Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 26 мая 2000 г. N 569 (НЦПИ) Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Министр генерал-полковник В. Рушайло Приложение к приказу МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 ИНСТРУКЦИЯ по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"*1, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*2 устанавливает порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. 2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел*3: 2.1. Проводят индивидуальную профилактическую работу: 2.1.1. В отношении несовершеннолетних: 2.1.1.1. Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества. 2.1.1.2. Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания. 2.1.1.3. Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. 2.1.1.4. Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 2.1.1.5. Не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. _____________ *1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503. Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,N 25, ст.2964; 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905. *2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177. *3 Далее - "ПДН", если иное специально не оговорено в Инструкции. 2.1.1.6. Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. 2.1.1.7. Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. 2.1.1.8. Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием. 2.1.1.9. Получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора. 2.1.1.10. Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. 2.1.1.11. Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. 2.1.1.12. Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. 2.1.2. Родителей или законных представителей несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.1 настоящей Инструкции, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. 2.1.3. Других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя. 2.2. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2.3. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения. 2.4. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. 2.5. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел*4 следующих лиц: 2.5.1. Направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. 2.5.2. Временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВИНП на срок до 30 суток при: 2.5.2.1. Необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего. 2.5.2.2. Необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния. 2.5.2.3. Отсутствии у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания. _____________ *4 Далее - ЦВИНП" 2.5.2.4. Злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования*5. 2.5.3. Самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. 2.5.4. Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние. 2.5.5. Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации. 2.6. Участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. 2.7. Вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. 2.8. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих. 2.9. Принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий. _____________ *5 Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания. 2.10. В пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних. 3. В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органов внутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействия ПДН в этой работе возлагается на министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников отделов (управлений) внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях, начальников органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. II. Организация работы ПДН Главного управления обеспечения общественного порядка, Главного управления внутренних дел на транспорте, Управления режимных объектов МВД России 4. Подразделения (отделы, отделения, группы) по делам несовершеннолетних Главного управления обеспечения общественного порядка*6 Главного управления внутренних дел на транспорте*7. Управления режимных объектов*8 МВД России обеспечивают управленческое воздействие и контроль за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних и ЦВИНП*9 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России. 5. Должностные лица ПДН ГУООП, ГУВДТ, УРО МВД России: 5.1. Анализируют состояние, структуру и динамику правонарушений несовершеннолетних. 5.2. Готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних органов государственной власти, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 5.3. Участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей. ________________ *6 Далее-"ГУООП". *7 Далее-"ГУВДТ". *8 Далее - "УРО". *9 ПДН ГУВДТ и УРО МВД России управленческое воздействие и контроля за деятельностью ЦВИНП не осуществляют. 5.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних. 5.5. Осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России по руководству ПДН органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах*10 и ЦВИНП*11. 5.6. Анализируют эффективность принимаемых МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 5.7 Участвуют в пределах своей компетенции и в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, управленческих решений по профилактике правонарушений несовершеннолетних. 5.8. Готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при Министре внутренних дел Российской Федерации и его заместителях; готовят методические рекомендации и обзоры по вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних. 5.9. Участвуют в подготовке и осуществлении федеральных и региональных комплексных профилактических мероприятий по линии несовершеннолетних. 