О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 20.06.11 492


Страницы: 1  2  3  



                   О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
                  "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                                   
                           20 июня 2011 г. 
                                N 492
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     В   целях   укрепления  государственности,  поддержки  российской
культуры  и  русского  языка, расширения содействия соотечественникам,
проживающим   за  рубежом,  в  сохранении  их  культурной  и  языковой
самоидентификации,   формирования   положительного  образа  страны  за
рубежом Правительство Российской Федерации постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемую федеральную целевую программу "Русский
язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
     2.  Министерству  экономического  развития Российской Федерации и
Министерству  финансов  Российской  Федерации при формировании проекта
федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать
Программу   в   перечень   федеральных  целевых  программ,  подлежащих
финансированию за счет средств федерального бюджета.
     3.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации  при  принятии  в 2011 - 2015 годах региональных
целевых  программ, направленных на укрепление позиций русского языка и
поддержку   соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  учитывать
положения Программы.
    
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
20 июня 2011 г. 
N 492
    
    
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                    от 20 июня 2011 г. 
                                                                 N 492
    
                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                   "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
                                   
                                ПАСПОРТ
              федеральной целевой программы "Русский язык"
                          на 2011 - 2015 годы

--------------------------------T---------------------------------------------¬
¦ Наименование Программы        ¦ - федеральная целевая программа             ¦
¦                               ¦   "Русский язык" на 2011 - 2015 годы        ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Дата принятия решения         ¦ - распоряжение Правительства Российской     ¦
¦ о разработке Программы,       ¦   Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р    ¦
¦ дата ее утверждения           ¦                                             ¦
¦ (наименование и номер         ¦                                             ¦
¦ соответствующего              ¦                                             ¦
¦ нормативного акта)            ¦                                             ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Государственные заказчики     ¦ - Министерство образования и науки          ¦
¦ Программы                     ¦   Российской Федерации;                     ¦
¦                               ¦   Федеральное агентство по делам            ¦
¦                               ¦   Содружества                               ¦
¦                               ¦   Независимых Государств,                   ¦
¦                               ¦   соотечественников,                        ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, и по              ¦
¦                               ¦   международному гуманитарному              ¦
¦                               ¦   сотрудничеству                            ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Государственный заказчик -    ¦ - Министерство образования и науки          ¦
¦ координатор Программы         ¦   Российской Федерации                      ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Основные разработчики         ¦ - Министерство образования и науки          ¦
¦ Программы                     ¦   Российской Федерации;                     ¦
¦                               ¦   Федеральное агентство по делам            ¦
¦                               ¦   Содружества                               ¦
¦                               ¦   Независимых Государств,                   ¦
¦                               ¦   соотечественников,                        ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, и по              ¦
¦                               ¦   международному гуманитарному              ¦
¦                               ¦   сотрудничеству                            ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Цели и задачи Программы       ¦ - целями Программы являются поддержка,      ¦
¦                               ¦   сохранение и распространение русского     ¦
¦                               ¦   языка, в том числе среди                  ¦
¦                               ¦   соотечественников, проживающих за         ¦
¦                               ¦   рубежом.                                  ¦
¦                               ¦   Задачами Программы являются:              ¦
¦                               ¦   в Российской Федерации:                   ¦
¦                               ¦   обеспечение реализации функции русского   ¦
¦                               ¦   языка как государственного языка          ¦
¦                               ¦   Российской Федерации;                     ¦
¦                               ¦   создание условий для функционирования     ¦
¦                               ¦   русского языка как средства               ¦
¦                               ¦   межнационального общения народов          ¦
¦                               ¦   Российской Федерации;                     ¦
¦                               ¦   в зарубежных странах:                     ¦
¦                               ¦   поддержка русского языка как основы       ¦
¦                               ¦   развития интеграционных процессов в       ¦
¦                               ¦   государствах - участниках Содружества     ¦
¦                               ¦   Независимых Государств;                   ¦
¦                               ¦   удовлетворение языковых и культурных      ¦
¦                               ¦   потребностей соотечественников,           ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом                    ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Важнейшие целевые индикаторы  ¦ - целевыми индикаторами Программы являются: ¦
¦ и показатели Программы        ¦   доля населения Российской Федерации,      ¦
¦                               ¦   владеющего русским языком как родным,     ¦
¦                               ¦   в общей численности населения Российской  ¦
¦                               ¦   Федерации;                                ¦
¦                               ¦   доля обучающихся по программам начального ¦
¦                               ¦   общего и основного общего образования,    ¦
¦                               ¦   изучающих русский язык как неродной, в    ¦
¦                               ¦   общей численности обучающихся;            ¦
¦                               ¦   количество зарубежных стран, в которых    ¦
¦                               ¦   более 1 процента населения владеет        ¦
¦                               ¦   русским языком;                           ¦
¦                               ¦   количество государств - участников        ¦
¦                               ¦   Содружества Независимых Государств,       ¦
¦                               ¦   в которых более 20 процентов населения    ¦
¦                               ¦   владеет русским языком;                   ¦
¦                               ¦   доля соотечественников, проживающих за    ¦
¦                               ¦   рубежом и сохраняющих языковые и          ¦
¦                               ¦   этнокультурные связи с Россией, в общей   ¦
¦                               ¦   численности соотечественников,            ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом.                   ¦
