ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-ПОСТАВЩИКОВ КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ФАП-145 "ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ" ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 19 июня 2000 г. N 201 (НЦПИ) В целях обеспечения непрерывности и целостности процесса поддержания летной годности гражданских воздушных судов, обеспечения необходимого технического обслуживания компонентов воздушных судов при хранении и транспортировке, исключения при техническом обслуживании воздушных судов возможности установки на них запасных частей и комплектующих изделий, приобретенных из неявных источников поставки, с неустановленными ресурсами (сроками службы), условиями хранения, с нарушениями в оформлении сопроводительной документации и во исполнение Постановления коллегии ФАС России от 09.07.97 N 19 (п. 7.3) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение по оценке соответствия организаций-поставщиков компонентов воздушных судов требованиям федеральных авиационных правил ФАП-145 "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", введенных в действие приказом ФАС России от 19.02.99 N 41 (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.99 N 1871). 2. Начальнику Научно-технического управления ФСВТ России Самохину В.И. организовать проведение оценки организаций-поставщиков компонентов воздушных судов. 3. Поручить проведение работ по оценке соответствия организаций-поставщиков компонентов воздушных судов федеральным авиационным правилам ФАП-145 Государственному Центру "Безопасность полетов на воздушном транспорте". 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФСВТ России Горлова В.В. Директор Службы В.И. Андреев 19 июня 2000 г. N 201 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 октября 2000 г. N 2432 УТВЕРЖДЕНО Приказом ФСВТ России от 19 июня 2000 года N 201 ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-ПОСТАВЩИКОВ КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ФАП-145 "ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ" I. Общие положения 1.1. В связи с необходимостью обеспечения безопасности полетов, обслуживания компонентов воздушных судов при хранении и транспортировке деятельность организаций-поставщиков компонентов воздушных судов (далее - организация-поставщик) подлежит оценке на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" (далее ФАП-145) применительно к обеспечению компонентами воздушных судов процессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники. 1.2. Настоящее Положение определяет условия оценки соответствия требованиям ФАП-145 организаций-поставщиков. 1.3. К организациям-поставщикам относятся юридические лица, осуществляющие поставку компонентов для установки на воздушные суда. 1.4. Признанием правомочности организации-поставщика осуществлять поставку компонентов воздушных судов организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в соответствии с требованиями ФАП-145 является регистрация организации-поставщика, которая осуществляется Государственным Центром "Безопасность полетов на воздушном транспорте" (далее - государственный центр безопасности полетов) и Научно-техническим управлением Федеральной службы воздушного транспорта России (далее НТУ ФСВТ России). 1.5. Организации-поставщику, признанной соответствующей требованиям ФАП-145 применительно к обеспечению компонентами воздушных судов процессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники, НТУ ФСВТ России выдает Свидетельство о регистрации (Приложение 1 к настоящему Положению). 1.6. Оценка соответствия организаций-поставщиков проводится по доказательной документации, представленной организацией-поставщиком вместе с заявкой на регистрацию по инспекционной проверке организации-поставщика. II. Порядок оценки соответствия требованиям ФАП-145 организации-поставщика 2.1. Основанием для проведения процедур оценки соответствия является заявка организации-поставщика (Приложение 2 к настоящему Положению). 2.2. Заявка подается в государственный центр безопасности полетов не менее чем за три месяца до предполагаемого срока получения Свидетельства о регистрации. 2.3. Государственный центр безопасности полетов информирует о полученной заявке НТУ ФСВТ для получения одобрения на проведение работ по оценке соответствия организации-поставщика требованиям ФАП-145. 2.4. При условии положительного решения НТУ ФСВТ России о проведении процедур соответствия между государственным центром безопасности полетов и организацией-поставщиком заключается договор на проведение соответствующих работ. 2.5. Организация-поставщик при подаче заявки представляет в государственный центр безопасности полетов комплект следующих документов: - копию устава организации-поставщика, заверенную в установленном порядке; - копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную в установленном порядке; - копию договора аренды или свидетельства о собственности или другого документа, подтверждающего право владения на занимаемые ею помещения, заверенного в установленном порядке; - характеристики производственных площадей; - справку о деятельности в произвольной форме, подписанную руководителем организации-поставщика; - данные об организации-поставщике и ее персонале; - штатное расписание и его укомплектованность; - перечень руководящей, методической и нормативно-технической документации, действующей в организации-поставщике; - руководство по деятельности, включающее описание системы качества; - перечень покупаемых компонентов воздушных судов с указанием продавцов данных компонентов. 