ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 200401 ЭЛЕКТРОННЫЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.11 17


Страницы: 1  2  



                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
            ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 200401 ЭЛЕКТРОННЫЕ
         И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
           НАЗНАЧЕНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          14 января 2011 г.
                                 N 17

                                 (Д)


     В   соответствии   с   пунктом  5.2.7  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст.
3350),   пунктом   7   Правил  разработки  и  утверждения  федеральных
государственных      образовательных      стандартов,     утвержденных
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 24 февраля 2009
г.  N  142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9,
ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки  (специальности)  200401  Электронные  и оптико-электронные
приборы  и  системы  специального  назначения  (квалификация (степень)
"специалист")  и  ввести  его  в  действие  со  дня  вступления в силу
настоящего Приказа.

Министр
                                                         А.А. ФУРСЕНКО
14 января 2011 г.
N 17

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
13 апреля 2011 г.
N 20471


                                                            Приложение

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                от 14 января 2011 года
                                                                  N 17

         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
            ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 200401 ЭЛЕКТРОННЫЕ
         И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
           НАЗНАЧЕНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

                        I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных   программ   подготовки   специалиста  по  направлению
подготовки  (специальности)  200401  Электронные  и оптико-электронные
приборы    и    системы   специального   назначения   образовательными
учреждениями  высшего  профессионального образования (высшими учебными
заведениями,  вузами)  на  территории  Российской  Федерации, имеющими
государственную аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

                     II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО - высшее профессиональное образование;
     ОК - общекультурные компетенции;
     ООП - основная образовательная программа;
     ПК - профессиональные компетенции;
     ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
     УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО  -  федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

      III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

     Нормативный  срок,  общая  трудоемкость  освоения ООП (в зачетных
единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице
1.

                                                             Таблица 1

           Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                        (степень) выпускников

---------------------------------------------------------------------------
|Наименование|   Квалификация (степень)   | Нормативный срок |Трудоемкость|
|    ООП     |----------------------------|освоения ООП (для |(в зачетных |
|            |     код в     |наименование|   очной формы    | единицах)  |
|            |соответствии с |            |обучения), включая|            |
|            |   принятой    |            |    каникулы,     |            |
|            |классификацией |            | предоставляемые  |            |
|            |      ООП      |            |после прохождения |            |
|            |               |            |     итоговой     |            |
|            |               |            | государственной  |            |
|            |               |            |    аттестации    |            |
|------------|---------------|------------|------------------|------------|
|ООП         |      65       | специалист |     5 лет        |  300 <2>   |
|подготовки  |               |            |                  |            |
|специалиста |               |            |                  |            |
---------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
     <2> Трудоемкость ООП по очной форме обучения в среднем за учебный
год равна 60 зачетным единицам.

     Нормативный  срок  освоения  ООП  подготовки специалиста пять лет
(300  зачетных единиц) устанавливается для высших учебных заведений, в
которых  предусмотрена  военная  служба.  Для  других  высших  учебных
заведений  Российской  Федерации  допускается  освоение ООП подготовки
специалиста  с  нормативным  сроком  обучения  5,5  лет  (330 зачетных
единиц)   за  счет  увеличения  времени  на  углубленное  формирование
компетенций  в  области  расчетно-проектной и научно-исследовательской
деятельности.
     Сроки   освоения   ООП  подготовки  специалиста  по  очно-заочной
(вечерней)  форме  обучения, а также в случае сочетания различных форм
получения  образования при реализации ООП подготовки специалиста могут
увеличиваться  на  один  год по сравнению со сроками обучения по очной
форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
     Иные   нормативные  сроки  освоения  ООП  подготовки  специалиста
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Подготовка   специалистов   по   данному  направлению  подготовки
(специальности) по заочной форме обучения не проводится.

                 IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
                      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

