ВПРАВЕ ЛИ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 СТ. 20.25 КОАП РФ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 27.12.10 17-14/136624

             ВПРАВЕ ЛИ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
               СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
         ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 СТ. 20.25 КОАП
                                 РФ?

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                          27 декабря 2010 г. 
                            N 17-14/136624
     
                                 (Д)
                                   

     В   соответствии   с   ч.   1   ст.   20.25   КоАП   РФ  неуплата
административного  штрафа  в  срок,  предусмотренный  данным Кодексом,
влечет  наложение  административного штрафа в двукратном размере суммы
неуплаченного  административного штрафа либо административный арест на
срок до 15 суток.
     Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть
уплачен  лицом,  привлеченным  к  административной ответственности, не
позднее   30   дней   со  дня  вступления  постановления  о  наложении
административного  штрафа  в законную силу либо со дня истечения срока
отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
     В  соответствии  с  ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного
штрафа    вносится    или    перечисляется   лицом,   привлеченным   к
административной   ответственности,   в  банк  или  в  иную  кредитную
организацию  либо  платежному  агенту, осуществляющему деятельность по
приему  платежей  физических  лиц,  или банковскому платежному агенту,
осуществляющему  деятельность  в  соответствии  с  законодательством о
банках и банковской деятельности.
     Частью  5  ст.  32.2  КоАП  РФ  предусмотрено, что при отсутствии
документа,  свидетельствующего  об уплате административного штрафа, по
истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, орган,
должностное  лицо,  вынесшие постановление, направляют соответствующие
материалы   судебному   приставу-исполнителю   для   взыскания   суммы
административного   штрафа   в  порядке,  предусмотренном  федеральным
законодательством.  Кроме  того,  должностное лицо федерального органа
исполнительной власти, структурного подразделения или территориального
органа,   а   также  иного  государственного  органа,  уполномоченного
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях
(за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол о
правонарушении,  предусмотренном  ч.  1  ст.  20.25 данного Кодекса, в
отношении лица, не уплатившего административный штраф.
     Исходя из системного толкования указанных норм лицо, привлеченное
к  административной  ответственности,  обязано  в добровольном порядке
уплатить   штраф   не  позднее  30  дней  со  дня  вступления  в  силу
постановления  о наложении административного штрафа, и после истечения
данного   срока   в   случае  неуплаты  штрафа  усматривается  событие
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ.
     Кроме   того,   необходимо   учитывать,   что  исходя  из  п.  14
Постановления  Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  24.03.2005  N  5  "О
некоторых   вопросах,  возникающих  у  судов  при  применении  Кодекса
Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях" неуплата
административного  штрафа  не является длящимся правонарушением и срок
давности    привлечения    к   административной   ответственности   за
правонарушения,  по которым определенная обязанность не была выполнена
к определенному правовым актом сроку, начинается с момента наступления
указанного срока (то есть с 31-го дня).
     Дела  об  административных  правонарушениях, предусмотренных ч. 1
ст.  20.25  КоАП  РФ,  считаются  возбужденными  с момента составления
протокола  об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП
РФ).
     В  соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ч. 3 и
5  ст.  28.3  КоАП  РФ  Федеральным  законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О
внесении  изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях" и вступившими в силу с 31 марта 2010 г., протоколы об
административных  правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ, вправе составлять:
     -  должностные  лица органов и учреждений уголовно-исполнительной
системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);
     -  должностные  лица  органов, вынесших постановление о наложении
административного штрафа (п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);
     -  судебные  приставы-исполнители  - по делам об административных
правонарушениях, рассмотренных судьями (п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
     Согласно  ст. 23.5 и ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных
правонарушениях   налоговые   органы   уполномочены  в  полном  объеме
осуществлять     производство    по    делам    об    административных
правонарушениях,  предусмотренных  ч. 2 ст. 14.5 и ст. 15.1 КоАП РФ, в
том числе рассматривать дела данной категории.
     Следовательно,   должностные   лица   налоговых   органов  вправе
составлять  протоколы  об  административных  правонарушениях,  которые
предусмотрены   ч.   1   ст.   20.25   КоАП   РФ,  в  случае  неуплаты
административного  штрафа  лицами,  привлеченными  к  административной
ответственности    налоговыми   органами   за   совершение   указанных
административных правонарушений.
     В  соответствии  со  ст.  23.1  КоАП  РФ дела об административных
правонарушениях,    предусмотренных   ст.   20.25   данного   Кодекса,
рассматривают судьи.
     Таким    образом,    в   случае   установления   факта   неуплаты
административного штрафа в сроки, установленные ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ,
должностные   лица   налогового   органа,  вынесшего  постановление  о
наложении  административного  штрафа,  в  соответствии  с  Федеральным
законом  от  02.10.2007  N  229-ФЗ  "Об  исполнительном производстве",
направляют  соответствующие  материалы в службу судебных приставов для
взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.
     Кроме   того,   должностное  лицо  данного  налогового  органа  в
отношении  лица,  не  уплатившего  административный  штраф, составляет
протокол  об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.
20.25 КоАП РФ.
     Поскольку  совершение  правонарушения,  предусмотренного ч. 1 ст.
20.25  КоАП  РФ,  может  повлечь  административный  арест, протокол об
административном   правонарушении  передается  на  рассмотрение  судье
немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
     Частью  2  ст.  29.11  КоАП РФ установлено, что копия вынесенного
судьей   постановления  по  делу  об  административном  правонарушении
направляется    должностному    лицу,    составившему    протокол   об
административном  правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения
указанного постановления.
    
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
                                                          Е.А.ОСТАНИНА
27 декабря 2010 г. 
N 17-14/136624