2.6. Юридическая экспертиза документов организации-поставщика проводится с привлечением государственного учреждения "Центр информационно-аналитического и правового обеспечения". 2.7. Государственный центр безопасности полетов информирует НТУ ФСВТ России о результатах экспертизы представленной документации и оформляет соответствующее заключение. 2.8. Инспекционная проверка фактического состояния дел организации-поставщика осуществляется комиссией, сформированной государственным центром безопасности полетов. О проведении инспекционной проверки государственный центр безопасности полетов информирует организацию-поставщика не менее чем за десять календарных дней. По результатам инспекционного контроля оформляется протокол, подписываемый всеми членами комиссии. 2.9. Государственный центр безопасности полетов информирует НТУ ФСВТ России о результатах инспекционной проверки. 2.10. Заключительным этапом проведения работ по оценке соответствия требованиям ФАП-145 регистрации является подготовка комплексного заключения, обобщающего результаты рассмотрения документации организации-поставщика и результаты инспекционной проверки. 2.11. Комплексное заключение утверждается государственным центром безопасности полетов и направляется в НТУ ФСВТ России для принятия окончательного решения. 2.12. Свидетельство о регистрации выдается организации-поставщику на срок не более двух лет. 2.13. Свидетельство о регистрации может быть изъято НТУ ФСВТ России у организации-поставщика, если установлено несоответствие этого поставщика требованиям настоящего Положения. III. Требования к организациям-поставщикам 3.1. Структура управления организации-поставщика обеспечивает эффективное решение следующих основных задач: 3.1.1. Планирование деятельности организации - поставщика; 3.1.2. Размещение заказов, планирование поступления в организацию-поставщика компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, их хранение и поставку заказчику; 3.1.3. Контроль качества поступающих и поставляемых компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, ведение рекламационной работы; 3.1.4. Организацию и разработку транзитного и складского товарооборота, обеспечение производственных процессов хранения (приемки, хранения, обслуживания, контроля и транспортировки) компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники необходимыми средствами механизации, автоматизации, различными видами энергии и прочее; 3.1.5. Контроль функционирования складского хозяйства, контроль производственных процессов хранения; 3.1.6. Кадровое обеспечение планируемых объемов работ по поставкам компонентов воздушных судов. 3.2. Структура управления организации-поставщика оформляется документально и утверждается руководителем данной организации. Документально оформленная структура управления сопровождается перечнем должностных лиц, занимающих руководящие посты, схемой их подчиненности с распределением полномочий и ответственности и схемой взаимодействия структурных подразделений организации-поставщика. 3.3. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность согласно утвержденных в установленном порядке положений о них. 3.4. При хранении компонентов воздушных судов организацией-поставщиком обеспечиваются необходимые производственные процессы с действующей системой качества. Система контроля качества организации в основном учитывает требования соответствующих ГОСТов. 3.5. В организации-поставщике разрабатывается и внедряется система качества, которая предусматривает, что: а) компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники с целью проверки их состояния и отсутствия повреждений перед поступлением на склад должны пройти входной контроль; б) компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники защищены, хранятся и обслуживаются в соответствии с действующей эксплуатационной документацией и исключается их повреждение; в) компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, признанные не соответствующими требованиям эксплуатационной документации, а также материалы их контроля соответствующим образом оформлены, а сами компоненты, с целью исключения возможности их отправки заказчику, помечены и изолированы. 3.6. Документация по контролю качества содержит: 3.6.1. Перечень контрольных процедур организации-поставщика с указанием ответственных за данные проверки; 3.6.2. Описание процедур контроля, методов оценки состояния компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и изъятия бракованных компонентов; 3.6.3. Подробные примеры процедур контроля и методов их выполнения; 3.6.4. В необходимых случаях ссылки на инструкции предприятия-изготовителя хранимых компонентов. 3.7. Имеется необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных сетей, соответствующих установленным требованиям. 3.8. Имеются необходимые: а) площади для хранения компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, места для выполнения на них работ по обслуживанию и контролю, площади для размещения необходимого оборудования и материалов, применяемых при хранении и обслуживании; б) специальный инструмент, приспособления и средства наземного обслуживания, оборудование, применяемое для входного контроля и обслуживания хранимых компонентов; в) средства защиты хранимых компонентов от неблагоприятных погодных условий и грязи, в течение всего срока хранения, а также в случаях выполнения обслуживания или иных работ; г) оборудование для хранения и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ; д) средства защиты персонала, обеспечивающие нейтрализацию вредных воздействий условий хранения на физическое состояние работников; е) специально оборудованные помещения для хранения документации на приобретаемые и поставляемые компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники; ж) служебные помещения, достаточные для осуществления функций по планированию и руководству организацией-поставщиком. 