     4.1.  Область профессиональной деятельности специалистов включает
сферы  науки,  техники  и  технологии  по  направлениям,  связанным  с
исследованием,    проектированием,    организацией    производства   и
эксплуатацией  электронных  и  оптико-электронных  приборов  и  систем
специального назначения.
     4.2.   Объектами   профессиональной   деятельности   специалистов
являются:
     физические    процессы,    характеризующие    распространение   и
взаимодействие  с  веществом электромагнитного излучения оптического и
радиодиапазона;
     электронные  и  оптико-электронные приборы и системы специального
назначения,   предназначенные  для  получения,  хранения  и  обработки
информации;
     технологии   получения,   хранения   и   обработки  информации  с
использованием  электронных  и  оптико-электронных  приборов  и систем
специального назначения.
     4.3.  Специалист по направлению подготовки (специальности) 200401
Электронные   и  оптико-электронные  приборы  и  системы  специального
назначения готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
     научно-исследовательской;
     проектно-конструкторской;
     информационно-аналитической;
     организационно-управленческой;
     эксплуатационной.
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном  готовится специалист, определяются высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного   заведения   и   объединениями   работодателей  (заказчиками
подготовки кадров).
     4.4.  Специалист по направлению подготовки (специальности) 200401
Электронные   и  оптико-электронные  приборы  и  системы  специального
назначения   должен   решать   следующие   профессиональные  задачи  в
соответствии с видами профессиональной деятельности:
     в области научно-исследовательской деятельности:
     анализ    и    систематизация    научно-технической   информации,
отечественного   и   зарубежного  опыта  по  проблемам  проектирования
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения;
     математическое      моделирование      физических      процессов,
характеризующих   распространение   и   взаимодействие   с   веществом
электромагнитного излучения оптического и радиодиапазона;
     исследование  физических  свойств  объектов с выбором технических
средств, методов измерений и обработки результатов;
     разработка  конкурентоспособных  технологий получения, хранения и
обработки информации с использованием электронных и оптико-электронных
приборов и систем специального назначения;
     изобретательская    и   рационализаторская   работа,   проведение
патентного   поиска,   исследование   патентоспособности   выполненных
разработок;
     анализ     эффективности     функционирования    электронных    и
оптико-электронных приборов и систем специального назначения;
     подготовка  научно-технических  отчетов,  обзоров,  публикаций по
результатам выполненных исследований;
     в области проектно-конструкторской деятельности:
     разработка  технических  требований  и  заданий на проектирование
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения;
     технико-экономическое   обоснование   разработки   электронных  и
оптико-электронных приборов и систем, технологий получения, хранения и
обработки информации по заданным техническим требованиям;
     разработка  рабочей  конструкторской документации на изготовление
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения;
     расчет   параметров   и   основных  характеристик  электронных  и
оптико-электронных   приборов   и  систем  специального  назначения  с
использованием современных методов и информационных технологий;
     проектирование  и конструирование конкурентоспособных электронных
и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального  назначения в
соответствии с техническим заданием;
     разработка и составление эксплуатационно-технической документации
на  проекты,  их  элементы  и  сборочные  единицы, включая технические
условия, описания, инструкции и другие документы;
     монтаж,  сборка,  юстировка,  испытания  и  сдача  в эксплуатацию
образцов   электронных   и   оптико-электронных   приборов   и  систем
специального назначения;
     в области информационно-аналитической деятельности:
     получение,  хранение  и  обработка  информации  с  использованием
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения;
     анализ достоверности информационных источников;
     анализ  и  прогнозирование  результатов  функционирования сложных
технических систем и объектов;
     комплексный  анализ  информации,  полученной  от  различных видов
электронных   и  оптико-электронных  систем  специального  назначения,
оценивание состояния сложных технических систем и объектов;
     реализация         геоинформационных         технологий         в
информационно-аналитической работе;
     разработка  отчетных  информационных  документов  по  результатам
анализа и обобщения полученной информации;
     в области организационно-управленческой деятельности:
     организация  работы  коллектива, принятие управленческих решений,
определение  порядка  выполнения  работ  с  использованием современных
информационных технологий;
     разработка   предложений   по   совершенствованию   и   повышению
эффективности  процессов  получения, хранения и обработки информации с
использованием  электронных  и  оптико-электронных  приборов  и систем
специального назначения;
     планирование  применения  электронных и оптико-электронных систем
специального назначения;
     организация   управления   электронными   и   оптико-электронными
системами специального назначения;
     взаимодействие   с   организациями,  привлекаемыми  к  выполнению
специальных задач;
     организация  контроля  выполнения  специальных  задач  и качества
полученной информации;
     организация  всех  видов  обеспечения  применения  электронных  и
оптико-электронных систем специального назначения;
     в области эксплуатационной деятельности:
     эксплуатация  электронных  и оптико-электронных приборов и систем
специального назначения;
     оценивание и анализ возможностей электронных и оптико-электронных
систем специального назначения;
     проведение   регламентных   работ   и  технического  обслуживания
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения;
     разработка    эксплуатационной    документации,    инструкций   и
руководящих документов в сфере профессиональной деятельности;
     реализация  технологий получения, хранения и обработки информации
с  использованием  электронных  и оптико-электронных приборов и систем
специального назначения.

            V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
           ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