¦                               ¦   Основными показателями Программы,         ¦
¦                               ¦   отражающими ход ее реализации, являются:  ¦
¦                               ¦   количество справочно-информационных       ¦
¦                               ¦   ресурсов по русскому языку;               ¦
¦                               ¦   количество учебников и (или) учебных      ¦
¦                               ¦   пособий по русскому языку и литературе,   ¦
¦                               ¦   рекомендованных (допущенных) к            ¦
¦                               ¦   использованию в учебном процессе в школах ¦
¦                               ¦   с обучением на родном (нерусском) и       ¦
¦                               ¦   русском (неродном) языках в связи с       ¦
¦                               ¦   утверждением федеральных государственных  ¦
¦                               ¦   образовательных стандартов нового         ¦
¦                               ¦   поколения;                                ¦
¦                               ¦   численность лиц, успешно прошедших        ¦
¦                               ¦   повышение квалификации и переподготовку   ¦
¦                               ¦   по вопросам преподавания русского языка   ¦
¦                               ¦   как неродного в образовательных           ¦
¦                               ¦   учреждениях;                              ¦
¦                               ¦   численность участников культурно-         ¦
¦                               ¦   просветительских мероприятий,             ¦
¦                               ¦   популяризирующих русский язык, литературу ¦
¦                               ¦   и культуру России, осуществляемых за      ¦
¦                               ¦   рубежом;                                  ¦
¦                               ¦   количество комплектов учебников и учебных ¦
¦                               ¦   пособий, научно-популярных книг и         ¦
¦                               ¦   журналов по русскому языку, литературе и  ¦
¦                               ¦   культуре России, поставленных в           ¦
¦                               ¦   представительства Федерального агентства  ¦
¦                               ¦   по делам Содружества Независимых          ¦
¦                               ¦   Государств, соотечественников,            ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, и по              ¦
¦                               ¦   международному гуманитарному              ¦
¦                               ¦   сотрудничеству в государствах -           ¦
¦                               ¦   участниках Содружества Независимых        ¦
¦                               ¦   Государств;                               ¦
¦                               ¦   численность лиц, прошедших тестирование   ¦
¦                               ¦   по русскому языку как иностранному;       ¦
¦                               ¦   количество образовательных учреждений,    ¦
¦                               ¦   получивших разрешение на проведение       ¦
¦                               ¦   тестирования по русскому языку для        ¦
¦                               ¦   желающих приобрести гражданство           ¦
¦                               ¦   Российской Федерации;                     ¦
¦                               ¦   количество мероприятий научно-            ¦
¦                               ¦   методического, образовательного и         ¦
¦                               ¦   культурно-просветительского характера для ¦
¦                               ¦   соотечественников, проживающих за         ¦
¦                               ¦   рубежом;                                  ¦
¦                               ¦   количество представительств Федерального  ¦
¦                               ¦   агентства по делам Содружества            ¦
¦                               ¦   Независимых Государств,                   ¦
¦                               ¦   соотечественников, проживающих за         ¦
¦                               ¦   рубежом, и по международному              ¦
¦                               ¦   гуманитарному сотрудничеству, в которых   ¦
¦                               ¦   внедрено разработанное апробированное     ¦
¦                               ¦   программно-методическое обеспечение       ¦
¦                               ¦   глобальной системы использования          ¦
¦                               ¦   специальных дистанционных технологий в    ¦
¦                               ¦   обучении русскому языку за рубежом        ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Сроки и этапы реализации      ¦ - Программа осуществляется в 2011 - 2015    ¦
¦ Программы                     ¦   годах в 2 этапа:                          ¦
¦                               ¦   первый этап (2011 - 2012 годы) -          ¦
¦                               ¦   формирование научно-методической базы и   ¦
¦                               ¦   разработка методологических подходов и    ¦
¦                               ¦   методик реализации функции русского языка ¦
¦                               ¦   как государственного языка Российской     ¦
¦                               ¦   Федерации, создание условий для           ¦
¦                               ¦   функционирования русского языка как       ¦
¦                               ¦   средства межнационального общения народов ¦
¦                               ¦   Российской Федерации и основы развития    ¦
¦                               ¦   интеграционных процессов в государствах - ¦
¦                               ¦   участниках Содружества Независимых        ¦
¦                               ¦   Государств для обеспечения                ¦
¦                               ¦   распространения                           ¦
¦                               ¦   и сохранения русского языка как средства  ¦
¦                               ¦   консолидации российского общества,        ¦
¦                               ¦   интеграции Российской Федерации и         ¦
¦                               ¦   иностранных государств;                   ¦
¦                               ¦   второй этап (2013 - 2015 годы) -          ¦
¦                               ¦   апробация разработанных на первом этапе   ¦
¦                               ¦   методологических подходов и методик,      ¦
¦                               ¦   практическое внедрение и распространение  ¦
¦                               ¦   результатов, полученных по итогам         ¦
¦                               ¦   реализации первого этапа, тиражирование и ¦
¦                               ¦   распространение книг, учебников и         ¦
¦                               ¦   методических пособий, внедрение           ¦
¦                               ¦   программно-методического обеспечения      ¦
¦                               ¦   системы использования специальных         ¦
¦                               ¦   дистанционных технологий в обучении       ¦
¦                               ¦   русскому языку за рубежом, создание       ¦
¦                               ¦   координационно-методических центров       ¦
¦                               ¦   глобальной системы использования          ¦
¦                               ¦   специальных дистанционных технологий      ¦
¦                               ¦   в обучении русскому языку за рубежом      ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Объем и источники             ¦ - объем финансирования мероприятий          ¦
¦ финансирования Программы      ¦   Программы (в ценах соответствующих лет)   ¦
¦                               ¦   составит 2526,66 млн. рублей, в том       ¦
¦                               ¦   числе:                                    ¦
¦                               ¦   за счет средств федерального бюджета -    ¦
¦                               ¦   2179,1 млн. рублей;                       ¦
¦                               ¦   за счет средств бюджетов субъектов        ¦
