ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ (ДАЛЕЕ - ЖСК), ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ "ДОХОДЫ", - НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 2 П. 2 СТ. 161 ЖК РФ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ ЧЛЕНЫ ЖСК ОПЛАЧИВАЮТ ЧЕРЕЗ СБЕРБАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.04.11 03-11-06/2/62

            ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ (ДАЛЕЕ - ЖСК),
        ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ "ДОХОДЫ", -
        НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 2 П. 2
        СТ. 161 ЖК РФ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ
                                ДОМОМ
             ЧЛЕНЫ ЖСК ОПЛАЧИВАЮТ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК РОССИИ:
           ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ УСЛУГ
        РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ; ПЛАТЕЖИ НА СОДЕРЖАНИЕ И
          ТЕКУЩИЙ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДОМА (В ДАННЫЕ ПЛАТЕЖИ
             ВХОДЯТ СУММЫ ПО ОПЛАТЕ ВЫВОЗА МУСОРА, УБОРКИ
        КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЛОЩАДОК, ОБЩЕГО СВЕТА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
        ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ, УПЛАТА НАЛОГОВ). ПРИБЫЛЬ ИЛИ
              ДОХОД МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ЖСК НЕ РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ
           ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОХОДОМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
        ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА, УПЛАЧИВАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
                                 УСН?
            КАКИЕ СРЕДСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ НА СЧЕТ ЖСК, БУДУТ
        ПРИЗНАВАТЬСЯ ДОХОДАМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА, УПЛАЧИВАЕМОГО
                      В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          19 апреля 2011 г. 
                           N 03-11-06/2/62
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  налогообложения при применении упрощенной системы
налогообложения  средств, полученных жилищно-строительным кооперативом
(далее  -  ЖСК),  и  на  основании  информации,  изложенной  в письме,
сообщает следующее.
     Согласно  п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  при  применении  организацией  упрощенной  системы
налогообложения  в  составе  доходов  учитываются доходы от реализации
товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы,
определяемые  в  соответствии  со  ст.  ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251
Кодекса, в составе доходов не учитываются.
     Подпунктом  14 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что к имуществу,
полученному   налогоплательщиком  в  рамках  целевого  финансирования,
которое  не  включается  в  доходы  при  определении  налоговой  базы,
относятся  средства  бюджетов,  выделяемые  осуществляющим  управление
многоквартирными  домами  товариществам собственников жилья, жилищным,
жилищно-строительным    кооперативам   или   иным   специализированным
потребительским   кооперативам,  управляющим  организациям,  выбранным
собственниками   помещений   в   многоквартирных   домах,  на  долевое
финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в
соответствии  с  Федеральным  законом  от 21.07.2007 N 185-ФЗ (далее -
Федеральный закон N 185-ФЗ).
     Таким  образом,  средства,  полученные ЖСК из местного бюджета на
капитальный   ремонт   многоквартирных   домов   в  рамках  реализации
Федерального  закона  N  185-ФЗ,  не  включаются  в  налоговую базу по
налогу,   уплачиваемому  в  связи  с  применением  упрощенной  системы
налогообложения.
     Согласно  пп.  1  п.  2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на
содержание   некоммерческих   организаций   и   ведение  ими  уставной
деятельности     относятся    осуществленные    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации о некоммерческих организациях
вступительные  взносы,  членские взносы, паевые взносы, пожертвования,
признаваемые  таковыми  в соответствии с гражданским законодательством
Российской   Федерации,   а   также   отчисления   на  формирование  в
установленном  ст.  324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта,
капитального    ремонта   общего   имущества,   которые   производятся
товариществу     собственников     жилья,    жилищному    кооперативу,
садоводческому,        садово-огородному,       гаражно-строительному,
жилищно-строительному   кооперативу   или   иному  специализированному
потребительскому кооперативу их членами.
     Таким    образом,    ЖСК,    применяющий    упрощенную    систему
налогообложения,   при   определении   налоговой   базы  не  учитывает
вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а
также  отчисления  на  формирование  резерва  на  проведение  ремонта,
капитального    ремонта   общего   имущества,   которые   производятся
товариществу собственников жилья его членами.
     Что  касается других обязательных платежей, поступающих ЖСК, то в
соответствии  со  ст.  249  Кодекса  доходом  от реализации признаются
выручка   от   реализации  товаров  (работ,  услуг)  как  собственного
производства,   так  и  ранее  приобретенных,  выручка  от  реализации
имущественных прав.
     Выручка  от  реализации  определяется исходя из всех поступлений,
связанных  с  расчетами  за  реализованные товары (работы, услуги) или
имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     Таким    образом,   суммы   платежей   собственников   жилья   за
жилищно-коммунальные   услуги,   поступающие   на   счет  ЖСК,  должны
учитываться  в  составе  его доходов при определении налоговой базы по
налогу,   уплачиваемому  в  связи  с  применением  упрощенной  системы
налогообложения.
     В случае заключения ЖСК агентских договоров следует иметь в виду,
что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не  учитываются  доходы  в виде имущества (включая денежные средства),
поступившего  комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или
другому  аналогичному  договору,  а  также  в  счет возмещения затрат,
произведенных  комиссионером,  агентом  и  (или)  иным  поверенным  за
комитента,  принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не
подлежат  включению  в  состав  расходов  комиссионера, агента и (или)
иного  поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К
указанным  доходам  не  относится  комиссионное,  агентское  или  иное
аналогичное вознаграждение.
     В  соответствии  с  п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент)
обязуется  за  вознаграждение  совершать  по  поручению другой стороны
(принципала)  юридические  и иные действия от своего имени, но за счет
принципала либо от имени и за счет принципала.
     По  сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и
за  счет  принципала,  приобретает права и становится обязанным агент,
хотя  бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в
непосредственные отношения по исполнению сделки.
     Статьей  1011  ГК  РФ  установлено,  что  если агент действует от
своего  имени,  но  за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из
агентского  договора,  применяются  правила,  предусмотренные  гл.  51
"Комиссия"  ГК  РФ, если эти правила не противоречат положениям данной
главы ГК РФ или существу агентского договора.
     Таким  образом,  предметом  агентского  договора  являются  любые
взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том
числе выполнение функций комиссионера.
     Согласно   положениям  п.  6  Информационного  письма  Президиума
Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 17.11.2004 N 85
сделка,  совершенная  до  заключения  договора комиссии, не может быть
признана заключенной во исполнение поручения комитента.
     В  связи  с  этим при агентском договоре сделка с третьими лицами
агентом,  выступающим  от  своего имени, но за счет принципала, должна
быть  совершена  после  заключения  агентского  договора  и  только  в
интересах принципала.
     При  соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами
у  агента,  применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе
доходов  при  определении  объекта  налогообложения учитывается только
агентское вознаграждение.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 апреля 2011 г. 
N 03-11-06/2/62