     5.1.   Выпускник   должен   овладеть  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской
Федерации,   исполнять   свой  гражданский  и  профессиональный  долг,
руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
     способностью  осуществлять  свою  деятельность в различных сферах
общественной  жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных
и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
     способностью анализировать социально значимые явления и процессы,
в    том    числе    политического    и    экономического   характера,
мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения
и  методы  гуманитарных,  социальных  и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач (ОК-3);
     способностью    понимать    движущие    силы   и   закономерности
исторического   процесса,   роль   личности  в  истории,  политической
организации общества, уважительно и бережно относиться к историческому
наследию  и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и
культурные различия (ОК-4);
     способностью   понимать   социальную   значимость  своей  будущей
профессии,  защиты  интересов личности, общества и государства, цели и
смысл   государственной   службы,   обладанием  высокой  мотивацией  к
выполнению   задач   профессиональной   деятельности,   готовностью  и
способностью к активной состязательной деятельности (ОК-5);
     способностью   к   работе   в   многонациональном  коллективе,  к
кооперации   с  коллегами,  в  том  числе  и  над  междисциплинарными,
инновационными   проектами,   способностью   в  качестве  руководителя
подразделения,  лидера  группы  сотрудников  формировать цели команды,
принимать  организационно-управленческие  решения  в ситуациях риска и
нести   за   них  ответственность,  применять  методы  конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
     способностью  логически  верно,  аргументированно  и ясно строить
устную  и  письменную  речь на русском языке, готовить и редактировать
тексты профессионального назначения, публично представлять собственные
и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);
     способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению
и   переводу   текстов   по  профессиональной  тематике  на  одном  из
иностранных языков (ОК-8);
     способностью   к   логическому   мышлению,   обобщению,  анализу,
критическому  осмыслению,  систематизации, прогнозированию, постановке
исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
     способностью самостоятельно применять методы и средства познания,
обучения  и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том
числе  в  новых  областях,  непосредственно  не  связанных  со  сферой
деятельности,  развития  социальных  и  профессиональных  компетенций,
изменения   вида   и  характера  своей  профессиональной  деятельности
(ОК-10);
     способностью  к  осуществлению  воспитания  и  обучения  в  сфере
профессиональной  деятельности,  к  адаптации в различных ситуациях, к
применению   творческого   подхода,   инициативы   и  настойчивости  в
достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);
     способностью    самостоятельно   применять   методы   физического
воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления
здоровья,   готовностью   к   достижению  должного  уровня  физической
подготовленности    для    обеспечения    полноценной   социальной   и
профессиональной деятельности (ОК-12).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     общепрофессиональными:
     способностью   выявлять   естественнонаучную   сущность  проблем,
возникающих   в   ходе   профессиональной  деятельности,  и  применять
соответствующий  физико-математический  аппарат  для  их формализации,
анализа и выработки решения (ПК-1);
     способностью  применять  математический  аппарат,  в  том числе с
использованием  вычислительной  техники,  для решения профессиональных
задач (ПК-2);
     способностью   использовать  языки,  системы  и  инструментальные
средства программирования в профессиональной деятельности (ПК-3);
     способностью  применять современные информационные технологии для
поиска,  обработки  и  анализа  информации по профилю профессиональной
деятельности (ПК-4);
     способностью применять    современные     методы     научно     -
исследовательской и практической деятельности (ПК-5);
     способностью  использовать  нормативные  и  правовые  документы в
своей профессиональной деятельности (ПК-6);
     способностью  использовать  основные  методы  защиты подчиненного
коллектива  и  населения  от  возможных последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий (ПК-7);
     способностью  осваивать  новые  образцы  программных, технических
средств и информационных технологий (ПК-8);
     в области научно-исследовательской деятельности:
     способностью проводить анализ и систематизацию научно-технической
информации,   отечественного   и   зарубежного   опыта   по  проблемам
проектирования  электронных  и  оптико-электронных  приборов  и систем
специального назначения (ПК-9);
     способностью  проводить  математическое  моделирование физических
процессов,   характеризующих   распространение   и   взаимодействие  с
веществом  электромагнитного  излучения  оптического  и радиодиапазона
(ПК-10);
     способностью проводить исследования физических свойств объектов с
выбором технических средств, методов измерений и обработки результатов
(ПК-11);
     способностью    разрабатывать    конкурентоспособные   технологии
получения,   хранения   и   обработки   информации   с  использованием
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения (ПК-12);
     способностью  вести изобретательскую и рационализаторскую работу,
проводить  патентный поиск, исследовать патентоспособность выполненных
разработок (ПК-13);
     способностью   проводить  анализ  эффективности  функционирования
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения (ПК-14);
     способностью  осуществлять подготовку научно-технических отчетов,
обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-15);
     в области проектно-конструкторской деятельности:
     способностью  разрабатывать  технические  требования и задания на
проектирование  электронных  и  оптико-электронных  приборов  и систем
