ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 130400 ГОРНОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 24.01.11 89


Страницы: 1  2  3  4  


|     | методами  и  приборами|              |                   |              |
|     | научных исследований в|              |                   |              |
|     | области    обогащения;|              |                   |              |
|     | методами   обоснования|              |                   |              |
|     | основных    параметров|              |                   |              |
|     | горно-обогатительного |              |                   |              |
|     | предприятия;  методами|              |                   |              |
|     | эффективной           |              |                   |              |
|     | эксплуатации          |              |                   |              |
|     | горно-обогатительной  |              |                   |              |
|     | техники;      методами|              |                   |              |
|     | анализа       технико-|              |                   |              |
|     | экономических         |              |                   |              |
|     | показателей     работы|              |                   |              |
|     | горно-обогатительного |              |                   |              |
|     | предприятия;  методами|              |                   |              |
|     | управления    трудовым|              |                   |              |
|     | коллективом;  методами|              |                   |              |
|     | мониторинга           |              |                   |              |
|     | технического состояния|              |                   |              |
|     | рабочих мест, качества|              |                   |              |
|     | окружающей   среды   и|              |                   |              |
|     | оборудования;         |              |                   |              |
|     | основными нормативными|              |                   |              |
|     | документами;  методами|              |                   |              |
|     | разработки технической|              |                   |              |
|     | документации; методами|              |                   |              |
|     | разработки оперативных|              |                   |              |
|     | планов  и  организации|              |                   |              |
|     | коллективов           |              |                   |              |
|     | исполнителей;         |              |                   |              |
|     | методиками  экономико-|              |                   |              |
|     | математического       |              |                   |              |
|     | моделирования         |              |                   |              |
|     | процессов и технологий|              |                   |              |
|     | обогащения    полезных|              |                   |              |
|     | ископаемых.           |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Специализация   N    7|              |Промышленные       |ПК-1          |
|     | "Взрывное дело"       |              |взрывчатые         |ПК-2          |
|     | С   целью    получения|              |материалы          |ПК-3          |
|     | данной   специализации|              |Физика разрушения  |ПК-5          |
|     | при  изучении  базовой|              |горных пород при   |ПК-7          |
|     | части            цикла|              |бурении и взрывании|ПК-8          |
|     | обучающийся должен:   |              |Технология взрывных|ПК-9          |
|     |   знать:        теорию|              |работ              |ПК-10         |
|     | взрыва, промышленные и|              |Проектирование и   |ПК-11         |
|     | конверсионные         |              |организация        |ПК-12         |
|     | взрывчатые   материалы|              |взрывных работ     |ПК-13         |
|     | (ВМ);           физику|              |                   |ПК-16         |
|     | разрушения      горных|              |                   |ПК-17         |
|     | пород и других твердых|              |                   |ПК-18         |
|     | сред  при  бурении   и|              |                   |ПК-20         |
|     | взрывании;            |              |                   |ПК-21         |
|     | ассортимент,   состав,|              |                   |ПК-22         |
|     | свойства   и   область|              |                   |ПК-23         |
|     | применения         ВМ,|              |                   |ПК-24         |
|     | оборудование и приборы|              |                   |ПК-26         |
|     | взрывного        дела,|              |                   |ПК-27         |
|     | допущенных           к|              |                   |ПК-28         |
|     | применению  в  России;|              |                   |ПСК-7-1       |
|     | технику  и  технологию|              |                   |ПСК-7-2       |
|     | безопасного    ведения|              |                   |ПСК-7-3       |
|     | всех             видов|              |                   |ПСК-7-4       |
|     | буровзрывных  работ  в|              |                   |ПСК-7-5       |
|     | промышленности,       |              |                   |ПСК-8-4       |
|     | строительстве  и   при|              |                   |ПСК-8-5       |
|     | ликвидации            |              |                   |ПСК-8-6       |
|     | чрезвычайных ситуаций;|              |                   |              |
|     | технику  и  технологию|              |                   |              |
|     | приготовления        и|              |                   |              |
|     | подготовки            |              |                   |              |
|     | промышленных         и|              |                   |              |
|     | конверсионных         |              |                   |              |
|     | взрывчатых     веществ|              |                   |              |
|     | (ВВ)     на     горных|              |                   |              |
|     | предприятиях;    общие|              |                   |              |
|     | принципы    и     виды|              |                   |              |
|     | проектирования        |              |                   |              |
|     | взрывных    работ    и|              |                   |              |
|     | средств             их|              |                   |              |
|     | механизации,          |              |                   |              |
|     | нормативную           |              |                   |              |
|     | документацию,   методы|              |                   |              |
|     | оптимизации  проектных|              |                   |              |
|     | решений;    инженерные|              |                   |              |
|     | мероприятия         по|              |                   |              |
|     | обеспечению           |              |                   |              |
|     | безопасности,  в   том|              |                   |              |
|     | числе   экологической,|              |                   |              |
|     | при  ведении  взрывных|              |                   |              |
|     | работ;    научные    и|              |                   |              |
|     | инженерные      основы|              |                   |              |
|     | охраны     труда     и|              |                   |              |
|     | безопасности       при|              |                   |              |
|     | работе с ВМ;          |              |                   |              |
|     |   уметь:              |              |                   |              |
|     | организовывать        |              |                   |              |
|     | проведение    взрывных|              |                   |              |
|     | работ,    осуществлять|              |                   |              |
|     | руководство   ими    и|              |                   |              |
|     | контроль их  качества;|              |                   |              |
|     | выбирать   необходимые|              |                   |              |
|     | для конкретных условий|              |                   |              |
|     | ВМ,     средства     и|              |                   |              |
|     | технологию            |              |                   |              |
|     | приготовления  ВВ   на|              |                   |              |
|     | местах              их|              |                   |              |
|     | использования;        |              |                   |              |
|     | организовывать        |              |                   |              |
|     | транспортирование,    |              |                   |              |
|     | хранение     ВМ      и|              |                   |              |
|     | производство  взрывных|              |                   |              |
|     | работ;    обеспечивать|              |                   |              |
|     | правильность  хранения|              |                   |              |
|     | ВМ  на  складах  и   в|              |                   |              |
|     | местах      выполнения|              |                   |              |
|     | взрывов      и      их|              |                   |              |
|     | перевозки,  оперативно|              |                   |              |
|     | и правильно  устранять|              |                   |              |
|     | выявленные в ходе этих|              |                   |              |
|     | работ       нарушения;|              |                   |              |
|     | правильно    выполнять|              |                   |              |
|     | все    технологические|              |                   |              |
|     | процессы подготовки  и|              |                   |              |
|     | выполнения    взрывных|              |                   |              |
|     | работ;     обоснованно|              |                   |              |
|     | выбирать   оптимальную|              |                   |              |
|     | технологию           и|              |                   |              |
|     | организацию           |              |                   |              |
|     | производства  взрывных|              |                   |              |
