ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОСИТЬ К РАСХОДАМ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ВЗНОСЫ ПО ДОГОВОРАМ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В СЛУЧАЕ НАСТУПЛЕНИЯ У УЧАСТНИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ОСНОВАНИЙ? УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.04.11 03-03-06/1/239

         ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОСИТЬ К РАСХОДАМ НА ОПЛАТУ
         ТРУДА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ВЗНОСЫ ПО ДОГОВОРАМ
             НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
            ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В СЛУЧАЕ НАСТУПЛЕНИЯ У УЧАСТНИКА
                 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ОСНОВАНИЙ?
         УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НА
             ОСНОВАНИИ П. 16 СТ. 255 НК РФ СУММЫ ВЗНОСОВ,
               ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ ПО ДОГОВОРУ
            НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА
        УЧАСТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, УВОЛЕННЫХ В СВЯЗИ
        С СОКРАЩЕНИЕМ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИЮ
         ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, Т.Е. ЛИЦ,
          КОТОРЫЕ К МОМЕНТУ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ВЗНОСОВ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ
                    РАБОТНИКАМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          15 апреля 2011 г. 
                           N 03-03-06/1/239
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета расходов на уплату взносов в негосударственные
пенсионные фонды и сообщает следующее.
     На  основании  ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О
негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) договором
негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между
фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется
уплачивать  пенсионные  взносы  в  фонд,  а фонд обязуется выплачивать
участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
     Согласно   ст.  10  Закона  N  75-ФЗ  пенсионными  основаниями  в
пенсионных  договорах  являются пенсионные основания, установленные на
момент  заключения  указанных  договоров  законодательством Российской
Федерации.
     Пенсионными  договорами  могут  быть  установлены  дополнительные
основания    для    приобретения   участником   права   на   получение
негосударственной пенсии.
     В  соответствии  с  п.  16  ст. 255 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - Кодекс) к расходам на оплату труда в целях гл. 25
Кодекса  относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам
обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в
соответствии   с   Федеральным   законом  от  30.04.2008  N  56-ФЗ  "О
дополнительных  страховых  взносах  на  накопительную  часть  трудовой
пенсии    и    государственной   поддержке   формирования   пенсионных
накоплений",   а  также  суммы  платежей  (взносов)  работодателей  по
договорам   добровольного  страхования  (договорам  негосударственного
пенсионного   обеспечения),   заключенным   в   пользу  работников  со
страховыми  организациями  (негосударственными  пенсионными  фондами),
имеющими   лицензии,   выданные  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в
Российской Федерации.
     В    случаях    добровольного   страхования   (негосударственного
пенсионного  обеспечения)  указанные  суммы  относятся  к  расходам на
оплату  труда  по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
при   условии  применения  пенсионной  схемы,  предусматривающей  учет
пенсионных  взносов  на  именных  счетах  участников негосударственных
пенсионных  фондов,  и (или) добровольного пенсионного страхования при
наступлении  у  участника  и  (или)  застрахованного  лица  пенсионных
оснований,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,
дающих  право  на  установление пенсии по государственному пенсионному
обеспечению  и  (или)  трудовой  пенсии,  и в течение периода действия
пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного
обеспечения   должны  предусматривать  выплату  пенсий  до  исчерпания
средств  на  именном  счете участника, но в течение не менее пяти лет,
или  пожизненно,  а  договоры  добровольного пенсионного страхования -
выплату пенсий пожизненно.
     Таким  образом,  в  состав  расходов  для  целей  налогообложения
прибыли   могут   быть  включены  только  взносы  в  негосударственные
пенсионные   фонды   по   договорам   негосударственного   пенсионного
обеспечения, установленным п. 16 ст. 255 Кодекса, т.е. только в случае
наступления  у  участника  и  (или)  застрахованного  лица  пенсионных
оснований,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации.
Расходы   на   уплату  взносов  в  случае  наступления  дополнительных
пенсионных  оснований,  предусмотренных договором, в составе налоговой
базы по налогу на прибыль не учитываются.
     В  отношении учета расходов на уплату взносов в негосударственные
пенсионные  фонды  за  участников  предпенсионного  возраста, трудовой
договор с которыми был расторгнут, т.е. на момент перечисления взносов
указанные  участники  не  являются  работниками  организации, сообщаем
следующее.
     Статьей  255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика
на  оплату  труда  включаются любые начисления работникам в денежной и
(или)   натуральной   формах,  стимулирующие  начисления  и  надбавки,
компенсационные  начисления,  связанные с режимом работы или условиями
труда,  премии  и  единовременные  поощрительные  начисления, расходы,
связанные  с  содержанием  этих  работников,  предусмотренные  нормами
законодательства    Российской    Федерации,    трудовыми   договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Учитывая изложенное, суммы взносов в негосударственные пенсионные
фонды,  перечисленные  за  участников, которые не являются работниками
налогоплательщика,  не  могут быть учтены в составе расходов для целей
налогообложения прибыли.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
15 апреля 2011 г. 
N 03-03-06/1/239