специального назначения (ПК-16);
     способностью    проводить    технико-экономическое    обоснование
разработки   электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем,
технологий  получения,  хранения  и  обработки  информации по заданным
техническим требованиям (ПК-17);
     способностью  разрабатывать  рабочую конструкторскую документацию
на  изготовление  электронных  и  оптико-электронных приборов и систем
специального назначения (ПК-18);
     способностью проводить расчет параметров и основных характеристик
электронных   и  оптико-электронных  приборов  и  систем  специального
назначения  с  использованием  современных  методов  и  информационных
технологий (ПК-19);
     способностью  проектировать  и конструировать конкурентоспособные
электронные   и  оптико-электронные  приборы  и  системы  специального
назначения в соответствии с техническим заданием (ПК-20);
     способностью          разрабатывать          и         составлять
эксплуатационно-техническую  документацию  на  проекты,  их элементы и
сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и
другие документы (ПК-21);
     способностью  осуществлять монтаж, сборку, юстировку, испытания и
сдачу   в   эксплуатацию  образцов  электронных  и  оптико-электронных
приборов и систем специального назначения (ПК-22);
     в области информационно-аналитической деятельности:
     способностью   осуществлять   получение,   хранение  и  обработку
информации  с использованием электронных и оптико-электронных приборов
и систем специального назначения (ПК-23);
     способностью   проводить   анализ   достоверности  информационных
источников (ПК-24);
     способностью   проводить  анализ  и  прогнозирование  результатов
функционирования сложных технических систем и объектов (ПК-25);
     способностью  проводить комплексный анализ информации, полученной
от   различных   видов   электронных   и   оптико-электронных   систем
специального   назначения,  оценивать  состояние  сложных  технических
систем и объектов (ПК-26);
     способностью   реализовывать   геоинформационные   технологии   в
информационно-аналитической работе (ПК-27);
     способностью  разрабатывать  отчетные информационные документы по
результатам анализа и обобщения полученной информации (ПК-28);
     в области организационно-управленческой деятельности:
     способностью    организовывать   работу   коллектива,   принимать
управленческие   решения,   определять   порядок  выполнения  работ  с
использованием современных информационных технологий (ПК-29);
     способностью  разрабатывать  предложения  по  совершенствованию и
повышению  эффективности  процессов  получения,  хранения  и обработки
информации  с использованием электронных и оптико-электронных приборов
и систем специального назначения (ПК-30);
     способностью     планировать     применение     электронных     и
оптико-электронных систем специального назначения (ПК-31);
     способностью    организовывать    управление    электронными    и
оптико-электронными системами специального назначения (ПК-32);
     способностью  взаимодействовать  с организациями, привлекаемыми к
выполнению специальных задач (ПК-33);
     способностью организовывать контроль выполнения специальных задач
и качества полученной информации (ПК-34);
     способностью   организовывать  все  виды  обеспечения  применения
электронных   и   оптико-электронных  систем  специального  назначения
(ПК-35);
     в области эксплуатационной деятельности:
     способностью  эксплуатировать  электронные  и  оптико-электронные
приборы и системы специального назначения (ПК-36);
     способностью  оценивать и анализировать возможности электронных и
оптико-электронных систем специального назначения (ПК-37);
     способностью  проводить  техническое  обслуживание  электронных и
оптико-электронных приборов и систем специального назначения (ПК-38);
     способностью    разрабатывать    эксплуатационную   документацию,
инструкции   и   руководящие   документы   в   сфере  профессиональной
деятельности (ПК-39);
     способностью   реализовывать  технологии  получения,  хранения  и
обработки информации с использованием электронных и оптико-электронных
приборов и систем специального назначения (ПК-40);
     профессионально-специализированными компетенциями (ПСК):
     Специализация  N  1  "Электронные  и оптико-электронные приборы и
системы дистанционного зондирования Земли":
     способностью  решать  задачи фотограмметрической обработки данных
дистанционного зондирования Земли (ПСК-1.1);
     способностью    оценивать   информационные   возможности   систем
дистанционного зондирования Земли (ПСК-1.2);
     способностью   выполнять   интерпретацию   данных  дистанционного
зондирования Земли с использованием специальной техники и специального
программного обеспечения (ПСК-1.3).
     Специализация N 2 "Оптико-электронные информационно-измерительные
приборы и системы":
     способностью    использовать    при    обосновании    и   решении
инженерно-технических  задач  теоретические положения физических основ
построения   оптико-электронных   информационно-измерительных   систем
(ПСК-2.1);
     способностью  выполнять  обработку  изображений  с использованием
оптико-электронных информационно-измерительных приборов и специального
программного обеспечения (ПСК-2.2);
     способностью планировать и организовывать безопасную эксплуатацию
современных  оптико-электронных информационно-измерительных приборов и
систем, средств технического обслуживания и ремонта (ПСК-2.3).
     Специализация   N   3   "Оптико-электронные   приборы  и  системы
специального назначения":
     способностью      проводить      математическое     моделирование
оптико-электронных  приборов  и систем специального назначения на базе
стандартных       пакетов      автоматизированного      проектирования
оптико-электронных систем (ПСК-3.1);
     способностью  выбирать  и  рассчитывать типовые оптические схемы,
проводить  расчеты  оптических  и оптико-электронных приборов и систем
(ПСК-3.2);
     способностью  рассчитывать и проектировать основные детали и узлы
оптических и оптико-электронных приборов и систем, предназначенных для
научных  исследований, ориентации и навигации, высокоточных линейных и
угловых измерений, обработки информации (ПСК-3.3).

         VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                   ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

     6.1.   ООП   подготовки   специалиста   предусматривает  изучение
следующих учебных циклов (таблица 2):
     гуманитарный, социальный и экономический цикл;
     математический и естественнонаучный цикл;
     профессиональный цикл
                             и разделов:
     физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых
предусмотрена  военная  служба  и  (или)  служба  в правоохранительных
органах);
     учебная  и  производственная  практики,  научно-исследовательская
работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность
расширения  и  (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых  содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и
дисциплин  специализаций,  позволяет  обучающимся получить углубленные
знания  и  навыки  для  успешной профессиональной деятельности и (или)
дальнейшего   продолжения   обучения   по  программам  послевузовского
профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
     6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный
и   экономический  цикл"  должна  предусматривать  изучение  следующих
обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный
язык".
     Базовая   (обязательная)  часть  профессионального  цикла  должна
предусматривать  изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Для  вузов,  в  которых  предусмотрена  военная  служба,  содержание и
результаты   освоения  данной  дисциплины  проектируются  в  интересах
военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников.

                                                             Таблица 2

                Структура ООП подготовки специалистов

------------------------------------------------------------------------------------
| Код |   Учебные циклы, разделы     |Трудоемкость |    Перечень     |    Коды     |
| УЦ  | и проектируемые результаты   |  (зачетные  |   дисциплин     | формируемых |
| ООП |         их освоения          |  единицы)   | для разработки  | компетенций |
|     |                              |     <1>     |    примерных    |             |
|     |                              |             |    программ,    |             |
|     |                              |             |   учебников и   |             |
|     |                              |             | учебных пособий |             |
|-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
| С.1 |Гуманитарный, социальный и    | 30 - 35 <2> |                 |             |
|     |экономический цикл            |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Базовая часть                 | 21 - 24 <2> |Философия        |ОК-1 - ОК-6  |
|     |  В    результате     изучения|             |                 |ОК-8 - ОК-11 |
|     |базовой      части       цикла|             |История Отечества|ПК-6         |
|     |обучающийся должен:           |             |                 |             |
|     |  знать:                      |             |Иностранный язык |             |
|     |  историю и методологию науки,|             |                 |             |
|     |основы философии и права;     |             |Экономика        |             |
|     |  основные      закономерности|             |                 |             |
|     |исторического процесса,  этапы|             |Правоведение     |             |
|     |исторического  развития,  роль|             |                 |             |
|     |России в истории  человечества|             |                 |             |
|     |и в современном мире;         |             |                 |             |
|     |  лексический минимум в объеме|             |                 |             |
|     |4000    учебных    лексических|             |                 |             |
|     |единиц        общего         и|             |                 |             |
|     |терминологического   характера|             |                 |             |
|     |(для иностранного языка);     |             |                 |             |
|     |  основные       экономические|             |                 |             |
|     |категории  и   закономерности,|             |                 |             |
|     |методы  анализа  экономических|             |                 |             |
|     |явлений      и      процессов,|             |                 |             |
|     |специфические            черты|             |                 |             |
|     |функционирования хозяйственной|             |                 |             |
|     |системы  на  микро   и   макро|             |                 |             |
|     |уровнях,   основные    понятия|             |                 |             |
|     |экономической   и   финансовой|             |                 |             |
|     |деятельности  отрасли   и   ее|             |                 |             |
|     |структурных подразделений;    |             |                 |             |
|     |  основы  российской  правовой|             |                 |             |
|     |системы  и   законодательства,|             |                 |             |
|     |правового  статуса   личности,|             |                 |             |
|     |организации   и   деятельности|             |                 |             |
|     |органов государственной власти|             |                 |             |
|     |в Российской Федерации;       |             |                 |             |
|     |  характеристику      основных|             |                 |             |
|     |отраслей  российского   права,|             |                 |             |
|     |правовые  основы   обеспечения|             |                 |             |
|     |национальной      безопасности|             |                 |             |
|     |Российской Федерации;         |             |                 |             |
|     |  уметь:                      |             |                 |             |
|     |  анализировать               |             |                 |             |
|     |мировоззренческие, социально и|             |                 |             |
|     |личностно значимые философские|             |                 |             |
|     |проблемы,            проводить|             |                 |             |
|     |исторический  анализ  событий,|             |                 |             |
|     |планировать   и   осуществлять|             |                 |             |
|     |свою  деятельность  с   учетом|             |                 |             |
|     |результатов этого анализа;    |             |                 |             |
|     |  использовать в  практической|             |                 |             |
|     |деятельности правовые  знания;|             |                 |             |
|     |анализировать   и   составлять|             |                 |             |
|     |основные   правовые   акты   и|             |                 |             |
|     |осуществлять  правовую  оценку|             |                 |             |
|     |информации,   используемой   в|             |                 |             |
|     |профессиональной деятельности,|             |                 |             |
|     |предпринимать необходимые меры|             |                 |             |
|     |по  восстановлению  нарушенных|             |                 |             |
|     |прав;                         |             |                 |             |
|     |  оценивать  и   анализировать|             |                 |             |
|     |экономические       показатели|             |                 |             |
|     |деятельности подразделения;   |             |                 |             |
|     |  владеть:                    |             |                 |             |
|     |  иностранным языком в объеме,|             |                 |             |
|     |необходимом   для    получения|             |                 |             |
|     |информации по профессиональной|             |                 |             |
|     |тематике,  и  навыками  устной|             |                 |             |
|     |речи;                         |             |                 |             |
|     |  навыками         письменного|             |                 |             |
|     |аргументированного   изложения|             |                 |             |
|     |собственной точки зрения;     |             |                 |             |
|     |  навыками   публичной   речи,|             |                 |             |
|     |аргументации,          ведения|             |                 |             |