5.10. Осуществляют зонально-линейный контроль*12 за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России по организации исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по профилактике правонарушений несовершеннолетних. ______________ *10 Далее - "горрайлинорганы". *11 УВДТ и УВД (ОВД) УРО МВД России управленческое воздействие и контроль за деятельностью ЦВИНП не осуществляют. *12 Под зонально-линейным контролем понимается осуществление сотрудниками ПДН ГУООП, ГУВДТ, УРО МВД России контроля за организацией и эффективностью оперативно-служебной деятельности подведомственных подразделений на закрепленной территории, а также контроля за организацией работы подведомственных подразделений по основным направлениям профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних. 5.11. Участвуют в инспектировании, контрольных проверках, комплексных и целевых выездах в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России в целях оказания им методической и практической помощи, изучения оперативно-служебной деятельности, обеспечения фактического исполнения органами внутренних дел законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних. 5.12. Изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 5.13. Организуют проверки достоверности сведений, содержащихся в обращениях граждан и должностных лиц, материалов средств массовой информации о недостатках в деятельности соответствующих подразделений органов внутренних дел, в пределах установленной компетенции принимают необходимые меры по их устранению. 5.14. Организуют разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию работы с кадрами ПДН и ЦВИНП. III. Организация работы ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России 6. Организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью ПДН горрайлинорганов и ЦВИНП осуществляется специализированными подразделениями аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России. 7. ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России строят свою работу по зонально-линейному принципу. В должностных инструкциях сотрудников ПДН, утверждаемых соответствующим начальником милиции общественной безопасности*13, предусматривается, что они: ________________ *13 Далее - "МОБ". 7.1. Отвечают за организацию работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних ПДН подведомственных горрайлинорганов. 7.2. Обеспечивают повышение эффективности работы ПДН по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по направлениям этой деятельности, к числу которых, в частности, относятся: 7.2.1. Предупреждение групповой и повторной преступности несовершеннолетних. 7.2.2. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. 7.2.3. Профилактика пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних. 7.2.4. Предупреждение общественно-опасных деяний несовершеннолетних. 7.2.5. Организация работы с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними*14. 7.2.6. Организация и проведение профилактических рейдов и операций. 7.2.7. Организация работы ЦВИНП. 7.2.8. Организация работы с кадрами ПДН и ЦВИНП*15. 8. ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России: 8.1. Анализируют состояние, структуру и динамику правонарушений несовершеннолетних на территориях и объектах, обслуживаемых подведомственными горрайлинорганами, а также эффективность принимаемых горрайлинорганами мер по их предупреждению и пресечению. 8.2. Готовят для направления в органы государственной власти информационные материалы о состоянии преступности среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, по совершенствованию профилактики правонарушений несовершеннолетних. 8.3. Осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и иными государственными органами, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также заинтересованными подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России. ______________ *14 Далее - "родители, отрицательно влияющие на детей". *15 В зависимости от оперативной обстановки могут выделяться и другие направления деятельности. 8.4. Вносят в соответствующие органы и организации предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних. 8.5. Участвуют в подготовке и проведении комплексных операций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 8.6. Оказывают методическую и практическую помощь ПДН горрайлинорганов и ЦВИНП в организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, совершенствовании форм и методов этой деятельности. 8.7. Готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии (оперативном совещании) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России, методические рекомендации и обзоры, а также проекты приказов, указаний и других управленческих решений, направленных на совершенствование оперативно-служебной деятельности горрайлинорганов. 8.8. В целях выявления упущений в деятельности горрайлинорганов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними в установленном порядке проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними: 8.8.1. Двух и более преступлений в период испытательного срока при условном осуждении или отсрочки исполнения наказания либо во время предварительного следствия, когда обвиняемый не был заключен под стражу. 8.8.2. Нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы. 8.8.3. Преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, а также вызвавших большой общественный резонанс*16. 8.9. Осуществляют меры по улучшению отбора, расстановки, воспитания и повышения профессионального мастерства сотрудников ПДН горрайлинорганов и ЦВИНП. 8.10. Изучают, обобщают и внедряют в практику ПДН горрайлинорганов и ЦВИНП передовой опыт, новые формы и методы работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. ______________ *16 В случае необходимости проверки могут проводиться и по фактам совершения несовершеннолетними других преступлений. 8.11. Рассматривают обращения граждан, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к компетенции ПДН. 8.12. Ведут в установленном порядке дела по направлениям работы. 9. Начальник ПДН МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России обеспечивает выполнение функций, предусмотренных пунктом 8 настоящей Инструкции, а также ежегодно в установленном порядке представляет соответственно в организационно-штатные и финансово-экономические подразделения сведения о проектируемой штатной численности сотрудников ПДН, а также планируемых расходах для приобретения мебели, оборудования, инвентаря и удовлетворения других хозяйственных нужд для последующего составления сметы расходов на содержание ПДН. IV. Организация работы ПДН горрайлинорганов 10. ПДН горрайлинорганов строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта)*17, обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних*18, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования*19 (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов*20. ________________ *17 Далее - "обслуживаемая территория". *18 Далее - "инспектора ПДН". *19 Далее - "горрайорган". *20 Нормативы устанавливаются в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О милиции". 