приводятся в описании. Изображенные на чертеже элементы обозначаются арабскими цифрами в соответствии с описанием изобретения. Одни и те же элементы, представленные на нескольких фигурах, обозначаются одной и той же цифрой. Не следует обозначать различные элементы, представленные на различных фигурах, одинаковой цифрой. Обозначения, не упомянутые в описании, не проставляются в чертежах. Если графическое изображение представляется в виде схемы, то при ее выполнении применяются стандартизованные условные графические обозначения. Допускается на схеме одного вида изображать отдельные элементы схем другого вида (например, на электрической схеме - элементы кинематических и гидравлических схем). Если схема представлена в виде прямоугольников в качестве графических обозначений элементов, то, кроме цифрового обозначения, непосредственно в прямоугольник вписывается и наименование элемента. Если размеры графического изображения элемента не позволяют этого сделать, наименование элемента допускается указывать на выносной линии (при необходимости - в виде подрисуночной надписи, помещенной в поле схемы). Чертежи, схемы, рисунки не приводятся в описании и формуле изобретения. 10) Библиографические данные источников информации указываются таким образом, чтобы источник информации мог быть по ним обнаружен. 11) Копия перечня последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот, представляемая в машиночитаемой форме (на дискете), должна быть идентична перечню, представленному в печатной форме. Дискете присваивается соответствующая степень секретности. 12) Документы заявки на изобретение составляются и учитываются в соответствии с требованиями законодательства о государственной тайне. 9.12. Заявки подают в Министерство обороны по адресу, указанному в пункте 5.3 настоящего Регламента. 10. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Документы заявки возвращаются без регистрации при несоблюдении следующих условий: представленные документы, предусмотренные пунктом 9.2 настоящего Регламента, не соответствуют требованиям законодательства о государственной тайне; отсутствует платежный документ, предусмотренный пунктом 11 настоящего Регламента. Заявка, поступившая от иностранного гражданина или иностранного юридического лица, не рассматривается. Основанием для отказа в выдаче патента на изобретение является решение об отказе в выдаче патента, принятое в связи со следующими обстоятельствами: заявленное предложение относится к предложениям, которые не являются изобретениями согласно пункту 5 статьи 1350 Гражданского кодекса (пункт 9.4.3.2 настоящего Регламента); заявленное предложение относится к предложениям, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения согласно пункту 6 статьи 1350 Гражданского кодекса (пункт 9.4.3.3 настоящего Регламента); заявленное изобретение не соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным статьей 1350 Гражданского кодекса. 11. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания. 11.1. Взимание платы с заявителя за предоставление государственной услуги осуществляется в размере и порядке, которые установлены Положением о пошлинах. Юридически значимые действия, связанные с предоставлением государственной услуги, осуществляются при условии уплаты соответствующих патентных пошлин, предусмотренных в Положении о пошлинах. 11.2. Пошлины за предоставление государственной услуги уплачиваются путем перевода соответствующей суммы на расчетный счет Министерства обороны. Реквизиты для заполнения расчетных документов на перечисление патентных пошлин приведены в приложении N 1 к настоящему Регламенту. 11.3. Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, имеющего штамп банка, или квитанция банка об уплате пошлины. Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке, патенту, а также к наименованию действия, за которое уплачена пошлина. 12. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга. 12.1. Прием заявителей осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях. Помещения для приема заявителей располагаются на нижнем этаже здания (строения) и на верхних этажах зданий. 12.2. Помещения для приема заявителей оборудуются противопожарной системой и средствами пожаротушения и системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации. Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями. 12.3. На территории, прилегающей к месторасположению Министерства обороны, оборудуются места для парковки автотранспортных средств. Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным. 13. Показатели доступности и качества государственной услуги. Основными количественными показателями доступности государственной услуги является количество зарегистрированных заявок на изобретение, количество принятых и рассмотренных заявлений о выдаче патента. Основные качественные показатели доступности государственной услуги обеспечиваются выполнением заявителями требований и условий подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Требования к качеству предоставления государственной услуги предусмотрены нормативными правовыми актами, приведенными в пункте 3 настоящего Регламента. Количественными показателями качества предоставления государственной услуги являются: срок рассмотрения заявок, количество зарегистрированных заявок; количество возвратов документов без рассмотрения; количество жалоб на действия (бездействие) должностных лиц Министерства обороны. 14. Требования к порядку взаимодействия граждан и юридических лиц Российской Федерации с Министерством обороны при предоставлении государственных услуг. 14.1. Лица, имеющие право на ведение дел с Министерством обороны. Ведение дел с Министерством обороны в связи с подачей и приемом заявки на изобретение, ее регистрацией, экспертизой и выдачей в установленном порядке патента на изобретение может осуществляться заявителем самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Заявитель или патентный поверенный должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В случае если заявитель ведет дела с Министерством обороны самостоятельно или через представителя, не являющегося зарегистрированным в Роспатенте патентным поверенным, он обязан по требованию Министерства обороны сообщить адрес на территории Российской Федерации для переписки и представить соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Заявитель обязан уведомить Министерство обороны об изменении адреса для переписки. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной заявителем. Сведения о зарегистрированных патентных поверенных Российской Федерации представлены на Интернет-сайтах Роспатента по адресам: http://www.fips.ru, http://www.rupto.ru. В случае досрочного прекращения полномочий, указанных в доверенности, заявитель подает извещение. Извещение, поступившее от нового представителя и не подтвержденное личной просьбой заявителя, не является основанием для прекращения полномочий представителя по заявке, уполномоченного на ведение дел ранее. Извещение о досрочном прекращении полномочий может содержаться в доверенности, выданной новому представителю. 14.2. Доверенность. Для подачи заявки, ведения переписки по заявке после ее подачи и осуществления действий, связанных с рассмотрением заявки, заявитель может назначить представителя с выдачей ему доверенности. Представитель заявителя должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Министерство обороны извещается о назначении представителя путем представления доверенности, оформленной в соответствии с требованиями статьи 185 Гражданского кодекса и содержащей указание объема полномочий назначенного представителя, или соответствующего указания в заявлении о выдаче патента, подписанном заявителем. В последнем случае при наличии обоснованных сомнений Министерство обороны вправе затребовать подтверждение полномочий представителя. В случаях обоснованного сомнения в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, и достоверности сведений о наличии у патентного поверенного соответствующих полномочий или их действительности доверенности и справки о соответствующей форме допуска или их нотариально заверенные копии представляются по запросу Министерства обороны. Одна доверенность может относиться к нескольким заявкам одного и того же заявителя, ко всем поданным и будущим заявкам этого лица. В таком случае для одной из заявок представляется оригинал доверенности (ее заверенная копия), а для каждой из остальных заявок - копия доверенности и указывается номер заявки, в которой находится ее оригинал (заверенная копия). В случае подачи заявки с нарушением указанных требований Министерство обороны направляет запрос в соответствии с пунктом 24.3 настоящего Регламента. Лицу, осуществившему действия с нарушением указанных требований в отношении заявки после ее подачи, направляется уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в течение двух месяцев со дня получения уведомления. В случае если документы заявки или относящиеся к ней материалы поданы не представившим доверенность представителем, не являющимся патентным поверенным, или если в доверенности отсутствует указание соответствующего полномочия, совершенное представителем действие будет считаться осуществленным на дату подачи им документов или материалов при условии, что в течение двух месяцев со дня получения запроса или уведомления поступит подтверждающая соответствующее полномочие доверенность, совершенная ранее даты подачи представителем документов или материалов, или документ, подтверждающий одобрение этого действия заявителем. Если в установленный срок допущенные нарушения не устранены или не представлены указанные в уведомлении документы, действия этого лица не принимаются во внимание, о чем оно уведомляется. 