Страницы: 1 2 | | организационные и правовые| | | | | | основы лицензирования| | | | | | деятельности предприятий,| | | | | | учреждений и организаций по| | | | | | проведению работ, связанных| | | | | | с использованием сведений,| | | | | | составляющих государственную| | | | | | тайну, созданием и| | | | | | сертификацией средств защиты| | | | | | информации, а также| | | | | | оказанием услуг по защите| | | | | | государственной тайны;| | | | | | методы, порядок проведения| | | | | | специальных экспертиз| | | | | | предприятий, учреждений и| | | | | | организаций на право| | | | | | осуществления мероприятий и| | | | | | (или) оказания услуг в| | | | | | области противодействия| | | | | | техническим разведкам; | | | | | | критерии, условия и| | | | | | принципы отнесения| | | | | | информации к защищаемой,| | | | | | виды носителей защищаемой| | | | | | информации, состав объектов| | | | | | защиты информации; виды и| | | | | | состав угроз информационной| | | | | | безопасности, источники,| | | | | | виды и способы| | | | | | дестабилизирующего | | | | | | воздействия на защищаемую| | | | | | информацию, каналы и методы| | | | | | несанкционированного доступа| | | | | | к информации ограниченного| | | | | | доступа, виды, методы и| | | | | | средства защиты информации; | | | | | | физические принципы и| | | | | | характеристики технических| | | | | | каналов утечки информации; | | | | | | организационно-правовые | | | | | | основы, требования режима| | | | | | секретности в| | | | | | правоохранительных органах,| | | | | | обязанности сотрудников| | | | | | правоохранительных органов| | | | | | по соблюдению режима| | | | | | секретности, ответственность| | | | | | за его нарушение; | | | | | | правовые и организационные| | | | | | основы системы защиты| | | | | | государственной тайны;| | | | | | нормативные правовые акты и| | | | | | документы в области защиты| | | | | | государственной тайны; | | | | | | обеспечения режима| | | | | | секретности; содержание| | | | | | институтов правовой защиты| | | | | | государственной, служебной,| | | | | | коммерческой, банковской и| | | | | | профессиональной тайн, а| | | | | | также правовой защиты| | | | | | информации персонального| | | | | | характера; номенклатуру| | | | | | защищаемой информации;| | | | | | правовую ответственность за| | | | | | утечку защищаемой информации| | | | | | и утрату ее носителей;| | | | | | нормативные правовые основы| | | | | | деятельности подразделений| | | | | | по защите информации; | | | | | | понятие документирования и| | | | | | документооборота, виды и| | | | | | формы документов, требования| | | | | | к их оформлению; нормативные| | | | | | правовые и организационные| | | | | | основы делопроизводства и| | | | | | документационного | | | | | | обеспечения управленческой и| | | | | | информационно-аналитической | | | | | | деятельности в| | | | | | правоохранительных органах; | | | | | | принципы, методы и порядок| | | | | | обработки, движения,| | | | | | хранения и использования| | | | | | документов ограниченного| | | | | | доступа; методы и приемы| | | | | | защиты документированной| | | | | | информации и ее носителей от| | | | | | несанкционированного доступа| | | | | | при ее обработке и хранении;| | | | | | организацию секретного| | | | | | делопроизводства в| | | | | | правоохранительных органах| | | | | | (по профилю подготовки); | | | | | | организационно-правовые | | | | | | основы функционирования| | | | | | систем организационной| | | | | | защиты информации; | | | | | | современные технологии и| | | | | | средства технической| | | | | | разведки, тенденции их| | | | | | развития; признаки, места| | | | | | установки и способы| | | | | | маскировки технических| | | | | | средств разведывательного| | | | | | назначения и их работы;| | | | | | основные понятия, методы и| | | | | | средства физической защиты| | | | | | помещений, зданий и| | | | | | территорий от проникновения| | | | | | нарушителя; | | | | | | номенклатуру, физические| | | | | | принципы работы, структуру,| | | | | | состав, основные| | | | | | характеристики и особенности| | | | | | применения средств и систем| | | | | | инженерно-технической и| | | | | | программно-аппаратной защиты| | | | | | информации; | | | | | | криптографические | | | | | | алгоритмы, стандарты и| | | | | | методы шифрования данных;| | | | | | современные | | | | | | криптографические системы| | | | | | защиты информации; | | | | | | психологические основы| | | | | | восприятия информации,| | | | | | методы воздействия на| | | | | | индивидуальное и массовое| | | | | | сознание, приемы воздействия| | | | | | на