О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ И ИХ КРУПНОГАБАРИТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.03.11 03-03-10/18

        О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ И ИХ КРУПНОГАБАРИТНЫХ
        КОМПЛЕКТУЮЩИХ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
        НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
                         ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           10 марта 2011 г. 
                            N 03-03-10/18
     
                                 (Д)
                                   

     Министерством  финансов  Российской Федерации рассмотрен вопрос о
порядке  применения  отдельных положений Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - Кодекс), касающихся порядка учета амортизируемого
имущества  и начисления амортизации в целях налогообложения прибыли, и
сообщается следующее.
     В  соответствии  со  ст.  313 Кодекса налоговая база по налогу на
прибыль  организаций  исчисляется налогоплательщиками на основе данных
налогового учета.
     При  этом,  если  в  регистрах  бухгалтерского  учета  содержится
недостаточно  информации для определения налоговой базы в соответствии
с   требованиями   гл.  25  Кодекса,  налогоплательщик  самостоятельно
дополняет  применяемые  регистры  бухгалтерского учета дополнительными
реквизитами,  формируя тем самым регистры налогового учета, либо ведет
самостоятельные регистры налогового учета.
     Понятия   "амортизируемое   имущество"   и   "основные  средства"
определены  соответственно  ст.  ст. 256 и 257 Кодекса. Статьями 257 -
259.3   Кодекса  также  установлены  специальные  правила,  касающиеся
определения    первоначальной   стоимости   основного   средства   (ее
изменения),  остаточной  стоимости  объекта амортизируемого имущества,
установлены  особенности  включения амортизируемого имущества в состав
амортизационных  групп,  а  также правила определения сроков полезного
использования  амортизируемого  имущества, правила и методы начисления
амортизации.
     Таким   образом,   в  аспекте  налоговых  правоотношений  правила
отражения  всех  хозяйственных  операций,  связанных с приобретением и
владением  амортизируемым  имуществом  (как  оно определено Кодексом),
урегулированы   Кодексом,   и,  следовательно,  порядок  учета  единиц
амортизируемого  имущества  для  целей  налогообложения  отличается от
порядка учета инвентарного объекта в бухгалтерском учете.
     Понятие  "объект  амортизируемого  имущества"  в  Кодексе  и иных
отраслях  законодательства  Российской Федерации не имеет специального
определения,  однако  анализ  его  использования в Кодексе в контексте
соответствующих   специальных   положений   свидетельствует,  что  под
объектом  амортизируемого  имущества  в  целях налогообложения прибыли
понимается учетная единица соответствующего вида имущества.
     Порядок  выделения  единицы  учета  в качестве отдельного объекта
амортизируемого  имущества  в целях налогообложения прибыли специально
не  установлен.  Вместе с тем из положений ст. ст. 256 - 259.3 Кодекса
следует,  что  объект  амортизируемого  имущества, являющийся основным
средством, системно обладает следующими признаками:
     -   является   частью   имущества   налогоплательщика   на  праве
собственности  (с учетом установленных Кодексом изъятий) (п. 1 ст. 256
Кодекса);
     -   используется   налогоплательщиком  для  извлечения  дохода  в
качестве  средств  труда  в процессе производства и реализации товаров
(выполнения   работ,   оказания   услуг)  или  в  процессе  управления
организацией (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Кодекса);
     - имеет срок полезного использования - период, в течение которого
данный    объект    служит    для    выполнения   целей   деятельности
налогоплательщика и который определяется на дату ввода данного объекта
в  эксплуатацию,  -  более  12  месяцев  (п.  1  ст. 256, п. 1 ст. 258
Кодекса);
     - имеет первоначальную стоимость более 40 тыс. руб., определяемую
с  учетом  совокупности  расходов,  необходимых  для доведения данного
объекта  до  состояния,  в котором он пригоден для использования (п. 1
ст. 256, п. 1 ст. 257 Кодекса);
     -   стоимость   данного   объекта   погашается  путем  начисления
амортизации (п. 1 ст. 256 Кодекса).
     Все  указанные  признаки объекта амортизируемого имущества в виде
основных  средств являются существенными для признания данного объекта
в качестве учетной единицы в целях налогообложения.
     При  этом  для  решения  вопроса  о  возможности  учета  в  целях
налогообложения   совокупности   нескольких  материальных  объектов  в
качестве  единого  объекта  амортизируемого  имущества особое внимание
следует  обратить на такие признаки объекта амортизируемого имущества,
как  возможность  его  применения  в качестве средств труда в процессе
производства  и  реализации и его функциональная пригодность при вводе