|     | работ, рассчитывать их|              |                   |              |
|     | оптимальные  параметры|              |                   |              |
|     | и           составлять|              |                   |              |
|     | соответствующую       |              |                   |              |
|     | проектную документацию|              |                   |              |
|     | с      оценкой      их|              |                   |              |
|     | экономической         |              |                   |              |
|     | эффективности,        |              |                   |              |
|     | безопасности         и|              |                   |              |
|     | экологических         |              |                   |              |
|     | последствий;          |              |                   |              |
|     |   владеть:            |              |                   |              |
|     | современными          |              |                   |              |
|     | методиками и приборами|              |                   |              |
|     | для       исследований|              |                   |              |
|     | процессов    взрывного|              |                   |              |
|     | разрушения      горных|              |                   |              |
|     | пород и воздействия на|              |                   |              |
|     | различные   материалы;|              |                   |              |
|     | информационными       |              |                   |              |
|     | технологиями       для|              |                   |              |
|     | обоснования           |              |                   |              |
|     | оптимальных           |              |                   |              |
|     | технологических,      |              |                   |              |
|     | эксплуатационных,     |              |                   |              |
|     | экономических        и|              |                   |              |
|     | безопасных  параметров|              |                   |              |
|     | ведения   буровзрывных|              |                   |              |
|     | работ;         научной|              |                   |              |
|     | терминологией        в|              |                   |              |
|     | области       взрывных|              |                   |              |
|     | работ;       основными|              |                   |              |
|     | нормативными          |              |                   |              |
|     | документами в  области|              |                   |              |
|     | взрывного   дела    по|              |                   |              |
|     | снижению   негативного|              |                   |              |
|     | воздействия         на|              |                   |              |
|     | окружающую среду.     |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Специализация   N    8|              |Методы и приборы   |ПК-1 -        |
|     | "Горнопромышленная    |              |контроля окружающей|ПК-25,        |
|     | экология"             |              |среды и            |ПСК-8-1 -     |
|     |   С  целью   получения|              |экологический      |ПСК-8-6       |
|     | данной   специализации|              |мониторинг         |              |
|     | при  изучении  базовой|              |Инженерная защита  |              |
|     | части            цикла|              |окружающей среды (в|              |
|     | обучающийся должен:   |              |том числе в        |              |
|     |   знать:   научные   и|              |криолитозоне)      |              |
|     | организационные основы|              |Технологии         |              |
|     | экологической         |              |использования и    |              |
|     | безопасности          |              |утилизации отходов |              |
|     | производственных      |              |горного            |              |
|     | процессов            и|              |производства       |              |
|     | экологизации   горного|              |Экологическая      |              |
|     | производства;         |              |экспертиза в горном|              |
|     | действующую    систему|              |деле               |              |
|     | нормативно-правовых   |              |                   |              |
|     | актов     в    области|              |                   |              |
|     | экологической         |              |                   |              |
|     | безопасности; принципы|              |                   |              |
|     | расчетов      основных|              |                   |              |
|     | аппаратов   и   систем|              |                   |              |
|     | защиты      окружающей|              |                   |              |
|     | среды;   принципы    и|              |                   |              |
|     | методы      проведения|              |                   |              |
|     | экологической         |              |                   |              |
|     | экспертизы,     основы|              |                   |              |
|     | экологического        |              |                   |              |
|     | законодательства;     |              |                   |              |
|     |   уметь:              |              |                   |              |
|     | идентифицировать      |              |                   |              |
|     | основные  опасности  и|              |                   |              |
|     | вредности             |              |                   |              |
|     | горнопромышленного    |              |                   |              |
|     | производства       для|              |                   |              |
|     | человека и  окружающей|              |                   |              |
|     | среды, оценивать  риск|              |                   |              |
|     | их         реализации;|              |                   |              |
|     | пользоваться основными|              |                   |              |
|     | средствами    контроля|              |                   |              |
|     | качества    окружающей|              |                   |              |
|     | среды;  прогнозировать|              |                   |              |
|     | развитие экологической|              |                   |              |
|     | ситуации              |              |                   |              |
|     | горнопромышленного    |              |                   |              |
|     | района;      проводить|              |                   |              |
|     | инженерно-            |              |                   |              |
|     | экономические  расчеты|              |                   |              |
|     | мероприятий         по|              |                   |              |
|     | снижению   негативного|              |                   |              |
|     | воздействия         на|              |                   |              |
|     | окружающую среду;     |              |                   |              |
|     |   владеть:            |              |                   |              |
|     | законодательными     и|              |                   |              |
|     | правовыми   актами   в|              |                   |              |
|     | области безопасности и|              |                   |              |
|     | охраны      окружающей|              |                   |              |
|     | среды;   способами   и|              |                   |              |
|     | технологиями    защиты|              |                   |              |
|     | человека и  окружающей|              |                   |              |
|     | среды  от  негативного|              |                   |              |
|     | воздействия    горного|              |                   |              |
|     | производства; методами|              |                   |              |
|     | оценки   экологической|              |                   |              |
|     | ситуации;  тенденциями|              |                   |              |
|     | развития              |              |                   |              |
|     | соответствующих       |              |                   |              |
|     | технологий           и|              |                   |              |
|     | инструментальных      |              |                   |              |
|     | средств;    процедурой|              |                   |              |
|     | проведения            |              |                   |              |
|     | экологической         |              |                   |              |
|     | экспертизы;   методами|              |                   |              |
|     | управления     охраной|              |                   |              |
|     | окружающей среды.     |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Специализация   N    9|              |Горные машины и    |ПК-1          |
|     | "Горные    машины    и|              |оборудование       |ПК-3          |
|     | оборудование"         |              |подземных горных   |ПК-4          |
|     |   С  целью   получения|              |работ              |ПК-5          |
|     | данной   специализации|              |Механическое       |ПК-6          |
|     | при  изучении  базовой|              |оборудование       |ПК-7          |
|     | части            цикла|              |карьеров           |ПК-8          |
|     | обучающийся должен:   |              |Конструирование    |ПК-9          |
|     |   знать:        основы|              |горных машин и     |ПК-10         |
|     | технологии           и|              |оборудования       |ПК-11         |
|     | комплексной           |              |Эксплуатация горных|ПК-12         |
|     | механизации         от|              |машин и            |ПК-13         |
|     | крытых,      подземных|              |оборудования       |ПК-15         |
|     | горных     работ     и|              |                   |ПК-17         |
|     | строительных работ  по|              |                   |ПК-18         |
|     | освоению    городского|              |                   |ПК-19         |
|     | подземного            |              |                   |ПК-20         |
|     | пространства;  физико-|              |                   |ПК-21         |
|     | механические  свойства|              |                   |ПК-22         |
