О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ ОПЛАТЫ ПОДАРОЧНЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ПРОДАВЦОМ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, А ТАКЖЕ ОБ ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ПОДАРОЧНЫХ СЕР. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.04.11 03-03-06/1/268

         О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
           СУММ ОПЛАТЫ ПОДАРОЧНЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
        ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ПРОДАВЦОМ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ В
            СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, А ТАКЖЕ ОБ
            ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ПОДАРОЧНЫХ
        СЕРТИФИКАТОВ ПРИМЕНЯТЬ ККТ И ПРОБИВАТЬ КАССОВЫЙ ЧЕК В
                      ДЕНЬ ПРОДАЖИ СЕРТИФИКАТОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          25 апреля 2011 г. 
                           N 03-03-06/1/268
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо и по вопросам, связанным с реализацией подарочных сертификатов,
сообщает следующее.
     1.  В качестве подарочного сертификата принято понимать документ,
удостоверяющий  право  его  держателя  приобрести у лица, выпустившего
сертификат,  товары,  работы  или  услуги на сумму, равную номинальной
стоимости этого сертификата.
     Пунктом  1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
-  Кодекс)  установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли
относятся  доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных
прав, а также внереализационные доходы.
     Доходы  от  реализации  определяются в порядке, установленном ст.
249 Кодекса с учетом положений гл. 25 Кодекса.
     На   основании  п.  1  ст.  249  Кодекса  доходом  от  реализации
признаются   выручка   от   реализации   товаров  (работ,  услуг)  как
собственного  производства,  так  и  ранее  приобретенных,  выручка от
реализации имущественных прав.
     В  п.  2  ст.  249  Кодекса  указано,  что  выручка от реализации
определяется  исходя  из  всех  поступлений,  связанных с расчетами за
реализованные   товары   (работы,  услуги)  или  имущественные  права,
выраженные  в  денежной  и  (или) натуральной формах. В зависимости от
выбранного  налогоплательщиком  метода  признания  доходов  и расходов
поступления,  связанные  с  расчетами за реализованные товары (работы,
услуги) или имущественные права, признаются для целей гл. 25 Кодекса в
соответствии со ст. 271 или ст. 273 Кодекса.
     Согласно  пп.  1  п.  1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой
базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ
или  услуг,  которые  получены от других лиц в порядке предварительной
оплаты   товаров  (работ,  услуг)  налогоплательщиками,  определяющими
доходы и расходы по методу начисления.
     Денежные   средства,   полученные   при   реализации   подарочных
сертификатов,  фактически  являются  предварительной  оплатой товаров,
которые  будут  приобретаться  в  будущем.  При этом обмен подарочного
сертификата на товары признается реализацией товара.
     Учитывая   изложенное,   суммы  оплаты  подарочных  сертификатов,
полученные  организацией  (продавцом)  от  потенциальных покупателей в
счет предстоящей поставки товаров, учитываются в доходах от реализации
для  целей налогообложения прибыли на дату непосредственной реализации
товаров.
     В   случае   когда  по  истечении  оговоренного  сторонами  срока
подарочный   сертификат   не   был   предъявлен   покупателем,   сумма
предварительной    оплаты,    полученная    продавцом,    для    целей
налогообложения  прибыли является безвозмездно полученным имуществом и
учитывается  в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 8 ст.
250 Кодекса.
     2.  В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
(далее   -   Федеральный   закон)  все  организации  и  индивидуальные
предприниматели  при  осуществлении  ими  наличных денежных расчетов и
(или)  расчетов  с  использованием  платежных  карт  в случаях продажи
товаров,  выполнения  работ  или  оказания услуг должны в обязательном
порядке    применять   контрольно-кассовую   технику,   включенную   в
государственный реестр.
     При  этом  согласно  ст.  5  Федерального  закона организации (за
исключением  кредитных  организаций) и индивидуальные предприниматели,
применяющие  контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям
(клиентам)  при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)
расчетов  с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные
контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
     Подарочный   сертификат   не  является  товаром,  он  дает  право
предъявителю  приобрести  у продавца товары (работы, услуги) на сумму,
указанную  в  сертификате.  Поэтому  сумма,  полученная  организацией,
является  предварительной  оплатой  в  счет  розничной продажи товаров
(оказания   услуг,   выполнения   работ),  которые  будут  приобретены
(оказаны, выполнены) в будущем.
     Федеральный  закон  не  освобождает  организации и индивидуальных
предпринимателей   от   применения   контрольно-кассовой  техники  при
осуществлении  наличных  денежных  расчетов  в  случае  оплаты товаров
(работ, услуг) до их предоставления покупателю.
     В   связи   с  изложенным  при  продаже  подарочных  сертификатов
организация  обязана применять контрольно-кассовую технику и пробивать
кассовый чек в день продажи подарочных сертификатов.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
25 апреля 2011 г. 
N 03-03-06/1/268