ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ, ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВНОСИМЫХ СОВЕТСКИМИ УЧАСТНИКАМИ В СЧЕТ ИХ ВКЛАДОВ В УСТАВНЫЙ ФОНД СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА УСЛОВИЯХ АРЕНДЫ ПИСЬМО ГОСКОМЦЕН СССР 15 ноября 1988 г. (Д) I. Общие положения 1.1. Настоящий документ разработан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1987 года "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран" и включает в себя основные методические принципы и порядок оценки права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также зданий и сооружений, вносимых в счет вкладов советских участников в уставный фонд или предоставляемых совместным предприятиям во временное пользование на условиях аренды. 1.2. При создании совместных предприятий оценка земли, природных ресурсов, зданий и сооружений, права пользования которыми засчитываются в счет вкладов советских участников в уставный фонд совместных предприятий, осуществляется по договоренности между участниками исходя из принципа взаимной выгоды. В качестве базы могут приниматься оценки, действующие как в СССР, так и в стране-партнере. 1.3. Платежи за ресурсы могут осуществляться в виде единовременных или текущих платежей. Они рассчитываются на весь период деятельности совместного предприятия и учитываются в качестве вклада советской стороны в уставный фонд. 1.4. Единовременные или текущие платежи выплачиваются советским участником за соответствующий ресурс, внесенный им в счет вклада в уставный фонд, из своей доли дохода или заемных средств в местные финансовые органы по действующему в СССР порядку. При необходимости привлечения дополнительных ресурсов для действующего совместного предприятия (например, при создании филиалов, расширении производства и т. д.) платежи вносятся этим совместным предприятием на условиях, определенных в договоре о его учреждении или на иной договорной основе. 1.5. Информация по уровню действующих в СССР цен, оценок, тарифов и ставок платежей предоставляется Госкомцен СССР, Госстроем СССР, Госагропромом СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также местными органами власти. II. Оценка природных ресурсов 2.1. При создании совместных предприятий земля, вода, лес и другие ресурсы предоставляются во временное пользование за соответствующую плату. Порядок и условия сдачи их в аренду устанавливаются Советом Министров СССР и указываются в учредительных документах совместных предприятий или в специальных договорах аренды. 2.2. Формы платежей за ресурсы могут быть в виде цены земли, отчислений на сельскохозяйственное освоение новых земель, комплексной градостроительной оценки территорий, рентных платежей, попенной платы за лес, отчислений на геологоразведочные работы, платы за воду. В договоре о создании совместного предприятия указываются согласованные на принципах взаимной выгоды формы платежей за предоставляемые во временное пользование ресурсы. Эти платежи могут базироваться на действующих оценках как в СССР, так и в стране-партнере. 2.3. В случаях, когда за базу оценки вклада советской стороны в виде права пользования природными ресурсами, принимаются действующие в СССР оценки, то они строятся исходя из следующих принципов: устанавливается плата за каждую единицу ресурса, вовлеченного в производство (кубометр леса на корню, гектар отведенной земли, тонна погашенных запасов полезных ископаемых - добыча плюс потери в недрах; кубометр воды, забранной из водохозяйственной системы - реки, водоема, бассейна; кубометр загрязненной воды или воздуха); в основе платы за природные ресурсы лежат затраты на их воспроизводство и рентные платежи. 2.3.1. Плата за землю, используемую совместными предприятиями, определяется отдельно для сельскохозяйственных и городских земель в зависимости от качества и местоположения земельных участков. 2.3.2. Плата за землю сельскохозяйственного назначения определяется применительно к "Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" исходя из возмещения землепользователем убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд. В указанную плату включаются, помимо возмещения убытков землепользователям, потери сельскохозяйственного производства по утвержденным нормативам освоения новых земель с учетом потерь дифференциальной ренты, возникших из-за необходимости использования худших земель взамен сельскохозяйственных угодий, отведенных для строительства. Рентные платежи определяются по методике Госкомцен СССР, Госагропрома СССР и Минфина СССР. Для определения убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их, исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов образуют оценочные комиссии. 2.3.3. Плата за использование городских земель определяется в соответствии с комплексной градостроительной оценкой территории по утвержденным генеральным планам развития городов исходя из затрат на инфраструктуру с учетом местоположения совместного предприятия в плане города. Размер платы определяется специальными оценочными комиссиями городских Советов народных депутатов. При этом учитываются затраты по инженерному оборудованию территорий, строительству транспортных путей и отчислений предприятий на жилищное и культурно-бытовое строительство. 