|     | горных  пород;  законы|              |                   |ПК-23         |
|     | механики      твердого|              |                   |ПК-24         |
|     | тела, жидкости и газа;|              |                   |ПК-25         |
|     | свойства              |              |                   |ПК-26         |
|     | конструкционных       |              |                   |ПК-27         |
|     | машиностроительных    |              |                   |ПК-28         |
|     | материалов;           |              |                   |ПСК-9-1       |
|     | конструктивные   схемы|              |                   |ПСК-9-2       |
|     | основных    механизмов|              |                   |ПСК-9-3       |
|     | горных  машин;  методы|              |                   |ПСК-9-4       |
|     | разработки технических|              |                   |              |
|     | заданий             на|              |                   |              |
|     | изготовление  новых  и|              |                   |              |
|     | совершенствование     |              |                   |              |
|     | существующих  образцов|              |                   |              |
|     | горных     машин     с|              |                   |              |
|     | технико-экономическим |              |                   |              |
|     | обоснованием          |              |                   |              |
|     | принимаемых   решений;|              |                   |              |
|     | методы  проектирования|              |                   |              |
|     | современной     горной|              |                   |              |
|     | техники,              |              |                   |              |
|     | обеспечивающие        |              |                   |              |
|     | получение  эффективных|              |                   |              |
|     | конструкторских       |              |                   |              |
|     | разработок;           |              |                   |              |
|     | современные     методы|              |                   |              |
|     | выполнения монтажных и|              |                   |              |
|     | демонтажных      работ|              |                   |              |
|     | сложного       горного|              |                   |              |
|     | оборудования;         |              |                   |              |
|     |   уметь:     проводить|              |                   |              |
|     | расчеты горных машин и|              |                   |              |
|     | оборудования         и|              |                   |              |
|     | обосновывать их  выбор|              |                   |              |
|     | для  заданных   горно-|              |                   |              |
|     | геологических и горно-|              |                   |              |
|     | технических условий  и|              |                   |              |
|     | объемов горных  работ;|              |                   |              |
|     | анализировать,        |              |                   |              |
|     | синтезировать        и|              |                   |              |
|     | критически            |              |                   |              |
|     | резюмировать          |              |                   |              |
|     | полученную информацию,|              |                   |              |
|     | работать с технической|              |                   |              |
|     | документацией;        |              |                   |              |
|     | работать             с|              |                   |              |
|     | диагностическими      |              |                   |              |
|     | приборами          для|              |                   |              |
|     | мониторинга           |              |                   |              |
|     | технического состояния|              |                   |              |
|     | горных машин;         |              |                   |              |
|     |   владеть:    методами|              |                   |              |
|     | расчета               |              |                   |              |
|     | геометрических,       |              |                   |              |
|     | кинематических,       |              |                   |              |
|     | силовых, прочностных и|              |                   |              |
|     | энергетических        |              |                   |              |
|     | параметров      горных|              |                   |              |
|     | машин и  оборудования;|              |                   |              |
|     | методами  и   навыками|              |                   |              |
|     | организации           |              |                   |              |
|     | технических           |              |                   |              |
|     | мероприятий         по|              |                   |              |
|     | обеспечению постоянной|              |                   |              |
|     | работоспособности     |              |                   |              |
|     | горных      машин    с|              |                   |              |
|     | заданными     технико-|              |                   |              |
|     | экономическими        |              |                   |              |
|     | параметрами           |              |                   |              |
|     | эксплуатации;         |              |                   |              |
|     | современными  методами|              |                   |              |
|     | проведения     научных|              |                   |              |
|     | исследований; методами|              |                   |              |
|     | решения     инженерно-|              |                   |              |
|     | технических          и|              |                   |              |
|     | прикладных            |              |                   |              |
|     | экономических задач  с|              |                   |              |
|     | применением           |              |                   |              |
|     | вычислительной техники|              |                   |              |
|     | и основных нормативных|              |                   |              |
|     | документов.           |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Специализация   N   10|              |Электроснабжение   |ПК-1          |
|     | "Электрификация      и|              |горного            |ПК-2          |
|     | автоматизация  горного|              |производства       |ПК-3          |
|     | производства"         |              |Автоматизированный |ПК-4          |
|     |   С  целью   получения|              |электропривод машин|ПК-5          |
|     | данной   специализации|              |и установок горного|ПК-6          |
|     | при  изучении  базовой|              |производства       |ПК-7          |
|     | части            цикла|              |Автоматика машин и |ПК-8          |
|     | обучающийся должен:   |              |установок горного  |ПК-11         |
|     |   знать: общую  теорию|              |производства       |ПК-12         |
|     | электропривода;       |              |Электробезопасность|ПК-13         |
|     | назначение, элементную|              |на горных          |ПК-15         |
|     | базу, характеристики и|              |предприятиях       |ПК-16         |
|     | регулировочные        |              |                   |ПК-17         |
|     | свойства              |              |                   |ПК-18         |
|     | электроприводов  машин|              |                   |ПК-19         |
|     | и оборудования горного|              |                   |ПК-20         |
|     | производства; принципы|              |                   |ПК-21         |
|     | синтеза         систем|              |                   |ПК-22         |
|     | управления            |              |                   |ПК-23         |
|     | электроприводами машин|              |                   |ПК-24         |
|     | и оборудования горного|              |                   |ПК-25         |
|     | производства;   основы|              |                   |ПК-26         |
|     | электроснабжения      |              |                   |ПК-27         |
|     | промышленных          |              |                   |ПК-28         |
|     | предприятий;          |              |                   |ПСК-10-1      |
|     | особенности      схем,|              |                   |ПСК-10-2      |
|     | конструктивного       |              |                   |ПСК-10-3      |
|     | исполнения       линий|              |                   |ПСК-10-4      |
|     | электропередач,       |              |                   |              |
|     | основного             |              |                   |              |
|     | электротехнического  и|              |                   |              |
|     | коммутационного       |              |                   |              |
|     | оборудования    систем|              |                   |              |
|     | электроснабжения      |              |                   |              |
|     | горных    предприятий;|              |                   |              |
|     | виды        исполнения|              |                   |              |
|     | электрооборудования;  |              |                   |              |
|     | основы      автоматики|              |                   |              |
|     | машин   и    установок|              |                   |              |
|     | промышленных          |              |                   |              |
|     | предприятий;          |              |                   |              |
|     | особенности средств  и|              |                   |              |
|     | систем автоматики  при|              |                   |              |
|     | добыче  и  переработке|              |                   |              |
|     | минерального    сырья;|              |                   |              |
|     | математическое        |              |                   |              |
|     | описание     элементов|              |                   |              |
|     | систем автоматического|              |                   |              |
|     | управления            |              |                   |              |
