О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА 19 ноября 2010 года N 60 (Д) Во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 22, положений Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил: 1. Утвердить Концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. 2. Комиссии Таможенного союза утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза и состав названного Совета. 3. Определить уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза: - Министерство связи и информатизации Республики Беларусь; - Министерство связи и информации Республики Казахстан; - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (Подписи) Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года N 60 Утверждена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Назначение и структура документа Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - Система). Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств-членов Таможенного союза (далее - государства-члены). 1.2. Общее содержание документа Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы. 1.3. Правовые основы Концепции Концепция разработана на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года N 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли". 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ 2.1. Цель создания Системы Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. 2.2. Задачи Системы Указанная цель достигается решением следующих задач: - создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза; - формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза; - создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов; - организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов; - информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита; - обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования; - организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза; - обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений; - обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза; - обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации; - обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств-членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли. 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС. Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов. В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов. 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами. Основные требования к построению Системы: - Система не должна подменять национальные системы государств-членов; - Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю; - в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы; - архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами; - Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле; - Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General; - Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые); - Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - методы защиты - руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны). 5. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1). Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы. Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных. Комиссия Таможенного союза Шлюз и Центральный ---------¬ ---------¬ узел Системы ¦ -+------+¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ L-------+ +-------- -----¬ И ¦ ¦ \/ L--------- /\ ¦ ¦ И С ¦ ¦<---¬ -------- /\ L-----¬ --->¦ ¦ С L----- ¦ \/ ¦ \/ ¦ L----- в ¦ --------¬ ¦ --------¬ ¦ в е -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ е д ¦ ¦ L-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<--- ¦ ¦ д о ¦ ¦<-----> ¦ ¦<-----------+------------>¦ ¦<----->¦ ¦ о м L----- ---> ¦ ¦<-------¬ ¦ -------->¦ ¦<---¬ L----- м с ¦ L-------- ¦ ¦ ¦ L-------- ¦ с т -----¬ ¦ Шлюз и узел ¦ ¦ ¦ Шлюз и узел ¦ -----¬ т в ¦ ¦<--- Системы ¦ ¦ ¦ Системы L->¦ ¦ в ¦ ¦ Республики ¦ ¦ ¦ Республики ¦ ¦ L----- Казахстан ¦ ¦ ¦ Беларусь L----- \/ \/ \/ --------¬ Шлюз и узел ¦ ¦ Системы ¦ ¦ Российской ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ L-------- <-> - Взаимодействия с /\ /\ /\ центральным ---- ¦ L--¬ информационным ¦ ¦ ¦ ресурсом (НПА, НСИ) ¦ ¦ ¦ <-> - Взаимодействия между \/ \/ \/ членами ТС -----¬ -----¬ -----¬ (таможенное, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ налоговое и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----- L----- L----- ИС ведомств Рис 1. Архитектура Системы Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе: - удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам; - web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов. Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей. В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов: - нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе; - нормативно-правовая информация Таможенного союза; - хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии. Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней. В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям: - таможенный контроль; - налоговый контроль; - фито-санитарный контроль; - ветеринарный контроль; - санитарно-карантинный контроль; - транспортный контроль; - другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли. Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли. Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов. Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган. 6. СРОКИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий: Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ": 1. разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза; 2. разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию ИИСВВТ; 3. создание информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры Комиссии; 4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ; 5. создание подсистемы нормативно-справочной информации и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных документов; 6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза; 7. разработка и согласование форм документов, сообщений, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия; 8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии; 9. создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза. Второй этап: "Создание второй очереди ИИСВВТ": 10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ; 11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ; 12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии; 13. развитие сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза, в том числе с использованием услуг "доверенной третьей стороны". Функции и принципы деятельности "доверенной третьей стороны" должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, указанным в разделе 7. Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы. 7. НОРМАТИВНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы: - Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза; - Таможенный кодекс Таможенного союза; - Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза; - нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы. 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии. Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами. Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются: - обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней; - разработка общей модели угроз информационной безопасности; - определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры; - создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований; - обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности; - совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов; - развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией; - развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита. Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. 9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Разработка и эксплуатация Системы требует наличия соответствующей структуры в Комиссии и регламента ее работы, согласованного Сторонами. Все дальнейшие работы должны будут проводиться по заказу этого органа. Права и обязанности этой структуры должны быть определены Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, указанным в разделе 7. 10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕМАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ Объем и источники финансирования создания Системы определяются в соответствии с международным договором о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. 11. ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результатов: - восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза; - сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле; - ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории; - улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов. Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза. Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит: - устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами; - оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли; - повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли; - сокращение времени на выполнение контрольных операций; - повышение уровня информационной безопасности; - прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере; - единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов; - функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли; - повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза. Основной ожидаемый эффект от создания Системы: - единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза; - обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран; - своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин; - централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.; - обеспечение Комиссии и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза. |