Страницы: 1 2 | |данных систем специального| 6 |Электронные | | | |назначения; | |системы | | | | виды и правила| |специального | | | |разработки эксплуатационной| |назначения | | | |документации, инструкции и| | | | | |руководящие документы в сфере| 11 |Эксплуатация | | | |профессиональной деятельности;| |систем | | | | правовые нормы и социально-| |специального | | | |экономические аспекты| |назначения | | | |обеспечения безопасности| | | | | |жизнедеятельности; | | | | | | основы обеспечения| | | | | |безопасности | | | | | |жизнедеятельности; опасные и| | | | | |вредные эксплуатационные| | | | | |факторы, их предельно| | | | | |допустимые уровни воздействия| | | | | |на человека, технику,| | | | | |окружающую среду; | | | | | | уметь: | | | | | | оформлять чертежи и| | | | | |конструкторско-технологическую| | | | | |документацию электронных и| | | | | |оптико-электронных систем с| | | | | |использованием современных| | | | | |информационных технологий; | | | | | | проектировать типовые| | | | | |детали, осуществлять| | | | | |корректный выбор элементов| | | | | |оптотехники, рассчитывать| | | | | |показатели качества; | | | | | | использовать контрольно-| | | | | |измерительные приборы для| | | | | |решения задач оптотехники; | | | | | | выполнять расчет основных| | | | | |параметров источников и| | | | | |приемников оптического| | | | | |излучения; | | | | | | разрабатывать отдельные| | | | | |элементы аналоговых, цифровых| | | | | |устройств на дискретных| | | | | |элементах и микропроцессорах; | | | | | | пользоваться информационными| | | | | |ресурсами для решения| | | | | |профессиональных задач; | | | | | | рассчитывать основные| | | | | |параметры, характеризующие| | | | | |качество систем специального| | | | | |назначения; | | | | | | разрабатывать базовые| | | | | |информационные компоненты| | | | | |геоинформационных систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | осуществлять контроль| | | | | |выполнения специальных задач и| | | | | |качества получаемой| | | | | |информации; | | | | | | рассчитывать параметры и| | | | | |характеристики электронных и| | | | | |оптико-электронных систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | осуществлять выбор режимов| | | | | |работы электронных и оптико-| | | | | |электронных приборов| | | | | |специального назначения для| | | | | |решения специальных задач; | | | | | | рассчитывать основные| | | | | |параметры комплексов приема и| | | | | |обработки данных систем| | | | | |специального назначения и| | | | | |обосновывать технические| | | | | |требования к разрабатываемым| | | | | |образцам техники; | | | | | | эксплуатировать технические| | | | | |средства получения, хранения и| | | | | |обработки информации с| | | | | |использованием электронных и| | | | | |оптико-электронных систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | планировать применение| | | | | |электронных и оптико-| | | | | |электронных систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | анализировать и оценивать| | | | | |опасность при эксплуатации| | | | | |специальной техники и в| | | | | |чрезвычайных условиях,| | | | | |принимать меры по ликвидации| | | | | |последствий происшествий; | | | | | | обеспечивать безопасность| | | | | |при выполнении работ на| | | | | |закрепленных технических| | | | | |средствах; руководить| | | | | |действиями подчиненных в| | | | | |чрезвычайных ситуациях и при| | | | | |проведении опасных работ; | | | | | | владеть: | | | | | | типовыми методиками| | | | | |выполнения оптических| | | | | |измерений различных величин и| | | | | |характеристик; | | | | | | типовыми методиками расчета| | | | | |и проектирования электронных и| | | | | |оптико-электронных систем; | | | | | | навыками расчета основных| | | | | |параметров источников и| | | | | |приемников оптического| | | | | |излучения; | | | | | | методами синтеза и анализа| | | | | |аналоговых, цифровых и| | | | | |микропроцессорных устройств,| | | | | |основами микропрограммирования| | | | | |и программирования на языках| | | | | |низкого уровня; | | | | | | методами математического| | | | | |моделирования систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | методами анализа и синтеза| | | | | |электронных и оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | методами оценивания качества| | | | | |функционирования сложных| | | | | |технических систем и отдельных| | | | | |их компонентов; | | | | | | методами и средствами| | | | | |обработки информации| | | | | |электронных и оптико-| | | | | |электронных систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | методами оценивания| | | | | |информационных возможностей| | | | | |электронных и оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | навыками взаимодействия с| | | | | |организациями и ведомствами,| | | | | |привлекаемыми к выполнению| | | | | |специальных задач; | | | | | | навыками проведения| | | | | |технического обслуживания| | | | | |электронных и оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения; | | | | | | методиками применения| | | | | |прикладных пакетов и| | | | | |графических редакторов| | | | | |инженерной графики; | | | | | | прикладными пакетами| | | | | |программ обработки| | | | | |геопространственных