16 ИЮНЯ 2004 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА ВНЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (ДАЛЕЕ - ОРЦБ) ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ОБРАЩАЮЩИЕСЯ НА ОРЦБ. ПО ДАННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ ИМЕЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ: 16.06.2004 - СДЕЛОК В ОТНОШЕНИИ ДАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ОРЦБ НЕ БЫЛО, 10.06.2004 ЗАКЛЮЧЕНА ОДНА СДЕЛКА, 03.06.2004 - ОДНА СДЕЛКА, 21.04.2004 - ДВЕ СДЕЛКИ БЛИЖАЙШИЕ ТОРГИ НА ОРЦБ, СОСТОЯВШИЕСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ ДО ДНЯ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕН ИНТЕРВАЛ ЦЕН ПО ДАННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, СОСТОЯЛИСЬ 21 АПРЕЛЯ 2004 Г ЦЕНА ПРИОБРЕТЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ВЫШЕ, ЧЕМ ЦЕНА СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ 10.06.2004, 03.06.2004 И 21.04.2004 В 2010 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗОВАЛА ДАННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ С 01.01.2010 В СООТВЕТСТВИИ С П. 5 СТ. 280 НК РФ РЫНОЧНОЙ ЦЕНОЙ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИЗНАЕТСЯ ФАКТИЧЕСКАЯ ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ ИЛИ ИНОГО ВЫБЫТИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕСЛИ ЭТА ЦЕНА НАХОДИТСЯ В ИНТЕРВАЛЕ МЕЖДУ МИНИМАЛЬНОЙ И МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНАМИ СДЕЛОК (ИНТЕРВАЛ ЦЕН) С УКАЗАННОЙ ЦЕННОЙ БУМАГОЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАТОРОМ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ДАТУ СОВЕРШЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СДЕЛКИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНТЕРВАЛЕ ЦЕН У ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ДАТУ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ПРИНИМАЕТ ИНТЕРВАЛ ЦЕН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО ДАННЫМ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ДАТУ БЛИЖАЙШИХ ТОРГОВ, СОСТОЯВШИХСЯ ДО ДНЯ СОВЕРШЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СДЕЛКИ, ЕСЛИ ТОРГИ ПО ЭТИМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ ПРОВОДИЛИСЬ У ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 3 МЕСЯЦЕВ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ (ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ СДЕЛОК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА СДЕЛКИ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НЕОБХОДИМО ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, КУПЛЕННЫХ ДО 1 ЯНВАРЯ 2010 Г. ПО ЦЕНЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ МАКСИМАЛЬНУЮ ЦЕНУ СДЕЛОК НА ОРЦБ, НО РЕАЛИЗУЕМЫХ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2010 Г.? В СЛУЧАЕ ЕСЛИ УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ НЕОБХОДИМО КОРРЕКТИРОВАТЬ, ТО КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/273 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее. Как следует из письма, организация приобрела ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, до 1 января 2010 г. Реализованы такие ценные бумаги были после 1 января 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г., в абз. 5 п. 5 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) были внесены изменения. В соответствии с п. 5 ст. 280 Кодекса (в ред. Закона N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. На основании ст. 329 Кодекса при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы). Ценные бумаги, приобретенные до 1 января 2010 г., принимались к налоговому учету в соответствии с положениями Кодекса, действовавшими в тот период. Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса. Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен Кодексом. Учитывая изложенное, считаем, что расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, произведенные до 2010 г., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/273 |