В АПРЕЛЕ 2010 Г. В СООТВЕТСТВИИ С П. 78 ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.07.1998 N 34Н, И НА ОСНОВАНИИ АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОАО ПРОИЗВЕЛО СПИСАНИЕ Н. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.03.11 03-03-06/1/123

          В АПРЕЛЕ 2010 Г. В СООТВЕТСТВИИ С П. 78 ПОЛОЖЕНИЯ
           ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ
           ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО
          ПРИКАЗОМ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.07.1998 N 34Н, И НА
         ОСНОВАНИИ АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОАО ПРОИЗВЕЛО СПИСАНИЕ
           НЕВОСТРЕБОВАННЫХ АКЦИОНЕРАМИ ДИВИДЕНДОВ В СОСТАВ
        ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ, НАЧИСЛИВ И ЗАПЛАТИВ С ЭТИХ
                        СУММ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.
               ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ
          УСТАНОВИЛ НОВЫЙ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
           СУММ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ДИВИДЕНДОВ, ИСКЛЮЧИВ ИХ ИЗ
            НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. ПРИ ЭТОМ
        ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНЫ
        НА ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКШИЕ С 01.01.2007 (П. 2 СТ. 4
             ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ).
                ОБЯЗАНО ЛИ ОАО НА ОСНОВАНИИ П. 2 СТ. 4
        ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ, ПП. 3.4 П.
         1 СТ. 251 НК РФ ИСКЛЮЧИТЬ СУММЫ СПИСАННЫХ В 2010 Г.
           НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ДИВИДЕНДОВ ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО
                    НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЗА 2010 Г.?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           5 марта 2011 г.
                           N 03-03-06/1/123

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросу   о   порядке  налогообложения  невостребованных
дивидендов и сообщает следующее.
     Порядок  выплаты  обществом  дивидендов  регулируется Федеральным
законом  от  26.12.1995  N  208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее -
Закон N 208-ФЗ).
     В  соответствии  с  п.  4  ст.  42 Закона N 208-ФЗ срок и порядок
выплаты  дивидендов  определяются уставом общества или решением общего
собрания  акционеров  о выплате дивидендов. Срок выплаты дивидендов не
должен  превышать  60  дней  со  дня принятия решения об их выплате. В
случае  если  срок  выплаты  дивидендов  уставом  или  решением общего
собрания акционеров об их выплате не определен, он считается равным 60
дням со дня принятия решения о выплате дивидендов.
     В  п.  5  ст.  42  Закона  N 208-ФЗ указано, что, в случае если в
течение  срока  выплаты  дивидендов,  определенного  в  соответствии с
правилами  п.  4  ст.  42  Закона  N  208-ФЗ, объявленные дивиденды не
выплачены  лицу,  включенному  в  список  лиц, имеющих право получения
дивидендов,  такое  лицо  вправе  обратиться  в течение трех лет после
истечения  указанного  срока  к  обществу  с требованием о выплате ему
объявленных дивидендов. Уставом общества может быть предусмотрен более
продолжительный  срок  для  обращения  с  данным требованием, при этом
указанный  срок  не  может  превышать  пять лет со дня истечения срока
выплаты  дивидендов, определенного в соответствии с правилами п. 4 ст.
42 Закона N 208-ФЗ.
     По  истечении  указанного  срока  объявленные  и невостребованные
акционером  дивиденды  восстанавливаются  в  составе  нераспределенной
прибыли общества.
     Федеральным  законом от 28.12.2010 N 409-ФЗ "О внесении изменений
в   отдельные   законодательные  акты  Российской  Федерации  в  части
регулирования  выплат  дивидендов  (распределения  прибыли)"  (далее -
Закон N 409-ФЗ) в п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) введен пп. 3.4.
     На  основании  пп.  3.4  п.  1  ст.  251  Кодекса при определении
налоговой  базы  не учитываются доходы в виде имущества, имущественных
прав  или  неимущественных  прав в размере их денежной оценки, которые
переданы  хозяйственному  обществу или товариществу в целях увеличения
чистых  активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и
(или)  фондов,  соответствующими  акционерами  или участниками. Данное
правило  распространяется  также  на  случаи увеличения чистых активов
хозяйственного  общества  или товарищества с одновременным уменьшением
либо    прекращением   обязательства   хозяйственного   общества   или
товарищества  перед соответствующими акционерами или участниками, если
такое   увеличение   чистых   активов   происходит  в  соответствии  с
положениями,  предусмотренными  законодательством Российской Федерации
или  положениями  учредительных документов хозяйственного общества или
товарищества,  либо  явилось  следствием  волеизъявления акционера или
участника   хозяйственного   общества,   товарищества,   и  на  случаи
восстановления   в  составе  нераспределенной  прибыли  хозяйственного
общества или товарищества невостребованных акционерами или участниками
хозяйственного    общества,   товарищества   дивидендов   либо   части
распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества.
     Согласно  п.  2  ст. 4 Закона N 409-ФЗ положения пп. 3.4 п. 1 ст.
251   Кодекса   (в   ред.   Закона   N   409-ФЗ)  распространяются  на
правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
     Учитывая изложенное, считаем, что, в случае если невостребованные
дивиденды  восстановлены  в  составе  нераспределенной  прибыли  после
01.01.2007,  организация вправе не включать указанные суммы дивидендов
в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.
     С  учетом  положений п. 2 ст. 4 Закона N 409-ФЗ налогоплательщик,
включивший в состав внереализационных доходов в период с 1 января 2007
г.  по  день  вступления  в  силу  Закона  N  409-ФЗ  невостребованные
дивиденды,  вправе учесть образовавшуюся переплату по налогу в периоде
ее  образования или в любом последующем периоде в пределах трехлетнего
срока со дня, когда ему стало известно об излишней уплате.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
5 марта 2011 г.
N 03-03-06/1/123