О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ПОД ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАН. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 08.04.11 Д23-1447

           О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА
           ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ПОД ТОРГОВЫЕ
             ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ
          МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
         УЧАСТКИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ
                             РАЗГРАНИЧЕНА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           8 апреля 2011 г. 
                              N Д23-1447
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по  вопросу  о размере арендной платы за земельный участок,
предоставленный  под  торговые  помещения,  и  в  пределах компетенции
сообщает.
     В  обращении  отсутствуют сведения, указывающие на принадлежность
земельного участка, в связи с чем необходимо отметить следующее.
     В  соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее  - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации
является  платным.  Формами  платы  за  использование  земли  являются
земельный  налог  (до  введения  в  действие налога на недвижимость) и
арендная   плата.   Порядок  исчисления  и  уплаты  земельного  налога
устанавливается  законодательством  Российской  Федерации  о налогах и
сборах.
     Налогоплательщиками  земельного  налога  согласно  п.  1  ст. 388
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее - Налоговый кодекс)
признаются   организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными
участками,  признаваемыми  объектом  налогообложения в соответствии со
ст.  389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
     При  этом  порядок  определения  размера арендной платы, порядок,
условия  и  сроки  внесения  арендной  платы  за  земли, находящиеся в
собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или
муниципальной     собственности,     устанавливаются    соответственно
Правительством  Российской  Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3
ст. 65 Земельного кодекса).
     Порядок  определения  размера  арендной  платы,  а также порядок,
условия  и  сроки  внесения  арендной платы за использование земельных
участков,  государственная  собственность  на которые не разграничена,
устанавливаются  органами  государственной власти субъектов Российской
Федерации  (п.  10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
     Таким  образом,  порядок  определения  размера  арендной платы за
использование  земельных  участков,  не  находящихся  в  собственности
Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденному   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 05.06.2008 N 437, не входит в
компетенцию Минэкономразвития России.
     Вместе  с  тем полагаем необходимым отметить, что при определении
расчета  размера  арендной  платы  за земельные участки, находящиеся в
государственной     или     муниципальной     собственности,    органы
государственной   власти   и  органы  местного  самоуправления  должны
руководствоваться  Основными принципами определения арендной платы при
аренде   таких   земельных   участков,   утвержденными  Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 16.07.2009 N 582 "Об Основных
принципах  определения  арендной  платы при аренде земельных участков,
находящихся  в  государственной  или  муниципальной собственности, и о
Правилах  определения размера арендной платы, а также порядка, условий
и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности
Российской  Федерации",  в частности принципом предсказуемости расчета
размера  арендной  платы,  в  соответствии  с  которым  в  нормативных
правовых  актах  органов  государственной  власти  и  органов местного
самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в
которых  возможен  пересмотр  размера  арендной  платы в одностороннем
порядке по требованию арендодателя.
     В  соответствии  с  п.  2 ст. 614 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее - Гражданский кодекс) арендная плата устанавливается
за  все  арендуемое  имущество  в  целом или отдельно по каждой из его
составных частей в виде:
     1)  определенных  в твердой сумме платежей, вносимых периодически
или единовременно;
     2)  установленной  доли  полученных  в  результате  использования
арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
     3) предоставления арендатором определенных услуг;
     4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи
в собственность или в аренду;
     5)  возложения  на  арендатора  обусловленных договором затрат на
улучшение арендованного имущества.
     Стороны   могут   предусматривать  в  договоре  аренды  сочетание
указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
     Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может
изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но
не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса).
     При  этом  необходимо исходить из того, что в течение года должно
оставаться  неизменным  условие  договора,  предусматривающее  твердый
размер  арендной  платы  либо  порядок (механизм) ее исчисления (п. 11
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации  от  11.01.2002  N  66  "Обзор  практики  разрешения споров,
связанных с арендой").
     Дополнительно  сообщаем,  что  в случае нарушения прав и законных
интересов заявитель вправе в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса
обратиться в суд.
    
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
8 апреля 2011 г. 
N Д23-1447