ОБ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ В ВИДЕ КРАСНЫХ ЛИНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТЕ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТЕ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГРАНИЦ ПУБЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, А ТАКЖЕ О ЗАПРЕТЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ЗЕМЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 25.04.11 Д23-1704

            ОБ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ В ВИДЕ КРАСНЫХ ЛИНИЙ,
        ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТЕ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТЕ
           МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГРАНИЦ ПУБЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ
         МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, А ТАКЖЕ О ЗАПРЕТЕ
          ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ЗЕМЕЛЬ
            ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ; О ПОРЯДКЕ
            ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
           НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ ИЛИ
            МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
        УЧАСТКОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ
                             РАЗГРАНИЧЕНА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          25 апреля 2011 г. 
                              N Д23-1704
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение и в пределах своей компетенции сообщает.
     1. По вопросу о предоставлении земельного участка, расположенного
в границах земель общего пользования.
     Согласно  п.  11  ст.  1  Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Градостроительный  кодекс)  красные  линии - это
линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь
образуемые)  границы  территорий общего пользования, границы земельных
участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в
том  числе  линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные
дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
     В  целом  основными задачами красных линий являются: отграничение
территорий  общего  пользования от иных территорий, определение границ
земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
     Красные  линии  сами  по себе не создают ограничений или запретов
для  собственников  земельных  участков,  так  как  они  являются лишь
условными  обозначениями  в  проекте  планировки  территории и проекте
межевания   территории  границ  публичных  земель  или  местоположения
линейных объектов (существующих или проектируемых).
     Следует  отметить,  что красные линии не являются сервитутами или
ограничениями  прав правообладателей земельных участков, поскольку они
не   запрещают   строительную   деятельность  или  иную  хозяйственную
деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на
чужие    земельные   участки.   Красными   линиями   запрещается   или
ограничивается  застройка  земельных  участков  не  в  силу  того, что
устанавливаются  или  ограничиваются  права,  а  в  силу  иных причин.
Земельные участки в границах красных линий, которые обозначают границы
публичных  земель, не предоставляются для строительства. В то же время
красные   линии,  обозначающие  существующее  местоположение  линейных
объектов, вблизи которых осуществление строительства является опасным,
не  сами по себе ограничивают строительство, а определяют требования к
градостроительному плану, в соответствии с которым выдается разрешение
на строительство или принимается решение об отказе в выдаче разрешения
на строительство.
     Под   территориями   общего  пользования  понимаются  территории,
которыми  беспрепятственно  пользуется  неограниченный круг лиц (в том
числе  площади,  улицы,  проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12
ст. 1 Градостроительного кодекса).
     В  настоящее  время  в  соответствии  с  п. 8 ст. 28 Федерального
закона  от  21.12.2001  N  178-ФЗ  "О  приватизации государственного и
муниципального   имущества"  (далее  -  Федеральный  закон  N  178-ФЗ)
земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды,
дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы,
пляжи  и  другие)  отчуждению,  а  соответственно и передаче в частную
собственность, не подлежат.
     Вместе  с  тем, поскольку в Градостроительном кодексе указывается
на  то,  что  земли общего пользования должны быть сформированы в виде
соответствующих  земельных  участков,  представляется,  что  названные
ограничения  возникают на стадии образования соответствующих земельных
участков,  а  не на стадии подготовки и утверждения проекта планировки
территории,  в  котором  отображаются красные линии, и тем более не на
стадии принятия решения о необходимости разработки такого проекта.
     2.  По  вопросу  о  порядке определения арендной платы земельного
участка.
     В  соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
порядок  определения  размера арендной платы, порядок, условия и сроки
внесения   арендной   платы  за  земли,  находящиеся  в  собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной
собственности,     устанавливаются    соответственно    Правительством
Российской   Федерации,   органами  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     В  случае  если  речь  идет  об  установлении  арендной  платы за
земельные   участки,   государственная  собственность  на  которые  не
разграничена,    то    распоряжение    такими   земельными   участками
осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов,
городских   округов,  если  иное  не  предусмотрено  законодательством
Российской   Федерации   об   автомобильных   дорогах   и  о  дорожной
деятельности  (п.  10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
     В   настоящее   время   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации   от   16.07.2009   N   582  установлены  Основные  принципы
определения  арендной платы при аренде земельных участков, находящихся
в  государственной  или  муниципальной  собственности, а также Правила
определения  размера  арендной  платы  и  порядка,  условий  и  сроков
внесения   арендной   платы  за  земли,  находящиеся  в  собственности
Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
25 апреля 2011 г. 
N Д23-1704