В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИЯ (ООО) ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПТОВУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ КОМИТЕНТА, ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, НО ЗА СЧЕТ И В ИНТЕРЕСАХ КОМИТЕНТА ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ. ПРИ ЭТОМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОГО ПОСТУПЛЕНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ ВЫШЕУКАЗАННОГО ТОВАРА С КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЗ РЕГРЕССА, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ООО ПОЛУЧАЕТ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТ ДАННОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОД УСТУПКУ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ООО К ПОКУПАТЕЛЯМ, НЕ ИСПОЛНИВШИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ОПЛАТЕ ТОВАРА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ КОМИТЕНТА, ЛИБО ДАННАЯ КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ДАННЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ. В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ КОМИССИИ КОМИТЕНТ ВЫПЛАЧИВАЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПРИ ЭТОМ СУММА ДАННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПОКРЫВАЕТ СУММУ РАСХОДОВ КОМИССИОНЕРА, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ДАННОГО ПОРУЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ В СВЯЗИ С УПЛАТОЙ ВЫШЕУКАЗАННОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГИ ФАКТОРИНГА И ПОРУЧИТЕЛЬСТВА. ПОМИМО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО, ДОГОВОРОМ КОМИССИИ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ МЕЖДУ ООО И КОМИТЕНТОМ, ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С П. 9 СТ. 270 НК РФ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ КОМИССИОНЕРОМ В СВЯЗИ С ОПЛАТОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧАЯ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ КОМИССИОНЕРУ В РАМКАХ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ЗА ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО ОПЛАТЕ ТОВАРА, РЕАЛИЗОВАННОГО КОМИССИОНЕРОМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА, ПОДЛЕЖАТ ВКЛЮЧЕНИЮ В СОСТАВ РАСХОДОВ КОМИССИОНЕРА. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КОМИССИОНЕР УЧЕСТЬ ВЫШЕУКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОРУЧИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, А ПОЛНУЮ СУММУ КОМИССИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ОТРАЖАТЬ В СОСТАВЕ НАЛОГООБЛАГАЕМЫХ ДОХОДОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/100 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и расходов и сообщает следующее. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Таким образом, учет доходов комиссионера для целей налогообложения, полученных в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, а также учет расходов, осуществленных в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером за комитента, предопределяется условиями заключенного договора комиссии. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/100 |