3.9. Условия хранения и защиты хранимых компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники соответствуют требованиям, установленным технической документацией, внутренней руководящей документации организации-поставщика, эксплуатационной документации на конкретный хранимый компонент, соответствуют действующим для них требованиям. 3.10. Проводятся требуемые испытания и поверки применяемого при хранении складского оборудования и средств механизации. Результаты испытаний и поверок документально зафиксированы. 3.11. Персонал выполняет работы производственного процесса хранения и обслуживания компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, осуществляет надзор за их выполнением и контролирует их результаты в соответствии со своими должностными инструкциями. В организации-поставщике разработана номенклатура категорий инженерно-технического и рабочего персонала, необходимого для выполнения работ производственного процесса хранения и обслуживания применительно к условиям деятельности конкретной организации-поставщика. 3.12. Руководством организации-поставщика установлен порядок допуска персонала к работе в соответствии с действующей в отрасли регламентирующей документацией. 3.13. Имеется достаточное количество контролеров, обладающих необходимой квалификацией. Контролирующий персонал ознакомлен со всеми методами, техническими приемами, приборами и оборудованием, используемыми для контроля качества и определения годности хранимых компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и имеет соответствующие допуски для работы с ними. 3.14. Применяет средства механизации и складское оборудование работник, прошедший необходимое обучение и имеющий соответствующие допуски. 3.15. Документированы процедуры приемки на склад, учета, назначения осмотров и обслуживания, проверки качества хранения, выдачи и транспортировки компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники. 3.16. Организован и документирован производственный процесс хранения и обслуживания компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, предусматривающий: а) сохранность от порчи и хищений; б) сохранение комплектности в соответствии с комплектовочными документами; в) выполнение требований технической документации; г) допуск к работам только подготовленного персонала (рабочих, техников, инженеров); д) применение для выполнения производственных процессов хранения, а также работ, связанных с обслуживанием данных процессов, средств контроля и метрологического оборудования, технологического оборудования и материалов, указанных в эксплуатационной документации, и прошедших соответствующее обслуживание и проверки; е) контроль выполняемых работ. 3.17. Компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники заказываются у организаций-изготовителей или организаций-поставщиков, получивших Свидетельство о регистрации в соответствии с настоящим Положением, и поставляются заказчикам предусмотренными транспортными средствами. Поступающие компоненты упакованы и законсервированы в соответствии с документацией, обязательно прилагаемой к каждому поступающему компоненту для технического обслуживания и ремонта авиационной техники. 3.18. Осуществляется: 3.18.1. в установленные планом-графиком сроки осмотр хранимых компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, результаты осмотров фиксируются в книге контрольных осмотров; 3.18.2. контроль сроков консервации (переконсервации) изделий первой и второй категории, с ведением соответствующего учета. 3.19. Документированы правила и порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах. 3.20. Тара, упаковка, маркировка и оформление документации на перевозку удовлетворяют требованиям эксплуатационной документации и транспортных организаций. 3.21. Работа на складах производится с соблюдением правил и требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности. 3.22. Отправка компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники или выдача их со склада производится в порядке, установленном и документированном организацией-поставщиком. Отправка, отпуск и перемещение компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники оформляются первичными документами с подписью лиц, получивших и отпустивших изделия. 3.23. В целях настоящего Положения создание, содержание и пополнение, отгрузка, транспортировка, хранение, оформление документации, комплектование ремонтного фонда и изделий второй категории производится с выполнением всех правил и требований, предусмотренных для изделий первой категории. Совместное содержание, хранение, отгрузка, транспортировка и т.п. изделий ремонтного фонда и исправных изделий не допускается. 3.24. Рекламационные изделия хранятся только в опломбированном виде с правильно оформленными документами, отдельно от новых и ремонтных и оприходованы на отдельную карточку складского учета. 