СОГЛАСНО П. 8 СТ. 89 НК РФ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ИСЧИСЛЯЕТСЯ СО ДНЯ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ПРОВЕРКИ И ДО ДНЯ СОСТАВЛЕНИЯ СПРАВКИ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ УКАЗАННОЙ НОРМЫ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 90 НК РФ СЛЕДУЕТ,. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.05.11 03-02-07/1-156

         СОГЛАСНО П. 8 СТ. 89 НК РФ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ
           НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ИСЧИСЛЯЕТСЯ СО ДНЯ ВЫНЕСЕНИЯ
          РЕШЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ПРОВЕРКИ И ДО ДНЯ СОСТАВЛЕНИЯ
                    СПРАВКИ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
         ИЗ СОДЕРЖАНИЯ УКАЗАННОЙ НОРМЫ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ СТ.
        90 НК РФ СЛЕДУЕТ, ЧТО ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ МОГУТ
           БЫТЬ ИЗВЕСТНЫ КАКИЕ-ЛИБО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИМЕЮЩИЕ
           ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ,
         ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПРЕДЕЛАХ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ
                          НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
            В СООТВЕТСТВИИ С П. 9 СТ. 89 НК РФ ПРОВЕДЕНИЕ
         НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИОСТАНОВЛЕНО ДЛЯ: 1)
        ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ) В СООТВЕТСТВИИ С
           П. 1 СТ. 93.1 НК РФ; 2) ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОТ
             ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РАМКАХ
           МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; 3)
          ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ; 4) ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК
           ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА
                          ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
         ИСХОДЯ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО
        ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ НЕ МОЖЕТ
        БЫТЬ ОБУСЛОВЛЕНО НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДОПРАШИВАТЬ СВИДЕТЕЛЯ.
          СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ
            ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
          НЕПРАВОМЕРЕН, ТАК КАК ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОБУСЛОВЛЕНО
          НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СТРОГО
              ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (П. 9 СТ. 89 НК РФ)
          В П. 9 СТ. 89 НК РФ ДОПОЛНИТЕЛЬНО УКАЗАНО, ЧТО НА
           ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ СРОКА ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
            ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ
        ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО ИСТРЕБОВАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
             У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, КОТОРОМУ В ЭТОМ СЛУЧАЕ
            ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕ ПОДЛИННИКИ, ИСТРЕБОВАННЫЕ ПРИ
           ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ,
              ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕМКИ, А ТАКЖЕ
           ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА
        ТЕРРИТОРИИ (В ПОМЕЩЕНИИ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫЕ
                        С УКАЗАННОЙ ПРОВЕРКОЙ
          ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ МОЖЕТ
            ПРОВОДИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, НЕ
          УКАЗАННЫЕ В П. 9 СТ. 89 НК РФ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОПРОС
                              СВИДЕТЕЛЕЙ
               ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВО ВРЕМЯ
        ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
           ПРОВОДИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО
         КОНТРОЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
        РАБОТНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ НАЗНАЧЕНО
               ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?
             В НК РФ НЕ УКАЗАН ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА
            СВИДЕТЕЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ УКАЗАН ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ
             ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, КОТОРЫЕ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ
             ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ДОПРОСЕ. В СТ. 90 НК РФ НЕ
         СОДЕРЖИТСЯ ЗАПРЕТА ПРИСУТСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ
            ДОПРОСЕ, КОТОРЫЙ ПРОВОДИТСЯ В РАМКАХ ВЫЕЗДНОЙ
             НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ДАННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
        ВПРАВЕ ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИ
           ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ,
           ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ РАБОТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ
            КОТОРОЙ НАЗНАЧЕНА ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            5 мая 2011 г. 
                           N 03-02-07/1-156
     
                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено письмо по вопросам о вызове в налоговый орган свидетелей в
период   приостановления  проведения  выездной  налоговой  проверки  и
сообщается следующее.
     В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового контроля.
     Пунктом  9  ст.  89  Кодекса  предусмотрен исчерпывающий перечень
оснований     для    приостановления    руководителем    (заместителем
руководителя)   налогового   органа   проведения   выездной  налоговой
проверки,  в  том  числе  для  истребования  документов (информации) в
соответствии  с  п.  1  ст.  93.1 Кодекса, а также установлено, что на
период  действия  срока  приостановления проведения выездной налоговой
проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию
документов  у  налогоплательщика,  а также приостанавливаются действия
налогового  органа  на  территории  (в  помещении)  налогоплательщика,
связанные с указанной проверкой.
     Следовательно,  в  указанный  период  приостанавливаются действия
налогового  органа по истребованию документов лишь у налогоплательщика
и   действия  налогового  органа,  связанные  с  такой  проверкой,  на
территории (в помещении) этого налогоплательщика.
     Кодексом   не   установлен  запрет  на  вызов  налоговым  органом
свидетелей   либо   получение   информации  от  других  лиц  в  период
приостановления    проведения    выездной    налоговой   проверки,   а
приостановление  проведения  такой  проверки  не  означает прекращения
налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.
     Полагаем, что налоговый орган в период приостановления проведения
выездной  налоговой  проверки  вправе вызывать свидетелей для дачи ими
показаний в помещении налогового органа.
     Согласно  п.  1  ст.  90  Кодекса  в  качестве свидетеля для дачи
показаний  может  быть  вызвано  любое физическое лицо, которому могут
быть   известны   какие-либо   обстоятельства,  имеющие  значение  для
осуществления  налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено
исключение  для  вызова  в качестве свидетелей работников организации,
выездная  налоговая  проверка  которой приостановлена, а также участие
представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
     Из арбитражной практики следует, что проведение налоговым органом
допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки
не  свидетельствует  о  нарушении  требований  Кодекса  (Постановления
Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 N 07АП-6856/08
по делу А45-6921/2008-64/2, Федерального арбитражного суда Московского
округа  от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09 по делу N А40-62371/08-118-336,
Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу
N А44-3520/2009).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
5 мая 2011 г. 
N 03-02-07/1-156