¦                               ¦   Российской Федерации - 142,16 млн.        ¦
¦                               ¦   рублей;                                   ¦
¦                               ¦   за счет средств внебюджетных источников - ¦
¦                               ¦   205,4 млн. рублей                         ¦
+-------------------------------+---------------------------------------------+
¦ Ожидаемые конечные            ¦ - рост объема информационных ресурсов по    ¦
¦ результаты реализации         ¦   русскому языку - в 2,7 раза;              ¦
¦ Программы и показатели ее     ¦   увеличение численности лиц, прошедших     ¦
¦ социально-экономической       ¦   переподготовку и повышение квалификации   ¦
¦ эффективности                 ¦   по вопросам функционирования русского     ¦
¦                               ¦   языка как государственного языка          ¦
¦                               ¦   Российской Федерации, - в 3,6 раза;       ¦
¦                               ¦   увеличение численности преподавателей,    ¦
¦                               ¦   прошедших переподготовку и повышение      ¦
¦                               ¦   квалификации по вопросам преподавания     ¦
¦                               ¦   русского языка как неродного и            ¦
¦                               ¦   иностранного, - в 3,5 раза;               ¦
¦                               ¦   увеличение числа учебников и учебных      ¦
¦                               ¦   пособий по русскому языку и литературе    ¦
¦                               ¦   для школ с обучением на родном            ¦
¦                               ¦   (нерусском) и русском (неродном) языках,  ¦
¦                               ¦   а также пособий по обучению русскому      ¦
¦                               ¦   языку как иностранному - в 2,25 раза;     ¦
¦                               ¦   увеличение количества справочно-          ¦
¦                               ¦   информационных ресурсов в сфере русского  ¦
¦                               ¦   языка и культуры России в государствах -  ¦
¦                               ¦   участниках Содружества Независимых        ¦
¦                               ¦   Государств - в 3,5 раза;                  ¦
¦                               ¦   увеличение численности лиц, прошедших     ¦
¦                               ¦   тестирование по русскому языку как        ¦
¦                               ¦   иностранному, - в 1,9 раза;               ¦
¦                               ¦   увеличение численности участников         ¦
¦                               ¦   культурно-просветительских мероприятий,   ¦
¦                               ¦   популяризирующих русский язык, литературу ¦
¦                               ¦   и культуру России, осуществляемых за      ¦
¦                               ¦   рубежом, - в 6 раз;                       ¦
¦                               ¦   увеличение количества комплектов          ¦
¦                               ¦   учебников                                 ¦
¦                               ¦   и учебных пособий, научно-популярных книг ¦
¦                               ¦   и журналов по русскому языку, литературе  ¦
¦                               ¦   и культуре России, поставленных в         ¦
¦                               ¦   представительства Федерального агентства  ¦
¦                               ¦   по делам Содружества Независимых          ¦
¦                               ¦   Государств, соотечественников,            ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, и по              ¦
¦                               ¦   международному гуманитарному              ¦
¦                               ¦   сотрудничеству в государствах -           ¦
¦                               ¦   участниках Содружества                    ¦
¦                               ¦   Независимых Государств, - в 2,4 раза;     ¦
¦                               ¦   увеличение количества мероприятий научно- ¦
¦                               ¦   методического, образовательного и         ¦
¦                               ¦   культурно-просветительского характера для ¦
¦                               ¦   соотечественников, проживающих за         ¦
¦                               ¦   рубежом, - в 2,7 раза;                    ¦
¦                               ¦   увеличение количества комплектов          ¦
¦                               ¦   учебников, учебных пособий, научно-       ¦
¦                               ¦   популярных книг, художественной           ¦
¦                               ¦   литературы, справочных изданий по         ¦
¦                               ¦   русскому языку, литературе и культуре     ¦
¦                               ¦   России, поставленных в представительства  ¦
¦                               ¦   Федерального агентства по делам           ¦
¦                               ¦   Содружества Независимых Государств,       ¦
¦                               ¦   соотечественников, проживающих за         ¦
¦                               ¦   рубежом, и по международному              ¦
¦                               ¦   гуманитарному сотрудничеству в зарубежных ¦
¦                               ¦   странах (без учета данных в отношении     ¦
¦                               ¦   государств - участников Содружества       ¦
¦                               ¦   Независимых Государств), - в 4,4 раза.    ¦
¦                               ¦   К росту значений показателей социально-   ¦
¦                               ¦   экономической эффективности Программы     ¦
¦                               ¦   относятся:                                ¦
¦                               ¦   рост обеспеченности населения             ¦
¦                               ¦   лингвокультурологической информацией      ¦
¦                               ¦   в сфере русского языка и литературы - с   ¦
¦                               ¦   38 до 54,8 процента;                      ¦
¦                               ¦   рост доступности для населения            ¦
¦                               ¦   просветительских мероприятий,             ¦
¦                               ¦   популяризирующих русский язык, литературу ¦
¦                               ¦   и культуру России, - с 21 до 45,7         ¦
¦                               ¦   процента;                                 ¦
¦                               ¦   рост численности преподавателей,          ¦
¦                               ¦   прошедших переподготовку по вопросам      ¦
¦                               ¦   преподавания русского языка как неродного ¦
¦                               ¦   и иностранного, - с 3400 до 12 тыс.       ¦
¦                               ¦   человек;                                  ¦
¦                               ¦   рост доступности использования            ¦
¦                               ¦   специальных дистанционных технологий в    ¦
¦                               ¦   обучении русскому языку и литературе для  ¦
¦                               ¦   лиц из государств - участников            ¦
¦                               ¦   Содружества Независимых Государств - с 22 ¦
¦                               ¦   до 38 процентов;                          ¦
¦                               ¦   рост доступности для соотечественников,   ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, информационных    ¦
¦                               ¦   материалов по русскому языку и культуре   ¦
¦                               ¦   России - с 38 до 40 процентов;            ¦
¦                               ¦   рост доступности использования            ¦
¦                               ¦   специальных дистанционных технологий в    ¦
¦                               ¦   обучении русскому языку и культуре России ¦
¦                               ¦   для соотечественников (детей и взрослых), ¦
¦                               ¦   проживающих за рубежом, - с 22 до 33      ¦
¦                               ¦   процентов                                 ¦
L-------------------------------+----------------------------------------------