подсознание; | | | | | | технологии | | | | | | автоматизированного ввода,| | | | | | обработки хранения, поиска,| | | | | | передачи и получения| | | | | | информации в подразделениях| | | | | | правоохранительных органов| | | | | | (по профилю подготовки);| | | | | | назначение, состав, функции| | | | | | и возможности| | | | | | автоматизированных | | | | | | справочных систем,| | | | | | информационно-поисковых | | | | | | систем, банков и баз данных,| | | | | | систем оперативной| | | | | | идентификации, логико-| | | | | | аналитических и экспертных| | | | | | систем, их характеристики и| | | | | | порядок использования в| | | | | | правоохранительных органах;| | | | | | методы организации сбора,| | | | | | обработки, анализа и| | | | | | систематизации | | | | | | статистических данных;| | | | | | теоретические основы| | | | | | цифровой обработки| | | | | | акустических, фото- и| | | | | | видеоматериалов; | | | | | | природу преступности и ее| | | | | | основные характеристики и| | | | | | детерминанты, особенности| | | | | | лиц, совершивших| | | | | | преступления; механизм| | | | | | индивидуального преступного| | | | | | поведения; виктимологию;| | | | | | криминологическую | | | | | | характеристику отдельных| | | | | | видов преступности;| | | | | | организационно-правовые | | | | | | средства предупреждения и| | | | | | профилактики правонарушений| | | | | | и обеспечения| | | | | | криминологической | | | | | | безопасности; | | | | | | сущность и содержание| | | | | | коррупции как социально-| | | | | | правового явления;| | | | | | детерминанты коррупции,| | | | | | особенности их проявления в| | | | | | механизме преступного| | | | | | поведения; правовые,| | | | | | организационные и| | | | | | тактические средства| | | | | | предупреждения коррупции;| | | | | | основные направления| | | | | | профилактики коррупционного| | | | | | поведения; | | | | | | основные направления и| | | | | | особенности | | | | | | правоохранительной | | | | | | деятельности и ее роль и| | | | | | место в укреплении| | | | | | законности и правопорядка;| | | | | | система, организационно-| | | | | | правовые основы, роль| | | | | | правоохранительных органов; | | | | | | принципы обеспечения| | | | | | устойчивости объектов| | | | | | экономики, прогнозирования| | | | | | развития событий и оценки| | | | | | последствий при техногенных| | | | | | чрезвычайных ситуациях и| | | | | | стихийных явлениях, в том| | | | | | числе в условиях| | | | | | противодействия терроризму| | | | | | как серьезной угрозе| | | | | | национальной безопасности| | | | | | России; основные виды| | | | | | потенциальных опасностей и| | | | | | их последствия в| | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности и быту,| | | | | | принципы снижения| | | | | | вероятности их реализации; | | | | | | правовые и организационные| | | | | | основы безопасности| | | | | | жизнедеятельности; | | | | | | характеристику наиболее| | | | | | важных природных явлений и| | | | | | производственной | | | | | | деятельности человека,| | | | | | вызывающих возникновение| | | | | | чрезвычайных ситуаций;| | | | | | основные мероприятия и| | | | | | правила поведения в| | | | | | чрезвычайных ситуациях;| | | | | | методы и средства само- и| | | | | | взаимопомощи при различных| | | | | | видах травм, ранений и| | | | | | отравлениях; | | | | | | уметь: | | | | | | выбирать, комплексировать| | | | | | и эксплуатировать программно| | | | | | -аппаратные средства в| | | | | | создаваемых вычислительных и| | | | | | информационных системах и| | | | | | сетевых структурах;| | | | | | настраивать конкретные| | | | | | конфигурации операционных| | | | | | систем; работать с системами| | | | | | управления базой данных; | | | | | | применять методы| | | | | | программирования для решения| | | | | | прикладных задач в области| | | | | | информационных технологий; | | | | | | проводить анализ| | | | | | электрических схем; | | | | | | работать с измерительной| | | | | | аппаратурой, выполнять| | | | | | наиболее распространенные| | | | | | электрорадиоизмерения; | | | | | | обрабатывать результаты| | | | | | измерений, рассчитывать| | | | | | погрешности, формулировать| | | | | | выводы; | | | | | | определять состав| | | | | | информации ограниченного| | | | | | доступа применительно к| | | | | | видам тайн; | | | | | | применять нормы| | | | | | информационного права в| | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности; использовать в| | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности нормативные| | | | | | правовые акты и методические| | | | | | документы