данных; | | | | | | прикладными пакетами| | | | | |программ расчета и| | | | | |автоматизированного | | | | | |проектирования оптических и| | | | | |оптико-электронных узлов| | | | | |приборов и систем специального| | | | | |назначения; | | | | | | третьей квалификационной| | | | | |группой по| | | | | |электробезопасности. | | | | | |------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Модуль "Военная (специальная)| 13 - 14 | | | | |подготовка" <4> | | | | | |------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Специализация N 1 "Электронные| 12 | |ПСК-1.2 | | |и оптико-электронные приборы и| | |ПСК-1.3 | | |системы дистанционного| 3 |Основы | | | |зондирования Земли" | |дистанционного | | | | В результате изучения| |зондирования | | | |дисциплин специализации| |Земли | | | |обучающийся должен: | | | | | | знать: | 9 |Объекты | | | | физические основы| |дистанционного | | | |дистанционного зондирования| |зондирования | | | |Земли; | |Земли | | | | назначение, состав и| | | | | |характеристики основных| | | | | |отечественных и зарубежных| | | | | |систем дистанционного| | | | | |зондирования Земли; | | | | | | основы теории интерпретации| | | | | |и анализа данных| | | | | |дистанционного зондирования| | | | | |Земли; | | | | | | уметь: | | | | | | осуществлять обработку| | | | | |данных дистанционного| | | | | |зондирования Земли с| | | | | |использованием специального| | | | | |программного обеспечения; | | | | | | анализировать и| | | | | |интерпретировать данные| | | | | |дистанционного зондирования| | | | | |Земли с использованием| | | | | |географических информационных| | | | | |систем; | | | | | | оценивать качество| | | | | |результатов обработки данных| | | | | |дистанционного зондирования| | | | | |Земли; | | | | | | владеть: | | | | | | методами интерпретации и| | | | | |анализа данных дистанционного| | | | | |зондирования Земли; | | | | | | навыками поиска, анализа и| | | | | |систематизации научно-| | | | | |технической информации по| | | | | |проблемам дистанционного| | | | | |зондирования Земли; | | | | | | навыками разработки отчетных| | | | | |информационных документов по| | | | | |результатам обработки данных| | | | | |дистанционного зондирования| | | | | |Земли. | | | | | |------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Специализация N 2 "Оптико-| 12 | |ПСК-2.2 | | |электронные информационно-| | |ПСК-2.3 | | |измерительные приборы и| | | | | |системы" | 4 |Оптические и | | | | В результате изучения| |оптико- | | | |дисциплин специализации| |электронные | | | |обучающийся должен: | |информационно- | | | | знать: | |измерительные | | | | современный уровень| |приборы и системы| | | |достижений науки, техники и| | | | | |технологии в области| 4 |Эксплуатация | | | |конструирования оптико-| |оптико- | | | |электронных информационно-| |электронных | | | |измерительных приборов и| |информационно- | | | |систем; | |измерительных | | | | теоретические положения| |приборов и систем| | | |физических основ построения| | | | | |оптико-электронных | 4 |Юстировка и | | | |информационно-измерительных | |контроль оптико- | | | |систем; | |электронных | | | | основы конструкции| |информационно- | | | |оптических и оптико-| |измерительных | | | |электронных информационно-| |приборов и систем| | | |измерительных приборов и| | | | | |систем; | | | | | | методы проведения| | | | | |технических расчетов и| | | | | |определения показателей| | | | | |эффективности оптико-| | | | | |электронных информационно-| | | | | |измерительных приборов и| | | | | |систем; | | | | | | уметь: | | | | | | планировать, организовывать| | | | | |и управлять эксплуатацией| | | | | |оптико-электронных | | | | | |информационно-измерительных | | | | | |приборов и систем в различных| | | | | |условиях обстановки; | | | | | | выполнять обработку| | | | | |изображений с использованием| | | | | |оптико-электронных | | | | | |информационно-измерительных | | | | | |приборов и специального| | | | | |программного обеспечения; | | | | | | использовать современные| | | | | |образцы оптико-электронных| | | | | |информационно-измерительных | | | | | |приборов и систем по| | | | | |назначению; | | | | | | владеть: | | | | | | современными технологиями| | | | | |юстировки и контроля оптико-| | | | | |электронных информационно-| | | | | |измерительных приборов и| | | | | |систем; | | | | | | навыками эксплуатации| | | | | |оптико-электронных | | | | | |информационно-измерительных | | | | | |приборов и систем; | | | | | | навыками организации| | | | | |технического обеспечения| | | | | |деятельности коллективов,| | | | | |технического обслуживания и| | | | | |ремонта оптико-электронных| | | | | |измерительных приборов и| | | | | |систем в различных условиях| | | | | |обстановки; | | | | | | методикой разработки и| | | | | |ведения нормативной,| | | | | |технической, учетной, отчетной| | | | | |и иной документации в| | | | | |профессиональной деятельности.