О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 19 мая 2000 г. N 14-52-357ИН/13 (НЦПИ) Министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим высшие учебные заведения Ректорам высших учебных заведений Российской Федерации 1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России. 2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе. Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащиеся в ГОС, конкретизированных и дополненных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС. Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности академического сообщества вуза. 3. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. На этом этапе необходимо решить следующие задачи: - определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплины национально-регионального компонента, специализаций, по выбору студента); - обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста; - определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента; - установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; - найти наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии и др. 4. В структуру ООП входят: - перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО <*>; ----------------------------- <*> Названия специализаций не должны содержать ключевые слова, относящиеся к другим образовательным областям, например, слово "менеджмент" может характеризовать специализации только по соответствующим специальностям группы 060000 Экономика и управление, слово "дизайн" - только по соответствующим специальностям в области культуры и искусства и.т.п. - цели ООП; - учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности; - совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП; - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС). 5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить: - последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности; - рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента; - эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза. Обязательными структурными элементами учебного плана являются: - график учебного процесса; - сводные данные по бюджету времени студента; - план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации. Учебный план утверждается ученым советом и подписывается ректором (деканом факультета). 6. Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна содержать: - цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания; - содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов; - учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю <*>, и методические указания студентам <**>, рекомендации по использованию информационных технологий; - требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. -------------------------- <*> Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно. <**> Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий. 7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания должен предусматривать содействие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного процесса к его осуществлению, с тем, чтобы их деятельность в конечном счете определяла развитие всей системы. Объем дисциплин, предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должен, как правило, в два раза превышать суммарно объем, предусмотренный для этих целей в ГОС. 8. Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации первых двух-трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволит оптимизировать учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, а также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории. Студентам следует своевременно разъяснять, как избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые вузом, влияют на формирование образовательной программы, будущую специализацию выпускника. 9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом способствует работа структурных подразделений вуза, чья деятельность создает мотивацию и условия для физического и духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза необходимо определять направления их функционирования и развития. Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и т.п.). |