11. В зависимости от оперативной обстановки начальник горрайлиноргана может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории. 12. При назначении инспектора ПДН на должность начальник горрайлиноргана или начальник МОБ горрайлиноргана знакомят его с особенностями обслуживаемой территории, оперативной обстановкой и представляют его руководителям соответствующих органов местного самоуправления, организаций, образовательных учреждений, общественных объединений. 13. Инспектора ПДН: 13.1. Изучают особенности обслуживаемой территории: 13.1.1. Численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на обслуживаемой территории, расположение образовательных учреждений, общежитий, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка, местные обычаи и традиции. 13.1.2. Руководителей органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений, религиозных организаций, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, охраной их прав и интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и другую работу с подростками. 13.2. Систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории, изучая: 13.2.1. Статистические данные о преступлениях, административных правонарушениях и безнадзорности среди несовершеннолетних, информацию о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению*21. ______________ *21 В ПДН горрайлиноргана ведется журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории горрайлиноргана, и лиц, их совершивших. Состояние преступности среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории анализируется ежеквартально. В отдельном разделе журнала учитываются несовершеннолетние, проживающие на обслуживаемой территории и совершившие преступления на территории других горрайлинорганов. 13.2.2. Информацию об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей, которой располагают сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, граждане, заинтересованные государственные органы, организации, образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные организации, а также содержащуюся в сообщениях средств массовой информации. 14. В целях организации работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних начальник ПДН: 14.1. Определяет обязанности инспекторского состава ПДН. 14.2. Организует и лично участвует в выполнении наиболее сложных мероприятий и возложенных на ПДН обязанностей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает соблюдение законности в деятельности ПДН. 14.3. Систематически анализирует, оценивает и контролирует состояние работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, принимает меры к устранению выявленных недостатков, а также вносит руководству горрайлиноргана предложения по совершенствованию деятельности ПДН, укреплению взаимодействия с сотрудниками других подразделений горрайлиноргана, заинтересованных государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций. 14.4. Осуществляет планирование работы ПДН, контроль за выполнением намеченных мероприятий, подготовку отчетов о работе, аналитических материалов о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних для информирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также анализирует и обобщает сведения, характеризующие социально-экономические, демографические и другие особенности территории, обслуживаемой горрайлинорганом. 14.5. Готовит предложения по привлечению к работе по предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних сотрудников других подразделений горрайлиноргана и представляет их начальнику горрайлиноргана для рассмотрения. 14.6. Представляет ПДН по вопросам, входящим в его компетенцию, а также по поручению начальника - горрайлинорган в государственных органах, общественных объединениях и религиозных организациях. 14.7. Участвует в пределах своей компетенции в работе по отбору, расстановке, обучению, воспитанию кадров ПДН. Вносит предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников ПДН, их поощрении или наказании, а также о поощрении граждан, оказывающих активное содействие органам внутренних дел в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 14.8. Отвечает за своевременное и качественное рассмотрение должностными лицами ПДН жалоб и заявлений граждан, сообщений учреждений и организаций, образовательных учреждений по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. 14.9. Обеспечивает в трехдневный срок с момента установления лица, совершившего преступление, направление спецсообщения о факте совершения преступления несовершеннолетним в горрайорган по месту его фактического проживания (приложение 1). 14.10. В целях выявления упущений в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, установления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, организует в срок до десяти суток с момента вынесения постановления о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого проведение соответствующих проверок по фактам совершения повторных, групповых и особо тяжких преступлений. По указанию руководства органа внутренних дел проводит проверки по фактам совершения несовершеннолетними других преступлений*22. ________________ *22 Примерный порядок проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними приводится в приложении 2. 14.11. Контролирует делопроизводство и обеспечивает исполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России в части соблюдения конфиденциальности полученной информации. 14.12. Обеспечивает соблюдение в помещении ПДН правил санитарии, пожарной безопасности. 15. Обязанности заместителя начальника ПДН определяются начальником этого подразделения и утверждаются начальником горрайлиноргана. 16. Начальник ПДН и его заместитель за территорией обслуживания не закрепляются. 17. В горрайлинорганах, где отсутствуют должности начальника ПДН и его заместителя, функции, указанные в пункте 14 настоящей Инструкции, исполняет старший инспектор (инспектор) по делам несовершеннолетних, который по усмотрению начальника горрайлиноргана может освобождаться от обслуживания территории. 