ВПРАВЕ ЛИ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 СТ. 20.25 КОАП РФ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 27 декабря 2010 г. N 17-14/136624 (Д) В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Частью 5 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 данного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Исходя из системного толкования указанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Кроме того, необходимо учитывать, что исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинается с момента наступления указанного срока (то есть с 31-го дня). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, считаются возбужденными с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ч. 3 и 5 ст. 28.3 КоАП РФ Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и вступившими в силу с 31 марта 2010 г., протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, вправе составлять: - должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ); - должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа (п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ); - судебные приставы-исполнители - по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями (п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ст. 23.5 и ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях налоговые органы уполномочены в полном объеме осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5 и ст. 15.1 КоАП РФ, в том числе рассматривать дела данной категории. Следовательно, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в случае неуплаты административного штрафа лицами, привлеченными к административной ответственности налоговыми органами за совершение указанных административных правонарушений. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 данного Кодекса, рассматривают судьи. Таким образом, в случае установления факта неуплаты административного штрафа в сроки, установленные ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, должностные лица налогового органа, вынесшего постановление о наложении административного штрафа, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направляют соответствующие материалы в службу судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, должностное лицо данного налогового органа в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 2 ст. 29.11 КоАП РФ установлено, что копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Е.А.ОСТАНИНА 27 декабря 2010 г. N 17-14/136624 |