О ПРАВЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАТЬ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПРИ НАЛИЧИИ УТВЕРЖДЕННЫХ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ, А ТАКЖЕ О ДОКУМЕНТАХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ОРГАН КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВИДА ЕГО РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 20 апреля 2011 г. N Д23-1624 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу об основаниях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее. Согласно п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки. Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Учитывая изложенное, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки (градостроительных регламентов) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета представляются заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки, содержащая необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения (если сведения о правилах землепользования и застройки не были представлены в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618). В указанном случае представление декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка (далее - декларация) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования действующим законодательством не предусмотрено. Декларация как документ, подтверждающий выбор соответствующим правообладателем вида разрешенного использования образуемого земельного участка, предусмотрена п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования). Согласно п. 58 Требований в случаях, когда вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования такого образуемого земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана в соответствии с декларацией на основании градостроительного регламента. При этом декларация подлежит включению в состав приложения межевого плана как документ, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план. Дополнительно сообщаем, что действующим законодательством не предусмотрено представление в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования заключений о соблюдении технических регламентов. Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АБРАМЧЕНКО 20 апреля 2011 г. N Д23-1624 |