|     | регулирования         |              |                   |              |
|     | машинами,             |              |                   |              |
|     | оборудованием        и|              |                   |              |
|     | технологическими      |              |                   |              |
|     | процессами     горного|              |                   |              |
|     | производства;  системы|              |                   |              |
|     | управления машинами  и|              |                   |              |
|     | оборудованием         |              |                   |              |
|     | горного  производства,|              |                   |              |
|     | технологическими      |              |                   |              |
|     | процессами     горного|              |                   |              |
|     | производства,         |              |                   |              |
|     | оперативно-           |              |                   |              |
|     | диспетчерского        |              |                   |              |
|     | управления;    влияние|              |                   |              |
|     | условий  эксплуатации,|              |                   |              |
|     | характеристик, режимов|              |                   |              |
|     | работы                |              |                   |              |
|     | электротехнических    |              |                   |              |
|     | систем          горных|              |                   |              |
|     | предприятий на уровень|              |                   |              |
|     | электробезопасности;  |              |                   |              |
|     | способы   и   средства|              |                   |              |
|     | защитного  отключения,|              |                   |              |
|     | защитного  заземления,|              |                   |              |
|     | принципы     защитного|              |                   |              |
|     | зануления,     способы|              |                   |              |
|     | обеспечения  искро-  и|              |                   |              |
|     | пожаробезопасности  на|              |                   |              |
|     | горных предприятиях;  |              |                   |              |
|     |   уметь:  применять  и|              |                   |              |
|     | эксплуатировать       |              |                   |              |
|     | электротехнические    |              |                   |              |
|     | системы и оборудование|              |                   |              |
|     | горных  предприятий  в|              |                   |              |
|     | зависимости от условий|              |                   |              |
|     | эксплуатации         и|              |                   |              |
|     | функционального       |              |                   |              |
|     | назначения; обосновать|              |                   |              |
|     | выбор средств и систем|              |                   |              |
|     | автоматизации   машин,|              |                   |              |
|     | установок            и|              |                   |              |
|     | технологических       |              |                   |              |
|     | процессов      горного|              |                   |              |
|     | производства;         |              |                   |              |
|     | эффективно   применять|              |                   |              |
|     | средства   и   системы|              |                   |              |
|     | защиты  от   поражения|              |                   |              |
|     | электрическим током;  |              |                   |              |
|     |   владеть:    методами|              |                   |              |
|     | расчета,       выбора,|              |                   |              |
|     | проектирования       и|              |                   |              |
|     | конструирования       |              |                   |              |
|     | электротехнических    |              |                   |              |
|     | систем и  оборудования|              |                   |              |
|     | горного производства в|              |                   |              |
|     | зависимости от условий|              |                   |              |
|     | эксплуатации         и|              |                   |              |
|     | функционального       |              |                   |              |
|     | назначения;   методами|              |                   |              |
|     | анализа        режимов|              |                   |              |
|     | работы,    определения|              |                   |              |
|     | параметров            |              |                   |              |
|     | электротехнических    |              |                   |              |
|     | систем и  оборудования|              |                   |              |
|     | горных    предприятий;|              |                   |              |
|     | методами        оценки|              |                   |              |
|     | воздействия           |              |                   |              |
|     | электрического тока на|              |                   |              |
|     | организм     человека,|              |                   |              |
|     | средствами  защиты  от|              |                   |              |
|     | поражения             |              |                   |              |
|     | электрическим током  с|              |                   |              |
|     | учетом       специфики|              |                   |              |
|     | горного  производства,|              |                   |              |
|     | способами  обеспечения|              |                   |              |
|     | искро-               и|              |                   |              |
|     | пожаробезопасности.   |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Специализация   N   11|              |Эксплуатация и     |ПК-3          |
|     | "Транспортные  системы|              |безопасность       |ПК-4          |
|     | горного производства" |              |транспортных систем|ПК-5          |
|     |   С  целью   получения|              |горного            |ПК-6          |
|     | данной   специализации|              |производства       |ПК-9          |
|     | при  изучении  базовой|              |Транспортные       |ПК-10         |
|     | части            цикла|              |системы горного    |ПК-11         |
|     | обучающийся должен:   |              |производства       |ПК-12         |
|     | знать:    конструкции,|              |Расчет и           |ПК-19         |
|     | назначение и  основные|              |конструирование    |ПК-20         |
|     | положения   теории   и|              |транспортных       |ПК-21         |
|     | расчета    конвейерных|              |машин              |ПК-22         |
|     | установок,            |              |Проектирование     |ПК-23         |
|     | железнодорожного     и|              |транспортных систем|ПК-24         |
|     | автомобильного        |              |горного            |ПК-25         |
|     | подвижного    состава,|              |производства       |ПК-26         |
|     | систем трубопроводного|              |                   |ПСК-11-1      |
|     | транспорта,  машин   и|              |                   |ПСК-11-2      |
|     | оборудования          |              |                   |ПСК-11-3      |
|     | перегрузочных         |              |                   |ПСК-11-4      |
|     | комплексов           и|              |                   |ПСК-11-5      |
|     | комплексов поверхности|              |                   |ПСК-11-6      |
|     | горных    производств,|              |                   |              |
|     | грузоподъемных,       |              |                   |              |
|     | насосных,             |              |                   |              |
|     | вентиляторных,        |              |                   |              |
|     | компрессорных         |              |                   |              |
|     | установок; структурные|              |                   |              |
|     | схемы     транспортных|              |                   |              |
|     | систем          горных|              |                   |              |
|     | производств;  принципы|              |                   |              |
|     | проектирования        |              |                   |              |
|     | процессов             |              |                   |              |
|     | производственной     и|              |                   |              |
|     | технической           |              |                   |              |
|     | эксплуатации          |              |                   |              |
|     | транспортных    систем|              |                   |              |
|     | горных    производств;|              |                   |              |
|     | основные  техносферные|              |                   |              |
|     | опасности           на|              |                   |              |
|     | транспортных  объектах|              |                   |              |
|     | и  методы  защиты   от|              |                   |              |
|     | них;                  |              |                   |              |
|     |   уметь:      выбирать|              |                   |              |
|     | рациональные      типы|              |                   |              |
|     | горнотранспортных     |              |                   |              |
|     | машин  и  оборудования|              |                   |              |
|     | транспортных   систем;|              |                   |              |
|     | разрабатывать         |              |                   |              |
|     | рациональные          |              |                   |              |
|     | структурные      схемы|              |                   |              |
|     | транспортных    систем|              |                   |              |
|     | горных    производств;|              |                   |              |
|     | выбирать       системы|              |                   |              |
|     | производственной     и|              |                   |              |
