СОГЛАСНО П. 8 СТ. 89 НК РФ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ИСЧИСЛЯЕТСЯ СО ДНЯ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ПРОВЕРКИ И ДО ДНЯ СОСТАВЛЕНИЯ СПРАВКИ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ УКАЗАННОЙ НОРМЫ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 90 НК РФ СЛЕДУЕТ, ЧТО ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ МОГУТ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫ КАКИЕ-ЛИБО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПРЕДЕЛАХ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 9 СТ. 89 НК РФ ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИОСТАНОВЛЕНО ДЛЯ: 1) ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ) В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 93.1 НК РФ; 2) ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; 3) ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ; 4) ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ИСХОДЯ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБУСЛОВЛЕНО НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДОПРАШИВАТЬ СВИДЕТЕЛЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ НЕПРАВОМЕРЕН, ТАК КАК ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОБУСЛОВЛЕНО НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (П. 9 СТ. 89 НК РФ) В П. 9 СТ. 89 НК РФ ДОПОЛНИТЕЛЬНО УКАЗАНО, ЧТО НА ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ СРОКА ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО ИСТРЕБОВАНИЮ ДОКУМЕНТОВ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, КОТОРОМУ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕ ПОДЛИННИКИ, ИСТРЕБОВАННЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕМКИ, А ТАКЖЕ ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА ТЕРРИТОРИИ (В ПОМЕЩЕНИИ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫЕ С УКАЗАННОЙ ПРОВЕРКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, НЕ УКАЗАННЫЕ В П. 9 СТ. 89 НК РФ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВО ВРЕМЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПРОВОДИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РАБОТНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ НАЗНАЧЕНО ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ? В НК РФ НЕ УКАЗАН ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ УКАЗАН ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, КОТОРЫЕ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ДОПРОСЕ. В СТ. 90 НК РФ НЕ СОДЕРЖИТСЯ ЗАПРЕТА ПРИСУТСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ДОПРОСЕ, КОТОРЫЙ ПРОВОДИТСЯ В РАМКАХ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ДАННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ВПРАВЕ ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ РАБОТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ НАЗНАЧЕНА ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о вызове в налоговый орган свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки и сообщается следующее. В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Пунктом 9 ст. 89 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса, а также установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Следовательно, в указанный период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов лишь у налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с такой проверкой, на территории (в помещении) этого налогоплательщика. Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля. Полагаем, что налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа. Согласно п. 1 ст. 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля. Из арбитражной практики следует, что проведение налоговым органом допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении требований Кодекса (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 N 07АП-6856/08 по делу А45-6921/2008-64/2, Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09 по делу N А40-62371/08-118-336, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу N А44-3520/2009). Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156 |