в области защиты| | | | | | информации и обеспечения| | | | | | информационной безопасности;| | | | | | определять сведения,| | | | | | относящиеся к| | | | | | государственной тайне,| | | | | | засекречивать и| | | | | | рассекречивать носители,| | | | | | составляющие государственную| | | | | | тайну, определять порядок| | | | | | допуска к государственной| | | | | | тайне, порядок выезда за| | | | | | границу лиц, допущенных или| | | | | | ранее допускавшихся к| | | | | | государственной тайне; | | | | | | составлять и правильно| | | | | | оформлять деловую и| | | | | | служебную документацию;| | | | | | разрабатывать нормативно-| | | | | | методические материалы и| | | | | | технологические схемы| | | | | | рационального | | | | | | документооборота и| | | | | | организовывать их реализацию| | | | | | с использованием систем и| | | | | | способов обработки и| | | | | | хранения документов| | | | | | ограниченного доступа в| | | | | | электронном виде; | | | | | | разрабатывать нормативно-| | | | | | методические материалы по| | | | | | регламентации системы| | | | | | организационной защиты| | | | | | информации; проводить| | | | | | экспертизу систем| | | | | | организационной защиты| | | | | | информации, разрабатывать| | | | | | мероприятия, направленные на| | | | | | ее совершенствование;| | | | | | организовывать | | | | | | профилактическую работу с| | | | | | сотрудниками, имеющими| | | | | | доступ к информации| | | | | | ограниченного доступа;| | | | | | разрабатывать мероприятия по| | | | | | предупреждению разглашения,| | | | | | утечки информации и| | | | | | несанкционированного доступа| | | | | | к ней; формировать модели| | | | | | объекта защиты, противника,| | | | | | угроз безопасности| | | | | | защищаемой информации;| | | | | | оценивать риски утраты| | | | | | безопасности информации при| | | | | | ее обработке с помощью| | | | | | технических средств и| | | | | | систем; | | | | | | эксплуатировать и| | | | | | применять штатные средства и| | | | | | системы инженерно-| | | | | | технической и программно-| | | | | | аппаратной защиты информации| | | | | | и специализированные| | | | | | программные продукты для| | | | | | решения типовых задач;| | | | | | выполнять регламентные| | | | | | работы, связанные с| | | | | | обеспечением защиты| | | | | | информации; настраивать| | | | | | межсетевые экраны и| | | | | | маршрутизаторы; | | | | | | систематизировать, обобщать| | | | | | и анализировать данные (в| | | | | | том числе и статистические),| | | | | | пользоваться программно-| | | | | | аппаратными средствами| | | | | | обработки информации,| | | | | | формулировать выводы и| | | | | | предложения по результатам| | | | | | обработки; | | | | | | составлять запросы,| | | | | | собирать оперативно значимую| | | | | | информацию, проводить| | | | | | экспресс-анализ информации,| | | | | | определять актуальность и| | | | | | значимость поступающей| | | | | | информации; создавать| | | | | | мультимедийные базы данных,| | | | | | содержащие текстовые данные,| | | | | | видеоизображения, фонограммы| | | | | | и фотографии; использовать| | | | | | технологии цифровой| | | | | | обработки фонограмм, монтажа| | | | | | видеозаписей, цифровой| | | | | | обработки фотографий;| | | | | | работать с базами данных| | | | | | справочных систем, систем| | | | | | оперативной идентификации и| | | | | | логико-аналитических систем;| | | | | | выявлять обстоятельства,| | | | | | способствующие преступности,| | | | | | планировать и осуществлять| | | | | | деятельность по| | | | | | предупреждению и| | | | | | профилактике преступлений и| | | | | | иных правонарушений;| | | | | | противодействовать | | | | | | коррупционным проявлениям в| | | | | | служебной деятельности; | | | | | | разграничивать функции и| | | | | | сферы деятельности различных| | | | | | правоохранительных органов; | | | | | | оказывать первую| | | | | | медицинскую помощь при| | | | | | кровотечениях, обморожениях,| | | | | | тепловом и солнечном ударах,| | | | | | при поражении электрическим| | | | | | током; пользоваться| | | | | | приборами дозиметрического| | | | | | контроля, средствами| | | | | | химической и радиационной| | | | | | разведки; | | | | | | владеть: | | | | | | навыками использования| | | | | | средств вычислительной| | | | | | техники; навыками работы с| | | | | | различными операционными| | | | | | системами и их| | | | | | администрирования; | | | | | | сетевыми и| | | | | | телекоммуникационными | | | | | | средствами передачи данных;| | | | | | навыками конфигурирования| | | | | | локальных сетей, реализации| | | | | | сетевых