О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ И ИХ КРУПНОГАБАРИТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 10 марта 2011 г. N 03-03-10/18 (Д) Министерством финансов Российской Федерации рассмотрен вопрос о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся порядка учета амортизируемого имущества и начисления амортизации в целях налогообложения прибыли, и сообщается следующее. В соответствии со ст. 313 Кодекса налоговая база по налогу на прибыль организаций исчисляется налогоплательщиками на основе данных налогового учета. При этом, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 Кодекса, налогоплательщик самостоятельно дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо ведет самостоятельные регистры налогового учета. Понятия "амортизируемое имущество" и "основные средства" определены соответственно ст. ст. 256 и 257 Кодекса. Статьями 257 - 259.3 Кодекса также установлены специальные правила, касающиеся определения первоначальной стоимости основного средства (ее изменения), остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества, установлены особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, а также правила определения сроков полезного использования амортизируемого имущества, правила и методы начисления амортизации. Таким образом, в аспекте налоговых правоотношений правила отражения всех хозяйственных операций, связанных с приобретением и владением амортизируемым имуществом (как оно определено Кодексом), урегулированы Кодексом, и, следовательно, порядок учета единиц амортизируемого имущества для целей налогообложения отличается от порядка учета инвентарного объекта в бухгалтерском учете. Понятие "объект амортизируемого имущества" в Кодексе и иных отраслях законодательства Российской Федерации не имеет специального определения, однако анализ его использования в Кодексе в контексте соответствующих специальных положений свидетельствует, что под объектом амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли понимается учетная единица соответствующего вида имущества. Порядок выделения единицы учета в качестве отдельного объекта амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли специально не установлен. Вместе с тем из положений ст. ст. 256 - 259.3 Кодекса следует, что объект амортизируемого имущества, являющийся основным средством, системно обладает следующими признаками: - является частью имущества налогоплательщика на праве собственности (с учетом установленных Кодексом изъятий) (п. 1 ст. 256 Кодекса); - используется налогоплательщиком для извлечения дохода в качестве средств труда в процессе производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или в процессе управления организацией (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Кодекса); - имеет срок полезного использования - период, в течение которого данный объект служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика и который определяется на дату ввода данного объекта в эксплуатацию, - более 12 месяцев (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 Кодекса); - имеет первоначальную стоимость более 40 тыс. руб., определяемую с учетом совокупности расходов, необходимых для доведения данного объекта до состояния, в котором он пригоден для использования (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Кодекса); - стоимость данного объекта погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Кодекса). Все указанные признаки объекта амортизируемого имущества в виде основных средств являются существенными для признания данного объекта в качестве учетной единицы в целях налогообложения. При этом для решения вопроса о возможности учета в целях налогообложения совокупности нескольких материальных объектов в качестве единого объекта амортизируемого имущества особое внимание следует обратить на такие признаки объекта амортизируемого имущества, как возможность его применения в качестве средств труда в процессе производства и реализации и его функциональная пригодность при вводе данного объекта в эксплуатацию. Выделение отдельного объекта амортизируемого имущества в качестве единицы учета в целях налогообложения прибыли возможно на основе анализа функционального содержания его использования (способности выполнения своих функций каждого из составляющих его компонентов по отдельности, их функциональной или конструктивной взаимосвязи и т.п.). По нашему мнению, все приспособления (принадлежности, сменные узлы, комплектующие, детали и т.п.) стандартной комплектации основного средства, представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных и функционально взаимосвязанных материальных объектов и способные выполнять свои функции в качестве средств труда только в составе комплекса, не являющиеся составной частью какого-либо другого комплекса объектов, следует учитывать в целях налогообложения отдельным единым объектом амортизируемого имущества (при соответствии такого комплекса признакам амортизируемого имущества, данным в Кодексе). С учетом изложенного применительно к комплексу материальных объектов, который составляют грузовой вагон и его крупноузловые комплектующие - колесные пары, следует исходить из того, что грузовой вагон как средство труда в производственном процессе по осуществлению грузовых перевозок не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться без колес. Без колес вагон утрачивает свое функциональное назначение. Не смонтированные с вагоном колеса также невозможно использовать в качестве средств труда. В этой связи полагаем, что грузовой вагон, укомплектованный колесами (равно как и всеми другими сменными узлами и деталями, такими, как, например, автосцепное, автотормозное оборудование вагона, тележки), следует учитывать в целях налогообложения как единый объект амортизируемого имущества. Пунктом 1 ст. 258 Кодекса установлено, что срок полезного использования объекта амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация). Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета. Сроки полезного использования объектов основных средств, установленные организацией для целей бухгалтерского учета, не соответствующие предусмотренным Классификацией, в целях налогообложения применены быть не могут. При рассмотрении определений и решений арбитражных судов по вопросам квалификации колесных пар в качестве отдельного объекта основных средств следует дополнительно учитывать следующее. Нормы законодательства о налогах и сборах не свидетельствуют о том, что железнодорожная колесная пара является отдельным объектом амортизируемого имущества. Применение синтетических счетов учета и отражение хозяйственных операций по таким счетам по принципу двойной записи в целях налогового учета Кодексом не предусмотрено. Отсутствие в Кодексе специального порядка выделения единиц учета в качестве отдельных объектов амортизируемого имущества не означает, что в этих целях следует применять порядок, установленный для целей бухгалтерского учета, поскольку, как было указано выше, Кодексом установлены системные признаки объекта амортизируемого имущества, выделяемого в качестве учетной единицы. В Классификации колесные пары отдельно не поименованы. С учетом того обстоятельства, что колесные пары в номенклатуре продукции, производимой предприятиями транспортного машиностроения, являются крупноузловыми комплектующими (Приказ Минпромэнерго России от 18.09.2007 N 391 "Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года"), правомерность их отнесения к разряду "Машины и оборудование для эксплуатации и ремонта рельсового подвижного состава и железнодорожных путей" (код 14 3520000) Классификации представляется сомнительной. Используемые в нормативных правовых актах примеры не являются нормами, а лишь иллюстрируют нормы. Поэтому если какие-либо приспособления и принадлежности основных средств в примере не указаны, это не означает автоматически, что они не являются приспособлениями и принадлежностями. Кроме того, система отопления, проводка, арматура освещения, которые приведены в качестве примера приспособлений и принадлежностей вагона в Общероссийском классификаторе основных фондов, являются принадлежностями пассажирского, а не грузового вагона. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 10 марта 2011 г. N 03-03-10/18 |