ВПРАВЕ ЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВЗИМАТЬ С ГРАЖДАН ВЗНОСЫ? ПРИРАВНИВАЮТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ К НАЛОГАМ И СБОРАМ, ВЗИМАЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С НК РФ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.02.11 03-02-08/17

        ВПРАВЕ ЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ
          НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
         ПОРЯДКЕ ВЗИМАТЬ С ГРАЖДАН ВЗНОСЫ? ПРИРАВНИВАЮТСЯ ЛИ
          УКАЗАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ К НАЛОГАМ И СБОРАМ,
                  ВЗИМАЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С НК РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 февраля 2011 г.
                            N 03-02-08/17

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо по вопросам о взимании налогов и сборов, а также о
взимании    обязательных    взносов   территориальными   общественными
самоуправлениями и сообщается следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации
дает  письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым  агентам  по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
     Министерство    финансов   Российской   Федерации   не   является
федеральным  органом,  уполномоченным разъяснять вопросы организации и
функционирования  органов  местного  самоуправления,  а также жилищное
законодательство.
     Вместе   с  тем  сообщается,  что  согласно  ст.  57  Конституции
Российской  Федерации  и  п.  1  ст.  3  Кодекса каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы.
     Взимаемые  в  Российской  Федерации  налоги и сборы предусмотрены
Кодексом (ст. ст. 13 - 15, 18 Кодекса).
     Пунктом  6  ст. 12 Кодекса запрещается устанавливать федеральные,
региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
     Ни  на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги
и  сборы,  а  также  иные  взносы и платежи, обладающие установленными
Кодексом  признаками  налогов  или сборов, не предусмотренные Кодексом
либо  установленные  в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5
ст. 3 Кодекса).
     В  соответствии  со  ст.  1  Кодекса законодательство о налогах и
сборах  состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных
законов  о  налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о
налогах   и   сборах   и   нормативных  правовых  актов  муниципальных
образований о местных налогах.
     Федеральный  закон  от  06.10.2003  N  131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищный
кодекс  Российской  Федерации  (далее  -  Жилищный кодекс) не входят в
состав законодательства о налогах и сборах.
     Территориальные    общественные    самоуправления   создаются   в
соответствии  со  ст.  27  Федерального  закона  "Об  общих  принципах
организации   местного   самоуправления   в  Российской  Федерации"  и
представляют  собой  самоорганизацию граждан по месту их жительства на
части   территории   поселения   для   самостоятельного   и  под  свою
ответственность   осуществления   собственных  инициатив  по  вопросам
местного значения.
     Территориальное   общественное  самоуправление  осуществляется  в
поселениях  непосредственно населением посредством проведения собраний
и   конференций   граждан,   а   также  посредством  создания  органов
территориального общественного самоуправления.
     Вопросы,   относящиеся  к  исключительным  полномочиям  собрания,
конференции   граждан,   осуществляющих  территориальное  общественное
самоуправление,  перечислены  в  ч.  7  ст. 27 Федерального закона "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации".
     Дополнительные требования к уставу территориального общественного
самоуправления, которые не установлены ч. 9 ст. 27 Федерального закона
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
     В  силу  п.  3  ч. 8 ст. 27 указанного Федерального закона органы
территориального   общественного   самоуправления  могут  осуществлять
хозяйственную   деятельность   по   благоустройству  территории,  иную
хозяйственную    деятельность,    направленную    на    удовлетворение
социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей
территории,  как за счет средств указанных граждан, так и на основании
договора  между органами территориального общественного самоуправления
и  органами  местного самоуправления с использованием средств местного
бюджета.
     Жилищные   отношения,   в   том   числе   вопросы  об  управлении
многоквартирными  домами  и  о  взимании  соответствующих обязательных
платежей, регулируются жилищным законодательством.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
16 февраля 2011 г.
N 03-02-08/17