протоколов с помощью| | | | | | программных средств; | | | | | | навыками применения| | | | | | антивирусных программ; | | | | | | навыками определения| | | | | | направлений и видов защиты| | | | | | информации с учетом| | | | | | характера информации и задач| | | | | | по ее защите; | | | | | | навыками организации| | | | | | делопроизводства и| | | | | | документооборота в| | | | | | правоохранительных органах| | | | | | (по профилю подготовки); | | | | | | навыками работы с| | | | | | документами ограниченного| | | | | | доступа и обеспечения их| | | | | | защиты; | | | | | | навыками создания и| | | | | | управления системой| | | | | | организационной защиты| | | | | | информации; | | | | | | навыками анализа| | | | | | эффективности систем| | | | | | организационно-правовой, | | | | | | инженерно-технической и| | | | | | программно-аппаратной защиты| | | | | | информации; | | | | | | навыками выбора| | | | | | рациональных способов и| | | | | | программно-аппаратных | | | | | | средств защиты информации; | | | | | | методиками проведения| | | | | | поисковых работ (визуальный| | | | | | контроль, выявление| | | | | | металлических и| | | | | | полупроводниковых элементов| | | | | | закладных устройств,| | | | | | контроль кабельной сети и| | | | | | радиоэфира объекта| | | | | | информатизации) и применения| | | | | | поисковых приборов; | | | | | | навыками использования| | | | | | вычислительной техники при| | | | | | решении аналитических задач| | | | | | в сфере правоохранительной| | | | | | деятельности; навыками| | | | | | использования современных| | | | | | технологий поиска, обработки| | | | | | и представления информации;| | | | | | навыками автоматизации| | | | | | формирования информационных| | | | | | ресурсов; навыками| | | | | | извлечения необходимой| | | | | | оперативной информации из| | | | | | акустических записей и| | | | | | видеоматериалов; сетевыми| | | | | | технологиями добывания| | | | | | оперативно-розыскной | | | | | | информации; | | | | | | навыками применения| | | | | | средств предупреждения и| | | | | | профилактики правонарушений;| | | | | | планирования, проведения,| | | | | | учета и оценки результатов| | | | | | прикладных криминологических| | | | | | и статистических| | | | | | исследований; | | | | | | навыками выявления и| | | | | | устранения причин и условий,| | | | | | способствующих коррупционным| | | | | | проявлениям в служебном| | | | | | коллективе; | | | | | | навыками пользования| | | | | | первичными средствами| | | | | | пожаротушения и эвакуации; | | | | | | способами самоспасения и| | | | | | спасения пострадавших при| | | | | | стихийных бедствиях, авариях| | | | | | (катастрофах) на транспорте| | | | | | и на производственных| | | | | | объектах, при пожаре. | | | | | |-----------------------------|------------|------------------|--------------| | | Модуль: специальная или| 13 - 14 | | | | | военная подготовка <4> | | | | | |-----------------------------|------------|------------------|--------------| | | Специализация <5> | | | | | | Специализация N 1| | | | | | "Технологии защиты| | | | | | информации в| | | | | | правоохранительной сфере". | | | | | | Специализация N 2| | | | | | "Информационно-аналитическое| | | | | | обеспечение | | | | | | правоохранительной | | | | | | деятельности". | | | | | | Специализация N 3| | | | | | "Информационно- | | | | | | психологическое обеспечение| | | | | | правоохранительной | | | | | | деятельности". | | | | | | Специализация N 4| | | | | | "Компьютерная экспертиза при| | | | | | расследовании преступлений".| | | | | |-----------------------------|------------|------------------|--------------| | | Вариативная часть |66 - 75 <2> | | | | | (знания, умения, навыки| | | | | | определяются ООП вуза) | | | | |----|-----------------------------|------------|------------------|--------------| |С.4 | Физическая культура| 2 | | ОК-12 | | | (Физическая подготовка) | | | | |----|-----------------------------|------------|------------------|--------------| |С.5 | Учебная и производственная| 18 - 21 | | ОК-1 - | | | практики, научно-| | | 14, | | | исследовательская работа <6>| | | ПК-1 - | | | (практические умения и| | | 39 | | | навыки определяются ООП| | | | | | вуза) | | | | |----|-----------------------------|------------|------------------|--------------| |С.6 | Итоговая государственная| 9 - 15 | | ОК-1 - | | | аттестация | | | 14, | | | (включая защиту выпускной| | | ПК-1 - | | | квалификационной работы) | | | 39 | |----|-----------------------------|------------|------------------|--------------| | | Общая трудоемкость основной| 300 | | | | | образовательной программы | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. <2> Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ. <3> Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер и определяются вузом самостоятельно. <4> Содержание специальной или военной подготовки определяется вузом с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников. <5> Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно. Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3. <6> Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями. Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям: наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну; наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме; наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение; осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации; использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации. 7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи представительных, государственных и общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). 7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения должен быть в среднем за период теоретического обучения не менее 27 и не более 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке) и факультативным дисциплинам. 7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного отпуска обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <1>. -------------------------------- <1> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). Статья 70 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70). 7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах) трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков. В условиях конкретного вуза возможно объединение практикумов по блокам или, напротив, комплексирование практикума на базе различных лабораторий с учетом профиля подготовки. Общий объем практических занятий и лабораторных практикумов должен составлять не менее 40 процентов от общего объема аудиторных занятий. 7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста. 7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебные и производственные практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Учебная и производственная практики проводятся в сторонних организациях, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности специалиста по данной специальности (специализации), а также по месту работы и службы обучающихся. Учебная и производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование (квалификация (степень) "специалист" и (или) "магистр") и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности на должностях руководителей или ведущих специалистов не менее пяти лет. Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60 процентов. В структуре вуза, реализующего ООП подготовки специалиста, должно быть не менее двух профильных кафедр. 7.18. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям). Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства). Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <1>. -------------------------------- <1> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой (в том числе приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения), обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, в том числе криминалистической и специальной техникой и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся. Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает: Лаборатории: физики; систем и сетей передачи данных; программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности. Полигон технической защиты информации. Спортивные залы (общей и профессионально-прикладной физической подготовки). Тир (для стрельбы из огнестрельного оружия). Лаборатории и полигоны высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием, стендами, приборами, позволяющими изучать и исследовать аппаратуру и процессы в соответствии с реализуемым вузом направлением. Кабинеты и специализированные аудитории: иностранного языка; информатики и информационных технологий (компьютерные классы); специальной техники; огневой подготовки; тактико-специальной подготовки. Компьютерные классы должны быть оборудованы современной вычислительной техникой для занятий по дисциплинам из расчета не менее одного рабочего места на двух обучающихся при проведении занятий в данных классах. Библиотеки: общая библиотека; специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа). Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей. 8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяется вузом. Программа государственного экзамена разрабатывается вузом самостоятельно. Страницы: 1 2 |