14.3. Требования указания номера заявки и наличия подписи в документах. Переписка ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке в отдельности. Министерство обороны в случае необходимости может запросить у лица, адрес которого указан в качестве адреса для секретной переписки, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну. Материалы, направляемые после подачи заявки, должны содержать ее номер и подпись заявителя или его представителя, приводимую в порядке, предусмотренном подпунктами 12 и 13 пункта 9.6 настоящего Регламента. Материалы без указания номера заявки возвращаются их заявителю без рассмотрения. Если материалы оформлены с нарушением установленных требований, заявитель уведомляется об этом и о возможности устранения нарушений в течение двух месяцев со дня получения уведомления. Повторно представленные в установленный срок материалы, оформленные в соответствии с установленными требованиями, считаются поступившими на дату поступления первоначальных материалов. В случае непредставления в указанный срок корреспонденции, устраняющей выявленные нарушения установленных требований, материалы, не содержащие ни номера заявки, ни иных сведений, позволяющих ее идентифицировать, возвращаются заявителю. 14.4. Язык производства. Производство по заявкам в Министерстве обороны ведется на русском языке. 14.5. Требование возможности прочтения документов. Материалы, представленные с недостатками оформления, затрудняющими их прочтение, не рассматриваются, о чем заявитель (его представитель) уведомляется. III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения Административные процедуры предоставления государственной услуги включают в себя следующее: прием и регистрацию заявки; внесение изменений в документы заявки; передачу права на получение патента на изобретение; ознакомление заявителя с материалами заявки; ознакомление с патентными материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки; рассмотрение заявки с участием заявителя (переговоры, экспертные совещания); продление срока представления документов и запрашиваемых материалов; восстановление пропущенного срока рассмотрения заявки; отзыв заявки; формальную экспертизу заявки; экспертизу заявки по существу; проведение информационного поиска; ознакомление с материалами заявки; регистрацию и выдачу патента на изобретение. Заявка и материалы, относящиеся к заявке, поступают в Управление. В приложении N 4 к настоящему Регламенту представлена блок-схема предоставления государственной услуги. 15. Прием и регистрация заявки. 15.1. Условие регистрации заявки и присвоение регистрационного номера. 1) Поступившие в Министерство обороны документы регистрируются как заявка с простановкой даты их поступления, если эти документы содержат заявление, описание изобретения, формулу изобретения, чертежи, если в описании на них имеется ссылка, и реферат. Заявке в день поступления присваивается десятизначный регистрационный номер Министерства обороны. О факте поступления документов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты поступления документов. Уведомление направляется в течение месяца со дня поступления документов заявки. 2) Зарегистрированная заявка возврату не подлежит. 3) Заявка, не относящаяся к тематической принадлежности Министерства обороны, передается в соответствующий уполномоченный орган, компетентный в отношении такой заявки, в течение месяца с даты ее поступления. 4) По поступившей в Министерство обороны заявке, для которой степень секретности не установлена и которая содержит заявление о том, что в ней могут содержаться сведения, составляющие государственную тайну, проводится проверка содержания в ней таких сведений. 5) Заявка на изобретение подается заявителем (его представителем) с использованием специальной связи. 16. Внесение изменений в документы заявки. 1) Внесение изменений в документы заявки осуществляется путем представления заменяющих листов. Заменяющие листы представляются для каждого экземпляра соответствующего документа заявки и должны удовлетворять требованиям пунктов 9.2 - 9.11 настоящего Регламента. В сопроводительном письме к заменяющим листам или в ходатайстве о внесении изменений приводятся краткие пояснения предлагаемых изменений. К указанным материалам прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере. За внесение изменений в документы заявки по инициативе заявителя в течение двух месяцев с даты подачи заявки патентная пошлина не взимается. 2) Если исправления касаются опечаток, погрешностей в указании библиографических данных, необходимость внесения соответствующих исправлений может быть выражена непосредственно в ходатайстве. Представление заменяющих листов в этом случае не является обязательным. 3) Если изменения касаются имени автора, имени или наименования заявителя, представителя заявителя при том, что он остался прежним лицом, и/или его адреса, и/или адреса для переписки, ходатайство об этом может относиться к нескольким заявкам одного и того же заявителя. В этом случае оригинал ходатайства представляется по одной из заявок, а по каждой из остальных представляется его копия с указанием той заявки, в которой находится оригинал ходатайства. Рекомендуемый образец ходатайства приведен в приложении N 5 к настоящему Регламенту. Ходатайство об изменении имени автора, имени или наименования заявителя, представителя заявителя должно содержать указание причины внесения изменений. Министерство обороны вправе затребовать документальное подтверждение наличия указанной причины. 4) Если изменение касается наименования заявителя и является результатом реорганизации юридического лица или наследования, к ходатайству о внесении изменений в заявку прилагается документ, подтверждающий переход права на получение патента на изобретение к лицу, подающему ходатайство. Рекомендуемый образец ходатайства приведен в приложении N 6 к настоящему Регламенту. Если ходатайство подано через патентного поверенного, представление документа, подтверждающего право на получение патента на изобретение, не требуется. 5) В соответствии со статьей 1378 Гражданского кодекса заявитель вправе внести в документы заявки исправления и уточнения до принятия по заявке решения. Изменения сведений о заявителе, в том числе при передаче права на получение патента на изобретение другому лицу либо вследствие изменения имени или наименования заявителя, а также исправления очевидных и технических ошибок в документах заявки могут быть внесены до регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений Российской Федерации. Ошибка считается очевидной, если специалист в данной области техники понимает, что на дату подачи заявки подразумевалось нечто иное, чем то, что написано в заявке, и никакое иное исправление, кроме предложенного, не может быть произведено. Ошибка считается технической, если она обусловлена неправильным написанием слов, неправильной расстановкой знаков препинания (грамматические ошибки), наличием опечаток и погрешностей в указании библиографических данных источников информации. Рекомендуемый образец ходатайства об исправлении ошибки (ошибок) приведен в приложении N 7 к настоящему Регламенту. В случае, когда к заявке был приложен машиночитаемый носитель информации с записью копии перечня последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот, любое изменение заявителем указанного перечня, представленного в печатной форме, сопровождается представлением машиночитаемой формы перечня последовательностей, содержащего соответствующие изменения. Представляемая в этом случае дискета должна иметь соответствующую степень секретности и ярлык, предусмотренный подпунктом 1 пункта 9.11 настоящего Регламента, на котором дополнительно должны быть указаны дата подачи и номер заявки. 6) О результатах рассмотрения ходатайств, упомянутых в подпунктах 3 - 5 настоящего пункта, заявитель уведомляется в течение месяца со дня поступления ходатайств. 17. Передача права на получение патента на изобретение. Если после подачи заявки заявитель передаст свое право на получение патента на изобретение иному лицу, в Министерство обороны подается ходатайство, содержащее указание на передачу права иному лицу, согласие лица, указанного в этом ходатайстве, и сведения о нем, предусмотренные подпунктом 5 пункта 9.6 настоящего Регламента. Ходатайство подписывается обоими указанными лицами в порядке, предусмотренном подпунктами 12 и 13 пункта 9.6 настоящего Регламента. Если ходатайство подписано только одним из указанных лиц, к ходатайству прилагается документ, подтверждающий наличие оснований для испрашиваемого изменения заявителя. Рекомендуемый образец ходатайства приведен в приложении N 6 к настоящему Регламенту. О результатах рассмотрения ходатайства об изменении заявителя при передаче права на получение патента на изобретение уведомляются оба лица в течение месяца со дня поступления ходатайства. 18. Ознакомление заявителя с материалами заявки. Ознакомление с заявкой на изобретение и материалами переписки по ней осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о соответствующей форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. 