О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 20 июня 2011 г. N 492 (Д) В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 - 2015 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка и поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 20 июня 2011 г. N 492 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы --------------------------------T---------------------------------------------¬ ¦ Наименование Программы ¦ - федеральная целевая программа ¦ ¦ ¦ "Русский язык" на 2011 - 2015 годы ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Дата принятия решения ¦ - распоряжение Правительства Российской ¦ ¦ о разработке Программы, ¦ Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р ¦ ¦ дата ее утверждения ¦ ¦ ¦ (наименование и номер ¦ ¦ ¦ соответствующего ¦ ¦ ¦ нормативного акта) ¦ ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Государственные заказчики ¦ - Министерство образования и науки ¦ ¦ Программы ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ Федеральное агентство по делам ¦ ¦ ¦ Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств, ¦ ¦ ¦ соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, и по ¦ ¦ ¦ международному гуманитарному ¦ ¦ ¦ сотрудничеству ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Государственный заказчик - ¦ - Министерство образования и науки ¦ ¦ координатор Программы ¦ Российской Федерации ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Основные разработчики ¦ - Министерство образования и науки ¦ ¦ Программы ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ Федеральное агентство по делам ¦ ¦ ¦ Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств, ¦ ¦ ¦ соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, и по ¦ ¦ ¦ международному гуманитарному ¦ ¦ ¦ сотрудничеству ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Цели и задачи Программы ¦ - целями Программы являются поддержка, ¦ ¦ ¦ сохранение и распространение русского ¦ ¦ ¦ языка, в том числе среди ¦ ¦ ¦ соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом. ¦ ¦ ¦ Задачами Программы являются: ¦ ¦ ¦ в Российской Федерации: ¦ ¦ ¦ обеспечение реализации функции русского ¦ ¦ ¦ языка как государственного языка ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ создание условий для функционирования ¦ ¦ ¦ русского языка как средства ¦ ¦ ¦ межнационального общения народов ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ в зарубежных странах: ¦ ¦ ¦ поддержка русского языка как основы ¦ ¦ ¦ развития интеграционных процессов в ¦ ¦ ¦ государствах - участниках Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств; ¦ ¦ ¦ удовлетворение языковых и культурных ¦ ¦ ¦ потребностей соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Важнейшие целевые индикаторы ¦ - целевыми индикаторами Программы являются: ¦ ¦ и показатели Программы ¦ доля населения Российской Федерации, ¦ ¦ ¦ владеющего русским языком как родным, ¦ ¦ ¦ в общей численности населения Российской ¦ ¦ ¦ Федерации; ¦ ¦ ¦ доля обучающихся по программам начального ¦ ¦ ¦ общего и основного общего образования, ¦ ¦ ¦ изучающих русский язык как неродной, в ¦ ¦ ¦ общей численности обучающихся; ¦ ¦ ¦ количество зарубежных стран, в которых ¦ ¦ ¦ более 1 процента населения владеет ¦ ¦ ¦ русским языком; ¦ ¦ ¦ количество государств - участников ¦ ¦ ¦ Содружества Независимых Государств, ¦ ¦ ¦ в которых более 20 процентов населения ¦ ¦ ¦ владеет русским языком; ¦ ¦ ¦ доля соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом и сохраняющих языковые и ¦ ¦ ¦ этнокультурные связи с Россией, в общей ¦ ¦ ¦ численности соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом. ¦ ¦ ¦ Основными показателями Программы, ¦ ¦ ¦ отражающими ход ее реализации, являются: ¦ ¦ ¦ количество справочно-информационных ¦ ¦ ¦ ресурсов по русскому языку; ¦ ¦ ¦ количество учебников и (или) учебных ¦ ¦ ¦ пособий по русскому языку и литературе, ¦ ¦ ¦ рекомендованных (допущенных) к ¦ ¦ ¦ использованию в учебном процессе в школах ¦ ¦ ¦ с обучением на родном (нерусском) и ¦ ¦ ¦ русском (неродном) языках в связи с ¦ ¦ ¦ утверждением федеральных государственных ¦ ¦ ¦ образовательных стандартов нового ¦ ¦ ¦ поколения; ¦ ¦ ¦ численность лиц, успешно прошедших ¦ ¦ ¦ повышение квалификации и переподготовку ¦ ¦ ¦ по вопросам преподавания русского языка ¦ ¦ ¦ как неродного в образовательных ¦ ¦ ¦ учреждениях; ¦ ¦ ¦ численность участников культурно- ¦ ¦ ¦ просветительских мероприятий, ¦ ¦ ¦ популяризирующих русский язык, литературу ¦ ¦ ¦ и культуру России, осуществляемых за ¦ ¦ ¦ рубежом; ¦ ¦ ¦ количество комплектов учебников и учебных ¦ ¦ ¦ пособий, научно-популярных книг и ¦ ¦ ¦ журналов по русскому языку, литературе и ¦ ¦ ¦ культуре России, поставленных в ¦ ¦ ¦ представительства Федерального агентства ¦ ¦ ¦ по делам Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ Государств, соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, и по ¦ ¦ ¦ международному гуманитарному ¦ ¦ ¦ сотрудничеству в государствах - ¦ ¦ ¦ участниках Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ Государств; ¦ ¦ ¦ численность лиц, прошедших тестирование ¦ ¦ ¦ по русскому языку как иностранному; ¦ ¦ ¦ количество образовательных учреждений, ¦ ¦ ¦ получивших разрешение на проведение ¦ ¦ ¦ тестирования по русскому языку для ¦ ¦ ¦ желающих приобрести гражданство ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ количество мероприятий научно- ¦ ¦ ¦ методического, образовательного и ¦ ¦ ¦ культурно-просветительского характера для ¦ ¦ ¦ соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом; ¦ ¦ ¦ количество представительств Федерального ¦ ¦ ¦ агентства по делам Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств, ¦ ¦ ¦ соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом, и по международному ¦ ¦ ¦ гуманитарному сотрудничеству, в которых ¦ ¦ ¦ внедрено разработанное апробированное ¦ ¦ ¦ программно-методическое обеспечение ¦ ¦ ¦ глобальной системы использования ¦ ¦ ¦ специальных дистанционных технологий в ¦ ¦ ¦ обучении русскому языку за рубежом ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Сроки и этапы реализации ¦ - Программа осуществляется в 2011 - 2015 ¦ ¦ Программы ¦ годах в 2 этапа: ¦ ¦ ¦ первый этап (2011 - 2012 годы) - ¦ ¦ ¦ формирование научно-методической базы и ¦ ¦ ¦ разработка методологических подходов и ¦ ¦ ¦ методик реализации функции русского языка ¦ ¦ ¦ как государственного языка Российской ¦ ¦ ¦ Федерации, создание условий для ¦ ¦ ¦ функционирования русского языка как ¦ ¦ ¦ средства межнационального общения народов ¦ ¦ ¦ Российской Федерации и основы развития ¦ ¦ ¦ интеграционных процессов в государствах - ¦ ¦ ¦ участниках Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ Государств для обеспечения ¦ ¦ ¦ распространения ¦ ¦ ¦ и сохранения русского языка как средства ¦ ¦ ¦ консолидации российского общества, ¦ ¦ ¦ интеграции Российской Федерации и ¦ ¦ ¦ иностранных государств; ¦ ¦ ¦ второй этап (2013 - 2015 годы) - ¦ ¦ ¦ апробация разработанных на первом этапе ¦ ¦ ¦ методологических подходов и методик, ¦ ¦ ¦ практическое внедрение и распространение ¦ ¦ ¦ результатов, полученных по итогам ¦ ¦ ¦ реализации первого этапа, тиражирование и ¦ ¦ ¦ распространение книг, учебников и ¦ ¦ ¦ методических пособий, внедрение ¦ ¦ ¦ программно-методического обеспечения ¦ ¦ ¦ системы использования специальных ¦ ¦ ¦ дистанционных технологий в обучении ¦ ¦ ¦ русскому языку за рубежом, создание ¦ ¦ ¦ координационно-методических центров ¦ ¦ ¦ глобальной системы использования ¦ ¦ ¦ специальных дистанционных технологий ¦ ¦ ¦ в обучении русскому языку за рубежом ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Объем и источники ¦ - объем финансирования мероприятий ¦ ¦ финансирования Программы ¦ Программы (в ценах соответствующих лет) ¦ ¦ ¦ составит 2526,66 млн. рублей, в том ¦ ¦ ¦ числе: ¦ ¦ ¦ за счет средств федерального бюджета - ¦ ¦ ¦ 2179,1 млн. рублей; ¦ ¦ ¦ за счет средств бюджетов субъектов ¦ ¦ ¦ Российской Федерации - 142,16 млн. ¦ ¦ ¦ рублей; ¦ ¦ ¦ за счет средств внебюджетных источников - ¦ ¦ ¦ 205,4 млн. рублей ¦ +-------------------------------+---------------------------------------------+ ¦ Ожидаемые конечные ¦ - рост объема информационных ресурсов по ¦ ¦ результаты реализации ¦ русскому языку - в 2,7 раза; ¦ ¦ Программы и показатели ее ¦ увеличение численности лиц, прошедших ¦ ¦ социально-экономической ¦ переподготовку и повышение квалификации ¦ ¦ эффективности ¦ по вопросам функционирования русского ¦ ¦ ¦ языка как государственного языка ¦ ¦ ¦ Российской Федерации, - в 3,6 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение численности преподавателей, ¦ ¦ ¦ прошедших переподготовку и повышение ¦ ¦ ¦ квалификации по вопросам преподавания ¦ ¦ ¦ русского языка как неродного и ¦ ¦ ¦ иностранного, - в 3,5 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение числа учебников и учебных ¦ ¦ ¦ пособий по русскому языку и литературе ¦ ¦ ¦ для школ с обучением на родном ¦ ¦ ¦ (нерусском) и русском (неродном) языках, ¦ ¦ ¦ а также пособий по обучению русскому ¦ ¦ ¦ языку как иностранному - в 2,25 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение количества справочно- ¦ ¦ ¦ информационных ресурсов в сфере русского ¦ ¦ ¦ языка и культуры России в государствах - ¦ ¦ ¦ участниках Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ Государств - в 3,5 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение численности лиц, прошедших ¦ ¦ ¦ тестирование по русскому языку как ¦ ¦ ¦ иностранному, - в 1,9 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение численности участников ¦ ¦ ¦ культурно-просветительских мероприятий, ¦ ¦ ¦ популяризирующих русский язык, литературу ¦ ¦ ¦ и культуру России, осуществляемых за ¦ ¦ ¦ рубежом, - в 6 раз; ¦ ¦ ¦ увеличение количества комплектов ¦ ¦ ¦ учебников ¦ ¦ ¦ и учебных пособий, научно-популярных книг ¦ ¦ ¦ и журналов по русскому языку, литературе ¦ ¦ ¦ и культуре России, поставленных в ¦ ¦ ¦ представительства Федерального агентства ¦ ¦ ¦ по делам Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ Государств, соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, и по ¦ ¦ ¦ международному гуманитарному ¦ ¦ ¦ сотрудничеству в государствах - ¦ ¦ ¦ участниках Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств, - в 2,4 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение количества мероприятий научно- ¦ ¦ ¦ методического, образовательного и ¦ ¦ ¦ культурно-просветительского характера для ¦ ¦ ¦ соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом, - в 2,7 раза; ¦ ¦ ¦ увеличение количества комплектов ¦ ¦ ¦ учебников, учебных пособий, научно- ¦ ¦ ¦ популярных книг, художественной ¦ ¦ ¦ литературы, справочных изданий по ¦ ¦ ¦ русскому языку, литературе и культуре ¦ ¦ ¦ России, поставленных в представительства ¦ ¦ ¦ Федерального агентства по делам ¦ ¦ ¦ Содружества Независимых Государств, ¦ ¦ ¦ соотечественников, проживающих за ¦ ¦ ¦ рубежом, и по международному ¦ ¦ ¦ гуманитарному сотрудничеству в зарубежных ¦ ¦ ¦ странах (без учета данных в отношении ¦ ¦ ¦ государств - участников Содружества ¦ ¦ ¦ Независимых Государств), - в 4,4 раза. ¦ ¦ ¦ К росту значений показателей социально- ¦ ¦ ¦ экономической эффективности Программы ¦ ¦ ¦ относятся: ¦ ¦ ¦ рост обеспеченности населения ¦ ¦ ¦ лингвокультурологической информацией ¦ ¦ ¦ в сфере русского языка и литературы - с ¦ ¦ ¦ 38 до 54,8 процента; ¦ ¦ ¦ рост доступности для населения ¦ ¦ ¦ просветительских мероприятий, ¦ ¦ ¦ популяризирующих русский язык, литературу ¦ ¦ ¦ и культуру России, - с 21 до 45,7 ¦ ¦ ¦ процента; ¦ ¦ ¦ рост численности преподавателей, ¦ ¦ ¦ прошедших переподготовку по вопросам ¦ ¦ ¦ преподавания русского языка как неродного ¦ ¦ ¦ и иностранного, - с 3400 до 12 тыс. ¦ ¦ ¦ человек; ¦ ¦ ¦ рост доступности использования ¦ ¦ ¦ специальных дистанционных технологий в ¦ ¦ ¦ обучении русскому языку и литературе для ¦ ¦ ¦ лиц из государств - участников ¦ ¦ ¦ Содружества Независимых Государств - с 22 ¦ ¦ ¦ до 38 процентов; ¦ ¦ ¦ рост доступности для соотечественников, ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, информационных ¦ ¦ ¦ материалов по русскому языку и культуре ¦ ¦ ¦ России - с 38 до 40 процентов; ¦ ¦ ¦ рост доступности использования ¦ ¦ ¦ специальных дистанционных технологий в ¦ ¦ ¦ обучении русскому языку и культуре России ¦ ¦ ¦ для соотечественников (детей и взрослых), ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом, - с 22 до 33 ¦ ¦ ¦ процентов ¦ L-------------------------------+---------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, отмечается важность поддержания программ, направленных на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка на территории Российской Федерации и за рубежом, а также расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г., рассматривает многомиллионную русскую диаспору за рубежом - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры, и предусматривает содействие изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения. Анализ выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Русский язык (2006 - 2010 годы)" показывает, что поставленные задачи в сфере сохранения и распространения русского языка, укрепления его позиций в Российской Федерации и за рубежом решены в настоящее время не в полной мере. Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы: угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации; ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по языковому признаку; ослабление национальной самоидентификации россиян; снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии; снижение престижа России в мировом сообществе. Решению этих проблем будет способствовать: научно-методическая и ресурсная поддержка функционирования, изучения и преподавания русского языка в России и за рубежом как средства консолидации российского общества, преумножения и взаимообогащения духовной культуры народов России, межнационального и международного общения; развертывание глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку с созданием координационно-методических центров за рубежом и в России; продвижение русского языка как важнейшего элемента в развитии интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и эффективного способа укрепления позиций России в мировом экономическом, политическом, культурном, научном и образовательном пространстве. Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит повысить эффективность Программы и обеспечить: проведение единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации; продвижение русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии и укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них; формирование положительного отношения к России в мировом сообществе; создание условий для функционирования русского языка как способа обеспечения государственной целостности России. Однако использование программно-целевого метода связано с определенными рисками, основными из которых являются риск, связанный с возможным возрастанием напряженности при пересечении с интересами стран, заинтересованных в продвижении национальных языков в ущерб русскому языку, коррупционный риск (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера. Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Для предотвращения указанных рисков будет осуществляться мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать поставленные задачи Программы под изменяющиеся условия. II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом. Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи: в Российской Федерации: обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации; создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации; в зарубежных странах: поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом. Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа. Первый этап (2011 - 2012 годы) предполагает формирование научно-методической базы и разработку методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств. В частности, на этом этапе предусматривается: формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для учителей и преподавателей российских образовательных учреждений); создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений, а также переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики, в том числе по вопросам использования культурно-исторических традиций казачества); разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья; проведение исследований использования русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом; разработка и апробация национально, социально и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья; создание системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом; разработка и апробация программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом. Второй этап (2013 - 2015 годы) предусматривает апробацию разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных в период предыдущего этапа. Также второй этап предусматривает тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом. На этом этапе предполагается: развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации); развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики); реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья; развитие системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий, тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре); проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования; развитие инфраструктуры и содержания системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера. Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об этом может быть принято в случае отсутствия финансирования более 40 процентов мероприятий Программы или недофинансирования Программы более чем на 30 процентов, а также из-за иных факторов, связанных с невозможностью достижения целей и задач Программы. Целевые индикаторы и показатели Программы, характеризующие ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 1. III. Мероприятия Программы Решение задач Программы обеспечивается путем проведения мероприятий Программы. Задача по обеспечению реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает: разработку и экспертизу грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации; разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации; организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации; обеспечение управления реализацией Программы. Задача по созданию условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривает: разработку и внедрение учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках; разработку и апробацию учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев; организацию мероприятий и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов. Задача по поддержке русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривает: разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств; организацию поставок в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России; подготовку и проведение комплексных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования; разработку, апробацию, тиражирование и поставку комплектов учебников, учебных пособий, методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учетом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья (для различных форм дополнительного обучения, самостоятельного изучения и повышения квалификации); организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья; повышение квалификации и переподготовку кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья. Задача по удовлетворению языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривает: разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах; организацию и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом; поставку в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий для обеспечения культурных и образовательных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и их детей; разработку, апробацию и внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом и обеспечение их функционирования. Содержание и направленность мероприятий Программы исключают возможность негативных последствий при их реализации. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников с учетом соответствующих нормативных правовых актов. Общий объем средств, необходимый для реализации Программы, в ценах соответствующих лет составит 2526,66 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 89 млн. рублей, прочие нужды - 2090,1 млн. рублей); за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2,52 млн. рублей, прочие нужды - 139,64 млн. рублей); за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,4 млн. рублей, прочие нужды - 195 млн. рублей). Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен исходя из необходимости выполнения мероприятий и с учетом их параметров (масштабность мероприятий, сроки реализации и др.). По экспертным оценкам, основанным на результатах запросов субъектов Российской Федерации, анализа региональных бюджетов, региональных программ поддержки русского языка в России и за рубежом (особенно в приграничных областях), а также на проведенных аналитических исследованиях текущей ситуации в сфере продвижения и сохранения русского языка различными российскими структурами, уровень финансового обеспечения Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составит примерно 10 процентов общего объема ее финансирования. В качестве внебюджетных источников для выполнения целей Программы планируется привлекать финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, поддерживающих культурные и образовательные проекты, иную спонсорскую помощь. Кроме того, необходимо активно использовать материально-техническую базу представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом для реализации конкретных проектов. Объем и источники финансового обеспечения Программы приведены в приложении N 2. Объем и источники финансового обеспечения Программы с распределением по задачам и государственным заказчикам приведены в приложении N 3. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4. V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией. До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее: порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей и о критериях определения победителей. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения: несет ответственность за подготовку и своевременную и качественную реализацию Программы в целом; осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по эффективной реализации ее мероприятий, обеспечивающих достижение показателей Программы, а также анализ использования средств, выделяемых на реализацию Программы; подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу, продлении срока реализации Программы либо досрочном ее прекращении, согласовывает и представляет их в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации; подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год; разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы; составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы; готовит с учетом реализации Программы в текущем году сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год и представляет ее в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклады о выполнении работ, предусмотренных Программой, достигнутых результатах и об эффективности использования бюджетных средств; инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы; организует размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации информации о ходе и результатах реализации Программы. Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственные заказчики Программы в ходе ее выполнения: вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также в совершенствовании механизма ее реализации; представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий Программы; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы; в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости предложения по их корректировке; осуществляют мониторинг реализации мероприятий Программы и ведение ежеквартальной отчетности о ходе их реализации; организуют при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы; осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции для реализации мероприятий Программы, а также заключают государственные контракты; организуют проведение специализированной экспертизы проектов Программы и в соответствии с ее результатами и результатами независимой экспертизы осуществляют их доработку; уточняют ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей; организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы; организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией мероприятий Программы и контроля за ходом их выполнения; обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети Интернет Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственный заказчик Программы: представляет государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы и предложения о продлении срока либо прекращении реализации Программы; согласовывает с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объем и источники финансирования; представляет государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклады о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах ее реализации и об эффективности использования бюджетных средств. В целях эффективного управления Программой государственный заказчик - координатор Программы создает научно-координационный совет Программы. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителями председателя научно-координационного совета являются руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Основными задачами научно-координационного совета являются: рассмотрение тематики мероприятий Программы и выработка предложений по их реализации, предложений по реализации конкретных проектов и объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению; рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и выработка соответствующих рекомендаций по решению выявленных технических и организационных проблем; выработка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; рассмотрение итогов реализации Программы. VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий по продвижению и поддержке русского языка как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами путем проведения научно-исследовательских работ и реализации