|     | технической           |              |                   |              |
|     | эксплуатации          |              |                   |              |
|     | транспортных    машин;|              |                   |              |
|     | пользоваться          |              |                   |              |
|     | современными          |              |                   |              |
|     | средствами            |              |                   |              |
|     | информационных        |              |                   |              |
|     | технологий и  машинной|              |                   |              |
|     | графики;    справочной|              |                   |              |
|     | литературой, применять|              |                   |              |
|     | вычислительную технику|              |                   |              |
|     | и          специальные|              |                   |              |
|     | программы для расчетов|              |                   |              |
|     | основных    параметров|              |                   |              |
|     | транспортных  машин  и|              |                   |              |
|     | систем          горных|              |                   |              |
|     | предприятий;          |              |                   |              |
|     | идентифицировать      |              |                   |              |
|     | основные опасности при|              |                   |              |
|     | эксплуатации          |              |                   |              |
|     | транспортных  машин  и|              |                   |              |
|     | выбирать       способы|              |                   |              |
|     | обеспечения         их|              |                   |              |
|     | безопасной работы;    |              |                   |              |
|     |   владеть:  инженерной|              |                   |              |
|     | терминологией        в|              |                   |              |
|     | области               |              |                   |              |
|     | горнотранспортных     |              |                   |              |
|     | машин    и     систем;|              |                   |              |
|     | методами   определения|              |                   |              |
|     | их            основных|              |                   |              |
|     | эксплуатационных      |              |                   |              |
|     | свойств              и|              |                   |              |
|     | характеристик;        |              |                   |              |
|     | специальными          |              |                   |              |
|     | прикладными           |              |                   |              |
|     | программами        для|              |                   |              |
|     | расчетов    параметров|              |                   |              |
|     | транспортных  машин  и|              |                   |              |
|     | систем          горных|              |                   |              |
|     | предприятий;          |              |                   |              |
|     | требованиями          |              |                   |              |
|     | законодательных      и|              |                   |              |
|     | правовых    актов    и|              |                   |              |
|     | технических           |              |                   |              |
|     | регламентов в  области|              |                   |              |
|     | безопасности и  охраны|              |                   |              |
|     | окружающей  среды   на|              |                   |              |
|     | транспорте.           |              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | 12.      Специализация|              |Системы обеспечения|ПК-3          |
|     | "Технологическая      |              |безопасности       |ПК-4          |
|     | безопасность и горно- |              |горного            |ПК-6          |
|     | спасательное дело"    |              |производства       |ПК-7          |
|     |   С   целью  получения|              |Технологии горно-  |ПК-11         |
|     | данной   специализации|              |спасательного дела |ПК-12         |
|     | при  изучении  базовой|              |Управление         |ПК-13         |
|     | части            цикла|              |промышленной       |ПК-15         |
|     | обучающийся должен:   |              |безопасностью      |ПК-16         |
|     |   знать:              |              |                   |ПК-17         |
|     | законодательные      и|              |                   |ПК-18         |
|     | нормативно-технические|              |                   |ПК-19         |
|     | акты,     регулирующие|              |                   |ПК-20         |
|     | безопасность   горного|              |                   |ПК-21         |
|     | производства; основные|              |                   |ПК-22         |
|     | международные         |              |                   |ПК-23         |
|     | соглашения,           |              |                   |ПК-24         |
|     | регулирующие          |              |                   |ПК-25         |
|     | производственную      |              |                   |ПК-26         |
|     | безопасность; методы и|              |                   |ПК-27         |
|     | формы      организации|              |                   |ПСК-12-1      |
|     | управления     охраной|              |                   |ПСК-12-2      |
|     | труда  и  промышленной|              |                   |ПСК-12-3      |
|     | безопасностью       на|              |                   |ПСК-12-4      |
|     | объектах       горного|              |                   |ПСК-12-5      |
|     | производства;         |              |                   |ПСК-12-6      |
|     | организационные,      |              |                   |              |
|     | технические          и|              |                   |              |
|     | экономические   основы|              |                   |              |
|     | разработки мероприятий|              |                   |              |
|     | по  снижению   влияния|              |                   |              |
|     | опасных   и    вредных|              |                   |              |
|     | факторов   на   горных|              |                   |              |
|     | предприятиях;         |              |                   |              |
|     | организационные      и|              |                   |              |
|     | технические     основы|              |                   |              |
|     | предотвращения       и|              |                   |              |
|     | ликвидации последствий|              |                   |              |
|     | аварий   и   катастроф|              |                   |              |
|     | антропогенного        |              |                   |              |
|     | характера, организацию|              |                   |              |
|     | горноспасательного    |              |                   |              |
|     | дела,     спасательную|              |                   |              |
|     | технику и  правила  ее|              |                   |              |
|     | эксплуатации; принципы|              |                   |              |
|     | и методики  проведения|              |                   |              |
|     | экспертиз инженерных и|              |                   |              |
|     | проектных  решений   с|              |                   |              |
|     | учетом     требований,|              |                   |              |
|     | эффективности        и|              |                   |              |
|     | экологической         |              |                   |              |
|     | безопасности   горного|              |                   |              |
|     | производства;         |              |                   |              |
|     | современные           |              |                   |              |
|     | компьютерные          |              |                   |              |
|     | информационные        |              |                   |              |
|     | технологии и системы в|              |                   |              |
|     | области               |              |                   |              |
|     | технологической       |              |                   |              |
|     | безопасности    горных|              |                   |              |
|     | объектов;             |              |                   |              |
|     |   уметь: разрабатывать|              |                   |              |
|     | и        реализовывать|              |                   |              |
|     | проекты             по|              |                   |              |
|     | безопасному    ведению|              |                   |              |
|     | горных работ в сложных|              |                   |              |
|     | горногеологических    |              |                   |              |
|     | условиях; пользоваться|              |                   |              |
|     | современными приборами|              |                   |              |
|     | контроля    параметров|              |                   |              |
|     | производственной      |              |                   |              |
|     | среды;       оценивать|              |                   |              |
|     | технико-экономическую |              |                   |              |
|     | эффективность         |              |                   |              |
|     | мероприятий,          |              |                   |              |
|     | направленных        на|              |                   |              |
|     | снижение              |              |                   |              |
|     | производственного     |              |                   |              |
|     | травматизма          и|              |                   |              |
|     | аварийности;          |              |                   |              |
|     |   владеть:    методами|              |                   |              |
|     | разработки нормативной|              |                   |              |
|     | документации          |              |                   |              |
