О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.08.10 03-05-06-02/80

                  О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          27 августа 2010 г. 
                           N 03-05-06-02/80
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
     В  соответствии  со  ст.  387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Налоговый кодекс) земельный
налог  устанавливается  Налоговым  кодексом  и  нормативными правовыми
актами  представительных  органов  муниципальных образований (законами
городов  федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в
действие  и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом
и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований   (законами   городов   федерального   значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга)   и   обязателен   к   уплате  на  территориях  этих
муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
     Согласно  п.  1  ст.  388  Налогового кодекса налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками,   признаваемыми   объектом  налогообложения  в
соответствии  со  ст.  389 Налогового кодекса, на праве собственности,
праве  постоянного  (бессрочного)  пользования  или праве пожизненного
наследуемого владения.
     Пунктом  1  ст.  131  Гражданского  кодекса  Российской Федерации
установлено,   что  право  собственности  и  другие  вещные  права  на
недвижимые  вещи,  ограничения  этих прав, их возникновение, переход и
прекращение    подлежат    государственной    регистрации   в   едином
государственном   реестре  органами,  осуществляющими  государственную
регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     Также  следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 8 Федерального
закона  от  29.11.2004  N  141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового   кодекса   Российской   Федерации   и   некоторые   другие
законодательные   акты  Российской  Федерации,  а  также  о  признании
утратившими    силу   отдельных   законодательных   актов   (положений
законодательных  актов)  Российской  Федерации"  в случае отсутствия в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним   информации   о   существующих   правах   на   земельные  участки
налогоплательщики  по  земельному  налогу  определяются  на  основании
государственных    актов,    свидетельств    и    других   документов,
удостоверяющих  права  на  землю и выданных физическим или юридическим
лицам  до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним",   которые   в  соответствии  с  законодательством  имеют  равную
юридическую  силу  с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных
органами государственной власти или органами местного самоуправления в
рамках  их  компетенции  и в порядке, установленном законодательством,
действующим  в  месте  издания  таких  актов  на  момент их издания, о
предоставлении земельных участков.
     Таким образом, основанием для взимания земельного налога является
наличие   у   налогоплательщика   правоустанавливающих  документов  на
земельный участок.
     На   основании   п.   1   ст.  389  Налогового  кодекса  объектом
налогообложения  по  земельному  налогу  признаются земельные участки,
расположенные   в   пределах   муниципального   образования   (городов
федерального   значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга),  на  территории
которого введен налог.
     В   соответствии   со  ст.  11.1  Земельного  кодекса  Российской
Федерации   земельным  участком  является  часть  земной  поверхности,
границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
     Налоговая  база для исчисления земельного налога определяется как
кадастровая   стоимость   земельных  участков,  признаваемых  объектом
налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса (п. 1 ст.
390 Налогового кодекса).
     Статьей  394  Налогового кодекса определено, что налоговые ставки
для   исчисления   земельного   налога   устанавливаются  нормативными
правовыми  актами  представительных  органов муниципальных образований
(законами  городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в
пределах, установленных п. 1 ст. 394 Налогового кодекса.
     Одновременно  обращаем  внимание,  что  согласно  п.  2  ст.  387
Налогового  кодекса  при  установлении  земельного налога нормативными
правовыми  актами  представительных  органов муниципальных образований
(законами  городов  федерального  значения  Москвы и Санкт-Петербурга)
могут   устанавливаться  налоговые  льготы,  основания  и  порядок  их
применения,  включая  установление размера не облагаемой налогом суммы
для отдельных категорий налогоплательщиков.
     Так,  п. 5.3 Положения о местных налогах г. Тюмени, утвержденного
Решением  Тюменской  городской  Думы  от  25.11.2005 N 259, определены
категории   налогоплательщиков,   для   которых   налоговая  база  при
исчислении  земельного  налога  уменьшается  на  не облагаемую налогом
сумму  на  одного  налогоплательщика  в  отношении земельного участка,
находящегося  в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении, в размере 600 000 руб.
     К   таким   категориям   отнесены,   в  частности,  пенсионеры  и
садоводческие,  огороднические  или  дачные некоммерческие объединения
граждан  - в отношении земельных участков, предоставленных пенсионерам
-  членам  указанных объединений (в том числе и за часть земель общего
пользования,  определяемую как соотношение земель общего пользования и
числа членов объединения).
     В  соответствии с п. 3 ст. 397 Налогового кодекса земельный налог
и   авансовые  платежи  по  налогу  уплачиваются  в  бюджет  по  месту
нахождения земельных участков.
     Налогоплательщики,   являющиеся  физическими  лицами,  уплачивают
налог   и   авансовые   платежи  по  налогу  на  основании  налогового
уведомления,  направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового
кодекса).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 августа 2010 г. 
N 03-05-06-02/80