О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ; О ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОТ ПО ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 21.03.11 Д23-1137

        О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ
         ДОМЕ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ; О ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОТ ПО
        ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
                         В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           21 марта 2011 г. 
                              N Д23-1137
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое помещение,
а  также по вопросу о проектировании работ по перепланировке помещений
для  перевода  жилого  помещения  в  нежилое  помещение  и  в пределах
компетенции сообщает.
     Вопросы  правомерности  (неправомерности)  действий (бездействия)
должностных    лиц   органов   местного   самоуправления   и   органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации не относятся к
компетенции  Минэкономразвития  России  в  соответствии с Положением о
Министерстве    экономического    развития    Российской    Федерации,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
05.06.2008 N 437.
     Вместе   с   тем   по  вопросу  о  переводе  жилого  помещения  в
многоквартирном  доме  в  нежилое помещение считаем возможным сообщить
следующее.
     Порядок  перевода  жилого  помещения  в  нежилое установлен гл. 3
Жилищного  кодекса  Российской  Федерации  (далее  - Жилищный кодекс),
обладающего более высокой юридической силой по отношению к нормативным
правовым  актам  субъектов  Российской  Федерации,  в  том  числе  при
регулировании  вопросов,  отнесенных  к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.
     В  соответствии  с  Жилищным  кодексом  полномочия по определению
условий  и  порядка  перевода  жилых  помещений в нежилые помещения за
органами   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в
области  жилищных  отношений  и  органами  местного  самоуправления  в
области  жилищных  отношений  не  закреплены.  Согласно  ч.  1  ст. 14
Жилищного  кодекса  органы  местного самоуправления в области жилищных
отношений  вправе принимать в установленном порядке решения о переводе
жилых  помещений  в  нежилые помещения. При этом правом по определению
перечня  документов,  необходимых  для  перевода  жилого  помещения  в
нежилое помещение, органы местного самоуправления не наделены.
     Данный  перечень  документов,  необходимых  для  представления  в
орган,  осуществляющий  перевод  помещений  в  целях  перевода  жилого
помещения  в  нежилое  помещение,  установлен  ч.  2  ст. 23 Жилищного
кодекса. К таким документам относятся:
     1) заявление о переводе помещения;
     2)   правоустанавливающие   документы  на  переводимое  помещение
(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
     3)  план  переводимого  помещения  с его техническим описанием (в
случае  если переводимое помещение является жилым, технический паспорт
такого помещения);
     4)   поэтажный   план   дома,  в  котором  находится  переводимое
помещение;
     5)  подготовленный  и  оформленный в установленном порядке проект
переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае
если  переустройство  и (или) перепланировка требуются для обеспечения
использования   такого   помещения  в  качестве  жилого  или  нежилого
помещения).
     Частью 3 ст. 23 Жилищного кодекса установлен запрет на требование
органами,  осуществляющими перевод помещений, других документов, кроме
установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
     Частью  1  ст.  24  Жилищного  кодекса установлены случаи отказов
органов  местного самоуправления в переводе жилого помещения в нежилое
помещение:
     1)  непредставление  определенных  ч.  2 ст. 23 Жилищного кодекса
документов;
     2) представление документов в ненадлежащий орган;
     3)  несоблюдение предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса условий
перевода помещения;
     4)  несоответствие  проекта переустройства и (или) перепланировки
жилого помещения требованиям законодательства.
     В  числе перечисленных случаев отказов в переводе жилых помещений
в   нежилые   помещения   отсутствует   требование   органов  местного
самоуправления   о  представлении  иных  документов,  необходимых  для
перевода  жилого помещения в нежилое помещение, кроме установленных ч.
2 ст. 23 Жилищного кодекса.
     При    этом    вышеуказанной    статьей   не   установлено,   что
непредставление  документов  помимо тех, которые указаны в ч. 2 ст. 23
Жилищного  кодекса, может служить причиной отказа в принятии решения о
переводе жилого помещения в нежилое помещение.
     Согласно  ч.  3  ст.  24  Жилищного  кодекса  решение об отказе в
переводе  помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем
через  три  рабочих  дня  со  дня принятия такого решения и может быть
обжаловано заявителем в судебном порядке.
     Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса, если
реконструкция,   переустройство   и   (или)  перепланировка  помещений
невозможны   без   присоединения   к  ним  части  общего  имущества  в
многоквартирном  доме,  на такие реконструкцию, переустройство и (или)
перепланировку   помещений   должно   быть   получено   согласие  всех
собственников помещений в многоквартирном доме.
     По  вопросу  о  проектировании  сообщаем.  Согласно  ч.  1 ст. 48
Градостроительного  кодекса  архитектурно-строительное  проектирование
осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к
объектам   капитального   строительства   и   их  частям,  строящимся,
реконструируемым  в  границах  принадлежащего  застройщику  земельного
участка,  а  также  в случаях проведения капитального ремонта объектов
капитального  строительства,  если  при  его  проведении затрагиваются
конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких
объектов.
     Проектная    документация    представляет   собой   документацию,
содержащую  материалы  в  текстовой  форме  и  в  виде  карт  (схем) и
определяющую       архитектурные,       функционально-технологические,
конструктивные   и   инженерно-технические   решения  для  обеспечения
строительства,  реконструкции  объектов капитального строительства, их
частей,  капитального  ремонта,  если при его проведении затрагиваются
конструктивные  и  другие  характеристики  надежности  и  безопасности
объектов  капитального  строительства  (ч. 2 ст. 48 Градостроительного
кодекса).
     В соответствии с ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса, в случае
если  подготовка  проектной документации осуществляется физическим или
юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком,
застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
     1) градостроительный план земельного участка;
     2)   результаты   инженерных   изысканий   (в   случае  если  они
отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение
инженерных изысканий);
     3)   технические   условия   (в   случае   если  функционирование
проектируемого    объекта    капитального   строительства   невозможно
обеспечить     без     подключения     такого    объекта    к    сетям
инженерно-технического обеспечения).
     Подготовка  проектной  документации  осуществляется  на основании
задания   застройщика   или   заказчика   (при   подготовке  проектной
документации на основании договора), результатов инженерных изысканий,
градостроительного   плана   земельного   участка   в  соответствии  с
требованиями    технических   регламентов,   техническими   условиями,
разрешением   на  отклонение  от  предельных  параметров  разрешенного
строительства,  реконструкции  объектов капитального строительства (ч.
11 ст. 48 Градостроительного кодекса).
     Состав  и требования к содержанию разделов проектной документации
применительно к различным видам объектов капитального строительства, в
том  числе  к  линейным  объектам,  состав  и  требования к содержанию
разделов  проектной  документации  применительно  к  отдельным  этапам
строительства,  реконструкции  объектов  капитального строительства, а
также   состав   и   требования   к   содержанию   разделов  проектной
документации,  представляемой  на государственную экспертизу проектной
документации   и  в  органы  государственного  строительного  надзора,
установлены   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
16.02.2008   N   87  "О  составе  разделов  проектной  документации  и
требованиях к их содержанию".
     Дополнительно   информируем,   что  согласно  п.  1  Положения  о
Министерстве     регионального    развития    Российской    Федерации,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
26.01.2005   N  40,  Минрегион  России  является  федеральным  органом
исполнительной    власти,    осуществляющим   функции   по   выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
осуществления   жилищно-коммунального   хозяйства,  а  также  в  сфере
строительства, архитектуры и градостроительства.
    
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
21 марта 2011 г. 
N Д23-1137