2.3.4. Платежи за право использования лесных угодий определяются по методике Госкомцен СССР, исходя из затрат на восстановление леса и рентных платежей, которые могут быть рассчитаны как в абсолютной сумме, так и на 1 м3 заготовленной на корню древесины. В этих целях используются нормативы затрат и рентных платежей, утвержденные Госкомцен СССР. 2.3.5. Плата за забор воды совместными предприятиями из водохозяйственных систем СССР (включая подземные источники) определяется по тарифам, утвержденным Госкомцен СССР, и включает в себя возмещение затрат водохозяйственных систем и рентные платежи. 2.3.6. Плата за право использования запасов полезных ископаемых в недрах устанавливается по методике Госкомцен СССР в виде: 1) отчислений на возмещение затрат геологоразведочных работ, осуществляемых государством - собственником недр, определяемым исходя из ставок соответствующих отчислений, утвержденных Госкомцен СССР; 2) рентных платежей, рассчитанных в абсолютной сумме за срок деятельности совместного предприятия и в размере на одну тонну погашенных запасов (добыча плюс безвозвратные потери в недрах). 2.3.7. Госкомцен СССР, Госплан СССР, Минфин СССР, Госагропром СССР, Госстрой СССР совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает методику расчета и утверждается порядок изъятия платы за использование земли, ее недр, лесов и вод по двум ее составляющим: затратам на воспроизводство и рентным платежам. Основанием для утверждения рентных платежей являются более благоприятные природные условия использования земли, ее недр лесов и вод, которые обеспечивают совместному предприятию более низкие затраты, чем затраты, лежащие в уровне цен, по которым продукция совместного предприятия реализуется на внутреннем или мировом рынке. 2.3.8. При оценке вклада советской стороны учитываются затраты, которые необходимо осуществить для восстановления экологического равновесия. К ним относятся затраты на рекультивацию земель, мероприятия по очистке водоемов, атмосферы и т. д. Размер таких расходов определяется конкретной спецификой работы каждого предприятия и местом его расположения. 2.4. Использование прибрежного шельфа и 200-мильной экономической зоны СССР оценивается в счет вклада советской стороны в уставный фонд совместных предприятий по расценкам СССР. 2.5. Оценка земельных участков, лесных и водных угодий, месторождений полезных ископаемых, предоставляемых совместному предприятию советской стороной, не включается в основные средства предприятия и амортизация на них не начисляется. 2.6. В случаях, когда за базу оценки вклада советской стороны в виде права пользования природными ресурсами принимаются оценки страны-партнера, плата за природные ресурсы определяется исходя из действующих там цен и тарифов с сохранением принципов отражения ее на результатах хозяйственной деятельности, принятых в СССР. III. Оценка зданий, сооружений, вносимых в счет вклада советских участников в уставный фонд совместных предприятий Стоимость зданий и сооружений, вносимых в счет вклада советского участника, определяется по договоренности на основе взаимной выгоды исходя из усредненных удельных показателей стоимости соответствующей категории и качества зданий и сооружений, публикуемых в справочниках ведущих капиталистических фирм и официальных изданиях страны-партнера, с учетом необходимых поправок или на базе сметной (балансовой) стоимости, определяемой по нормам и расценкам, действующим в СССР. Стоимость вновь строящихся зданий и сооружений определяется с учетом сроков строительства. При определении стоимости ранее построенных зданий и сооружений следует исходить из современной цены их строительства за вычетом амортизационных расходов. Оценку зданий и сооружений, вносимых в счет вклада советских участников в уставный фонд совместных предприятий, утверждает ведомство, назначенное Советом Министров СССР. IV. Арендная плата, вносимая совместными предприятиями за пользо- вание ими зданиями, сооружениями и оборудованием, предоставленным в их временное распоряжение Расчеты за эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, предоставленных во временное распоряжение совместных предприятий, производятся по договоренности на основе взаимной выгодности, исходя из действующего в СССР или в стране-партнере принципа учета норм отчислений на реновацию и норматива прибыли от их эксплуатации. При этом стоимость зданий, сооружений и оборудования оценивается применительно к расценкам нового строительства аналогичных зданий и сооружений в СССР или стране-партнере (по восстановительной стоимости). Арендные ставки за пользование зданиями, сооружениями и оборудованием, предоставляемые во временное распоряжение совместных предприятий, утверждает ведомство, назначенное Советом Министров СССР. Дополнение N 1 к "Порядку оценки земли, природных ресурсов, зданий и сооружений, вносимых советскими участниками в счет их вкладов в уставный фонд совместного предприятия или предоставляемых во временное пользование совместным предприятиям на условиях аренды" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НОРМАТИВЫ ПО ОЦЕНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В СЧЕТ ВКЛАДА СОВЕТСКОЙ СТОРОНЫ В УСТАВНЫЙ ФОНД СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Единовременные платежи за сельскохозяйственные земли 1.1.