18. Должностные лица ПДН работают по графикам, утвержденным начальником горрайлиноргана. Основную часть служебного времени указанные должностные лица должны находиться на обслуживаемой территории. 19. ПДН осуществляют свою деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по плану, утвержденному начальником горрайлиноргана. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки. 20. Должностные лица ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником горрайлиноргана, осуществляют прием граждан. Учет приема граждан ведется в журнале учета приема граждан в подразделении по делам несовершеннолетних (приложение 3). Поступившие в ПДН жалобы и заявления граждан, сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, иных органов и организаций в установленном порядке подлежат учету и регистрации. 21. В ПДН ведется журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних (приложение 4)*23. Контроль за правильностью и полнотой ведения журнала, а также за своевременностью устранения выявленных недостатков осуществляется ежемесячно руководителями горрайлинорганов. 22. Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН. По результатам работы за полугодие и год начальником горрайлиноргана совместно с начальником ПДН определяется лучший инспектор ПДН*24. ________________ *23 Если по результатам проверки деятельности ПДН составлена отдельная справка, а также в случае принятия решения, постановления, издания нормативного правового акта или другого распорядительного документа по деятельности ПДН либо получения представления прокурора, следователя, частного определения суда в журнале указываются их регистрационные номера, даты поступления, а также краткое содержание поступивших документов. *24 Оценка результатов работы должностных лиц ПДН осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. V. Организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 23. Должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению: 23.1. Анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на территории, обслуживаемой горрайлинорганом, за отчетный период и ряд лет, а при необходимости - по отдельным направлениям в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 23.2. Изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 23.3. Принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по вопросам: 23.3.1. Совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 23.3.2. Устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. 23.3.3. Организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних. 23.4. Участвуют в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций. 23.5. Осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории. При этом особое внимание уделяют организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют в разработке совместных планов горрайоргана и администрации указанных учреждений на полугодие или год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Собирают и обобщают информационно-статистические материалы на образовательные учреждения (учебно-воспитательные учреждения открытого типа) (приложение 5). 23.6. Оказывают содействие: 23.6.1. Администрации образовательных учреждений - в организации правовой пропаганды. 23.6.2. Органам опеки и попечительства - в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. 23.6.3. Подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Государственной противопожарной службы МВД России - в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем. 23.7. Незамедлительно информируют: 23.7.1. Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. 23.7.2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления*25, - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. _______________ *25 Далее - "КДН" 23.7.3. Орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. 23.7.4. Орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении. 23.7.5. Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 23.7.6. Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях. 23.7.7. Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. 23.8. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. 23.9. Проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел*26. _____________ *26 При этом не должна использоваться в публикациях и выступлениях, а также разглашаться иными способами информация, если она содержит данные предварительного следствия, а также сведения, разглашение которых нарушает охраняемые законом права н интересы несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. 23.10. Принимают меры к использованию в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних возможностей общественных объединений и религиозных организаций. 23.11. Проводят работу по подбору и оформлению в установленном порядке внештатных сотрудников милиции, оказывающих содействие ПДН, осуществляют руководство их деятельностью. 23.12. Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений: 23.12.1. Выявляют во время проведения профилактических мероприятий: 23.12.1.1. Принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации. 23.12.1.2. Лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 23.12.2. Разъясняют несовершеннолетним, входящим в группы, указанные в подпункте 23.12.1.1, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих ответственность за противоправные деяния, особенно групповые и повторные. 23.12.3. Организуют, в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков, личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 23.12.4. Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров. 23.12.5. Вносят предложения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье о рассмотрении возможности изменения мер пресечения в отношении активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления. 23.12.6. Участвуют в подготовке материалов для направления активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. 