О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ВМЕСТЕ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАМ ДЕЙСТВОВАВШЕГО НА МОМЕНТ ПОДАЧИ УКАЗАННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ПРИВАТИЗАЦИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 28 апреля 2011 г. N Д23-1783 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 584 "О внесении изменений в перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370" (далее - Приказ N 584) и в рамках своей компетенции сообщает. Приказом N 584 внесены изменения в п. 6 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень), в соответствии с которым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносится в том числе описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Описание в кадастровом паспорте земельного участка всех его частей, занятых объектами недвижимости, позволяет органам местного самоуправления выявить наличие (отсутствие) расположенных на образуемом земельном участке всех зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании третьих лиц. Таким образом, отсутствие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих иным правообладателям, позволяет подтвердить наличие исключительного права заявителя на приватизацию соответствующего земельного участка. Вместе с тем в ряде случаев граждане или юридические лица обращались в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав на земельный участок до 11 января 2011 г., то есть до вступления в силу Приказа N 584. При этом к заявлению они прилагали документы, предусмотренные Перечнем в действующей на тот момент редакции Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2009 N 282. В связи с изложенным для принятия уполномоченными органами соответствующего решения Департамент недвижимости полагает достаточным предоставление гражданами или юридическими лицами вместе с заявлением о приобретении прав на земельные участки документов, соответствующих нормам действовавшего на тот момент законодательства. По вопросу взимания "платы за внесение изменений в кадастр" полагаем необходимым отметить следующее. В соответствии со ст. 35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ (ч. 4 ст. 36 Закона о кадастре). Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о кадастре на период до 1 марта 2015 г. предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре, на безвозмездной основе. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 28 апреля 2011 г. N Д23-1783 |