О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.07.1998 N 135-ФЗ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 29 марта 2011 г. N д06-1781 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу составления отчетов об оценке в форме электронного документа и сообщает следующее. Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 431-ФЗ) отчет об оценке может быть составлен в форме электронного документа. При этом положениями указанной статьи предусмотрено, что отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что положения Федерального закона N 135-ФЗ не регламентируют, должен ли отчет об оценке полностью быть составлен в форме электронного документа. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор. С учетом изложенного, по мнению Департамента, в форме электронного документа может быть составлен как весь отчет об оценке, так и его отдельные части. При этом независимо от того, в какой форме составлен отчет об оценке, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к отчету об оценке в соответствии с Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254. Одновременно следует отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2011 г. в третьем чтении принят Федеральный закон "Об электронной подписи". Кроме того, Минэкономразвития России готовятся поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие в том числе использование аналога собственноручной подписи для целей подписания отчетов, составленных в форме электронного документа. Согласно законодательству Российской Федерации электронную цифровую подпись, а также иной аналог собственноручной подписи может иметь как физическое, так и юридическое лицо. Таким образом, по мнению Департамента, отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, следует подписывать электронными цифровыми подписями или иными аналогами собственноручной подписи как оценщика или оценщиков, составивших такой отчет, так и юридических лиц, отвечающих требованиям ст. 15.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 29 марта 2011 г. N д06-1781 |