23.12.7. Вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к активным участникам антиобщественных групп, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и совершившим правонарушения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 23.12.8. Незамедлительно докладывают начальнику горрайлиноргана о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к правонарушителям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних. 23.12.9. Вносят руководству горрайлиноргана предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, об изменении планов комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка, проведения рейдов и других мероприятий с участием сотрудников подразделений горрайлиноргана, иных государственных органов, общественных объединений, в том числе в местах концентрации групп несовершеннолетних. 23.12.10. Ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью (приложение 6). 23.13. Должностные лица ПДН в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних: 23.13.1. Участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов. 23.13.2. Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений горрайлиноргана обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 23.13.3. Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 23.13.4. Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории, используют материалы, указанные в подпункте 23.13.2 настоящей Инструкции, для организации профилактических мероприятий, подготовки информаций в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 24. Должностные лица ПДН органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте наряду с выполнением функций, изложенных в пункте 23 настоящей Инструкции: 24.1. Осуществляют меры по выявлению на объектах транспорта безнадзорных детей, передают их родителям или лицам, их заменяющим, либо направляют в установленном порядке в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом горрайорганы по месту жительства несовершеннолетних. 24.2. Анализируют причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, несчастные случаи с подростками, направляют по таким вопросам в заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и общественные объединения информации с предложениями по устранению выявленных причин и условий. 24.3. Разрабатывают мероприятия по профилактике детского травматизма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасному движению поездов. 24.4. Взаимодействуют в решении перечисленных задач с поездными бригадами, резервами проводников, службами пути, сигнализации и связи, другими службами транспорта, связанными с обслуживанием пассажиров, организацией и обеспечением движения транспортных средств. 24.5. Оказывают содействие ПДН горрайорганов в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в населенных пунктах и жилых массивах, непосредственно прилегающих к объектам транспорта. Осуществление этих мер в случае необходимости производится по совместному плану, утвержденному руководителями горрайлинорганов. 25. В ПДН ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность ПДН по выполнению требований, содержащихся в подпунктах 2.8, 23.4, 23.7 - 23.11 настоящей Инструкции, проведение профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете ПДН. VI. Организация работы по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей 26. Должностные лица ПДН обеспечивают своевременное выявление несовершеннолетних правонарушителей, родителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа данных, указанных в подпункте 13.2.2 и пункте 29 настоящей Инструкции, а также сведений, содержащихся в документах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, в картотеках, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в горрайлинорган, ПДН или ЦВИНП, а также иные подразделения органов внутренних дел. 27. В выявлении несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, участвуют сотрудники всех подразделений горрайлиноргана. На каждое выявленное лицо составляется рапорт, который после рассмотрения начальником горрайлиноргана или его заместителем передается в ПДН. 28. Должностные лица ПДН при получении информации о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований, предусмотренных настоящей Инструкцией, в установленном порядке представляют начальнику горрайлиноргана предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу. В случае, если указанные лица уже состоят на учете ПДН, производятся соответствующие отметки о правонарушении и принятых в этой связи мерах. VII. Организация работы по учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей 29. Должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей, перечисленных в подпункте 2.1 настоящей Инструкции, и родителей, отрицательно влияющих на детей, в случаях, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в: 29.1. Приговоре, определении или постановлении суда. 29.2. Постановлении КДН, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел. 29.3. Заключении, утвержденном начальником горрайлиноргана, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений*27. _____________ *27 В заключении должны содержаться сведения о совершенных несовершеннолетним правонарушениях и антиобщественных действиях, личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, родителях или лицах, их заменяющих, а также мотивированные выводы о необходимости проведения профилактической работы с постановкой на учет ПДН. 30. Учет ПДН включает в себя учетно-профилактические карточки (приложения 7, 8) и учетно-профилактические дела (приложение 9). 31. На учет ПДН с заведением учетно-профилактических карточек и учетно-профилактических дел ставятся лица, проживающие на территории, обслуживаемой горрайорганом. 32. В случаях, когда несовершеннолетние совершают правонарушения на объектах транспорта, ПДН органа внутренних дел на транспорте направляют материалы об установленных фактах по месту жительства нарушителей для решения вопроса о постановке на профилактический учет и проведения профилактической работы. 33. Разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем. Указанными руководителями не реже одного раза в полугодие изучаются учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на лиц, состоящих на учете. По результатам изучения даются письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений. 34. На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся: 34.1. Несовершеннолетние: 34.1.1. Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества. 