             I. Характеристика проблемы, на решение которой
                          направлена Программа

     Актуальность федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011
-   2015  годы  (далее  -  Программа)  продиктована  особой  важностью
поддержки  российской культуры и русского языка. Это является ключевым
фактором   гармоничного   развития   человека,   сохранения   единства
российского  общества  и  служит  необходимым  потенциалом  России для
формирования положительного образа страны за рубежом.
     В  Основных  направлениях  деятельности  Правительства Российской
Федерации   на   период   до  2012  года,  утвержденных  распоряжением
Правительства  Российской  Федерации  от  17  ноября 2008 г. N 1663-р,
отмечается  важность поддержания программ, направленных на продвижение
ценностей  российской  культуры  и  популяризацию  русского  языка  на
территории  Российской  Федерации  и  за  рубежом,  а также расширения
содействия  соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их
культурной и языковой самоидентификации.
     Концепция  внешней  политики  Российской  Федерации, утвержденная
Президентом  Российской  Федерации  Медведевым  Д.А.  12 июля 2008 г.,
рассматривает  многомиллионную  русскую  диаспору за рубежом - Русский
мир  - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления
пространства  русского  языка и культуры, и предусматривает содействие
изучению  и  распространению  русского  языка  как  неотъемлемой части
мировой культуры и инструмента межнационального общения.
     Анализ  выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на
2002  -  2005 годы и "Русский язык (2006 - 2010 годы)" показывает, что
поставленные  задачи  в  сфере  сохранения  и распространения русского
языка,  укрепления  его  позиций  в  Российской Федерации и за рубежом
решены в настоящее время не в полной мере.
     Сегодня  не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие
разработку Программы:
     угроза   разрушения  единого  информационного,  образовательного,
социально-культурного   и   экономического   пространства   Российской
Федерации;
     ущемление    прав   личности   российских   граждан,   касающихся
дискриминации по языковому признаку;
     ослабление национальной самоидентификации россиян;
     снижение  активности  интеграционных  процессов  в государствах -
участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
     снижение престижа России в мировом сообществе.
     Решению этих проблем будет способствовать:
     научно-методическая   и   ресурсная  поддержка  функционирования,
изучения  и  преподавания  русского  языка  в  России и за рубежом как
средства    консолидации    российского   общества,   преумножения   и
взаимообогащения  духовной культуры народов России, межнационального и
международного общения;
     развертывание   глобальной   системы   использования  специальных
дистанционных   технологий  в  обучении  русскому  языку  с  созданием
координационно-методических центров за рубежом и в России;
     продвижение  русского  языка  как  важнейшего элемента в развитии
интеграционных  процессов  в  государствах  -  участниках  Содружества
Независимых  Государств  и  эффективного  способа  укрепления  позиций
России  в  мировом  экономическом, политическом, культурном, научном и
образовательном пространстве.
     Для   обеспечения  эффективного  решения  указанных  проблем  уже
недостаточно  использовать традиционные механизмы. Только рациональное
использование  выделенных  ресурсов  и  комплексное решение проблем на
основе  программно-целевого  метода  позволит  повысить  эффективность
Программы и обеспечить:
     проведение  единой  политики  в  языковой сфере во всех субъектах
Российской Федерации;
     продвижение  русского языка как средства межнационального общения
в  государствах  -  участниках  Содружества  Независимых  Государств и
странах  Балтии  и  укрепления  позиций  русского  языка  в  мире  для
дальнейшего   развития   политических,   экономических,  социальных  и
культурных   отношений   с  зарубежными  странами,  а  также  русскими
диаспорами в них;
     формирование   положительного   отношения   к  России  в  мировом
сообществе;
     создание  условий для функционирования русского языка как способа
обеспечения государственной целостности России.
     Однако   использование   программно-целевого   метода  связано  с
определенными рисками, основными из которых являются риск, связанный с
возможным  возрастанием  напряженности  при  пересечении  с интересами
стран,  заинтересованных  в  продвижении  национальных  языков в ущерб
русскому  языку,  коррупционный риск (нецелевое использование денежных
средств),  а  также  риски  социального,  правового  и  экономического
характера.
     Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами
реализации  Программы.  Социально-экономические  эффекты ее реализации
должны  быть  ясны  и  понятны.  В  противном  случае в обществе может
возникнуть  безразличие,  неприятие и негативное отношение как к самой
Программе,  так  и  к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что
результаты  Программы  окажутся  невостребованными. Важнейшим фактором
снижения  этого  риска  является своевременная разъяснительная работа,
информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы.
     Для   предотвращения   указанных   рисков   будет  осуществляться
мониторинг  языковой  ситуации, в ходе проведения которого планируется
учитывать  внешние факторы функционирования системы поддержки русского
языка,  своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать
поставленные задачи Программы под изменяющиеся условия.
                                   