3.25. Организация располагает необходимым комплектом нормативных правовых актов, относящихся к предмету деятельности организации-поставщика. Применительно к компонентам для технического обслуживания и ремонта авиационной техники иностранного производства организация использует документацию, введенную в действие авиационной администрацией государства-разработчика данной авиационной техники. В организации-поставщике имеется перевод на русский язык этой документации. 3.26. Обеспечивается правильное и своевременное оформление, внесение изменений и хранение действующей внутренней и поступающей с компонентами для технического обслуживания и ремонта авиационной техники документации и другой необходимой документации. Вся документация, необходимая для обеспечения производственного процесса и хранения, понятна и легко доступна производственному и контрольному персоналу. 3.27. Информационное обеспечение и документирование, в том числе при помощи автоматизированных систем, возложено на специально подготовленный персонал, который обеспечивает четкое ведение и сохранность информации и возможность получения ее потребителем в сжатые сроки и требуемом ему виде. 3.28. Организована информационная система сбора, автоматизированной первичной обработки, хранения данных о выявленных дефектах, отказах и повреждениях компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники. 3.29. Система учета хранимых компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники обеспечивает: 3.29.1. правильное и своевременное документальное отражение поступления, перемещения и списания компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники; 3.29.2. контроль за сохранностью компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники на всех этапах их движения. 3.30. Учет ведется пообъектно на специальных инвентарных карточках с отражением технических характеристик компонента для технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Каждый компонент для технического обслуживания и ремонта авиационной техники закрепляется за конкретным материально ответственным лицом. 3.31. Первичный учет поступления компонентов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники с указанием номера документа и даты ведется на основе товарно-сопроводительных документов в соответствии с документально оформленными организацией-поставщиком порядком и правилами. 3.32. Компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, снятые по истечении установленного им срока службы (ресурса) или вышедшие из строя и подлежащие восстановлению как ремонтный фонд, принимаются на склад полностью укомплектованными, законсервированными и имеют паспорт с отметками в нем даты снятия, наработки и причины снятия. Данные отметки заверены подписью ответственного лица, разрешившего снятие. 3.33. Компоненты для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, в отношении которых заявлены рекламации, принимаются на склад только в опломбированном виде с оформленными документами, хранятся отдельно от новых и ремонтных и приходуются на отдельных карточках складского учета. Приложение 1 к Положению об оценке соответствия организаций-поставщиков компонентов воздушных судов требованиям федеральных авиационных правил ФАП-145 "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ-ПОСТАВЩИКА КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Номер Свидетельства <ОП> <Код поставщика> <Две цифры месяца> <Две последние цифры года выдачи Свидетельства> <Регистрационный номер организации-поставщика> Действительно до <число> <месяц> <год> Настоящее Свидетельство удостоверяет, что <Наименование организации-поставщика>, расположенная по адресу <Почтовый адрес организации-поставщика>, признана правомочной осуществлять поставку компонентов воздушных судов и зарегистрирована в качестве организации-поставщика компонентов воздушных судов за номером <Регистрационный номер организации-поставщика>. Дата регистрации <Число> <Месяц> <Год> Подпись -------------------- Начальник НТУ ФСВТ России <Печать> Приложение 2 к Положению об оценке соответствия организаций-поставщиков компонентов воздушных судов требованиям федеральных авиационных правил ФАП-145 "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" ЗАЯВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФАП-145 ОРГАНИЗАЦИИ-ПОСТАВЩИКА КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Прошу зарегистрировать в качестве организации-поставщика компонентов воздушных судов: 1. Наименование и статус организации (предприятия) -------------- ---------------------------------------------------------------------- 2. Место расположения офиса и складов для компонентов воздушных судов ---------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 3. Почтовый адрес администрации --------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- телефон --------------- телеграф -------------- факс ------------ 4. Банковские реквизиты ----------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 5. Приложения к Заявке: - копия Устава юридического лица; - копия свидетельства о государственной регистрации; - копия договора аренды или свидетельства о собственности или другого документа, подтверждающего право владения на занимаемые помещения; - характеристика производственных площадей; - справка о деятельности; - данные об организации и ее персонале; - штатное расписание и его укомплектованность; - перечень руководящей, методической и нормативно-технической документации; - руководство по деятельности; - перечень покупаемых компонентов воздушных судов. Руководитель организации М.П. --------- ------------------------ подпись Ф.И.О. ----------------------- дата |