данного объекта в эксплуатацию.
     Выделение отдельного объекта амортизируемого имущества в качестве
единицы  учета  в  целях  налогообложения  прибыли  возможно на основе
анализа  функционального  содержания  его  использования  (способности
выполнения  своих  функций  каждого из составляющих его компонентов по
отдельности, их функциональной или конструктивной взаимосвязи и т.п.).
     По  нашему  мнению,  все  приспособления (принадлежности, сменные
узлы, комплектующие, детали и т.п.) стандартной комплектации основного
средства,  представляющие  собой  комплекс конструктивно сочлененных и
функционально   взаимосвязанных   материальных  объектов  и  способные
выполнять  свои  функции  в  качестве  средств  труда только в составе
комплекса,   не   являющиеся   составной  частью  какого-либо  другого
комплекса   объектов,   следует   учитывать  в  целях  налогообложения
отдельным  единым объектом амортизируемого имущества (при соответствии
такого   комплекса   признакам  амортизируемого  имущества,  данным  в
Кодексе).
     С  учетом  изложенного  применительно  к  комплексу  материальных
объектов,  который  составляют  грузовой  вагон  и  его  крупноузловые
комплектующие  - колесные пары, следует исходить из того, что грузовой
вагон  как средство труда в производственном процессе по осуществлению
грузовых   перевозок   не   может   быть   введен   в  эксплуатацию  и
эксплуатироваться   без   колес.   Без  колес  вагон  утрачивает  свое
функциональное  назначение.  Не  смонтированные с вагоном колеса также
невозможно использовать в качестве средств труда.
     В  этой  связи  полагаем,  что  грузовой  вагон, укомплектованный
колесами  (равно  как  и  всеми  другими  сменными  узлами и деталями,
такими, как, например, автосцепное, автотормозное оборудование вагона,
тележки),  следует учитывать в целях налогообложения как единый объект
амортизируемого имущества.
     Пунктом  1  ст.  258  Кодекса  установлено,  что  срок  полезного
использования    объекта    амортизируемого   имущества   определяется
налогоплательщиком  в  соответствии  с положениями ст. 258 Кодекса и с
учетом  классификации  основных  средств,  утверждаемой Правительством
Российской  Федерации.  Классификация  основных  средств, включаемых в
амортизационные   группы,   утверждена   Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  01.01.2002  N  1  (далее  - Классификация).
Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета.
     Сроки   полезного   использования   объектов   основных  средств,
установленные   организацией   для   целей  бухгалтерского  учета,  не
соответствующие     предусмотренным     Классификацией,     в    целях
налогообложения применены быть не могут.
     При  рассмотрении  определений  и  решений  арбитражных  судов по
вопросам  квалификации  колесных  пар  в  качестве  отдельного объекта
основных средств следует дополнительно учитывать следующее.
     Нормы  законодательства  о  налогах и сборах не свидетельствуют о
том,  что  железнодорожная  колесная  пара является отдельным объектом
амортизируемого имущества.
     Применение  синтетических  счетов учета и отражение хозяйственных
операций по таким счетам по принципу двойной записи в целях налогового
учета Кодексом не предусмотрено.
     Отсутствие  в Кодексе специального порядка выделения единиц учета
в  качестве  отдельных объектов амортизируемого имущества не означает,
что  в  этих  целях следует применять порядок, установленный для целей
бухгалтерского  учета,  поскольку,  как  было  указано  выше, Кодексом
установлены  системные  признаки  объекта  амортизируемого  имущества,
выделяемого в качестве учетной единицы.
     В  Классификации  колесные пары отдельно не поименованы. С учетом
того  обстоятельства,  что  колесные  пары  в  номенклатуре продукции,
производимой   предприятиями  транспортного  машиностроения,  являются
крупноузловыми   комплектующими   (Приказ   Минпромэнерго   России  от
18.09.2007  N  391  "Об  утверждении  Стратегии развития транспортного
машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до
2015   года"),   правомерность   их  отнесения  к  разряду  "Машины  и
оборудование  для эксплуатации и ремонта рельсового подвижного состава
и железнодорожных путей" (код 14 3520000) Классификации представляется
сомнительной.
     Используемые  в  нормативных  правовых  актах примеры не являются
нормами,   а   лишь   иллюстрируют   нормы.  Поэтому  если  какие-либо
приспособления и принадлежности основных средств в примере не указаны,
это  не означает автоматически, что они не являются приспособлениями и
принадлежностями.  Кроме  того,  система отопления, проводка, арматура
освещения,  которые  приведены  в  качестве  примера  приспособлений и
принадлежностей   вагона   в  Общероссийском  классификаторе  основных
фондов,   являются  принадлежностями  пассажирского,  а  не  грузового
вагона.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
10 марта 2011 г. 
N 03-03-10/18