|     | (инструкций)        по|              |                   |              |
|     | соблюдению  требований|              |                   |              |
|     | безопасности       при|              |                   |              |
|     | ведении горных  работ;|              |                   |              |
|     | методами    аттестации|              |                   |              |
|     | рабочих    мест     по|              |                   |              |
|     | условиям        труда,|              |                   |              |
|     | анализа         причин|              |                   |              |
|     | производственного     |              |                   |              |
|     | травматизма          и|              |                   |              |
|     | разработки мероприятий|              |                   |              |
|     | по его предупреждению;|              |                   |              |
|     | навыками    разработки|              |                   |              |
|     | систем    коллективной|              |                   |              |
|     | защиты  работающих  от|              |                   |              |
|     | негативного           |              |                   |              |
|     | воздействия           |              |                   |              |
|     | технологических       |              |                   |              |
|     | процессов            и|              |                   |              |
|     | производств в  штатных|              |                   |              |
|     | и аварийных ситуациях.|              |                   |              |
|     |-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Вариативная      часть|  25 - 35     |                   |              |
|     | (знания,       умения,|              |                   |              |
|     | навыки    определяются|              |                   |              |
|     | ООП вуза)             |              |                   |              |
|-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|С.4  | Физическая культура   |     2        |                   |ОК-22         |
|-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|С.5  | Учебная              и|  35 - 45     |                   |ПК-1 - 28     |
|     | производственная      |              |                   |ПСК-1-1 -     |
|     | практики,      научно-|              |                   |ПСК-12-6      |
|     | исследовательская     |              |                   |              |
|     | работа   (практические|              |                   |              |
|     | умения    и     навыки|              |                   |              |
|     | определяются       ООП|              |                   |              |
|     | вуза).                |              |                   |              |
|     | Реализация    программ|              |                   |              |
|     | практик   (учебной   и|              |                   |              |
|     | производственной)  при|              |                   |              |
|     | подготовке специалиста|              |                   |              |
|     | должна        включать|              |                   |              |
|     | следующие разделы:    |              |                   |              |
|     | геологический   раздел|              |                   |              |
|     | (геологическая        |              |                   |              |
|     | практика),  реализация|              |                   |              |
|     | базовой части которого|              |                   |              |
|     | направлена          на|              |                   |              |
|     | приобретение          |              |                   |              |
|     | обучающимися навыков и|              |                   |              |
|     | умений         поиска,|              |                   |              |
|     | идентификации,        |              |                   |              |
|     | опробования,          |              |                   |              |
|     | определения           |              |                   |              |
|     | минерального состава и|              |                   |              |
|     | петрографических      |              |                   |              |
|     | свойств,     элементов|              |                   |              |
|     | залегания,   первичной|              |                   |              |
|     | оценки    промышленной|              |                   |              |
|     | значимости            |              |                   |              |
|     | георесурсов;          |              |                   |              |
|     | геодезический   раздел|              |                   |              |
|     | (геодезическая        |              |                   |              |
|     | практика),            |              |                   |              |
|     | реализация базовой    |              |                   |              |
|     | части         которого|              |                   |              |
|     | направлена          на|              |                   |              |
|     | приобретение          |              |                   |              |
|     | обучающимися навыков и|              |                   |              |
|     | умений      проведений|              |                   |              |
|     | геодезическо-         |              |                   |              |
|     | маркшейдерских  съемок|              |                   |              |
|     | с          последующей|              |                   |              |
|     | обработкой результатов|              |                   |              |
|     | измерений            и|              |                   |              |
|     | построением  различных|              |                   |              |
|     | планов и разрезов.    |              |                   |              |
|-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|С.6  | Итоговая              |  10 - 16     |                   |              |
|     | государственная       |              |                   |              |
|     | аттестация            |              |                   |              |
|-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------|
|     | Общая     трудоемкость|    330       |                   |              |
|     | основной              |              |                   |              |
|     | образовательной       |              |                   |              |
|     | программы             |              |                   |              |
---------------------------------------------------------------------------------
     
--------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  С.1,  С.2,  С.3  и  разделов  С.4, С.5
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

            VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
           ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный
план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
и  другие  материалы,  обеспечивающие воспитание и качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  учебной и производственной практик,
календарный  учебный  график  и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии.
     Специализация   ООП  определяется  высшим  учебным  заведением  в
соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
     В  случае  если  ООП  подготовки  специалиста связана с освоением
учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную
тайну,  то  условия  ее  реализации должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
     Высшие   учебные   заведения   обязаны   ежегодно  обновлять  ООП
подготовки  специалиста  с  учетом  развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  подготовки  специалиста  должны  быть
определены  возможности вуза в формировании общекультурных компетенций
выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр,
разбор   конкретных  ситуаций,  психологические  и  иные  тренинги)  в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
профессиональных  навыков  обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть  предусмотрены  встречи с представителями российских и зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной  целью  ООП подготовки специалиста, особенностью
контингента  обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом
в  учебном  процессе  они  должны  составлять  не  менее  20 процентов
аудиторных занятий.
     7.4.  В  учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть
четко  сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке
с  осваиваемыми  знаниями,  умениями  и приобретаемыми компетенциями в
целом по ООП подготовки специалиста.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц.  По  дисциплинам,  трудоемкость  которых составляет более трех
зачетных  единиц,  должна  выставляться  оценка  ("отлично", "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.  ООП  подготовки  специалиста должна содержать дисциплины по
выбору  обучающихся  в  объеме  не менее одной трети вариативной части
суммарно  по  циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по
выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   ООП   и  факультативных  дисциплин,  устанавливаемых  вузом
дополнительно  к  ООП  подготовки  специалиста  и  необязательными для
изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц за весь период обучения.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет
32  академических  часа.  В  указанный  объем  не  входят обязательные
аудиторные занятия по физической культуре.
     7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах
обучения  максимальный  объем  аудиторных  занятий  устанавливается  в
соответствии   с  Типовым  положением  об  образовательном  учреждении
высшего  профессионального  образования  (высшем  учебном  заведении),
утвержденным  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 14
февраля  2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2008, N 8, ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях, в которых предусмотрена военная и
(или)   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы  реализуется:  при очной форме обучения, как правило, в объеме
400  часов,  при  этом  объем практической, в том числе игровых видов,
подготовки должен составлять не менее 360 часов.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить,
что  избранные  обучающимися  дисциплины  (модули)  становятся для них
обязательными.