Для определения ставок единовременных платежей за сельскохозяйственные земли используют нормативы возмещения потерь сельскохозяйственного производства в связи с изъятием земель для сельскохозяйственных нужд, рассчитанные в соответствии с Методическим письмом Госплана СССР, Министерства финансов СССР и Министерства сельского хозяйства СССР от 23 декабря 1986 г. N 03-2/1014 "Об уточнении нормативов стоимости освоения новых земель" (см. Приложение 1). 1.2. В качестве оценочной единицы для исчисления нормативов возмещения потерь в республике принимаются республиканские группы, типы и подтипы почв, учитывающие их агропроизводственные свойства по видам сельскохозяйственных угодий. 1.3. Для отнесения предоставляемых земельных участков к соответствующим группам, типам и подтипам почв, по которым устанавливаются нормативы возмещения потерь, используются: -планы землепользования колхозов и совхозов; -крупномасштабные почвенные карты; -типы и подтипы почв, принятые при оценке земель, с полным перечнем почвенных разновидностей в соответствии с систематическим списком почв и условными обозначениями, используемыми при почвенных обследованиях. Виды угодий, типы и подтипы почв, их состав с указанными площадями, нормативы платы заносятся в ведомость по следующей форме 1: Форма 1 ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ПЛАТЫ ЗА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ В ПОЛЬЗОВАНИЕ СОВМЕСТНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ ------------------------------------------------------------------ N ! Вид !Республика,!Группы,!Площадь!Норматив !Единовременная ! п/п!угодий!зона, край,!типы и ! га !платы, !плата,тыс.руб. ! ! ! область !подтипы! !тыс.руб./!----------------! ! ! ! почв ! ! га !без !с уче- ! ! ! ! ! ! !учета !том ! ! ! ! ! ! !удоро- !удоро- ! ! ! ! ! ! !жающих !жающих ! ! ! ! ! ! !коэффи-!коэф- ! ! ! ! ! ! !циентов!фици- ! ! ! ! ! ! ! !ентов ! -----------------------------------------------------------------! пашня ! ! ! много- ! летние ! насаж- ! дения ! ! ! кормо- ! вые ! ! ------------------------------------------------------------------ 2. Учет местоположения и других особых социально-экономических и экологических условий территорий. 2.1. Единовременная плата за сельскохозяйственные земли, рассчитанная на основе приведенных в приложении 1 нормативов, рассматривается для каждого вида земель как минимальная и подлежит уточнению в зависимости от местоположения и функционального назначения предоставляемых участков. Местоположение земель учитывается в зависимости от влияния крупных центров на развитие производства. Коэффициенты, повышающие единовременную плату за предоставляемые участки, дифференцируются по категориям городов в зависимости от численности населения: от 300 до 500 тыс. жителей -1,2 от 501 до 1000 тыс. жителей -1,3 от 1001 до 2000 тыс. жителей -1,6 свыше 2000 тыс. жителей -2,0 Границы зон дифференциации не должны превышать 100 км. 2.2. К особым условиям, дополнительно повышающим уровень единовременной платы за сельскохозяйственные земли, относятся транспортная доступность, средозащитная и рекреационная ценность территории, особые условия микроклимата и пр. Учет особых условий производится на договорной основе. При этом в качестве аналога принимается цена земли, равноценной по своим потребительским свойствам в стране-партнере или других странах. ДОПОЛНЕНИЕ N 2 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НОРМАТИВЫ ПО ОЦЕНКЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В СЧЕТ ВКЛАДА СОВЕТСКОЙ СТОРОНЫ В УСТАВНЫЙ ФОНД СОВМЕСТ- НЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ", Разработанные Госкомцен СССР. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Методические рекомендации разработаны в дополнение к "Порядку оценки земли, природных ресурсов, зданий и сооружений, вносимых советскими участниками в счет их вкладов в уставный фонд совместного предприятия или предоставляемых во временное пользование совместным предприятиям на условиях аренды" и включают в себя конкретизацию положений 1.4. и 2.3.3. 1.2. Единовременная плата за право пользования городскими землями, включаемыми в уставный фонд совместного предприятия, определяется по категориям городов на основе нормативов затрат на инженерную подготовку, инженерное оборудование и благоустройство городской территории, на региональные и общегородские мероприятия по защите и оздоровлению окружающей среды (в дальнейшем именуемые затраты на инженерно-транспортное обустройство), а также показателей увеличения стоимости городских территорий за счет развитости сферы управления, научного и социально культурного потенциалов, ценности курортного ресурса и исторической значимости города. Одновременно учитываются затраты на жилищное и культурно-бытовое строительства для трудящихся, занятых на совместном предприятии или перечисляемые местным органам власти. 