О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 19.05.00 14-52-357ИН/13

       О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
                 ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
              ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            19 мая 2000 г.
                           N 14-52-357ИН/13

                                (НЦПИ)


                                            Министерствам (ведомствам)
                                         Российской Федерации, имеющим
                                              высшие учебные заведения

                                               Ректорам высших учебных
                                        заведений Российской Федерации

     1. Основная  образовательная  программа  (далее  -  ООП)  вуза по
направлению  подготовки  или  по  специальности   представляет   собой
комплект  нормативных  документов,  определяющий  цели,  содержание  и
методы реализации процесса обучения и воспитания.
     ООП разрабатывается  на  основе государственного образовательного
стандарта  по   соответствующему   направлению   подготовки   или   по
специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ
дисциплин, утвержденных Минобразованием России.
     2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели,
которые  должны  быть  достигнуты  в  ходе  обучения   и   воспитания.
Основанием   для   этого   являются  социальные  ожидания  общества  к
интеллектуальным,  личностным  и  поведенческим  качествам  и  умениям
выпускника,  определяющих  его  готовность  к  самостоятельной  жизни,
продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
     Цели обучения  при  этом  формируются  на  основании требований к
уровню подготовки выпускника, содержащиеся в ГОС, конкретизированных и
дополненных,  исходя  из  того,  к  каким  из  указанных  в  ГОС видам
деятельности будет в основном готовиться выпускник данного  вуза,  что
он  должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения
вузовского компонента ГОС.
     Установленные цели  должны  стать  основой  для всей многогранной
деятельности академического сообщества вуза.
     3. На  втором  этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается ее
содержательная часть и  порядок  реализации,  которые  в  совокупности
составляют программу действий по достижению установленных целей.
     На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
     - определить    полный   перечень   дисциплин   ООП   (дисциплины
национально-регионального   компонента,   специализаций,   по   выбору
студента);
     - обеспечить необходимую целостность  образовательной  программы,
сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером
профессиональной деятельности специалиста;
     - определить    соотношение    между   аудиторной   нагрузкой   и
самостоятельной работой студента;
     - установить  целесообразное  соотношение  между  теоретической и
практической составляющими содержания образования;
     - найти   наиболее   эффективные   с   точки   зрения  достижения
поставленных целей виды учебных занятий,  образовательные технологии и
др.
     4. В структуру ООП входят:
     - перечень     специализаций     профессиональной     подготовки,
согласованный с соответствующим УМО <*>;
-----------------------------
     <*> Названия специализаций не должны  содержать  ключевые  слова,
относящиеся   к   другим  образовательным  областям,  например,  слово
"менеджмент"   может   характеризовать   специализации    только    по
соответствующим  специальностям  группы 060000 Экономика и управление,
слово "дизайн" - только по соответствующим  специальностям  в  области
культуры и искусства и.т.п.

     - цели ООП;
     - учебный  план   вуза   по   направлению   подготовки   или   по
специальности;
     - совокупность вузовских программ учебных  дисциплин  и  практик,
определяющих полное содержание ООП;
     - материалы,  устанавливающие  содержание  и  порядок  проведения
промежуточных  и  итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к
итоговой аттестации ГОС).
     5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
     - последовательность  изучения  дисциплин,   основанную   на   их
преемственности;
     - рациональное распределение дисциплин  по  семестрам  с  позиций
равномерности учебной работы студента;
     - эффективное использование кадрового и  материально-технического
потенциала вуза.
       Обязательными структурными элементами учебного плана являются:
     - график учебного процесса;
     - сводные данные по бюджету времени студента;
     - план  учебного процесса,  включающий в себя перечень,  объемы и
последовательность  изучения  дисциплин,  их  распределение  по  видам
учебных занятий,  формы промежуточного и итогового контроля и итоговой
аттестации.
     Учебный план утверждается ученым советом и подписывается ректором
(деканом факультета).
     6. Каждая  программа  учебной  дисциплины,  как  правило,  должна
содержать:
     - цели изучения дисциплины,  соотнесенные с общими целями ООП,  в
том  числе  имеющими  междисциплинарный  характер  или  связанными   с
задачами воспитания;
     - содержание  дисциплины,  структурированное  по  видам   учебных
занятий с указанием их объемов;
     - учебно-методическое обеспечение  дисциплины,  включая  перечень
основной   и   дополнительной  литературы,  методические  рекомендации
(материалы) преподавателю <*>, и методические указания студентам <**>,
рекомендации по использованию информационных технологий;
     - требования  к  уровню  освоения  программы  и  формы  текущего,
промежуточного и итогового контроля.
--------------------------
     <*> Методические  рекомендации  (материалы)  преподавателю  могут
оформляться  в  виде  приложения  к  программе  дисциплины  и   должны
указывать на средства,  методы обучения, способы учебной деятельности,
применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
     <**> Методические  указания  студентам  могут  оформляться в виде
приложения к программе дисциплины и  должны  раскрывать  рекомендуемый
режим и характер учебной работы,  особенно в части выполнения домашних
заданий.

     7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания
должен   предусматривать   содействие   активному,  заинтересованному,
творческому  подходу  субъектов  образовательного   процесса   к   его
осуществлению,   с   тем,  чтобы  их  деятельность  в  конечном  счете
определяла развитие всей системы.
     Объем дисциплин,  предлагаемых  на выбор студентам в каждом цикле
ООП,  должен,  как правило,  в  два  раза  превышать  суммарно  объем,
предусмотренный для этих целей в ГОС.
     8. Государственные  образовательные   стандарты   предусматривают
возможность    унификации    первых    двух-трех   лет   обучения   по
образовательным  программам  родственных  направлений   подготовки   и
специальностей высшего профессионального образования. Такое построение
образовательных  программ  позволит  оптимизировать  учебную  нагрузку
профессорско-преподавательского  состава,  а  также обеспечит реальную
возможность студентам решать для себя вопрос о продолжении образования
по    конкретной   образовательной   траектории.   Студентам   следует
своевременно разъяснять,  как избранные ими курсы по выбору,  а  также
дисциплины,    устанавливаемые    вузом,    влияют   на   формирование
образовательной программы, будущую специализацию выпускника.
     9. Достижению  установленных  целей  при реализации ООП во многом
способствует работа структурных подразделений вуза,  чья  деятельность
создает  мотивацию  и  условия  для  физического  и духовного развития
личности,  поэтому   ученому   совету   вуза   необходимо   определять
направления    их    функционирования   и   развития.   Вузом   должны
разрабатываться программы,  определяющие создание в вузе  условий  для
удовлетворения  потребности личности в интеллектуальном,  культурном и
нравственном развитии (программы воспитательной работы,  планы  работы
библиотеки, клубов, музеев и т.п.).