19. Ознакомление с патентными материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки. В соответствии со статьей 1388 Гражданского кодекса заявитель вправе знакомиться со всеми относящимися к патентованию изобретений материалами, на которые имеется ссылка в запросах экспертизы, решениях экспертизы, уведомлениях или отчетах об информационном поиске. Копии запрашиваемых заявителем патентных документов направляются заявителю в течение месяца со дня получения его запроса. С документами заявки, сведения о которой не опубликованы, а также с документами, содержащими сведения об изобретениях, запатентованных в Российской Федерации, и изобретениях, на которые выданы авторские свидетельства СССР, в той их части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Министерстве обороны. Копии таких документов ему не высылаются. Ознакомление с документами, содержащими сведения об изобретениях, осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о соответствующей форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Ознакомление заявителя с патентными материалами об изобретениях осуществляется с письменного разрешения уполномоченного органа, в распоряжении которого находятся эти материалы. 20. Рассмотрение заявки с участием заявителя. Рассмотрение заявки с участием заявителя проводится по предложению Министерства обороны или по просьбе заявителя после того, как обе стороны ознакомлены с вопросами, связанными с заявкой. Вопросы экспертизы могут быть изложены в запросе, в котором дополнительно сообщается о целесообразности встречи. Если вопросы изложены в запросе с предложением принять участие в совместном рассмотрении, ответ на него представляется заявителем в срок, установленный пунктом 4 статьи 1384 или пунктом 5 статьи 1386 Гражданского кодекса, независимо от того, намерен ли заявитель принять предложение, касающееся совместного рассмотрения. Дата и время рассмотрения заявки с участием заявителя предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону. Если Министерство обороны или заявитель считают совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным, предложение Министерства обороны или просьба заявителя могут быть отклонены с приведением соответствующих доводов. В случае прибытия заявителя в Министерство обороны без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки с его участием может быть отказано. В рассмотрении заявки может принять участие представитель заявителя, если это следует из его полномочий, изложенных в доверенности. Один из заявителей может участвовать в рассмотрении заявки в отсутствии других заявителей лишь при наличии доверенности. В рассмотрении заявки совместно с заявителем может принять участие по его просьбе в качестве консультанта патентный поверенный. Участие патентного поверенного в рассмотрении заявки возможно также по просьбе представителя заявителя, если соответствующее полномочие следует из выданной ему доверенности. Указанные лица могут принимать участие в рассмотрении заявки на изобретение при наличии у них документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о соответствующей форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Рассмотрение заявки, содержащей сведения об изобретениях, с участием заявителя и (или) патентного поверенного осуществляется с письменного разрешения руководителя организации, в распоряжении которой находятся эти сведения. Рассмотрение заявки с участием заявителя осуществляется путем переговоров или на экспертном совещании. При проведении переговоров или экспертного совещания составляется протокол в двух экземплярах, содержащий сведения об участниках, рассмотренных вопросах, доводы и предложения сторон. Протокол, содержащий соответствующие обоснования и выводы, может заменить уведомление о том, что заявка отозвана, запрос экспертизы, уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения и ответ заявителя на такое уведомление, что оформляется соответствующей записью о согласии обеих сторон с таким результатом совместного рассмотрения. Протокол подписывается всеми участниками рассмотрения. Один экземпляр приобщается к материалам заявки, другой передается заявителю (его представителю). Экземпляр протокола, составленный по результатам рассмотрения заявки на изобретение и содержащий сведения, составляющие государственную тайну, направляется заявителю с использованием специальной связи. При отсутствии согласия по обсуждаемым вопросам в протоколе могут быть зафиксированы особые мнения участников рассмотрения. Протокол может заменять ответ заявителя на запрос экспертизы (если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа). В этом случае в протокол вносится соответствующая запись. Если в результате совместного рассмотрения установлена необходимость внесения изменений в материалы заявки, это осуществляется заявителем в порядке, предусмотренном пунктом 16 настоящего Регламента. 21. Продление срока представления документов и материалов. 1) В соответствии с пунктом 4 статьи 1384 и пунктом 5 статьи 1386 Гражданского кодекса срок представления заявителем запрашиваемых документов или дополнительных материалов может быть продлен по его ходатайству, оформленному в соответствии с требованиями пункта 14.3 настоящего Регламента. Указанный срок может быть продлен Министерством обороны не более чем на 10 месяцев (в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно). Ходатайство о продлении срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы представляется заявителем в течение двух месяцев со дня получения им запроса или копий противопоставленных заявке материалов, запрошенных заявителем в соответствии с пунктом 5 статьи 1386 Гражданского кодекса в течение одного месяца со дня получения запроса экспертизы. К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере. 2) В соответствии с пунктом 1 статьи 1386 Гражданского кодекса срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу может быть продлен не более чем на два месяца по ходатайству заявителя, поданному до истечения трех лет с даты подачи заявки. К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере. 3) В соответствии с пунктом 1 статьи 1383 Гражданского кодекса срок представления сообщения о выборе заявителя или о достигнутом соглашении между заявителями, подавшими заявки на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, может быть продлен в порядке, определенном пунктом 5 статьи 1386 Гражданского кодекса. Ходатайство о продлении срока представляется в течение двенадцати месяцев со дня получения уведомления о подаче указанных заявок. 4) Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления документов или дополнительных материалов в месячный срок со дня поступления ходатайства. 5) Если ходатайство оформлено с нарушением установленных требований или документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере, к ходатайству не приложен, заявитель в месячный срок со дня поступления ходатайства уведомляется об этом, а также о том, что указанные нарушения могут быть устранены в течение двух месяцев со дня получения уведомления. 6) Если ходатайство представлено по истечении установленного срока, оно не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. Если заявителем не устранены указанные в уведомлении нарушения в срок, предусмотренный подпунктом 5 настоящего пункта, ходатайство не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок по истечении предусмотренного срока. 7) Если ходатайство не удовлетворено и дополнительные материалы не представлены в установленный Гражданским кодексом срок, принимается решение о признании заявки (заявок) отозванной (отозванными). 22. Восстановление пропущенного срока при рассмотрении заявки. 1) В соответствии с пунктом 1 статьи 1389 Гражданского кодекса могут быть восстановлены следующие сроки, пропущенные заявителем: основной или продленный срок представления исправленного или отсутствовавшего документа по запросу на стадии формальной экспертизы; основной или продленный срок представления дополнительных материалов по запросу на стадии экспертизы заявки по существу; срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу. 2) Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, оформленное в соответствии с пунктом 14.3 настоящего Регламента и содержащее указание уважительных причин несоблюдения указанного срока, подается заявителем одновременно с запрошенными документами или дополнительными материалами либо ходатайством о продлении срока их представления или ходатайством о проведении экспертизы заявки по существу не позднее двенадцати месяцев со дня истечения установленного срока. 3) К ходатайству прилагается документ, подтверждающий наличие указанных в ходатайстве уважительных причин. К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере. 4) Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о восстановлении пропущенного срока в месячный срок со дня поступления ходатайства. 5) Если документы или материалы, упомянутые в подпункте 2 настоящего пункта, не представлены одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, заявитель уведомляется об этом в месячный срок со дня поступления ходатайства. Указанные документы или материалы могут быть представлены не позднее двенадцати месяцев со дня истечения установленного срока. В противном случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. Если документы или материалы, упомянутые в подпункте 2 настоящего пункта, представлены не одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, датой подачи ходатайства считается дата поступления последнего из них. 6) Если ходатайство о восстановлении пропущенного срока оформлено с нарушением установленных требований или документы, указанные в подпункте 3 настоящего пункта, не представлены, заявитель уведомляется об этом в месячный срок со дня поступления ходатайства, а также о том, что эти недостатки могут быть устранены в течение двух месяцев со дня получения уведомления. Если недостатки не устранены заявителем в указанный двухмесячный срок, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок по истечении указанного двухмесячного срока. 7) Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поданное по истечении срока, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. 23. Отзыв заявки. 