1.3. Единовременные платежи за использование городских территорий рассчитаны и дифференцируются в зависимости от их потребительских свойств: 1/ по союзным республикам, внутри РСФСР и Украинской ССР по экономическим районам; 2/ по городам разной величины; 3/ внутри городов по центральным, срединным и периферийным районам; 4/ по городам с разным уровнем развитости сферы управления, научного и социально-культурного обслуживания; 5/ по курортным районам; 6/ по городам и районам с исторической застройкой; 7/ по другим факторам исходя из особых условий. 1.4. Единовременная плата за право пользования городскими землями для включения в уставный фонд совместных предприятий определяется по формуле: П-г = (С-о + С-1 + С-2 + С-3 + С-4)F + С-хN (1) где: П-г - единовременная плата за городскую территорию, тыс.руб.; С-о - норматив затрат на инженерно-транспортное обустройство городских территорий, тыс.руб./га (табл. 1); С-1 - показатель увеличения стоимости городских территорий за счет развитости сферы управления, научного и социально-культурного потенциалов, тыс.руб./га (табл. 2); С-2 - показатель увеличения стоимости городских территорий в курортных районах и городах, тыс.руб./га (табл.3); С-3 - показатель увеличения стоимости городских территорий в городах и районах с исторической застройкой, тыс. руб. (табл. 4 ); С-4 - показатель увеличения стоимости городских территорий, определяемый местными органами власти исходя из особых условий, тыс.руб./га; С-х - отчисления на жилищное и культурно-бытовое строительство, тыс.руб./чел. (табл. 5); F - площадь участка, занимаемого предприятием, га; N - численность занятых на предприятии трудящихся, чел. 1.5.Нормативы затрат на инженерно-транспортное обустройство территории определяются на основе укрупненных показателей затрат по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению городов разной величины и народнохозяйственного профиля для всех природно-климатических зон страны, утвержденных приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 25 апреля 1984 года N 123. В составе этих затрат учтены и затраты на строительство головных сооружений и прокладку магистральных (городских и районных) сетей с сооружениями на них по водопроводу, канализации, теплоснабжению, электроснабжению, слаботочным устройствам, газоснабжению, дождевой канализации, а также стоимость санитарной очистки городов, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, городского транспорта и мероприятий по инженерной подготовке территории, а также стоимость магистральных сетей, идущих от источника до границ города (в городах с населением 250 тыс.чел. и выше - 50 км. в городах 100-250 тыс.чел. - 30 км. в городах 50-100тыс.чел. - 10 км.). Нормативы затрат на инженерно-транспортное обустройство городских территорий приводятся в табл.1. 1.6. Увеличение стоимости земель в городах с развитым уровнем управленческого, научного и социально-культурного потенциалов установлена на основе разницы в результатах производственной деятельности предприятий (производительность труда, фондоотдача, себестоимость продукции, сроки строительства и освоения производственных мощностей и т.п.) в городах разной величины и административного статуса. 1.7. Увеличение стоимости городских земель в курортных районах отражает затраты, необходимые для воспроизводства территории с заданными курортными свойствами взамен занимаемых предприятиями с учетом экономической эффективности оздоровительного и лечебного отдыха, а также доходов от иностранного туризма. 1.8. Увеличение стоимости территории в городах и районах с исторической застройкой устанавливается в соответствии с ценностью исторического наследия (памятники архитектуры, истории и культуры) и его влиянием на планировочную структуру, пространственную композицию и архитектурный облик. Перечень исторических городов общесоюзного, республиканского и местного значения установлен соответствующими приказами министерств культуры. 1.9. Нормативы отчислений на жилищное и культурно-бытовое строительство, включаемых в состав платежей за использование городских земель, устанавливаются в соответствии с количеством занятых на предприятии трудящихся и на основе стоимости жилых домов, школьных и дошкольных, торгово-бытовых учреждений, поликлиник, больниц и других объектов культурно-бытового и коммунального назначения. Норматив отчислений на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство в расчете на одного занятого на предприятии трудящегося приводится в таблице 5. 1.10. Приведенные в табл. 1 и 5 нормативы затрат носят рекомендательный характер. Они уточняются в каждом конкретном случае по данным утвержденных генеральных планов городов и согласовываются с местными органами власти. 1.11. Единовременная плата, рассчитанная по формуле 1 является нижним пределом оцениваемых земель. Верхним пределом служит цена земли в аналогичном городе страны партнера. В отдельных случаях единовременная плата по соглашению с местными органами власти может устанавливаться и ниже уровня, определенного в соответствии с данными Методическими рекомендациями. 