     7.13.  ООП  подготовки  специалиста  должна включать лабораторные
практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям):
     базовой  части,  формирующим  у  обучающихся  умения  и  навыки в
областях:
     математики;     физики;     химии;     геологии;     информатики;
горно-промышленной  экологии;  начертательной  геометрии, инженерной и
компьютерной  графики;  теоретической  механики;  прикладной механики;
сопротивления материалов; электротехники; гидромеханики; теплотехники;
метрологии,    стандартизации    и   сертификации   в   горном   деле;
материаловедения;  безопасности жизнедеятельности; основ горного дела;
безопасности   ведения   горных   работ  и  горно-спасательного  дела;
аэрологии  горных  предприятий;  технологии  и  безопасности  взрывных
работ;   геомеханики;   геодезии   и   маркшейдерии;  горных  машин  и
оборудования;  обогащения полезных ископаемых; экономики и менеджмента
горного производства;
     по дисциплинам (модулям) специализаций:
     "Подземная разработка пластовых месторождений":
     физико-химической   геотехнологии;   компьютерного  моделирования
пластовых  месторождений;  физики  горных  пород; подземной разработки
пластовых  месторождений;  проектирования  шахт; комплексного освоения
недр;
     "Подземная разработка рудных месторождений":
     физико-химической   геотехнологии,   компьютерного  моделирования
рудных  месторождений,  физики  горных  пород;  технологии подземной и
комбинированной  разработки  рудных месторождений; процессов подземной
разработки  рудных месторождений; управления качеством руд при добыче;
проектирования горных предприятий;
     "Открытые горные работы":
     физики  горных  пород;  информационных  технологий в горном деле;
процессов  открытых горных работ, технологии и комплексной механизации
открытых   горных   работ,   проектирования   карьеров,  рационального
использования и охраны природных ресурсов;
     "Маркшейдерское дело":
     геодезии,  геометрии  недр;  математической обработки результатов
измерений;  маркшейдерии, маркшейдерско-геодезических приборов, высшей
геодезии; фотограмметрии и дистанционного зондирования Земли;
     "Шахтное и подземное строительство":
     физики  горных пород; моделирования физических процессов в горном
деле;   шахтного   и  подземного  строительства,  строительного  дела,
механики подземных сооружений;
     "Обогащение полезных ископаемых":
     физической  химии;  органической химии; обогатительных процессов,
технологии     обогащения    полезных    ископаемых,    проектирования
обогатительных фабрик;
     "Взрывное дело":
     химии  взрывчатых  веществ;  физики  горных  пород;  промышленных
взрывчатых  материалов;  физики  разрушения горных пород при бурении и
взрывании,  технологии  взрывных  работ;  проектирования и организации
взрывных работ;
     "Горно-промышленная экология":
     специальных  глав  химии;  теоретических  основ защиты окружающей
среды; методов и приборов контроля окружающей среды, инженерной защиты
окружающей    среды,    утилизации   отходов   горного   производства;
экологической экспертизы в горном деле;
     "Горные машины и оборудование":
     динамики  и  прочности,  гидравлики,  горных машин и оборудования
подземных   горных   работ;   механического   оборудования   карьеров;
конструирования горных машин и оборудования, эксплуатации горных машин
и оборудования;
     "Электрификация и автоматизация горного производства":
     физических  основ электроники; теории автоматического управления;
электроснабжения     горного     производства;     автоматизированного
электропривода  машин  и  установок  горного  производства; автоматики
машин  и установок горного производства; электробезопасности на горных
предприятиях;
     "Транспортные системы горного производства":
     теплотехники;  математического моделирования транспортных систем;
транспортных   систем   горного   производства;   транспортных  систем
обогатительных  фабрик;  проектирования  транспортных  систем  горного
производства;  эксплуатации и безопасности транспортных систем горного
производства;
     "Технологическая безопасность и горно-спасательное дело":
     физики  горных  пород;  медико-биологических  основ  безопасности
жизнедеятельности  человека;  управления  промышленной  безопасностью;
систем   обеспечения  безопасности  горного  производства;  технологии
горно-спасательного дела;
     а  также  по  дисциплинам  (модулям)  вариативной  части, рабочие
программы  которых  предусматривают  цели  формирования  у обучающихся
соответствующих умений и навыков.
     7.14.   Наряду   с   установленными  законодательными  и  другими
нормативными   актами   правами  и  обязанностями,  обучающиеся  имеют
следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных
ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся  имеют  право  получить  консультацию  в  вузе  по  выбору
дисциплин   (модулей)  и  их  влиянию  на  будущую  специализацию  ООП
подготовки специалиста;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии  соответствующих  документов  имеют  право  на  перезачет
освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП подготовки специалиста.
     7.15.    Раздел    ООП    подготовки   специалиста   "Учебная   и
производственная  практики,  научно-исследовательская работа" является
обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП  подготовки  специалистов по данной
специальности   предусматриваются  следующие  виды  практик:  учебная,
производственная.
     Конкретные  виды практик определяются ООП подготовки специалиста.
Цели  и  задачи,  программы  и  формы отчетности определяются вузом по
каждому виду практики.
     Практики    могут    проводиться    в    сторонних   организациях
(предприятиях,   научно-исследовательских  институтах  (НИИ))  или  на
кафедрах  и  в  лабораториях  вуза,  обладающих необходимым кадровым и
научно-технический потенциалом.
     Производственные   практики   должны   проводиться   в  сторонних
организациях  (производственных, научно-исследовательских, проектных),
основная  деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов
профессиональной деятельности выпускников по данной специальности.
     Аттестация по итогам практики проводится на основании письменного
отчета,  оформленного  в соответствии с установленными требованиями, и
отзыва  руководителя  практики  от  предприятия.  По итогам аттестации
выставляется оценка.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа  является  обязательным
разделом  ООП  подготовки  специалиста.  Она направлена на комплексное
формирование   общекультурных   и   профессиональных   компетенций   в
соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
     При  разработке  программы научно-исследовательской работы высшее
учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
     изучать   специальную   литературу  и  другую  научно-техническую
информацию  о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в
соответствующей области знаний;
     участвовать  в  проведении  научных  исследований  или выполнении
технических разработок;
     осуществлять    сбор,    обработку,   анализ   и   систематизацию
научно-технической информации по теме (заданию);
     принимать  участие  в стендовых и промышленных испытаниях опытных
образцов (партий) проектируемых изделий;
     составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
     выступить с докладом на конференции.
     Выполнение    научно-исследовательской   работы   и   оценка   ее
результатов  должны  широко  обсуждаться  в  учебных структурах вуза с
привлечением   работодателей   для   определения  уровня  компетенций,
сформированных   у   обучающегося.   Необходимо   также   дать  оценку
компетенций,   связанных   с   формированием   его   профессионального
мировоззрения и определения уровня культуры.
     7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться
научно-педагогическими   кадрами,   имеющими,   как  правило,  базовое
образование,   соответствующее  профилю  преподаваемой  дисциплины,  и
систематически   занимающимися  научной  и  (или)  научно-методической
деятельностью.
     Доля  преподавателей,  имеющих  ученую  степень  и  (или)  ученое
звание,  в  общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный
процесс  по  данной  ООП,  должна  быть  не менее 65 процентов, ученую
степень  доктора  наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом,
документы   о   присвоении   которой  прошли  установленную  процедуру
признания  и  установления  эквивалентности)  и  (или)  ученое  звание
профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
     Преподаватели   профессионального   цикла  должны  иметь  базовое
образование   и   (или)   ученую   степень,   соответствующие  профилю
преподаваемой дисциплины.
     Не   менее   70   процентов   преподавателей   (в  приведенных  к
целочисленным  значениям  ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по
профессиональному  циклу,  должны  иметь  ученые  степени  или  ученые
звания,  при  этом  ученые  степени  доктора  наук  или  ученое звание
профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
     К  образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти
процентов   преподавателей   из   числа  действующих  руководителей  и
работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
     До  10  процентов  от общего числа преподавателей, имеющих ученую
степень  и  (или)  ученое звание, может быть заменено преподавателями,
имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях
руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
     Общее   руководство   содержанием  теоретической  и  практической
подготовки    по    специализации    должно   осуществляться   штатным
научно-педагогическим  работником вуза, имеющим ученую степень доктора
или  кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж
работы   в   образовательных   учреждениях  высшего  профессионального
образования  не  менее  трех  лет.  К  общему  руководству содержанием
теоретической  и  практической  подготовки по специализации может быть
привлечен  высококвалифицированный  специалист в соответствующей сфере
профессиональной деятельности.