1) В соответствии со статьей 1380 Гражданского кодекса заявитель вправе отозвать заявку. Заявление об отзыве заявки может быть подано до регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений Российской Федерации. При поступлении такого заявления в установленный срок заявителю направляется уведомление об отзыве заявки в двухнедельный срок со дня поступления заявления. Статус отозванной заявка приобретает с даты поступления заявления. 2) После направления заявителю уведомления об отзыве заявки рассмотрение заявки прекращается. Права заявителя, предусмотренные Гражданским кодексом, в дальнейшем не могут основываться на этой заявке (в частности, не может быть испрошен приоритет в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 1381 Гражданского кодекса). 3) Просьба заявителя считать недействительным его заявление об отзыве заявки, поступившая после направления заявителю уведомления об отзыве заявки, не может быть удовлетворена, о чем заявитель уведомляется в месячный срок. 4) Положения подпункта 2 настоящего пункта действуют также и в отношении заявок, по которым принято решение о признании их отозванными. 24. Формальная экспертиза заявки. 24.1. Условия проведения формальной экспертизы. Формальная экспертиза проводится по заявке, прошедшей регистрацию в соответствии с подпунктом 1 пункта 15.1 настоящего Регламента. 24.2. Содержание формальной экспертизы заявки. При проведении формальной экспертизы заявки проверяется: наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (пункты 9.2, 9.3 настоящего Регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (пункты 9.2 - 9.11 настоящего Регламента), выявляемое без анализа существа изобретения; соответствие размера уплаченной патентной пошлины установленному размеру; соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного статьей 1247 Гражданского кодекса, наличие в случае необходимости доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям; соблюдение требования единства изобретения (пункт 9.5 настоящего Регламента). При проверке выявляются случаи явного нарушения требования единства изобретения без анализа существа заявленного изобретения; соблюдение установленного порядка представления дополнительных материалов (пункт 16 настоящего Регламента); правильность классифицирования изобретения по МПК, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем). 24.3. Запрос исправленных или недостающих документов заявки. 1) Если в процессе формальной экспертизы установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить исправленные или недостающие документы в течение двух месяцев со дня его получения. Основанием для запроса является: отсутствие в заявке по крайней мере одного из документов, предусмотренных пунктом 9.2 настоящего Регламента, и/или представление документов заявки в количестве экземпляров, меньшем установленного; отсутствие документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, или документа, подтверждающего основания для освобождения от уплаты патентной пошлины либо уменьшения ее размера; если приведенные сведения в подпункте 5 пункта 9.6 настоящего Регламента вызывают сомнения, заявителю направляется запрос с изложением причин таких сомнений; нарушение порядка подачи заявки; отсутствие доверенности на представительство, если заявление подписано представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным, или нарушение требований к оформлению доверенности; отсутствие в заявлении о выдаче патента на изобретение реквизитов, подписей, оттиска печати (когда он необходим), предусмотренных настоящим Регламентом; выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих их хранению и/или делающих невозможным ознакомление с ними заинтересованных лиц (нарушение требований к формату листов, размерам полей, качество печати, затрудняющее прочтение документов заявки); отсутствие в описании изобретения структурных разделов, предусмотренных настоящим Регламентом (если сведения, которые должны быть изложены в соответствующем разделе, приведены в другом разделе, запрос не направляется), а также замена в описании или формуле изобретения характеристики признака отсылкой к источнику информации, в котором этот признак раскрыт; нарушение требования подпункта 2 пункта 9.8.1.3 настоящего Регламента об изложении пункта формулы в виде одного предложения; отсутствие в формуле изобретения указания объекта, для которого испрашивается правовая охрана; наличие в формуле изобретения вместо признаков объекта изобретения (продукта, способа) только данных о его эксплуатационных показателях и потребительских свойствах, эффектах и явлениях, имеющих место при его осуществлении и/или использовании; нарушение требований пункта 9.8.1.4 настоящего Регламента об изложении независимого пункта формулы изобретения; наличие в формуле изобретения зависимого пункта, предполагающего исключение или замену признака (признаков) изобретения, охарактеризованного в том пункте формулы, которому он подчинен; несоответствие документов заявки друг другу (название изобретения, приведенное в заявлении, не соответствует названию, приведенному в описании; в описании изобретения отсутствуют признаки, указанные в формуле изобретения; чертежи не соответствуют описанию изобретения); нарушение требований пункта 9.10 настоящего Регламента к реферату; нарушение порядка испрашивания приоритета, предусмотренного пунктами 2 - 5 статьи 1381 Гражданского кодекса; наличие других нарушений требований настоящего Регламента к документам заявки, устанавливаемое без анализа существа заявленного изобретения (группы изобретений); если в документах заявки приведены сведения или реквизиты, достоверность которых вызывает сомнения, заявителю может быть направлен запрос с изложением причин таких сомнений. 2) В запросе заявителю может быть предложено представить уточненное описание и формулу, относящуюся к одному изобретению либо к группе изобретений, образующих единый изобретательский замысел, с соответствующей доплатой патентной пошлины, если она окажется необходимой. 3) По каждому поступившему вместе с заявлением платежному документу проводится проверка его соответствия установленным требованиям и осуществляется анализ сведений по уплате пошлины. При проверке платежного документа устанавливается следующее: соответствие представленного платежного документа установленному виду; правильность указания реквизитов банка; наличие наименования юридически значимого действия, за которое уплачена пошлина, и (или) номера соответствующей позиции приложения к Положению о пошлинах; соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру. При поступлении ходатайства о зачете излишне уплаченной суммы осуществляется аналогичная проверка. При уплате патентной пошлины, предусмотренной пунктом 5 статьи 1374 Гражданского кодекса, в размере, меньшем установленного, заявитель уведомляется о необходимости в двухмесячный срок со дня получения запроса привести сумму уплаченной патентной пошлины в соответствие установленному размеру либо внести изменения в формулу изобретения, если указанное соответствие может быть обеспечено таким путем. 4) Запрос недостающих и исправленных документов может направляться заявителю столько раз, сколько это необходимо для устранения недостатков заявки и ее документов. 5) Исправленный заявителем документ, содержащий наряду с исправлениями, внесенными в соответствии с запросом, также исправления по инициативе заявителя, представляется с соблюдением условий пункта 25.7 настоящего Регламента. 6) Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или ходатайство о продлении срока их представления с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 21 настоящего Регламента, заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении установленного срока. Если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты подачи заявки в соответствии с пунктом 24.6 настоящего Регламента, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки. Делопроизводство по заявке может быть продолжено в случае восстановления Министерством обороны пропущенного срока (пункт 22 настоящего Регламента). 24.4. Классифицирование заявленного изобретения. В целях соотнесения объекта изобретения с той или иной отраслью техники заявленное изобретение классифицируется в соответствии с МПК. При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является формула заявленного изобретения. Для более точного классифицирования привлекаются описание и чертежи. Если заявка охватывает несколько объектов, относящихся к разным рубрикам МПК, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием изобретения. Классификационные индексы, установленные на стадии формальной экспертизы, могут быть изменены в процессе проведения информационного поиска в соответствии с пунктом 4 статьи 1386 Гражданского кодекса или при экспертизе заявки по существу. 24.5. Уведомление о несоответствии заявки и исправленных или уточненных документов заявки установленным требованиям. 1) Если в процессе формальной экспертизы заявки установлено, что заявка подана с явным нарушением требования единства изобретения, указанного в пункте 9.5 настоящего Регламента, заявителю в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки направляется уведомление об этом и предлагается в течение двух месяцев со дня его получения сообщить, какое из изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести уточнения в документы заявки. Если в процессе формальной экспертизы заявитель изменял формулу изобретения, проверка проводится по отношению к последней предложенной заявителем в установленном порядке формуле. Если заявитель не сообщит в установленный срок, какое из изобретений следует рассматривать, и не представит уточненные документы, экспертиза проводится в отношении изобретения, указанного в формуле первым. 