комплексных проектов с учетом достигнутых в ходе таких работ результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и бюджетирования, направленного на результат. Показателями социально-экономического эффекта реализации Программы являются: обеспеченность населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы; доступность для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России; численность преподавателей, прошедших переподготовку по преподаванию русского языка как неродного и иностранного; доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц государств - участников Содружества Независимых Государств; доступность для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России; доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, русскому языку и культуре России. По прогнозным оценкам, к концу 2015 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов. В части обеспечения реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривается: рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза; увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза. В части создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривается: увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза; увеличение количества учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному, что позволит обеспечить высокую эффективность продвижения русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, - в 2,25 раза. В части поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривается: увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному, - в 1,9 раза; увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза; увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, что позволит укрепить позиции русского языка как основы интеграционного развития и средства общения в Содружестве Независимых Государств, - в 2,4 раза. В части удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранных граждан предусматривается: увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз; увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза; увеличение доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, что позволит обеспечить уверенное распространение русского языка за рубежом и удовлетворение в изучении и использовании русского языка соотечественниками и иностранными гражданами, - на 11 процентов. Значения показателей социально-экономической эффективности хода реализации Программы, которые будут достигнуты по результатам реализации Программы, представлены в приложении N 5. Согласно расчетам, проведенным на основании методики оценки социально-экономической эффективности Программы, которая приведена в приложении N 6, будет обеспечена высокая социально-экономическая эффективность реализации Программы. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ГОДАМ ------------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------¬ ¦ Целевые индикаторы ¦ Единица ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦ 2012 год ¦ 2013 год ¦ 2014 год ¦ 2015 год ¦ ¦ ¦ измерения ¦ (базовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (конечное ¦ ¦ ¦ ¦ значение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение) ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ Цель - поддержка, сохранение и распространение русского языка ¦ ¦ (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом) ¦ +-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+ ¦ 1. Доля населения Российской ¦ процентов ¦ 80 ¦ 81 ¦ 82 ¦ 83 ¦ 84 ¦ 85 ¦ ¦ Федерации, владеющего русским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языком как родным, в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численности населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 2. Доля обучающихся по ¦ процентов ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦ 24 ¦ 25 ¦ ¦ программам начального общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и основного общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, изучающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русский язык как неродной, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей численности обучающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 3. Количество зарубежных стран, ¦ единиц ¦ 22 ¦ 23 ¦ 24 ¦ 25 ¦ 26 ¦ 27 ¦ ¦ в которых более 1 процента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населения владеет русским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 4. Количество государств - ¦ -"- ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ ¦ участников Содружества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Независимых Государств, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ которых более 20 процентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населения владеет русским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 5. Доля соотечественников, ¦ процентов ¦ 38 ¦ 39 ¦ 40 ¦ 41 ¦ 42 ¦ 43 ¦ ¦ проживающих за рубежом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохраняющих языковые и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этнокультурные связи с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Россией, в общей численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотечественников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проживающих за