2. Дифференциация единовременной платы за городскую территорию. 2.1. Дифференциация единовременной платы за городские земли осуществляется: по нормативам затрат на инженерно-транспортное обустройство городской территории; по показателям увеличения стоимости земли в курортных районах и городах; по показателям увеличения стоимости земли в городах и районах с исторической застройкой; по другим показателям изменения стоимости городских территорий исходя из особых условий; по нормативам отчислений на жилищное и культурно-бытовое строительство. 2.2. Дифференциация нормативов затрат на инженерно-транспортное обустройство городских территорий и отчислений на жилищное и культурно-бытовое строительство по экономическим районам РСФСР, Украинской ССР и по союзным республикам установлена с учетом различных условий строительства, определяемых климатическим районированием, инженерно-геологическими характеристиками, установленным территориальным различием цен на строительные изделия и работы, условиями водообеспечения региона и другими факторами. 2.3. Дифференциация нормативов затрат на инженерно-транспортное обустройство по городам разной величины и внутри них по центральным, срединным, периферийным районам установлена с учетом номенклатуры, вида, сложности и плотности различных инженерно-транспортных систем в городах и районах выделенной классификации. Границы районов устанавливаются Главными управлениями (отделами) по архитектуре и градостроительству исполкомов местных Советов народных депутатов. 2.4. Дифференциация показателей увеличения стоимости территорий по городам с разным уровнем развитости сферы управления, научного и социально-культурного установления в соответствии с концентрацией функций народно-хозяйственного, отраслевого и территориального управления, внешнеэкономических и международных организаций, иностранных представительств, учреждений науки и научного обслуживания, уникальных объектов социально-культурного назначения в городах разной величины и административного статуса. Показатели увеличения стоимости городских земель в городах с разным уровнем развитости сферы управления, научного и социально-культурного обслуживания приводится в таблице N 2. 2.5. Дифференциация показателей увеличения стоимости городских территорий в курортных районах установлена в соответствии с ценностью курортного ресурса, определяемого его уникальностью, продолжительностью курортного сезона, пропускной способностью курорта, развитостью рекреационных функций, обустроенностью курорта. Показатели изменения стоимости земель в курортных районах и городах приводятся в таблице N 3. 2.6. Дифференциация показателей увеличения стоимости городских территорий в городах и районах с исторической застройкой установлена по зонам охраны памятников, зонам регулирования застройки, другим районам исторических городов исходя из международного, общесоюзного, республиканского и местного значения исторической застройки. Показатели увеличения стоимости территорий в городах и районах с исторической застройкой приводятся в таблице N 4. 2.7. Дифференциация городских земель по особым условиям осуществляется исполкомами местных Советов народных депутатов исходя из: спрос на строительные участки в городах; необходимости обеспечения занятости и рационального использования трудовых ресурсов в регионе; соотношение фактической плотности застройки и плотности застройки, соответствующей новым прогрессивным техническим по отраслям производства, а также объемно-планировочным строительным решениям (в качестве аналога могут быть использованы зарубежные показатели плотности застройки промплощадок для соответствующих производств); направления последующего использования. Учет особых условий производится на договорной основе. При этом в качестве аналога используется цена земли, равноценной по своим потребительским свойствам в стране-партнере или других странах. 3. Отчисления платы за право пользования землей. 3.1. Плата за право пользования землей (городскими территориями) выплачивается советским участником из собственных (заемных) средств или своей доли дохода в местные финансовые органы. 3.2. Отчисления платы за право пользования землей в местные финансовые органы из собственных (заемных) средств советского участника совместного предприятия производится на стадии передачи земли в пользование в размерах единовременной платы, определенной в соответствии с формулой 1. 3.3. Отчисления платы за право пользования землей (городскими территориями) из доли дохода советского участника производятся ежегодно пропорционально размеру вклада земли (городских территорий) в уставный фонд совместного предприятия и определяются по формуле 2; Д . П с г М = --------- (2) В + П с г где: М - отчисления в бюджет местного совета депутатов трудящихся - млн.руб.; Д - годовой доход советского участника - млн.руб.; с В - вклад советского участника в уставных фонд совместного предприятия без учета земли (городских территорий) - млн.руб.; П - единовременная плата за землю (городскую территорию)-млн.руб. г |