34.1.2. Совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания*28. ______________ *28 В случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного административного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их заменяющих, должностными лицами ПДН могут быть внесены начальнику горрайоргана мотивированные предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет ПДН. 34.1.3. Совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия. 34.1.4. Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 34.1.5. Не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 34.1.6. Не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. 34.1.7. Обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. 34.2. Родители, отрицательно влияющие на детей. 35. На учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние: 35.1. Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания. 35.2. Освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием. 35.3. Получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора. 35.4. Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. 35.5. Осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. 35.6. Осужденные условно. 35.7. Осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы*29. ________________ *29 В соответствии со статьей 88 Уголовного кодекса Российской Федерации к таким видам наказания относите* штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью. 36. При заведении учетно-профилактической карточки, учетно-профилактического дела должностные лица ПДН: 36.1. Проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета. 36.2. Проводят регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних (приложение 10). В журнале также регистрируются учетно-профилактические карточки и учетно-профилактические дела, поступившие из других горрайорганов либо направленные в их адрес. 36.3. Извещают о постановке на учет ПДН: 36.3.1. Наркологическое учреждение: 36.3.1.1. О несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, употребляющих без назначения врача наркотические средства или психотропные вещества либо употребляющих одурманивающие вещества. 36.3.1.2. О поставленных на учет родителях, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих без назначения врача наркотические средства или психотропные вещества либо употребляющих одурманивающие вещества. 36.3.2. Военный комиссариат района, города (без районного деления), административного округа - о подростках, достигших 16 лет и совершивших преступления. 37. Учетно-профилактические карточки ведутся: 37.1. В течение установленного судом срока применения принудительных мер воспитательного воздействия - в отношении несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. 37.2. До принятия решения суда с последующим изменением основания постановки на учет - на обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. 37.3. До снятия несовершеннолетних с учета по основаниям, предусмотренным настоящей Инструкцией, либо до изменения вида учета - в отношении прочих категорий несовершеннолетних, состоящих на учете с заведением учетно-профилактической карточки. 38. Учетно-профилактические дела ведутся: 38.1. До принятия судом решения об освобождении от наказания или об отмене отсрочки отбывания наказания либо до достижения осужденным 18- летнего возраста - в отношении несовершеннолетних, получивших отсрочку отбывания наказания. 38.2. В течение установленного судом срока применения принудительных мер воспитательного воздействия - в отношении несовершеннолетних, осужденных за совершения преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. 38.3. В течение испытательного срока - на осужденных условно. 38.4. В течение установленного судом срока отбывания обязательных работ, исправительных работ - в отношении несовершеннолетних, осужденных к обязательным работам или исправительным работам. 38.5. В течение неотбытого срока наказания - в отношении несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам и при этом условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. 38.6. До снятия несовершеннолетних с учета по основаниям, предусмотренным настоящей Инструкцией, - в отношении прочих категорий несовершеннолетних, состоящих на учете с заведением учетно-профилактического дела. 39. Планы проведения профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете с заведением учетно-профилактического дела, составляются ежеквартально. 40. К учетно-профилактическим карточкам, учетно-профилактическим делам в хронологическом порядке приобщаются документы, перечисленные в приложениях 7-9 к настоящей Инструкции. Запрещается приобщение к учетно-профилактическим карточкам и делам материалов о правонарушениях, если по ним не принято решение в установленном порядке. 41. Ведение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетних прекращается, и несовершеннолетние снимаются с учета ПДН в случаях: 41.1. Исправления. При этом лица, состоящие на учете за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учета по согласованию с органами здравоохранения. 41.2. Достижения 18 лет. 41.3. Вынесения судом определения об отмене условного осуждения либо отсрочки отбывания наказания. 41.4. Истечения испытательного срока при условном осуждении. 41.5. Отмены либо изменения приговора, исключивших применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, если судом не применены к этому лицу иные виды наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 41.6. Помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. 41.7. Совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы. 41.8. Неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет. 41.9. Наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений. 41.10. Смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим. 42. Ведение учетно-профилактических карточек на родителей, отрицательно влияющих на детей, прекращается, и родители снимаются с учета в случаях: 42.1. Прекращения отрицательного влияния на детей, оздоровления обстановки в семье. 42.2. Осуждения к лишению свободы. 