|     |дискуссии     и      полемики,|             |                 |             |
|     |практического  анализа  логики|             |                 |             |
|     |различного рода рассуждений;  |             |                 |             |
|     |  навыками        критического|             |                 |             |
|     |восприятия информации;        |             |                 |             |
|     |  навыками поиска  нормативной|             |                 |             |
|     |правовой           информации,|             |                 |             |
|     |необходимой                для|             |                 |             |
|     |профессиональной деятельности.|             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Вариативная   часть   (знания,|   9 - 11    |                 |             |
|     |умения,  навыки   определяются|             |                 |             |
|     |ООП      высшего      учебного|             |                 |             |
|     |заведения)                    |             |                 |             |
|-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
| С.2 |Математический               и|   67 - 73   |                 |             |
|     |естественнонаучный цикл       |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Базовая часть                 |   47 - 51   |                 |ОК-9         |
|     |  В    результате     изучения|             |                 |ОК-10        |
|     |базовой      части       цикла|     14      |Математический   |ПК-1 - ПК-6  |
|     |обучающийся должен:           |             |анализ           |ПК-8         |
|     |  знать:                      |             |                 |ПК-10        |
|     |  основные  задачи   векторной|      4      |Аналитическая    |             |
|     |алгебры    и     аналитической|             |геометрия        |             |
|     |геометрии;                    |             |                 |             |
|     |  основные   виды    уравнений|      3      |Теория           |             |
|     |простейших      геометрических|             |вероятностей и   |             |
|     |объектов;                     |             |математическая   |             |
|     |  основные свойства  важнейших|             |статистика       |             |
|     |алгебраических       структур,|             |                 |             |
|     |основы линейной алгебры;      |      6      |Информатика      |             |
|     |  основные  положения   теории|             |                 |             |
|     |пределов     и     непрерывных|      2      |Экология         |             |
|     |функций,  теории  числовых   и|             |                 |             |
|     |функциональных          рядов,|     10      |Физика           |             |
|     |дифференциального            и|             |                 |             |
|     |интегрального исчисления;     |      6      |Основы оптики    |             |
|     |  основные   понятия    теории|             |                 |             |
|     |функций           комплексного|             |                 |             |
|     |переменного;                  |             |                 |             |
|     |  основные  понятия  и  методы|             |                 |             |
|     |теории     вероятностей      и|             |                 |             |
|     |математической статистики;    |             |                 |             |
|     |  основы  теории   информации,|             |                 |             |
|     |математической    логики     и|             |                 |             |
|     |вычислительной техники;       |             |                 |             |
|     |  основы        алгоритмизации|             |                 |             |
|     |прикладных задач;             |             |                 |             |
|     |  основные  законы   механики,|             |                 |             |
|     |термодинамики,    молекулярной|             |                 |             |
|     |физики,    электричества     и|             |                 |             |
|     |магнетизма;                   |             |                 |             |
|     |  основы  теории  колебаний  и|             |                 |             |
|     |волн,       физической       и|             |                 |             |
|     |геометрической         оптики,|             |                 |             |
|     |квантовой,  ядерной  физики  и|             |                 |             |
|     |физики твердого тела;         |             |                 |             |
|     |  основные  характеристики   и|             |                 |             |
|     |свойства           оптического|             |                 |             |
|     |излучения;                    |             |                 |             |
|     |  принципы        формирования|             |                 |             |
|     |оптического   изображения    и|             |                 |             |
|     |факторы,   определяющие    его|             |                 |             |
|     |качество;                     |             |                 |             |
|     |  основные принципы построения|             |                 |             |
|     |оптических приборов;          |             |                 |             |
|     |  принципы        организации,|             |                 |             |
|     |методологию,       технические|             |                 |             |
|     |средства     и     руководящие|             |                 |             |
|     |документы          обеспечения|             |                 |             |
|     |экологической безопасности;   |             |                 |             |
|     |  уметь:                      |             |                 |             |
|     |  разрабатывать математические|             |                 |             |
|     |модели  физических  явлений  и|             |                 |             |
|     |процессов     для      решения|             |                 |             |
|     |расчетных и  исследовательских|             |                 |             |
|     |задач;                        |             |                 |             |
|     |  применять стандартные методы|             |                 |             |
|     |и  модели  к  решению  типовых|             |                 |             |
|     |теоретико-вероятностных      и|             |                 |             |
|     |статистических задач;         |             |                 |             |
|     |  решать  типовые   прикладные|             |                 |             |
|     |математические  и   физические|             |                 |             |
|     |задачи;                       |             |                 |             |
|     |  эксплуатировать  программные|             |                 |             |
|     |и     аппаратные      средства|             |                 |             |
|     |персонального компьютера;     |             |                 |             |
|     |  пользоваться      средствами|             |                 |             |
|     |общения в сети Интернет;      |             |                 |             |
|     |  производить       оптические|             |                 |             |
|     |измерения;                    |             |                 |             |
|     |  применять   методики   учета|             |                 |             |
|     |влияния атмосферы на параметры|             |                 |             |
|     |оптического излучения;        |             |                 |             |
|     |  рассчитывать       параметры|             |                 |             |
|     |оптических систем;            |             |                 |             |
|     |  выбирать         технические|             |                 |             |
|     |средства и технологии с учетом|             |                 |             |
|     |экологических  последствий  их|             |                 |             |
|     |применения;                   |             |                 |             |
|     |  владеть:                    |             |                 |             |
|     |  навыками       использования|             |                 |             |
|     |стандартных методов и  моделей|             |                 |             |
|     |математического   анализа    и|             |                 |             |
|     |применения   их   к    решению|             |                 |             |