2) Если установлено, что дополнительные материалы в целом или в части изменяют сущность заявленного изобретения, заявитель в месячный срок со дня их поступления уведомляется о том, что они не могут быть в целом или в соответствующей части приняты во внимание при экспертизе. В том случае, когда дополнительные материалы, исправляющие или уточняющие документы заявки, представлены с нарушением требований пункта 16 настоящего Регламента, заявитель уведомляется об этом в месячный срок со дня их поступления. 24.6. Установление даты подачи заявки. 1) В соответствии с пунктом 3 статьи 1375 Гражданского кодекса датой подачи заявки считается дата поступления в Министерство обороны заявки, содержащей заявление о выдаче патента на изобретение, описание изобретения и чертежи, если в описании на них имеется ссылка. При неодновременном представлении указанных документов датой подачи заявки считается дата поступления последнего из них. В качестве заявления о выдаче патента на изобретение для целей установления даты подачи заявки наряду с заявлением, составленным и оформленным в соответствии с требованиями пункта 9.6 настоящего Регламента, могут быть признаны документ или несколько документов, содержащие явное или подразумеваемое указание на то, что эти и другие поступившие вместе с ними документы в совокупности (далее именуются - первоначальные документы) следует рассматривать как заявку на изобретение, а также указания, позволяющие установить, кто является заявителем или как связаться с ним. В качестве описания изобретения для целей установления даты подачи заявки наряду с описанием, составленным и оформленным в соответствии с требованиями пункта 9.7 настоящего Регламента, может быть признан документ, по структуре похожий на описание. 2) Если первоначально поступившие документы не удовлетворяют требованиям подпункта 1 настоящего пункта или установлено, что в документе, признанном в качестве описания, отсутствует какая-либо часть или отсутствует чертеж, на который имеется ссылка в указанном документе, заявителю в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки направляется запрос с предложением устранить эти недостатки в течение двух месяцев со дня получения запроса. 3) При поступлении до истечения двух месяцев со дня получения заявителем запроса, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта, дополнительных материалов, устраняющих отмеченные недостатки заявки, в качестве даты подачи заявки устанавливается дата поступления недостающих части описания или чертежа или дата, на которую окажутся выполненными требования подпункта 1 настоящего пункта, в зависимости от того, какая из них является более поздней. 4) При непредставлении в случае, предусмотренном подпунктом 2 настоящего пункта, в срок, указанный в этом подпункте, запрашиваемых дополнительных материалов или просьбы о продлении срока их представления заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении указанного срока. 5) В случае если после поступления в Министерство обороны первоначальных документов, не удовлетворяющих требованиям подпункта 1 настоящего пункта, запрос, предусмотренный подпунктом 2 настоящего пункта, не был направлен в связи с отсутствием в первоначальных документах указаний, позволяющих связаться с заявителем, в качестве даты подачи заявки устанавливается дата поступления недостающих части описания или чертежа или дата, на которую окажутся выполненными требования подпункта 1 настоящего пункта, в зависимости от того, какая из них является более поздней, при условии представления дополнительных материалов, устраняющих недостатки заявки, в течение двух месяцев с даты поступления первоначальных документов. 6) При непредставлении дополнительных материалов в случае, предусмотренном подпунктом 5 настоящего пункта, в указанный в этом подпункте срок первоначальные документы не квалифицируются в качестве заявки на выдачу патента на изобретение, а поступившие впоследствии документы, идентифицированные как имеющие отношение к этим первоначальным документам, присоединяются к ним без рассмотрения. 7) При изъятии заявителем представленных им недостающих части описания или чертежа не позднее двух месяцев с даты представления этих материалов в качестве даты подачи заявки устанавливается дата, на которую выполнены требования подпункта 1 настоящего пункта. 8) В случае представления в сроки, указанные в подпунктах 3 или 5 настоящего пункта, недостающих части описания или чертежа по заявке, в которой на дату поступления первоначальных документов испрашивается приоритет в соответствии с пунктами 2, 3 или 4 статьи 1381 Гражданского кодекса, при установлении даты подачи заявки в качестве даты, на которую выполнены требования подпункта 1 настоящего пункта, может быть установлена дата представления первоначальных документов с недостающими частью описания или чертежом, если не позднее двух месяцев со дня получения запроса, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта, а в случае, предусмотренном подпунктом 5 настоящего пункта, - не позднее двух месяцев с даты поступления первоначальных документов заявителем подано ходатайство о таком установлении указанной даты, содержащее указание на нахождение недостающих части описания или чертежа соответственно в дополнительных материалах к ранее поданной заявке, более ранней заявке или первоначальной заявке, являющихся основанием для испрашивания приоритета. 9) Для целей установления даты подачи заявки на изобретение, поступившей из уполномоченного органа, датой поступления документов такой заявки считается дата их поступления в уполномоченный орган. 24.7. Уведомление о положительном результате формальной экспертизы заявки. Если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены требования к ним, установленные настоящим Регламентом, заявитель в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки уведомляется о положительном результате формальной экспертизы заявки и о дате подачи заявки, установленной в соответствии с пунктом 24.6 настоящего Регламента. 25. Экспертиза заявки по существу. Экспертиза заявки по существу проводится должностными лицами, к компетенции которых отнесена функция по проведению экспертизы заявки по существу. По результатам экспертизы заявки по существу должен быть направлен исходящий документ экспертизы (решение, уведомление или запрос) не позднее двенадцати месяцев со дня направления уведомления об удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу. Ответ на запрос или уведомление экспертизы, а также дополнительные материалы, представленные заявителем по собственной инициативе, рассматриваются в срок не более двух месяцев со дня поступления таких материалов в делопроизводство. 25.1. Содержание экспертизы заявки по существу. При экспертизе заявки по существу проводят: установление приоритета изобретения; проверку представленной заявителем формулы изобретения в соответствии с пунктом 25.4 настоящего Регламента; проверку дополнительных материалов в соответствии с пунктом 25.7 настоящего Регламента, если такие материалы представлены заявителем; информационный поиск в отношении изобретения, охарактеризованного в формуле, для определения уровня техники и проверку соответствия этого изобретения установленным Гражданским кодексом условиям патентоспособности с принятием решения о выдаче или об отказе в выдаче патента на изобретение либо о признании заявки отозванной. 25.2. Условия проведения экспертизы заявки по существу. 1) В соответствии с пунктом 1 статьи 1386 Гражданского кодекса экспертиза заявки по существу проводится при условии завершения формальной экспертизы заявки с положительным результатом и подачи заявителем ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу. Ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу может быть подано в течение трех лет с даты подачи заявки в Министерство обороны. Указанный срок может быть продлен Министерством обороны, но не более чем на два месяца, по ходатайству заявителя, поданному до истечения трех лет с даты подачи заявки на изобретение, при условии представления вместе с таким ходатайством документа, подтверждающего уплату патентной пошлины за указанное продление срока в установленном размере. Если ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу в установленный срок не подано заявителем, заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется. Вместе с ходатайством о проведении экспертизы заявки по существу представляется документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере. Если заявитель имеет право на уплату указанной патентной пошлины в размере, меньшем установленного, или на освобождение от уплаты такой пошлины, документ, подтверждающий освобождение от уплаты патентной пошлины или уменьшение ее размера, представляется одновременно с подачей ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу. Если при подаче заявителем ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу патентная пошлина не уплачена или уплачена в размере, меньшем установленного, то заявитель уведомляется о необходимости в двухмесячный срок со дня получения уведомления представить документ, подтверждающий уплату патентной пошлины (или право на освобождение от уплаты такой пошлины), или привести размер оплаты патентной пошлины в соответствие с установленным размером либо внести изменения в формулу изобретения, если указанное соответствие может быть обеспечено таким путем. Если в установленный срок от заявителя не поступили указанные сообщения и (или) документ, заявителю повторно направляется аналогичное уведомление. При непредставлении указанных в повторном уведомлении сообщения и (или) документа ходатайство о проведении экспертизы по существу не удовлетворяется, производство по ходатайству прекращается. Заявитель уведомляется об этом, а также о том, что за ним сохраняется право до истечения трех лет с даты подачи заявки подать ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу. 2) При поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу Министерство обороны уведомляет заявителя о результатах рассмотрения ходатайства в месячный срок со дня поступления ходатайства в подразделение, осуществляющее функцию по проведению экспертизы заявки по существу. 