          II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
       ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей,
                      отражающих ход ее выполнения
                                   
     Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение
русского  языка,  в  том числе среди соотечественников, проживающих за
рубежом.
     Для  достижения  поставленных  целей должны быть решены следующие
задачи:
     в Российской Федерации:
     обеспечение     реализации    функции    русского    языка    как
государственного языка Российской Федерации;
     создание условий для функционирования русского языка как средства
межнационального общения народов Российской Федерации;
     в зарубежных странах:
     поддержка  русского  языка  как  основы  развития  интеграционных
процессов   в   государствах   -  участниках  Содружества  Независимых
Государств;
     удовлетворение     языковых     и     культурных     потребностей
соотечественников, проживающих за рубежом.
     Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.
     Первый   этап   (2011  -  2012  годы)  предполагает  формирование
научно-методической  базы  и  разработку  методологических  подходов и
методик  реализации  функции русского языка как государственного языка
Российской  Федерации,  создание условий для функционирования русского
языка   как   средства  межнационального  общения  народов  Российской
Федерации  и основы развития интеграционных процессов в государствах -
участниках   Содружества   Независимых   Государств   для  обеспечения
распространения  и сохранения русского языка как средства консолидации
российского  общества,  интеграции  Российской Федерации и иностранных
государств. В частности, на этом этапе предусматривается:
     формирование   системы   научно-информационного  и  методического
обеспечения функционирования русского языка как государственного языка
Российской  Федерации  (разработка  словарей, грамматик, справочников,
учебников  нового поколения по русскому языку и литературе, проведение
методических  мероприятий  для  учителей  и  преподавателей российских
образовательных учреждений);
     создание  системы обеспечения функционирования русского языка как
средства   межнационального   общения   народов  Российской  Федерации
(подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных
учреждений,  а  также  переподготовка и повышение квалификации в сфере
преподавания  русского  языка  как  неродного,  проведение мероприятий
этнокультурной   тематики,  в  том  числе  по  вопросам  использования
культурно-исторических традиций казачества);
     разработка       комплекса       мер,       направленных       на
организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку
как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
     проведение  исследований  использования  русского  языка  в среде
соотечественников,  проживающих за рубежом, и подготовка аналитических
материалов  и  рекомендаций  по развитию культурных и профессиональных
связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
     проведение  исследований,  касающихся тенденций развития русского
языка  в государствах - участниках Содружества Независимых Государств,
перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного
за рубежом;
     разработка  и  апробация национально, социально и профессионально
ориентированных     учебников     и    учебно-методических    пособий,
справочно-информационных  материалов  для  обучения  русскому  языку и
российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;
     создание  системы методического обеспечения преподавания русского
языка  и  на  русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в
том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
     разработка   и   апробация  программно-методического  обеспечения
системы  использования специальных дистанционных технологий в обучении
русскому   языку   за  рубежом,  создание  координационно-методических
центров  глобальной  системы  использования  специальных дистанционных
технологий  в  обучении  русскому  языку  на  базе  российских вузов и
сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства
по   делам   Содружества  Независимых  Государств,  соотечественников,
проживающих    за   рубежом,   и   по   международному   гуманитарному
сотрудничеству за рубежом.
     Второй   этап   (2013  -  2015  годы)  предусматривает  апробацию
разработанных  на  первом  этапе  методологических подходов и методик,
практическое  внедрение  и  распространение  результатов, полученных в
период   предыдущего   этапа.   Также   второй   этап  предусматривает
тиражирование   и   распространение  книг,  учебников  и  методических
пособий,   внедрение   программно-методического   обеспечения  системы
использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому
языку   за   рубежом,   создание  координационно-методических  центров
глобальной  системы использования специальных дистанционных технологий
в обучении русскому языку за рубежом.
     На этом этапе предполагается:
     развитие    системы    научно-информационного   и   методического
обеспечения функционирования русского языка как государственного языка
Российской  Федерации  (апробация и тиражирование словарей, грамматик,
справочников,   учебников   нового   поколения  по  русскому  языку  и
литературе,      развитие      практики     проведения     мероприятий
научно-методического характера, направленных на повышение квалификации
российских    специалистов-словесников,    организация    мероприятий,
способствующих  укреплению позиций русского языка как государственного
языка Российской Федерации);
     развитие  системы обеспечения функционирования русского языка как
средства   межнационального   общения   народов  Российской  Федерации
(апробация,  тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для
российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение
мероприятий   по  переподготовке  и  повышению  квалификации  в  сфере
преподавания  русского  языка  как  неродного,  проведение мероприятий
этнокультурной тематики);
     реализация       комплекса       мер,       направленных       на
организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку
как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
     развитие  системы методического обеспечения преподавания русского
языка  и  на  русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в
том  числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка
учебно-методических       материалов,       организация      комплекса
научно-методических     мероприятий,    тиражирование    и    поставка
разработанных     учебно-методических    и    справочно-информационных
материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);
     проведение  комплекса  мероприятий, направленных на продвижение и
поддержку  русского  языка,  а  также  популяризацию в мире российской
науки, культуры и образования;
     развитие   инфраструктуры   и  содержания  системы  использования
специальных  дистанционных  технологий  в  обучении  русскому языку за
рубежом   через   выполнение   проектов   культурно-просветительского,
образовательного и научно-методического характера.
     Досрочное   прекращение  реализации  Программы  осуществляется  в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об этом
может  быть  принято  в  случае  отсутствия  финансирования  более  40
процентов мероприятий Программы или недофинансирования Программы более
чем  на  30  процентов,  а  также  из-за  иных  факторов,  связанных с
невозможностью достижения целей и задач Программы.
     Целевые индикаторы и показатели Программы, характеризующие ход ее
реализации по годам, приведены в приложении N 1.
                                   