42.3. Лишения родительских прав. 42.4. Неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет. 42.5. Наступления обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей. 42.6. Смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим. 43. Должностные лица ПДН при снятии с учета лиц, состоящих на учете, обязаны: 43.1. Уведомить заинтересованных лиц в случае неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет. 43.2. При достижении состоящими на учете несовершеннолетними 18-летнего возраста: 43.2.1. Направить в уголовно-исполнительную инспекцию органов юстиции обобщенную справку о результатах проведения профилактической работы в отношении лица, осужденного к лишению свободы условно, осужденного с отсрочкой отбывания наказания, осужденного к обязательным или исправительным работам, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания. 43.2.2. Уведомить рапортом участкового инспектора милиции о снятии с учета ПДН в связи с достижением ими совершеннолетия: лиц, перечисленных в подпункте 43.2.1 настоящей Инструкции; правонарушителей, не ставших на путь исправления. В рапорте должны содержаться сведения об образе жизни лица, состоявшего на учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах. 44. Копии документов, перечисленных в пункте 43 настоящей Инструкции, приобщаются к учетно-профилактическим карточкам, учетно-профилактическим делам. 45. Разрешение о снятии с учета несовершеннолетних, родителей, отрицательно влияющих на детей, дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем при наличии оснований, предусмотренных пунктами 41 и 42 настоящей Инструкции. 46. Прекращенные учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела хранятся в архиве в течение двух лет, а затем уничтожаются в установленном порядке. 47. Об основании и дате снятия с учета несовершеннолетнего, родителей, отрицательно влияющих на детей, производится отметка в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. 48. При изменении лицом, состоящим на учете ПДН, места жительства должностные лица ПДН в трехдневный срок сообщают об этом в горрайорган по территориальности нового места жительства. Учетно-профилактическая карточка, учетно-профилактическое дело направляются в этот горрайорган только после получения подтверждения о прибытии выбывшего лица на новое место жительства. При получении сообщения о том, что выбывший не прибыл к новому месту жительства, материалы докладываются начальнику горрайоргана для решения вопроса о розыске лица в установленном порядке. VIII. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, отрицательно влияющими на детей. Особенности организации индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями несовершеннолетних правонарушителей 49. Должностные лица ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, иными лицами, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов. 50. Должностные лица ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним: 50.1. Выясняют образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего. 50.2. Разъясняют несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий. 50.3. Выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений. 50.4. Выявляют и в пределах своей компетенции в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий. 50.5. Привлекают к профилактической работе с несовершеннолетним лиц, способных оказать на него положительное влияние. 50.6. Решают, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего. 51. Должностные лица ПДН, проводящие индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, принимают меры по обеспечению соблюдения их прав и законных интересов. В этих целях осуществляются действия, предусмотренные подпунктом 23.7 настоящей Инструкции. 52. Должностные лица ПДН, осуществляя индивидуальную профилактическую работу с перечисленными далее категориями несовершеннолетних, наряду с мерами, предусмотренными настоящей Инструкцией, обеспечивают проведение следующих мероприятий: 52.1. При проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, либо освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, должностные лица ПДН: 52.1.1. Проводят совместно с начальником горрайоргана или его заместителем первоначальную беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют последствия систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия. О результатах беседы составляется справка о проведении руководителем горрайоргана беседы с несовершеннолетним (приложение 11), которая приобщается в учетно-профилактической карточке или учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего. 52.1.2. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия направляют соответствующее представление в суд для принятия к несовершеннолетнему мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (приложение 12). 52.2. При проведении индивидуальной профилактической работы с условно осужденными несовершеннолетними должностные лица ПДН: 52.2.1. Проводят совместно с начальником горрайоргана или его заместителем первоначальную беседу с осужденным, его родителями или законными представителями, разъясняют возложенные на несовершеннолетнего обязанности, последствия их невыполнения, нарушений общественного порядка, совершения нового преступления. О результатах беседы составляется справка, которая приобщается к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего. 52.2.2. Информируют уголовно-исполнительную инспекцию о каждом выявленном административном правонарушении со стороны осужденного несовершеннолетнего, а также о фактах неисполнения условно осужденным несовершеннолетним обязанностей, возложенных на него судом. 52.2.3. Вносят, при совершении условно осужденным двух административных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных судом обязанностей, в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока*30. ____________ *30 В соответствии со статьей 190 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действии более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных судом. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, вносят в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующее ходатайство. Информация или ходатайство направляются в уголовно-исполнительную инспекцию в течение 3 суток после получения сведений о применении к осужденному несовершеннолетнему мер административного взыскания либо сведений о невыполнении условно осужденным несовершеннолетним возложенных судом обязанностей*31. 52.2.4. Направляют повторное ходатайство (в случае отказа в удовлетворении ранее направленного), если осужденный несовершеннолетний совершил новое административное правонарушение и (или) продолжает не исполнять возложенные судом обязанности. 