ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ОГНЕВОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 6 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ". Определение. Конституционный Суд РФ. 21.06.00 190-О

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
          ГРАЖДАНКИ ОГНЕВОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
         КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 6 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 7
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                           21 июня 2000 г.


                                (НЦПИ)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,     Г.А.Гаджиева,
Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы,  В.Г.Стрекозова,  О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в пленарном заседании  вопрос  о  соответствии  жалобы
гражданки Н.И.Огневой требованиям Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
     1. В производстве Коминтерновского районного суда города Воронежа
находится дело по жалобе гражданки  Н.И.Огневой,  главного  бухгалтера
общества    с    ограниченной   ответственностью,   на   постановление
государственной налоговой инспекции по Коминтерновскому району  города
Воронежа  о наложении на нее административного взыскания в виде штрафа
в   размере   417   рублей,   а    также    постановление    судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
     В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
Н.И.Огнева  оспаривает  конституционность  подлежащего применению в ее
деле подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997
года    "Об    исполнительном    производстве",    согласно   которому
исполнительными       документами,       передаваемыми        судебным
приставам-исполнителям,  являются,  в частности, постановления органов
(должностных    лиц),    уполномоченных    рассматривать    дела    об
административных  правонарушениях.  Заявительница полагает,  что такие
постановления    не    должны    являться     основанием     взыскания
административного штрафа и возбуждения исполнительного производства и,
соответственно,  основанием  принудительного  исполнения   несудебного
решения  об  обращении  взыскания  за  неуплату  штрафа  на  имущество
гражданина.
     Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах
своих полномочий на основании  части  второй  статьи  40  Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
уведомлял Н.И.Огневу о несоответствии ее жалобы требованиям названного
Закона.  Однако  в  своей очередной жалобе заявительница настаивает на
принятии  Конституционным  Судом  Российской  Федерации   решения   по
поставленному ею вопросу.
     2. Как   следует    из    жалобы,    заявительница    усматривает
неконституционность  подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона
"Об  исполнительном  производстве"   в   том,   что   им   допускается
принудительное  изъятие  имущества в счет уплаты штрафа во внесудебном
порядке, что, по ее мнению, нарушает прерогативы судебной власти. Этот
довод  является  необоснованным,  поскольку  из Конституции Российской
Федерации,  в том числе из ее статьи 118 (часть 2),  не вытекает,  что
рассмотрение  дел  об  административных  правонарушениях и обеспечение
принудительного  изъятия  имущества  для   взыскания   штрафа   должно
осуществляться только судами (судьями).
     Кодекс РСФСР об  административных  правонарушениях,  устанавливая
процессуальные  гарантии  защиты законных интересов лица,  в отношении
которого  вынесено  постановление  о  привлечении  к  административной
ответственности и наложении административного взыскания в виде штрафа,
предусматривает,  что такое постановление в случае  несогласия  с  ним
заинтересованного  лица,  может  быть  обжаловано  в суд (статьи 267 и
268);  подача жалобы приостанавливает исполнение постановления  (часть
первая статьи 270),  и лишь после оставления жалобы без удовлетворения
наложенное взыскание подлежит исполнению  (часть  вторая  статьи  278,
часть первая статьи 285).
     Следовательно, законодатель,  учитывая  природу   и   особенности
административных   правоотношений,  вправе  наделять  административной
юрисдикцией  органы  исполнительной  власти,  обеспечивая   при   этом
соблюдение  требований  статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской
Федерации, гарантирующей гражданину судебную защиту его прав и свобод,
в  том  числе  путем  обжалования  в  суд  решений  и действий органов
государственной власти и должностных лиц.
     Таким образом,  предоставление  должностным лицам государственных
органов права налагать административные  взыскания  в  виде  штрафа  и
обеспечение      их      принудительного      исполнения     судебными
приставами-исполнителями  не   может   расцениваться   как   нарушение
конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных статьей 35
(часть 3) Конституции Российской  Федерации,  в  связи  с  чем  жалоба
Н.И.Огневой  не подлежит рассмотрению Конституционным Судом Российской
Федерации как не отвечающая критерию допустимости обращений.
     Исходя из  изложенного  и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом  2  части  первой  статьи  43  и  частью  первой   статьи   79
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
определил:
     1. Отказать в принятии  к  рассмотрению  жалобы  Огневой  Натальи
Ивановны,   поскольку   она   не   отвечает  требованиям  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
в  соответствии  с  которыми рассмотрение жалобы Конституционным Судом
Российской Федерации может быть признано допустимым.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

21 июня 2000 г.