рубежом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ Задача "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации" ¦ +-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+ ¦ 6. Количество грамматик, ¦ единиц ¦ 4 ¦ 8 ¦ 13 ¦ 19 ¦ 25 ¦ 29 ¦ ¦ словарей и справочников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержащих нормы современного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русского литературного языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при его использовании в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качестве государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языка Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 7. Количество справочно- ¦ -"- ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ ¦ информационных ресурсов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русскому языку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 8. Численность лиц, прошедших ¦ человек ¦ 3100 ¦ 4300 ¦ 6300 ¦ 8200 ¦ 9700 ¦ 11100 ¦ ¦ повышение квалификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переподготовку преподавателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по вопросам функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русского языка как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственного языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ Задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства ¦ ¦ межнационального общения народов Российской Федерации" ¦ +-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+ ¦ 9. Количество учебников и (или) ¦ единиц ¦ 8 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 16 ¦ 18 ¦ ¦ учебных пособий по русскому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языку и литературе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекомендованных (допущенных) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к использованию в учебном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе в школах с обучением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на родном (нерусском) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русском (неродном) языках в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связи с утверждением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ федеральных государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных стандартов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нового поколения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 10. Численность лиц, успешно ¦ человек ¦ 3400 ¦ 5100 ¦ 6700 ¦ 8100 ¦ 10300 ¦ 12000 ¦ ¦ прошедших повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалификации и переподготовку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по вопросам преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русского языка как неродного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 11. Количество подготовленных в ¦ единиц ¦ 6 ¦ 7 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 16 ¦ ¦ рамках Программы учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий по русскому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языку и литературе для детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мигрантов и вынужденных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переселенцев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ Задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов ¦ ¦ в Содружестве Независимых Государств" ¦ +-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+ ¦ 12. Количество справочно- ¦ единиц ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ ¦ информационных ресурсов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере русского языка и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры России в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государствах - участниках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 13. Количество культурных и ¦ единиц ¦ 56 ¦ 76 ¦ 96 ¦ 117 ¦ 138 ¦ 159 ¦ ¦ образовательных мероприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводимых в зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ странах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 14. Численность участников ¦ человек ¦ 1000 ¦ 2200 ¦ 3400 ¦ 4400 ¦ 5300 ¦ 6000 ¦ ¦ культурно-просветительских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий, популяризирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русский язык, литературу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуру России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществляемых за рубежом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ ¦ 15. Количество комплектов ¦ единиц ¦ 50 ¦ 64 ¦ 78 ¦ 92 ¦ 106 ¦ 120 ¦ ¦ учебников, учебных пособий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-популярных книг и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ журналов по русскому языку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературе и культуре России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поставленных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Россотрудничества в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государствах - участниках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Содружества Независимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+ |