ФОНД ЯВЛЯЕТСЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕЙСТВИЕ РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ СОЦИАЛЬНЫХ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ИНЫХ ВОПРОСОВ, А ТАКЖЕ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ С 2007 Г. ФОНД ПРИМЕНЯЕТ УСН С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ "ДОХОДЫ" ФОНД НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВСЕ СРЕДСТВА, ПОЛУЧАЕМЫЕ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФОНДОМ, ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕЛЕВЫМИ И ПОСТУПАЮТ В ВИДЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ, ГРАНТОВ, ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ) НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ. ЧАСТЬ СРЕДСТВ ПОСТУПАЕТ ИЗ-ЗА РУБЕЖА НА ВАЛЮТНЫЙ СЧЕТ ФОНДА В ДОЛЛАРАХ США. ТАКИМ ОБРАЗОМ, У ФОНДА ВОЗНИКАЮТ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ ТАКИЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ В ДОХОДЫ ФОНДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА, УПЛАЧИВАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 мая 2011 г. N 03-11-06/2/70 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, курсовых разниц и сообщает следующее. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса. Статьей 346.17 Кодекса установлено, что налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения используют кассовый метод учета доходов и расходов. Согласно п. 11 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с п. 8 ст. 271 Кодекса при применении метода начисления доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше. Учитывая, что ст. 273 Кодекса, устанавливающая порядок признания доходов и расходов при кассовом методе, не содержит положений, определяющих порядок признания доходов и расходов в виде положительных и отрицательных курсовых разниц, налогоплательщиками, применяющими кассовый метод, а также принимая во внимание, что пересчет имущества в виде валютных ценностей в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, осуществляется с целью организации учета доходов, выраженных в иностранной валюте, в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях, по нашему мнению, налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения и использующим кассовый метод учета доходов и расходов, доходы в виде положительных курсовых разниц следует учитывать в порядке, установленном п. 8 ст. 271 Кодекса. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, имущество в виде валютных ценностей пересчитывают в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, и, соответственно, отражают в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше. При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, средства и иное имущество, которые получены некоммерческой организацией на осуществление благотворительной деятельности. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При условии отдельного учета, а также целевого использования указанных средств доходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложения прибыли. Учитывая изложенное, пожертвования, выраженные в иностранной валюте, полученные благотворительной организацией, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии целевого использования таких пожертвований. При этом курсовые разницы по средствам, поступившим в виде пожертвований, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, являются доходами, полученными в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу. Таким образом, курсовые разницы, возникшие при использовании средств пожертвований, выраженных в иностранной валюте, при условии их использования по целевому назначению для целей налогообложения налогом, применяемым в связи с упрощенной системой налогообложения, в составе доходов не учитываются. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 3 мая 2011 г. N 03-11-06/2/70 |