                       III. Мероприятия Программы
                                   
     Решение   задач   Программы   обеспечивается   путем   проведения
мероприятий Программы.
     Задача  по  обеспечению  реализации  функции  русского  языка как
государственного языка Российской Федерации предусматривает:
     разработку  и  экспертизу  грамматик,  словарей  и  справочников,
содержащих  нормы  современного  русского  литературного языка при его
использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;
     разработку   и  апробацию  справочно-информационных  ресурсов  по
вопросам  функционирования  русского  языка как государственного языка
Российской Федерации;
     организацию  и проведение мероприятий по повышению квалификации и
переподготовке  преподавателей  по  вопросам функционирования русского
языка как государственного языка Российской Федерации;
     обеспечение управления реализацией Программы.
     Задача  по  созданию  условий для функционирования русского языка
как  средства  межнационального  общения  народов Российской Федерации
предусматривает:
     разработку  и  внедрение  учебников и учебных пособий по русскому
языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном
(нерусском) языках;
     разработку  и  апробацию  учебников и учебных пособий по русскому
языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
     организацию  мероприятий  и  проведение  повышения квалификации и
переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в
образовательных учреждениях разных типов и видов.
     Задача   по   поддержке   русского   языка  как  основы  развития
интеграционных   процессов   в   Содружестве   Независимых  Государств
предусматривает:
     разработку  и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере
русского  языка  и культуры России для граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств;
     организацию  поставок  в представительства Федерального агентства
по   делам   Содружества  Независимых  Государств,  соотечественников,
проживающих    за   рубежом,   и   по   международному   гуманитарному
сотрудничеству  в  государствах  -  участниках Содружества Независимых
Государств  учебников  и  учебных  пособий,  научно-популярных  книг и
журналов по русскому языку, литературе и культуре России;
     подготовку      и      проведение     комплексных     мероприятий
культурно-просветительского,  образовательного  и научно-методического
характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций
русского  языка,  а  также  популяризацию  в  мире  российской  науки,
культуры и образования;
     разработку,   апробацию,   тиражирование  и  поставку  комплектов
учебников,  учебных  пособий,  методических и справочно-информационных
материалов  по  русскому  языку,  российской  литературе  и культуре с
учетом  этнокультурных,  социальных  и  профессиональных  особенностей
целевых  аудиторий  в  странах  дальнего  и  ближнего  зарубежья  (для
различных  форм  дополнительного обучения, самостоятельного изучения и
повышения квалификации);
     организационно-методическое  обеспечение  проведения тестирования
по  русскому  языку  для  различных категорий граждан стран дальнего и
ближнего зарубежья;
     повышение    квалификации    и    переподготовку    кадров    для
образовательных  учреждений с преподаванием русского языка и обучением
на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья.
     Задача  по  удовлетворению  языковых  и  культурных  потребностей
соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривает:
     разработку  и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере
русского языка и культуры России в зарубежных странах;
     организацию  и  проведение научно-методических, образовательных и
культурно-просветительских  мероприятий,  направленных  на  сохранение
русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
     поставку  в  представительства  Федерального  агентства  по делам
Содружества  Независимых Государств, соотечественников, проживающих за
рубежом,  и  по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом
учебной,  художественной,  научно-популярной,  справочной литературы и
мультимедийных  изданий  для  обеспечения культурных и образовательных
потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и их детей;
     разработку,   апробацию   и   внедрение  программно-методического
обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий
в     обучении     русскому     языку     за     рубежом,     создание
координационно-методических  центров  глобальной системы использования
специальных  дистанционных  технологий  в  обучении  русскому языку за
рубежом и обеспечение их функционирования.
     Содержание   и  направленность  мероприятий  Программы  исключают
возможность негативных последствий при их реализации.
                                   
            IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
                                   
     Финансовое  обеспечение  реализации  Программы  осуществляется за
счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации  и  средств внебюджетных источников с учетом соответствующих
нормативных правовых актов.
     Общий  объем  средств,  необходимый  для  реализации Программы, в
ценах соответствующих лет составит 2526,66 млн. рублей, в том числе:
     за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей (из них
на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 89 млн.
рублей, прочие нужды - 2090,1 млн. рублей);
     за  счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16
млн.     рублей     (из     них    на    научно-исследовательские    и
опытно-конструкторские  работы  -  2,52  млн.  рублей,  прочие нужды -
139,64 млн. рублей);
     за  счет  средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей (из
них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,4
млн. рублей, прочие нужды - 195 млн. рублей).
     Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы
определен исходя из необходимости выполнения мероприятий и с учетом их
параметров (масштабность мероприятий, сроки реализации и др.).
     По   экспертным   оценкам,  основанным  на  результатах  запросов
субъектов   Российской   Федерации,   анализа  региональных  бюджетов,
региональных  программ  поддержки русского языка в России и за рубежом
(особенно   в   приграничных   областях),   а   также  на  проведенных
аналитических  исследованиях  текущей  ситуации  в сфере продвижения и
сохранения  русского языка различными российскими структурами, уровень
финансового  обеспечения  Программы за счет средств бюджетов субъектов
Российской  Федерации  и  внебюджетных источников составит примерно 10
процентов  общего  объема  ее  финансирования. В качестве внебюджетных
источников  для  выполнения  целей  Программы  планируется  привлекать
финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов,
поддерживающих  культурные и образовательные проекты, иную спонсорскую
помощь.     Кроме     того,     необходимо     активно    использовать
материально-техническую  базу  представительств Федерального агентства
по   делам   Содружества  Независимых  Государств,  соотечественников,
проживающих    за   рубежом,   и   по   международному   гуманитарному
сотрудничеству за рубежом для реализации конкретных проектов.
     Объем  и  источники финансового обеспечения Программы приведены в
приложении N 2.
     Объем   и   источники   финансового   обеспечения   Программы   с
распределением  по  задачам  и  государственным заказчикам приведены в
приложении N 3.
     Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4.
                                   
              V. Механизм реализации Программы, включающий
       в себя механизм управления Программой, распределение сфер
       ответственности и механизм взаимодействия государственных
                          заказчиков Программы
                                   
