ВПРАВЕ ЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВЗИМАТЬ С ГРАЖДАН ВЗНОСЫ? ПРИРАВНИВАЮТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ К НАЛОГАМ И СБОРАМ, ВЗИМАЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 февраля 2011 г. N 03-02-08/17 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о взимании налогов и сборов, а также о взимании обязательных взносов территориальными общественными самоуправлениями и сообщается следующее. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Министерство финансов Российской Федерации не является федеральным органом, уполномоченным разъяснять вопросы организации и функционирования органов местного самоуправления, а также жилищное законодательство. Вместе с тем сообщается, что согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Взимаемые в Российской Федерации налоги и сборы предусмотрены Кодексом (ст. ст. 13 - 15, 18 Кодекса). Пунктом 6 ст. 12 Кодекса запрещается устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 Кодекса). В соответствии со ст. 1 Кодекса законодательство о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не входят в состав законодательства о налогах и сборах. Территориальные общественные самоуправления создаются в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и представляют собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Вопросы, относящиеся к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, перечислены в ч. 7 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления, которые не установлены ч. 9 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органами местного самоуправления устанавливаться не могут. В силу п. 3 ч. 8 ст. 27 указанного Федерального закона органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Жилищные отношения, в том числе вопросы об управлении многоквартирными домами и о взимании соответствующих обязательных платежей, регулируются жилищным законодательством. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 16 февраля 2011 г. N 03-02-08/17 |