52.2.5. Незамедлительно информируют горрайорганы по месту жительства осужденных несовершеннолетних о применении к ним мер административного воздействия. 52.2.6. Сообщают в КДН по месту жительства осужденных несовершеннолетних о фактах нахождения их в социально опасном положении и (или) необходимости оказания им социальной помощи. 52.3. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними женского пола, осужденными с отсрочкой отбывания наказания, должностные лица ПДН: 52.3.1. Применяют меры, предусмотренные подпунктами 52.2.1, 52.2.2, 52.2.5, 52.2.6 настоящей Инструкции. 52.3.2. В случае уклонения осужденной от воспитания ребенка и ухода за ним*32 вносят в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене отсрочки отбывания наказания или вносят в суд по месту жительства осужденной представление об отмене отсрочки отбывания наказания, составляемое аналогично представлению об отмене принудительных мер воспитательного воздействия (приложение 12)*33. _________________ *31 К ходатайству подписываемому начальником горрайоргана либо его заместителем, приобщаются справка сотрудника ПДН о повелении и образе жизни несовершеннолетнего, характеристики с места учебы, работы, жительства и другие документы, подтверждающие его противоправное поведение. Копия ходатайства приобщается к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего. *32 В соответствии со статьей 178 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденная женщина считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом; ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним; оставила ребенка родственникам или иным лицам; скрылась; совершила иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка. *33 В соответствии со статьей 362/3 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР отмена отсрочки отбывания наказания может осуществляться судьей также и на основании представления КДН или трудового коллектива, на который возложена обязанность по наблюдению за осужденным и проведению с ним воспитательной работы. 52.3.3. При наличии достаточных оснований совместно с КДН готовят для внесения в суд совместное представление органа внутренних дел и КДН об освобождении осужденной от отбывания наказания. 52.4. В случаях, когда в период условного осуждения или срока отсрочки отбывания наказания несовершеннолетний скроется с постоянного места проживания, должностные лица ПДН направляют в уголовно-исполнительную инспекцию органов юстиции соответствующую информацию. 52.5. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, должностные лица ПДН: 52.5.1. Применяют меры, перечисленные в подпунктах 52.2.1, 52.2.5, 52.2.6 настоящей Инструкции. 52.5.2. В случае, если несовершеннолетний совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, вносят в суд по месту жительства осужденного представление об отмене условно-досрочного освобождения, составляемое аналогично представлению об отмене принудительных мер воспитательного воздействия (приложение 12). 52.6. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, должностные лица ПДН: 52.6.1. Запрашивают из уголовно-исполнительной инспекции информацию об обязанностях и запретах, установленных для осужденного в соответствии со статьей 41 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. 52.6.2. Проводят совместно с начальником горрайоргана или его заместителем первоначальную беседу с осужденным, разъясняют возложенные на него обязанности и запреты, последствия их невыполнения или несоблюдения. О результатах беседы составляется справка, которая приобщается к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего. 52.6.3. При получении в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с осужденным информации о невыполнении им установленных обязанностей и несоблюдении установленных запретов в течение 3 суток информируют об этом уголовно-исполнительную инспекцию. 52.7. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, проводится во взаимодействии и по согласованию со следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Информация о поведении таких несовершеннолетних, правонарушениях, совершенных ими, незамедлительно передается следователю. 52.8. В отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, должностные лица ПДН: 52.8.1. Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений горрайлиноргана обстоятельства, связанные с приобретением несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. В этих целях у всех несовершеннолетних, доставленных в горрайлинорган в состоянии наркотического опьянения или одурманивания, отбираются после их вытрезвления объяснения, в случае необходимости в установленном порядке проводится медицинское освидетельствование. 52.8.2. Незамедлительно информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 52.8.3. Рекомендуют несовершеннолетнему, его родителям или законным представителям обратиться в учреждение здравоохранения для обследования несовершеннолетнего и оказания ему необходимой медицинской помощи. 52.9. В отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, проводятся мероприятия, предусмотренные подпунктом 52.8 настоящей Инструкции. 52.10. Должностные лица ПДН для предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних правонарушителей, имеющих психические расстройства: 52.10.1. Выявляют в процессе профилактической работы несовершеннолетних правонарушителей, поведение которых вызывает сомнение в состоянии их психического здоровья, и рекомендуют родителям несовершеннолетних или их законным представителям провести медицинское обследование ребенка. 52.10.2. Направляют на несовершеннолетних, указанных в подпункте 52.10.1 настоящей Инструкции, информацию в психоневрологические или психиатрические учреждения по месту их жительства с указанием даты и основания постановки несовершеннолетних на учет ПДН, кратких сведений о совершенных правонарушениях, а также конкретных данных, дающих возможность предполагать наличие у несовершеннолетних психических расстройств. 52.10.3. Вносят предложения врачам-психиатрам о неотложной госпитализации несовершеннолетних правонарушителей, представляющих по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя и (или) окружающих. 53. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, отрицательно влияющими на детей, должностные лица ПДН Страницы: 1 2 |