняется в принудительном порядке, предусмотренном ст. ст.
46 и 47 Кодекса.
     Пунктом 3 ст. 138 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования
актов   налоговых   органов   в  суд  по  заявлению  налогоплательщика
исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в порядке,
установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
     В  соответствии  с  ч.  4 и 5 ст. 96 Арбитражного процессуального
кодекса  Российской  Федерации  обеспечительные  меры  сохраняют  свое
действие  соответственно  до  фактического  исполнения судебного акта,
которым  закончено  рассмотрение  дела  по существу, и до вступления в
законную силу соответствующего судебного акта.
     Согласно   п.   4   Информационного   письма  Президиума  Высшего
Арбитражного   Суда  Российской  Федерации  от  13.08.2004  N  83  под
приостановлением   действий  ненормативного  правового  акта,  решения
понимается  не  признание  акта,  решения  недействующим  в результате
обеспечительной  меры  суда,  а  запрет  исполнения  тех  мероприятий,
которые предусматриваются данным актом, решением.
     Таким  образом,  принятие  судом  обеспечительных мер не означает
признание  обязанности  налогоплательщика  по  уплате  соответствующих
налогов  (пеней, штрафов) исполненной и отсутствие недоимки по налогам
и (или) задолженности по пеням и штрафам, но приостанавливает действия
налоговых органов по их взысканию.
     Учитывая изложенное, зачет суммы налога на добавленную стоимость,
заявленной  к  возмещению,  в  заявительном  порядке в счет недоимки и
задолженности  по  пеням  и  штрафам,  по  которым  судебными органами
принята   обеспечительная   мера  в  виде  приостановления  исполнения
соответствующих актов налоговых органов, не производится.
     На  основании  положений  ст.  176.1  Кодекса  в случае выявления
нарушений  законодательства  о  налогах  и  сборах  в ходе камеральной
проверки   сумма   налога   на   добавленную   стоимость,  возмещенная
налогоплательщику  в  заявительном  порядке, подлежит возврату в части
суммы  налога,  не  подлежащей  возмещению  по  результатам  указанной
проверки.  При  этом  в  соответствии с п. 17 данной статьи Кодекса на
сумму  налога,  подлежащую  возврату  налогоплательщиком,  начисляются
проценты   исходя  из  процентной  ставки,  равной  двукратной  ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк
России),  действовавшей  в  период  пользования  указанными бюджетными
средствами.
     Учитывая,  что  ст.  176.1 Кодекса не предусмотрен особый порядок
расчета  ставки  рефинансирования  Банка России, при расчете указанных
процентов число дней в году принимается равным 365 (366) дням.
     Таким  образом,  сумма  процентов,  подлежащая  уплате  в бюджет,
исчисляется  как  произведение  суммы налога на добавленную стоимость,
подлежащей     возврату     налогоплательщиком,     двойной     ставки
рефинансирования Банка России, деленной на количество дней в году (365
или 366), и количества дней пользования бюджетными средствами.
     В   случае   если  в  период  пользования  бюджетными  средствами
действовали   разные  ставки  рефинансирования  Банка  России,  расчет
процентов  в  вышеуказанном  порядке осуществляется отдельно по каждой
ставке рефинансирования Банка России и полученные суммы складываются.
     Что  касается  вопроса  о  пенях  на  сумму налога на добавленную
стоимость,  возмещенную  налогоплательщику  в  заявительном  порядке и
подлежащую  возврату  налогоплательщиком  по  результатам  камеральной
проверки, то нормами Кодекса их начисление не предусмотрено.
     Одновременно  отмечаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
5 апреля 2010 г. 
N 03-07-08/95