3) При поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу в случае, когда заявка была отозвана или признана отозванной и заявителю направлено соответствующее уведомление или решение, экспертиза заявки по существу не проводится, о чем заявитель ходатайства уведомляется. 4) В том случае, когда ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу поступило во время проведения по заявке информационного поиска в соответствии с пунктом 4 статьи 1386 Гражданского кодекса, действия, предусмотренные пунктом 25.1 настоящего Регламента и составляющие содержание экспертизы заявки по существу, проводятся после завершения информационного поиска, о чем заявитель ходатайства уведомляется. 5) При поступлении от заявителя ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу просьбы об его отзыве ходатайство считается неподанным, если просьба поступила до начала экспертизы заявки по существу, при этом уплаченная соответствующая патентная пошлина может быть возвращена или зачтена. При поступлении указанной просьбы после начала экспертизы заявки по существу экспертиза не прерывается, уплаченная патентная пошлина возврату не подлежит. 25.3. Установление приоритета изобретения. 25.3.1. Установление приоритета по дате подачи заявки. В соответствии с пунктом 1 статьи 1381 Гражданского кодекса приоритет изобретения устанавливается по дате подачи заявки в Министерство обороны (порядок установления даты подачи заявки приведен в пункте 24.6 настоящего Регламента). 25.3.2. Установление приоритета по дате более ранней, чем дата подачи заявки. При испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате, более ранней, чем дата подачи заявки в Министерство обороны, устанавливается соблюдение заявителем условий, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 1381 Гражданского кодекса, при этом проверка соблюдения условия раскрытия заявленного изобретения в материалах, являющихся основанием для испрашивания приоритета, не проводится. В случае выявления документов, ставших общедоступными между датой самого раннего приоритета и датой подачи заявки, которые ставят под сомнение новизну или изобретательский уровень заявленного изобретения, проводится проверка обоснованности испрашиваемого приоритета. При установлении отсутствия раскрытия заявленного изобретения в материалах, являющихся основанием для испрашивания приоритета, приоритет в отношении заявленного изобретения устанавливается по дате подачи заявки. 25.3.2.1. Установление приоритета по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке. При испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке (в соответствии с пунктом 2 статьи 1381 Гражданского кодекса) проверяется соблюдение следующих условий: подача в Министерство обороны заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев со дня получения заявителем уведомления Министерства обороны о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного изобретения. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность заявленного изобретения получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, датой получения заявителем указанного уведомления считается дата получения заявителем копии протокола; заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета, не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет. 25.3.2.2. Установление приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя. При испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате подачи в Министерство обороны его более ранней заявки (в соответствии с пунктом 3 статьи 1381 Гражданского кодекса) проверяется соблюдение следующих условий: подача в Министерство обороны заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки; по ранее поданной заявке не испрашивался приоритет изобретения более ранний, чем дата подачи этой заявки; ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет. При испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок указанные условия должны быть соблюдены в отношении каждой из них. При подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется. 25.3.2.3. Установление приоритета изобретения по выделенной заявке. При испрашивании заявителем приоритета изобретения по выделенной заявке (в соответствии с пунктом 4 статьи 1381 Гражданского кодекса) проверяется соблюдение следующих условий: подача в Министерство обороны выделенной заявки заявителем первоначальной заявки до принятия по первоначальной заявке решения об отказе в выдаче патента, срок подачи возражения на которое истек, или до государственной регистрации изобретения в Государственном реестре Российской Федерации в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента; первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи выделенной заявки. При соблюдении указанных условий приоритет изобретения устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета. 25.3.2.4. Установление нескольких приоритетов. В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов (в соответствии с пунктом 5 статьи 1381 Гражданского кодекса), в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов проверяется соблюдение условий, перечисленных в пунктах 25.3.2.1 - 25.3.2.3 настоящего Регламента. В частности, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя (пункт 25.3.2.2 настоящего Регламента), а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (пункт 25.3.2.1 настоящего Регламента), то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте. 25.3.2.5. При соблюдении требований, указанных в пунктах 25.3.2.1 - 25.3.2.4 настоящего Регламента, в отношении заявленного изобретения устанавливается испрашиваемый приоритет. В случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 25.3.2.1 - 25.3.2.4 настоящего Регламента, приоритет изобретения устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с пунктом 25.3.1 настоящего Регламента по дате подачи заявки в Министерство обороны. Если указанное условие не соблюдено в отношении какого-либо изобретения из охарактеризованных в многозвенной формуле, приоритет по дате подачи заявки в Министерство обороны устанавливается только для этого изобретения. 25.3.3. При проверке соблюдения условия, связанного с раскрытием заявленного изобретения в ранее поданных материалах, проводимой в случае, предусмотренном пунктом 25.3.2 настоящего Регламента, устанавливается, приведены ли в материалах, послуживших основанием для испрашивания приоритета (в описании, формуле, содержащихся в ранее поданной заявке на дату ее подачи, в текстовой части дополнительных материалов в случае, предусмотренном пунктом 25.3.2.1 настоящего Регламента), все признаки, включенные в формулу заявленного изобретения. При проверке выполнения указанного условия в случае испрашивания приоритета по выделенной заявке устанавливается, раскрыто ли изобретение в первоначальной заявке. В том случае, когда после установления приоритета заявителем представлена измененная формула изобретения, проводится повторная проверка раскрытия изобретения в материалах, послуживших основанием для испрашивания приоритета. 25.4. Проверка формулы изобретения. 1) Проверка проводится в отношении формулы изобретения, принятой к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если она изменялась заявителем после завершения формальной экспертизы, то в отношении измененной формулы при условии соблюдения требований, указанных в подпунктах 1, 3, 4 пункта 25.7 настоящего Регламента. Если при этом установлено нарушение требования единства изобретения, заявитель уведомляется о таком нарушении в соответствии с подпунктом 1 пункта 24.5 настоящего Регламента. Если нарушение указанного требования было установлено при проведении формальной экспертизы и заявитель в установленный срок сообщил, какое изобретение подлежит рассмотрению в рамках поданной заявки, проверка проводится в отношении формулы этого изобретения. Если такое сообщение в установленный срок от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении изобретения, указанного в формуле первым. 2) Проверка формулы изобретения включает анализ совокупности признаков формулы в целях выявления характеристики технического решения, являющегося изобретением, как это предусмотрено подпунктом 1 пункта 25.5 настоящего Регламента. Проверка проводится с учетом раскрытия изобретения в описании с привлечением общих знаний специалиста. При проверке формулы изобретения устанавливается наличие в ней существенных признаков заявленного изобретения, совокупность которых достаточна для получения указанного заявителем технического результата. Если установлено, что в независимом пункте формулы изобретения отсутствует признак, который, по мнению экспертизы, является существенным, так как без него не достигается технический результат (никакой из результатов, если заявитель указал несколько их видов), но этот признак содержится в описании или в зависимом пункте формулы, заявителю предлагается включить такой признак в независимый пункт формулы. При этом приводятся доводы, подтверждающие необходимость этого признака для достижения технического результата. Такие доводы могут основываться на раскрытой в описании причинно-следственной связи между признаками и техническим результатом или на проведенном экспертизой теоретическом анализе заявленного изобретения. В том случае, когда устанавливается, что независимый пункт формулы, представленной заявителем, содержит несущественные признаки, заявителю предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения такой редакции формулы изобретения. 