|     |прикладных задач;             |             |                 |             |
|     |  навыками       использования|             |                 |             |
|     |стандартных         теоретико-|             |                 |             |
|     |вероятностных и статистических|             |                 |             |
|     |методов при решении прикладных|             |                 |             |
|     |задач;                        |             |                 |             |
|     |  навыками         модификации|             |                 |             |
|     |алгоритмов с учетом конкретных|             |                 |             |
|     |практических задач;           |             |                 |             |
|     |  навыками         пользования|             |                 |             |
|     |библиотеками        прикладных|             |                 |             |
|     |программ      для      решения|             |                 |             |
|     |прикладных  математических   и|             |                 |             |
|     |физических задач;             |             |                 |             |
|     |  навыками          проведения|             |                 |             |
|     |физического   эксперимента   и|             |                 |             |
|     |обработки его результатов;    |             |                 |             |
|     |  навыками       использования|             |                 |             |
|     |системных программных  средств|             |                 |             |
|     |сервисного    назначения     и|             |                 |             |
|     |офисных приложений;           |             |                 |             |
|     |  навыками поиска информации в|             |                 |             |
|     |сети Интернет;                |             |                 |             |
|     |  методами расчета  параметров|             |                 |             |
|     |оптических систем и оценивания|             |                 |             |
|     |качества изображения;         |             |                 |             |
|     |  методами      экологического|             |                 |             |
|     |обеспечения   производства   и|             |                 |             |
|     |инженерной  защиты  окружающей|             |                 |             |
|     |среды.                        |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Специализация N 1 "Электронные|      4      |Фотограмметричес-|ПСК-1.1      |
|     |и оптико-электронные приборы и|             |кая обработка    |             |
|     |системы         дистанционного|             |данных           |             |
|     |зондирования Земли"           |             |дистанционного   |             |
|     |  С      целью       получения|             |зондирования     |             |
|     |специализации   при   изучении|             |Земли            |             |
|     |базовой      части       цикла|             |                 |             |
|     |обучающийся должен:           |             |                 |             |
|     |  знать:                      |             |                 |             |
|     |  основы   теории   и   методы|             |                 |             |
|     |фотограмметрической  обработки|             |                 |             |
|     |данных          дистанционного|             |                 |             |
|     |зондирования Земли;           |             |                 |             |
|     |  устройство       современных|             |                 |             |
|     |универсальных                 |             |                 |             |
|     |фотограмметрических приборов и|             |                 |             |
|     |комплексов,    принципы     их|             |                 |             |
|     |функционирования и  технологию|             |                 |             |
|     |обработки изображений на них; |             |                 |             |
|     |  требования       руководящих|             |                 |             |
|     |документов,   используемых   в|             |                 |             |
|     |фототопографическом           |             |                 |             |
|     |производстве;                 |             |                 |             |
|     |  уметь:                      |             |                 |             |
|     |  использовать   теоретические|             |                 |             |
|     |положения  фотограмметрической|             |                 |             |
|     |обработки               данных|             |                 |             |
|     |дистанционного    зондирования|             |                 |             |
|     |Земли;                        |             |                 |             |
|     |  оценивать           точность|             |                 |             |
|     |определения   пространственных|             |                 |             |
|     |координат      по       данным|             |                 |             |
|     |дистанционного    зондирования|             |                 |             |
|     |Земли;                        |             |                 |             |
|     |  владеть:                    |             |                 |             |
|     |  современными        методами|             |                 |             |
|     |фотограмметрической  обработки|             |                 |             |
|     |данных          дистанционного|             |                 |             |
|     |зондирования Земли.           |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Специализация  N  2   "Оптико-|      4      |Физические основы|ПСК-2.1      |
|     |электронные     информационно-|             |построения       |             |
|     |измерительные    приборы     и|             |оптико-электрон- |             |
|     |системы"                      |             |ных систем       |             |
|     |  С      целью       получения|             |                 |             |
|     |специализации   при   изучении|             |                 |             |
|     |базовой      части       цикла|             |                 |             |
|     |обучающийся должен:           |             |                 |             |
|     |  знать:                      |             |                 |             |
|     |  современный уровень развития|             |                 |             |
|     |оптико-электронных      систем|             |                 |             |
|     |информационно-измерительных   |             |                 |             |
|     |приборов;                     |             |                 |             |
|     |  принципы построения и состав|             |                 |             |
|     |оптико-электронных      систем|             |                 |             |
|     |информационно-измерительных   |             |                 |             |
|     |приборов;                     |             |                 |             |
|     |  уметь:                      |             |                 |             |
|     |  выполнять    габаритный    и|             |                 |             |
|     |энергетический расчеты оптико-|             |                 |             |
|     |электронных систем  с  помощью|             |                 |             |
|     |специального      программного|             |                 |             |
|     |обеспечения;                  |             |                 |             |
|     |  владеть:                    |             |                 |             |
|     |  методами        графического|             |                 |             |
|     |контроля  хода   лучей   через|             |                 |             |
|     |оптико-электронные системы;   |             |                 |             |
|     |  методами  расчета  затухания|             |                 |             |
|     |оптических сигналов в  каналах|             |                 |             |
|     |передачи  информации   оптико-|             |                 |             |
|     |электронных систем.           |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Специализация  N  3   "Оптико-|      4      |Информационные   |ПСК-3.1      |
|     |электронные приборы и  системы|             |технологии в     |             |
|     |специального назначения"      |             |оптотехнике      |             |
|     |  С      целью       получения|             |                 |             |
