1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ИНВЕСТОР-ЗАСТРОЙЩИК) ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (НА ЗАСТРОЙКУ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНОВ) ПРИВЛЕКАЕТ СРЕДСТВА ПО ДОГОВОРАМ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ И ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ДОГОВОРАМ. ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ДОЛЬЩИКОВ И ИНВЕСТОРОВ ФИНАНСИРУЮТСЯ ЗАТРАТЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ. ПРИ ЭТОМ ДОЛЬЩИКИ И ИНВЕСТОРЫ ПРИВЛЕКАЮТСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕХ СТАДИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ, СООТВЕТСТВЕННО, ИНВЕСТИЦИИ ОТ НИХ ПОСТУПАЮТ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ СТРОИТЕЛЬСТВА. ДОГОВОРАМИ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ДОГОВОРАМИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА (ЖИЛОГО ДОМА) И ПЕРЕДАЧИ ЕГО ДОЛЬЩИКУ (ИНВЕСТОРУ). ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯ-ЗАСТРОЙЩИК НЕ УЧИТЫВАЕТ ДОХОДЫ В ВИДЕ СРЕДСТВ ДОЛЬЩИКОВ И ИНВЕСТОРОВ, АККУМУЛИРОВАННЫХ НА СЧЕТАХ ЗАСТРОЙЩИКА, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ ЗАСТРОЙЩИКОМ ЗА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАН И УТВЕРЖДЕН УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ. НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПО ОКОНЧАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА СУММУ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ УЧИТЫВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЖИЛОГО ДОМА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ДОЛЬЩИКОВ И ИНВЕСТОРОВ И АККУМУЛИРОВАННЫЕ НА СЧЕТАХ ЗАСТРОЙЩИКА? 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПАЕТ ИНВЕСТОРОМ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАСТРОЙЩИКОМ В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА, ПРИ ЭТОМ ПРИВЛЕКАЕТ СОИНВЕСТОРОВ ПО ДОГОВОРАМ СОИНВЕСТИРОВАНИЯ. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ-ИНВЕСТОРА, НЕ ВЫСТУПАЮЩЕГО ЗАСТРОЙЩИКОМ, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ СОИНВЕСТОРА, ЦЕЛЕВЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 14 П. 1 СТ. 251 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/98 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета средств целевого финансирования в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. 1. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. При этом указанной статьей установлено, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Исходя из положений ст. 272 НК РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ. Учитывая, что все затраты, связанные со строительством жилого дома, застройщик осуществляет за счет аккумулированных на его счетах средств дольщиков и в налоговом учете эти расходы не отражаются, по окончании строительства застройщик определяет финансовый результат (прибыль) от осуществления своей деятельности на дату подписания документа о передаче объекта в эксплуатацию. 2. По вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, полученных от соинвестора, сообщаем, что для подготовки заключения по данному вопросу информации, содержащейся в письме, недостаточно. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/98 |