О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 26 апреля 2011 г. N Д23-1723 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения распределения полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселения при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков и сообщает. В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях. Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 29 Кодекса осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земельных участков, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено полномочие органов местного самоуправления на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка (далее - Схемы) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Данные нормы не определяют уровень муниципальных образований, ответственных за утверждение и выдачу Схем. Вместе с тем содержание п. 11 ст. 30 Кодекса указывает на то, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а следовательно, и составление Схемы не осуществляется при наличии такой документации. Таким образом, цели и задачи Схемы обусловлены целями и задачами градостроительной документации. В соответствии с п. 4 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений. Соответственно, утверждать и выдавать Схему вправе орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению проекта планировки территории. В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 г. таким органом является орган местного самоуправления городского округа или поселения. На межселенной территории полномочия органа местного самоуправления поселения осуществляет орган местного самоуправления муниципального района. Согласно п. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Утверждение документов может осуществляться путем издания акта либо простановкой грифа "Утверждено" ("Утверждаю") непосредственно на документе. Данный вопрос не урегулирован федеральным законодательством и решается органами местного самоуправления самостоятельно. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 26 апреля 2011 г. N Д23-1723 |