     7.18.    ООП   подготовки   специалиста   должна   обеспечиваться
учебно-методической   документацией  и  материалами  по  всем  учебным
курсам,  дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных
дисциплин  (модулей)  должно  быть  представлено  в  сети Интернет или
локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных
требований по защите информации.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован печатными и (или)
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  -  за  последние  пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров
таких изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы, помимо учебной, должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете одного - двух экземпляров на каждые
100 обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Каждому  обучающемуся  должен  быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного  фонда,  состоящего  не  менее  чем из пяти наименований
отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
подготовки   специалиста   утверждает  размер  средств  на  реализацию
соответствующих ООП.
     Финансирование   реализации  ООП  подготовки  специалиста  должно
осуществляться    в    объеме   не   ниже   установленных   нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).

     7.20.   Высшее  учебное  заведение,  реализующее  ООП  подготовки
специалиста,   должно   располагать   материально-технической   базой,
обеспечивающей     проведение     всех    видов    дисциплинарной    и
междисциплинарной    подготовки,    лабораторной,    практической    и
научно-исследовательской  работы  обучающихся, предусмотренных учебным
планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам.
     Минимально   необходимый   для  реализации  программы  подготовки
специалиста  перечень  материально-технического обеспечения включает в
себя  лаборатории  и специально оборудованные кабинеты и аудитории для
проведения  занятий  по следующим дисциплинам (модулям) базовой части,
формирующим у обучающихся умения и навыки в областях:
     иностранного   языка;   физики;   химии;  геологии;  информатики;
горно-промышленной  экологии;  начертательной  геометрии, инженерной и
компьютерной  графики;  теоретической  механики;  прикладной механики;
сопротивления     материалов;     электротехники;    материаловедения;
безопасности   жизнедеятельности;  основ  горного  дела;  безопасности
ведения  горных  работ  и  горно-спасательного  дела; аэрологии горных
предприятий;  технологии  и  безопасности взрывных работ; геомеханики;
геодезии  и  маркшейдерии;  горных  машин  и  оборудования; обогащения
полезных ископаемых; экономики и менеджмента горного производства;
     по дисциплинам (модулям) специализаций:
     "Подземная разработка пластовых месторождений":
     физико-химической   геотехнологии;   компьютерного  моделирования
пластовых  месторождений;  физики  горных  пород; подземной разработки
пластовых месторождений;
     "Подземная разработка рудных месторождений":
     физико-химической   геотехнологии;   компьютерного  моделирования
рудных  месторождений;  физики  горных пород; управления качеством руд
при добыче; проектирования горных предприятий;
     "Открытые горные работы":
     физики  горных  пород;  информационных  технологий в горном деле;
процессов  открытых горных работ; технологий и комплексной механизации
открытых   горных   работ;   проектирования   карьеров;  рационального
использования и охраны природных ресурсов;
     "Маркшейдерское дело":
     геодезии;   маркшейдерии;  маркшейдерско-геодезических  приборов;
математической   обработки  результатов  измерений;  фотограмметрии  и
дистанционного зондирования Земли;
     "Шахтное и подземное строительство":
     физики   горных   пород;  шахтного  и  подземного  строительства;
строительного дела;
     "Обогащение полезных ископаемых":
     физической  химии;  органической химии; обогатительных процессов;
технологии обогащения полезных ископаемых;
     "Взрывное дело":
     физики  горных  пород; промышленных взрывчатых материалов; физики
разрушения  горных  пород при бурении и взрывании; технологии взрывных
работ; проектирования и организации взрывных работ;
     "Горно-промышленная экология":
     методов  и  приборов контроля окружающей среды; инженерной защиты
окружающей среды; утилизации отходов горного производства;
     "Горные машины и оборудование":
     гидравлики;  горных  машин и оборудования подземных горных работ;
механического  оборудования  карьеров;  конструирования горных машин и
оборудования;  эксплуатации  горных  машин  и оборудования; технологии
машиностроения;
     "Электрификация и автоматизация горного производства":
     электроснабжения    горного   производства;   автоматизированного
электропривода  машин  и  установок  горного  производства; автоматики
машин  и установок горного производства; электробезопасности на горных
предприятиях;
     "Транспортные системы горного производства":
     теплотехники;  математического моделирования транспортных систем;
транспортных   систем   горного   производства;   транспортных  систем
обогатительных  фабрик;  проектирования  транспортных  систем  горного
производства;
     "Технологическая безопасность и горно-спасательное дело":
     физики  горных  пород;  медико-биологических  основ  безопасности
жизнедеятельности  человека;  систем  обеспечения безопасности горного
производства; технологии горно-спасательного дела;
     а  также  по  дисциплинам  (модулям)  вариативной  части, рабочие
программы  которых  предусматривают  цели  формирования  у обучающихся
соответствующих умений и навыков.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии
с  объемом изучаемых дисциплин из расчета одно место в аудитории на 10
обучающихся с выходом в локальную сеть или сеть Интернет.
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.

         VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
           ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества освоения ООП подготовки специалиста должна
включать   текущий  контроль  успеваемости,  промежуточную  аттестацию
обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
     8.3.   Конкретные   формы   и   процедуры   текущего  контроля  и
промежуточной    аттестации    обучающегося   по   каждой   дисциплине
разрабатываются   вузом   самостоятельно   и   доводятся  до  сведения
обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений   поэтапным   требованиям  соответствующей  ООП  подготовки
специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация)
создаются   фонды   оценочных  средств,  включающие  типовые  задания,
контрольные  работы,  тесты  и  методы  контроля,  позволяющие оценить
знания,  умения  и  уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных
средств разрабатываются и утверждаются вузом.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущего  контроля  успеваемости  и промежуточной аттестации
обучающихся  к условиям их будущей профессиональной деятельности - для
чего,  кроме  преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних
экспертов  должны  активно  привлекаться  работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины, и так далее.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.  Итоговая  государственная аттестация включает в себя защиту
выпускной  (дипломного  проекта (работы)) и государственный экзамен, в
состав  которого  обязательно  должны быть включены дисциплины (модули
дисциплин), формирующие компетенции в области обеспечения безопасности
горных и буровзрывных работ, экологической безопасности производств.
     Требования   к   содержанию,   объему   и   структуре   выпускной
квалификационной   работы   (дипломного  проекта  (работы)),  а  также
требования  к  государственному  экзамену  определяются высшим учебным
заведением.

Страницы: 1  2  3  4