|     |специализации   при   изучении|             |                 |             |
|     |базовой      части       цикла|             |                 |             |
|     |обучающийся должен:           |             |                 |             |
|     |  знать:                      |             |                 |             |
|     |  современный уровень развития|             |                 |             |
|     |информационных  технологий   в|             |                 |             |
|     |оптотехнике;                  |             |                 |             |
|     |  особенности проектирования и|             |                 |             |
|     |конструирования         узлов,|             |                 |             |
|     |приборов и систем оптотехники,|             |                 |             |
|     |блоков     и      узлов      с|             |                 |             |
|     |использованием         средств|             |                 |             |
|     |компьютерного проектирования; |             |                 |             |
|     |  профессиональные      пакеты|             |                 |             |
|     |прикладных    программ     для|             |                 |             |
|     |автоматизированного           |             |                 |             |
|     |проектирования         оптико-|             |                 |             |
|     |электронных приборов и  систем|             |                 |             |
|     |специального назначения;      |             |                 |             |
|     |  уметь:                      |             |                 |             |
|     |  разрабатывать   компьютерные|             |                 |             |
|     |модели     типовых     оптико-|             |                 |             |
|     |электронных приборов и  систем|             |                 |             |
|     |специального назначения  и  их|             |                 |             |
|     |основных узлов;               |             |                 |             |
|     |  владеть:                    |             |                 |             |
|     |  современными    технологиями|             |                 |             |
|     |расчета    и    моделирования |             |                 |             |
|     |оптико-электронных приборов  и|             |                 |             |
|     |систем            специального|             |                 |             |
|     |назначения;                   |             |                 |             |
|     |  навыками       использования|             |                 |             |
|     |современных     информационных|             |                 |             |
|     |технологий  при  моделировании|             |                 |             |
|     |оптико-электронных приборов  и|             |                 |             |
|     |систем            специального|             |                 |             |
|     |назначения.                   |             |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Вариативная   часть   (знания,|   20 - 22   |                 |             |
|     |умения,  навыки   определяются|             |                 |             |
|     |ООП вуза)                     |             |                 |             |
|-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
| С.3 |Профессиональный цикл <3>     |  140 - 145  |                 |             |
|     |------------------------------|-------------|-----------------|-------------|
|     |Базовая (общепрофессиональная)|  111 - 115  |                 |ОК-5 - ОК-7  |
|     |часть                         |  (включая   |                 |ОК-9         |
|     |  В    результате     изучения|трудоемкость |                 |ОК-11        |
|     |базовой      части       цикла|   военной   |                 |ПК-1 - ПК-40 |
|     |обучающийся должен:           |(специальной)|                 |             |
|     |  знать:                      | подготовки) |                 |             |
|     |  правила оформления чертежей,|             |                 |             |
|     |конструкторской документации; |      4      |Инженерная и     |             |
|     |  инструментальные программные|             |компьютерная     |             |
|     |средства     инженерной      и|             |графика          |             |
|     |компьютерной графики, работу с|             |                 |             |
|     |прикладными     пакетами     и|      6      |Электроника и    |             |
|     |графическими       редакторами|             |микропроцессорная|             |
|     |инженерной графики;           |             |техника          |             |
|     |  элементную базу  электронных|             |                 |             |
|     |устройств и  микропроцессорную|      2      |Метрология,      |             |
|     |технику,    используемую     в|             |стандартизация и |             |
|     |изделиях оптотехники;         |             |сертификация     |             |
|     |  основные          показатели|             |                 |             |
|     |качества,              системы|     10      |Прикладная оптика|             |
|     |стандартизации, сертификации и|             |                 |             |
|     |средства измерения;           |     10      |Источники и      |             |
|     |  основные               типы,|             |приемники        |             |
|     |характеристики  оптических   и|             |оптического      |             |
|     |оптико-электронных     систем,|             |излучения        |             |
|     |элементную базу оптотехники;  |             |                 |             |
|     |  основы   теории   оптических|      4      |Безопасность     |             |
|     |измерений и расчета элементов,|             |жизнедеятельности|             |
|     |узлов и систем оптотехники;   |             |                 |             |
|     |  принципы    построения     и|      6      |Электронные и    |             |
|     |функционирования электронных и|             |оптико-          |             |
|     |оптико-электронных приборов  и|             |электронные      |             |
|     |систем            специального|             |приборы          |             |
|     |назначения;                   |             |специального     |             |
|     |  виды,    состав,    принципы|             |назначения       |             |
|     |действия, основные  физические|             |                 |             |
|     |и  технические  характеристики|      6      |Комплексы приема |             |
|     |источников    и     приемников|             |и обработки      |             |
|     |оптического излучения;        |             |данных систем    |             |
|     |  основы                теории|             |специального     |             |
|     |математического  моделирования|             |назначения       |             |
|     |сложных   технических  систем;|             |                 |             |
|     |  основы   геоинформатики    и|      6      |Математическое   |             |
|     |геоинформационных технологий; |             |моделирование    |             |
|     |  физические основы и принципы|             |систем           |             |
|     |построения    электронных    и|             |специального     |             |
|     |оптико-электронных      систем|             |назначения       |             |
|     |специального назначения;      |             |                 |             |
|     |  принципы         организации|      8      |Методы и средства|             |
|     |применения    электронных    и|             |обработки данных |             |
|     |оптико-электронных      систем|             |систем           |             |
|     |специального назначения;      |             |специального     |             |
|     |  технические  характеристики,|             |назначения       |             |
|     |принципы     построения      и|             |                 |             |
|     |автономного управления работой|      9      |Основы           |             |
|     |электронных     и      оптико-|             |организации      |             |
|     |электронных           приборов|             |применения       |             |
|     |специального назначения;      |             |систем           |             |
|     |  конструктивные особенности и|             |специального     |             |
|     |технические     характеристики|             |назначения       |             |
|     |комплексов приема и  обработки|             |                 |             |

Страницы: 1  2