| | | | | |------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Специализация N 3 "Оптико-| 12 | |ПСК-3.1 | | |электронные приборы и системы| | |ПСК-3.3 | | |специального назначения" | | | | | | В результате изучения| 6 |Автоматизация | | | |дисциплин специализации| |проектирования | | | |обучающийся должен: | |оптико- | | | | знать: | |электронных | | | | основы теории цифровой| |приборов | | | |обработки сигналов; | | | | | | показатели и критерии| 6 |Цифровая | | | |оценивания качества различных| |обработка | | | |типов оптико-электронных| |оптических | | | |приборов и систем специального| |сигналов | | | |назначения; | | | | | | методы математического| | | | | |моделирования оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения для их| | | | | |проектирования на| | | | | |функционально-логическом, | | | | | |системотехническом и| | | | | |схемотехническом уровнях; | | | | | | основные этапы| | | | | |проектирования оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения с| | | | | |цифровым электронным трактом; | | | | | | уметь: | | | | | | разрабатывать техническое| | | | | |задание для проектирования| | | | | |оптико-электронных приборов и| | | | | |систем специального назначения| | | | | |на системотехническом и| | | | | |схемотехническом уровнях; | | | | | | синтезировать и| | | | | |оптимизировать оптические| | | | | |системы различного назначения;| | | | | | создавать алгоритмы| | | | | |обработки оптического сигнала| | | | | |с использованием дискретного| | | | | |математического аппарата; | | | | | | владеть: | | | | | | техникой проведения анализа| | | | | |функциональных схем оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения| | | | | |различных классов от источника| | | | | |(объекта) излучения до| | | | | |устройства обработки| | | | | |изображений; | | | | | | навыками математического| | | | | |моделирования оптико-| | | | | |электронных приборов и систем| | | | | |специального назначения на| | | | | |функционально-логическом, | | | | | |системотехническом и| | | | | |схемотехническом уровнях; | | | | | | методами расчета технических| | | | | |параметров и характеристик| | | | | |узлов преобразования| | | | | |аналогового сигнала в цифровой| | | | | |и обратно, модулей памяти,| | | | | |микропроцессоров и других| | | | | |элементов цифровой техники. | | | | | |------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Вариативная часть (знания,| 29 - 30 | | | | |умения, навыки определяются| | | | | |ООП высшего учебного| | | | | |заведения) | | | | |-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | С.4 |Физическая культура| 2 | |ОК-12 | | |(Физическая подготовка) | | | | | | знать: | | | | | | принципы здорового образа| | | | | |жизни и роль физической| | | | | |культуры (подготовки) в| | | | | |профессиональной деятельности,| | | | | |профилактике заболеваемости и| | | | | |реабилитации; | | | | | | уметь: | | | | | | применять методы физической| | | | | |культуры для улучшения| | | | | |здоровья, работоспособности,| | | | | |обеспечения полноценной| | | | | |социальной и профессиональной| | | | | |деятельности. | | | | |-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | С.5 |Учебная и производственная| 25 - 30 | |ОК-6 | | |практики и научно-| | |ОК-7 | | |исследовательская работа| | |ОК-9 | | |(практические умения и навыки| | |ОК-10 | | |определяются ООП вуза) | | |ПК-9 - | | | | | |ПК-15 | | | | | |ПК-23 - | | | | | |ПК-40 | |-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------| |С.6 |Итоговая государственная| 22 - 24 | |ОК-3 | | |аттестация | | |ОК-5 - ОК-7 | | | | | |ОК-9 | | | | | |ОК-12 | | | | | |ПК-11 | | | | | |ПК-2 | | | | | |ПК-6 | | | | | |ПК-7 | | | | | |ПК-23 | | | | | |ПК-25 - ПК-28| | | | | |ПК-31 | | | | | |ПК-32 | | | | | |ПК-34 | | | | | |ПК-37 | | | | | |ПК-38 | | | | | |ПК-40 | |-----|------------------------------|-------------|-----------------|-------------| | |Общая трудоемкость основной| 300 | | | | |образовательной программы | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <1> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. Для циклов С.1, С.2, С.3 одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам учебной работы обучающихся, включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации. <2> Здесь и далее трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов. <3> Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом типов (видов) подлежащих изучению (освоению) электронных и оптико-электронных приборов и систем специального назначения. <4> Содержание и организация модуля "Военная (специальная) подготовка" определяются ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Номенклатура реализуемых специализаций ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения. Реализация ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 200401 Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Учитывая, что ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям: наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну; наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме; наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение; осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации; использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации. Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно - деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний и предприятий, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и формируемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (подготовке). 7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов первые четыре семестра и 36 академических часов в последующие семестры. 