3) При проверке формулы изобретения устанавливается, соблюдено ли условие, приведенное в подпункте 4 пункта 9.8 настоящего Регламента. При возникновении сомнений в соблюдении указанного условия экспертиза вправе запросить у заявителя сведения, подтверждающие то, что в отношении признака, содержащегося в формуле изобретения, имеется возможность понимания специалистом на основании уровня техники его смыслового содержания. Если для соблюдения такого условия необходима корректировка характеристики признака на основе описания изобретения, заявителю предлагается провести такую корректировку. Если установлено, что признак охарактеризован с нарушением условия, приведенного в подпункте 4 пункта 9.8 настоящего Регламента, но заявитель отказывается скорректировать формулу изобретения, заявка признается отозванной. В том случае, когда указанное условие соблюдено, но для характеристики признака использована терминология, устаревшая или не в полной мере соответствующая принятой в конкретной области техники, заявителю может быть рекомендовано внести соответствующую корректировку в формулу изобретения. 4) Проверка формулы изобретения включает выявление в формуле признаков, характерных для решений, не являющихся изобретениями в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Гражданского кодекса и положениями подпункта 1 пункта 25.5 настоящего Регламента, наличие которых в формуле изобретения не влияет на достижение технического результата, обусловленного оставшейся совокупностью признаков. Если при проверке формулы изобретения установлено, что наряду с совокупностью признаков, характеризующих изобретение, формула содержит характеристику решения, не являющегося изобретением в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Гражданского кодекса, проверка патентоспособности проводится в отношении изобретения, выраженного формулой заявителя. Заявителю предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения такой редакции формулы изобретения, которая наряду с совокупностью признаков, характеризующих изобретение, содержит признаки, характеризующие иное решение, не считающееся изобретением, и уменьшающие объем правовой охраны, в случае выдачи патента с этой формулой. При наличии в формуле признаков, имеющих характер словесных, изобразительных или комбинированных обозначений на продукте, являющемся объектом изобретения или используемом в изобретении, относящемся к способу, заявителю дополнительно сообщается о возможности совпадения таких обозначений или сходства их до степени смешения с товарными знаками (знаками обслуживания), которые зарегистрированы или могут быть зарегистрированы другими лицами для товаров одинакового с устройством назначения или соответствующих видов услуг, либо с наименованиями мест происхождения товаров, и в случае использования изобретения - к столкновению прав патентообладателя и владельца товарного знака (знака обслуживания), либо к противоправному применению зарегистрированного наименования места происхождения товара. 5) При проверке формулы на соответствие требованию подпункта 2 пункта 9.8 настоящего Регламента устанавливается, использованы ли для характеристики признаков, включенных в формулу изобретения, понятия, содержащиеся в описании. Если в формулу изобретения включены понятия, отсутствующие в их буквальной формулировке в описании, устанавливается, раскрыто ли в описании содержание таких понятий. Проверяется также правомерность применения использованной заявителем степени обобщения при характеристике признаков, включенных в формулу изобретения. В частности, если признак охарактеризован на уровне функции, свойства, то проверяется наличие в описании сведений, подтверждающих достаточность охарактеризованного в такой форме признака в совокупности с остальными признаками, включенными в независимый пункт формулы изобретения, для получения технического результата, указанного заявителем. Если признак охарактеризован общим понятием, охватывающим различные частные формы его выполнения, проверяется, представлены ли в описании изобретения сведения о частных формах выполнения этого признака, позволяющие специалисту в данной области техники обобщить эти сведения до общего понятия, указанного в формуле изобретения. Если о возможности получения указанного заявителем технического результата могут свидетельствовать лишь экспериментальные данные, проверяются наличие в описании изобретения примеров его осуществления с приведением соответствующих данных, а также достаточность их для вывода о возможности достижения такого технического результата не только в частных случаях, охваченных представленными примерами, и правомерности использованной заявителем степени обобщения при характеристике признаков изобретения. В том случае, когда установлено, что формула не может быть признана полностью основанной на описании, заявителю сообщается об этом и предлагается внести в формулу и/или в описание соответствующую корректировку. 6) Если в заявке приведена однозвенная формула или многозвенная формула с одним независимым пунктом, проводится проверка в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 9.8.1.4 и подпунктов 1 - 3 пункта 9.8.1.5 настоящего Регламента. В том случае, когда установлено нарушение указанных требований, заявителю в направляемом запросе сообщается об этом и предлагается скорректировать формулу для устранения выявленного нарушения с доплатой в случае необходимости патентной пошлины. При этом указывается также на необходимость соблюдения требования единства изобретения в скорректированной формуле. В случае непредставления заявителем запрошенных дополнительных материалов заявка признается отозванной. 7) Если заявителем предложена многозвенная формула, содержащая несколько независимых пунктов, проводится анализ каждого из них (совместно с подчиненными им зависимыми пунктами, если таковые имеются) в соответствии с изложенным в подпункте 6 настоящего пункта. Устанавливается также, представляют ли изобретения, включенные в независимые пункты, группу изобретений, образующих единый изобретательский замысел. Условие единого изобретательского замысла признается соблюденным, если охарактеризованные в независимых пунктах изобретения соотносятся между собой так, как указано в пункте 9.5 настоящего Регламента. При проверке правильности отнесения изобретений, охарактеризованных в независимых пунктах, к вариантам устанавливается, что указанные заявителем назначения изобретений и технические результаты совпадают. Условие совпадения технических результатов не считается нарушенным, если, кроме общего для всех изобретений, заявленных как варианты, технического результата, в отношении одного или нескольких изобретений указан еще и иной технический результат. Условие совпадения технических результатов не считается нарушенным и в том случае, когда общий для всех изобретений технический результат в отношении какого-либо из изобретений группы дополнительно характеризуется специфической особенностью ("снижение трения" и "снижение трения в условиях повышенной влажности"). При установлении несоблюдения заявителем требования единства изобретения заявитель уведомляется в порядке, приведенном в подпункте 1 пункта 24.5 настоящего Регламента. 8) Если при анализе представленной заявителем формулы изобретения установлено, что она составлена с нарушением настоящего Регламента, но эти нарушения не препятствуют проверке патентоспособности заявленного изобретения, то все вопросы, связанные с корректировкой формулы изобретения, выясняются с заявителем после получения предварительного вывода о патентоспособности изобретения, охарактеризованного такой формулой. 9) В отношении формулы, измененной заявителем по запросу экспертизы или по собственной инициативе, проводится проверка в соответствии с подпунктами 2 - 7 настоящего пункта. 25.5. Проверка патентоспособности изобретения. 1) При проверке определяется, не исключено ли заявленное предложение из патентной охраны. Для этого определяется, не относится ли заявленное предложение к объектам, которые не могут быть объектами патентных прав согласно пункту 4 статьи 1349 Гражданского кодекса (пункт 9.4.3.1 настоящего Регламента). Если заявленное предложение не относится к указанным объектам, проверяется, может ли оно быть признано относящимся к изобретениям. Для этого определяется, не относится ли заявленное предложение к решению, не являющемуся изобретением в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Гражданского кодекса. Проверка осуществляется с учетом прототипа, выявленного заявителем. Заявленное решение не признается относящимся к изобретениям в смысле положений пункта 5 статьи 1350 Гражданского кодекса, в частности, если все признаки, отличающие заявленное решение от его прототипа, являются характерными для решений, которые в соответствии с указанным пунктом не являются изобретениями. В случаях, когда эти признаки невозможно однозначно отнести к характерным для указанных решений, следует учитывать характер задачи, на решение которой направлены эти отличительные признаки, и характер результата, на достижение которого они влияют. Если наряду с признаками, характерными для решений, которые не являются изобретениями, отличительные от прототипа признаки содержат один или несколько признаков, характерных и в совокупности с признаками, совпадающими с прототипом, выражающих изобретение как техническое решение, считается, что формула изобретения, предложенная заявителем, содержит изобретение, в отношении которого должна быть проведена оценка соответствия его условиям патентоспособности, установленным пунктом 1 статьи 1350 Гражданского кодекса. Проверяется также, не относится ли заявленное предложение к таким, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения согласно пункту 6 статьи 1350 Гражданского кодекса (пункт 9.4.3.3 настоящего Регламента). При отнесении заявленного предложения к исключенным из патентной охраны (пункты 9.4.3.1 - 9.4.3.3 настоящего Регламента) заявитель уведомляется об этом до истечения шести месяцев со дня начала экспертизы по существу, при предполагаемом отнесении заявителю направляется запрос с приведением соответствующих доводов. Заявленное предложение, в отношении которого не сделан вывод о том, что оно относится к исключенным из патентной охраны, проверяется на соответствие условиям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня (пункты 25.5.1 - 25.5.3 настоящего Регламента). В случае если в результате проведенного информационного поиска будет выявлен более близкий аналог, в сравнении с которым все признаки, которыми отличается заявленное решение от этого прототипа, являются характерными для решений, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Гражданского кодекса не являются изобретениями, вновь анализируется вопрос отнесения заявленного решения к тем, которые не являются изобретениями. 