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <1>. -------------------------------- <1> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка") трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел С.4 может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы по следующим дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки исследования: физика, основы оптики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультации в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию); право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Конкретные виды практик определяются ООП высшего учебного заведения. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются высшим учебным заведением по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских и проектных организациях, фирмах), для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности по данной специальности (специализации) или в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Научно-исследовательская работа направлена на комплексное формирование общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступать с докладами на внутривузовской конференции. В процессе выполнения и оценки результатов научно-исследовательской работы должно проводиться широкое ее обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и уровня культуры обучающегося. 7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. В высших военно-учебных заведениях к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели учебных дисциплин профессионального цикла без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также имеющие боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели учебных дисциплин профессионального цикла с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученые степени доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности. 7.18. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение и контроль. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе нормативные правовые акты и нормативные методические документы в области информационной безопасности из расчета 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП. Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <1>. -------------------------------- <1> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, включая приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории с современными средствами демонстрации; специализированные лаборатории для обеспечения практикумов по дисциплинам: Физика, Основы оптики, а также другие лаборатории, оснащенные современной измерительной аппаратурой, средствами вычислительной техники, промышленными образцами приборов и систем и специализированными установками исследовательского назначения, обеспечивающими изучение процессов, устройств и систем в соответствии с содержанием ООП подготовки специалиста; учебные аудитории с типовым оборудованием, обеспечивающим применение современных информационных и коммуникационных технологий, и наглядными пособиями в соответствии с профилем кафедр, в том числе специально оборудованные кабинеты и аудитории для обеспечения практических занятий по дисциплинам: Методы и средства обработки данных систем специального назначения, Комплексы приема и обработки данных систем специального назначения, Иностранный язык, Информатика; учебные аудитории должны быть оборудованы программно-техническими комплексами, обеспечивающими применение современных информационных и коммуникационных технологий; базу для выполнения научных исследований со специализированными объектами, оборудованными в соответствии с видом выполняемых работ; базу и средства информационного обеспечения (учебные библиотеки, читальные залы, типография, учебная и специальная литература, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы); объекты обеспечения учебного процесса (учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты); компьютерные классы с демонстрационно-обучающими и обучающе-контролирующими возможностями; спортивные комплексы. В условиях конкретного высшего учебного заведения возможно комплексирование практикума на базе различных лабораторий с учетом специализации. Компьютерные классы должны быть оборудованы современной вычислительной техникой для занятий по дисциплинам из расчета одно рабочее место на двух обучаемых при проведении занятий в данных классах. При использовании электронных изданий и проведении самостоятельной подготовки высшее учебное заведение должно обеспечить обучающихся возможностью выхода в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин и требованиями нормативных документов по защите государственной тайны. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалистов, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей. 8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий, организаций, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. 8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза и (или) заказчика подготовки кадров. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) определяются высшим учебным заведением на основании действующего положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы подготовки специалиста. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Страницы: 1 2 |