2) В том случае, когда в предложенной заявителем формуле содержится признак, выраженный альтернативными понятиями, проверка патентоспособности проводится в отношении каждой совокупности признаков, включающей одно из таких понятий. 3) Особенности проверки патентоспособности в случаях, когда заявка содержит многозвенную формулу (как с одним, так и с несколькими независимыми пунктами), отражены в пункте 25.5.4 настоящего Регламента. 4) При установлении даты раскрытия информации применительно к конкретному источнику следует руководствоваться пунктом 26.3 настоящего Регламента. При проверке патентоспособности заявленного изобретения в уровень техники не включаются источники, содержащие информацию, относящуюся к изобретению, раскрытую автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию. 25.5.1. Проверка промышленной применимости. 1) В соответствии с пунктом 4 статьи 1350 Гражданского кодекса изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере. 2) При установлении возможности использования изобретения в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности проверяется, указано ли назначение изобретения в описании, содержавшемся в заявке на дату подачи (если на эту дату заявка содержала формулу изобретения - в описании или формуле изобретения). Кроме того, проверяется, приведены ли в указанных документах и чертежах, содержащихся в заявке на дату подачи, средства и методы, с помощью которых возможно осуществление изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в каждом из пунктов формулы изобретения. При отсутствии таких сведений в указанных документах допустимо, чтобы упомянутые средства и методы были описаны в источнике, ставшем общедоступным до даты приоритета изобретения. Кроме того, следует убедиться в том, что в случае осуществления изобретения по любому из пунктов формулы действительно возможна реализация указанного заявителем назначения. Если о возможности осуществления изобретения и реализации им указанного назначения могут свидетельствовать лишь экспериментальные данные, проверяется наличие в описании изобретения примеров его осуществления с приведением соответствующих данных (пункт 9.7.4.5 настоящего Регламента), а также устанавливается, являются ли приведенные примеры достаточными, чтобы вывод о соблюдении указанного требования распространялся на разные частные формы реализации признака, охватываемые понятием, приведенным заявителем в формуле изобретения. 3) Если установлено, что соблюдены все указанные требования, изобретение признается соответствующим условию промышленной применимости. При несоблюдении хотя бы одного из указанных требований делается вывод о несоответствии изобретения условию промышленной применимости. В этом случае заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов и с предложением высказать свое мнение относительно этих доводов и скорректировать формулу изобретения (если, по мнению экспертизы, документы заявки допускают такую корректировку, в результате которой указанный вывод может быть изменен). При этом в запросе могут быть приведены конкретные рекомендации по корректировке формулы. 4) В отношении изобретения, для которого установлено несоответствие условию промышленной применимости, проверка новизны и изобретательского уровня не проводится. 25.5.2. Проверка новизны. 1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1350 Гражданского кодекса изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Проверка новизны изобретения проводится в отношении всей совокупности признаков изобретения, содержащихся в независимом пункте формулы. При наличии в этом пункте признаков, характеризующих иное решение, не считающееся изобретением, эти признаки не принимаются во внимание при оценке новизны как не относящиеся к заявленному изобретению. 2) Заявка на изобретение или полезную модель с более ранней датой приоритета включается с этой даты в уровень техники (только для проверки новизны) при соблюдении совокупности следующих условий: заявка подана в Российской Федерации (к заявкам, поданным в Российской Федерации, приравниваются заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР на изобретения, по которым в установленном порядке поданы ходатайства о выдаче патентов Российской Федерации, и международные заявки, по которым установлена дата международной подачи и в которых содержится указание Российской Федерации в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а также евразийские заявки, преобразованные в российские национальные заявки в соответствии со статьей 16 Евразийской патентной конвенции); заявка подана другим заявителем. Заявка на изобретение или полезную модель с более ранней датой приоритета включается в уровень техники в отношении описания и формулы, содержащихся в этой заявке на дату ее подачи. Если эта дата более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки, то заявка с более ранним приоритетом включается в уровень техники в части ее содержания, совпадающей с содержанием документов, послуживших основанием для установления приоритета. 3) В уровень техники с даты приоритета включаются также все изобретения и полезные модели, запатентованные (в том числе и тем же лицом) в Российской Федерации (изобретения и полезные модели, зарегистрированные в соответствующих государственных реестрах СССР и Российской Федерации, и изобретения, запатентованные в соответствии с Евразийской патентной конвенцией). При рассмотрении заявки в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для них установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается. Запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели, изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, включаются в уровень техники только в отношении формулы, с которой состоялась регистрация изобретения или полезной модели в соответствующем реестре, или формулы, с которой состоялась публикация сведений о выдаче евразийского патента. 4) Изобретение признается известным из уровня техники и не соответствующим условию новизны, если в уровне техники раскрыто средство, которому присущи все признаки изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем. Химическое соединение, подпадающее под общую структурную формулу группы известных соединений, признается новым, если оно не раскрыто как таковое и отсутствуют какие-либо сведения относительно исходных соединений, способа его получения или его свойств. 5) Если установлено, что изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы, содержащей зависимые пункты, соответствует условию новизны, то анализ уровня техники в отношении зависимых пунктов не проводится. 6) В том случае, когда не признано новым изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы, содержащей зависимые пункты, дальнейшее рассмотрение заявки проводится в соответствии с подпунктом 1 пункта 25.5.4 настоящего Регламента. 7) При установлении отсутствия новизны изобретения, охарактеризованного формулой, не содержащей зависимых пунктов, заявителю может быть направлен запрос с изложением доводов экспертизы и с предложением представить свое мнение относительно этих доводов и при необходимости формулу, скорректированную с учетом требований подпункта 3 пункта 25.7 настоящего Регламента. 8) В отношении изобретения, для которого установлено несоответствие условию новизны, проверка изобретательского уровня не проводится. 25.5.3. Проверка изобретательского уровня. 1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1350 Гражданского кодекса изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Изобретение явным образом следует из уровня техники, если оно может быть признано созданным путем объединения, изменения или совместного использования сведений, содержащихся в уровне техники, и/или общих знаний специалиста. 2) Проверка изобретательского уровня может быть выполнена по следующей схеме: определение наиболее близкого аналога в соответствии с пунктом 9.7.4.2 настоящего Регламента; выявление признаков, которыми заявленное изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы, отличается от наиболее близкого аналога (отличительных признаков); при наличии признаков, характеризующих иное решение, не считающееся изобретением, эти признаки не принимаются во внимание как не относящиеся к заявленному изобретению; выявление из уровня техники решений, имеющих признаки, |