     Ответственными  за  формирование  и реализацию Программы являются
Министерство  образования  и  науки Российской Федерации и Федеральное
агентство     по    делам    Содружества    Независимых    Государств,
соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  и  по  международному
гуманитарному сотрудничеству.
     Руководителем  Программы  является  Министр  образования  и науки
Российской  Федерации, который несет ответственность за ее реализацию,
конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на
выполнение  Программы  финансовых  средств, а также определяет формы и
методы управления ее реализацией.
     До  начала  реализации Программы Министерство образования и науки
Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по делам
Содружества  Независимых Государств, соотечественников, проживающих за
рубежом,  и  по международному гуманитарному сотрудничеству утверждает
положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
     порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий
по реализации Программы;
     механизмы  корректировки  мероприятий  Программы  и их ресурсного
обеспечения в ходе реализации Программы;
     процедуры   обеспечения  публичности  (открытости)  информации  о
значениях  целевых  индикаторов  и  показателей  реализации Программы,
результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе
исполнителей и о критериях определения победителей.
     Государственным  заказчиком  -  координатором  Программы является
Министерство образования и науки Российской Федерации.
     Государственными   заказчиками  Программы  являются  Министерство
образования  и  науки  Российской Федерации и Федеральное агентство по
делам    Содружества    Независимых   Государств,   соотечественников,
проживающих    за   рубежом,   и   по   международному   гуманитарному
сотрудничеству.
     Министерство   образования   и  науки  Российской  Федерации  как
государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:
     несет   ответственность   за   подготовку   и   своевременную   и
качественную реализацию Программы в целом;
     осуществляет  координацию деятельности государственных заказчиков
Программы  по  эффективной  реализации  ее мероприятий, обеспечивающих
достижение   показателей   Программы,  а  также  анализ  использования
средств, выделяемых на реализацию Программы;
     подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации
о внесении изменений в Программу, продлении срока реализации Программы
либо  досрочном  ее  прекращении,  согласовывает  и  представляет их в
Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения
в Правительство Российской Федерации;
     подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке
предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый
год;
     разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
     составляет    организационно-финансовый   план   мероприятий   по
реализации Программы;
     готовит  с  учетом  реализации  Программы  в текущем году сводную
бюджетную  заявку  на  финансовое обеспечение мероприятий Программы на
очередной год и представляет ее в установленном порядке в Министерство
экономического   развития   Российской   Федерации  в  устанавливаемые
Правительством Российской Федерации сроки;
     осуществляет  ведение  ежеквартальной  отчетности  по  реализации
Программы;
     представляет  в  Министерство  экономического развития Российской
Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе
реализации Программы;
     представляет  в  Министерство  экономического развития Российской
Федерации    и   Министерство   финансов   Российской   Федерации   по
установленной   форме  доклады  о  выполнении  работ,  предусмотренных
Программой,  достигнутых  результатах и об эффективности использования
бюджетных средств;
     инициирует   при  необходимости  экспертные  проверки  реализации
отдельных мероприятий Программы;
     организует   размещение   на   официальном   сайте   Министерства
образования   и   науки  Российской  Федерации  информации  о  ходе  и
результатах реализации Программы.
     Министерство   образования   и   науки   Российской  Федерации  и
Федеральное  агентство  по  делам  Содружества Независимых Государств,
соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  и  по  международному
гуманитарному сотрудничеству как государственные заказчики Программы в
ходе ее выполнения:
     вносят  предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и
расходов    на   реализацию   мероприятий   Программы,   а   также   в
совершенствовании механизма ее реализации;
     представляют   предложения   по   формированию  детализированного
организационно-финансового плана мероприятий Программы;
     обеспечивают  эффективное  использование  средств,  выделяемых на
реализацию мероприятий Программы;
     в    случае    сокращения   средств   федерального   бюджета   на
финансирование   работ,   предусмотренных   Программой,  разрабатывают
дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для
достижения    результатов,   характеризуемых   целевыми   индикаторами
Программы, в установленные сроки и при необходимости предложения по их
корректировке;
     осуществляют   мониторинг   реализации  мероприятий  Программы  и
ведение ежеквартальной отчетности о ходе их реализации;
     организуют  при необходимости экспертные проверки хода реализации
отдельных мероприятий Программы;
     осуществляют  управление  деятельностью  исполнителей Программы в
рамках выполнения мероприятий Программы;
     осуществляют   отбор  на  конкурсной  основе  исполнителей  работ
(услуг), поставщиков продукции для реализации мероприятий Программы, а
также заключают государственные контракты;
     организуют   проведение  специализированной  экспертизы  проектов
Программы   и   в   соответствии  с  ее  результатами  и  результатами
независимой экспертизы осуществляют их доработку;
     уточняют  ежегодно  с  учетом  выделяемых на реализацию Программы
средств   в  установленном  порядке  целевые  показатели  Программы  и
необходимые   затраты,   механизм   реализации   Программы   и  состав
исполнителей;
     организуют   ведение   ежеквартальной  отчетности  по  реализации
Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
     организуют   применение   информационных   технологий   в   целях
управления  реализацией  мероприятий  Программы и контроля за ходом их
выполнения;
     обеспечивают  размещение  на  официальных  сайтах в сети Интернет
Министерства  образования  и науки Российской Федерации и Федерального
агентства     по    делам    Содружества    Независимых    Государств,
соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  и  по  международному
гуманитарному  сотрудничеству Программы, нормативных правовых актов по
управлению  реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а
также других материалов, связанных с Программой.
     Федеральное    агентство   по   делам   Содружества   Независимых
Государств,   соотечественников,   проживающих   за   рубежом,   и  по
международному   гуманитарному   сотрудничеству   как  государственный
заказчик Программы:
     представляет  государственному заказчику - координатору Программы
статистическую,  справочную  и  аналитическую  информацию о реализации
мероприятий Программы и предложения о продлении срока либо прекращении
реализации Программы;
     согласовывает   с   государственным  заказчиком  -  координатором
Программы  возможные  сроки  выполнения мероприятий, объем и источники
финансирования;
     представляет  государственному заказчику - координатору Программы
по    установленной   форме   доклады   о   ходе   выполнения   работ,
предусмотренных   Программой,   результатах   ее   реализации   и   об
эффективности использования бюджетных средств.
     В   целях   эффективного  управления  Программой  государственный
заказчик  - координатор Программы создает научно-координационный совет
Программы.   Положение   о   научно-координационном   совете   и   его
персональный  состав  утверждаются приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации.
     Председателем  научно-координационного  совета  является  Министр
образования  и  науки Российской Федерации. Заместителями председателя
научно-координационного   совета  являются  руководитель  Федерального
агентства     по    делам    Содружества    Независимых    Государств,
соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  и  по  международному
гуманитарному  сотрудничеству  и  заместитель  Министра  образования и
науки Российской Федерации.
     Основными задачами научно-координационного совета являются:
     рассмотрение   тематики   мероприятий   Программы   и   выработка
предложений  по  их  реализации,  предложений по реализации конкретных
проектов и объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению;
     рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и
выработка   соответствующих   рекомендаций   по   решению   выявленных
технических и организационных проблем;
     выработка    рекомендаций   по   более   эффективной   реализации
мероприятий   Программы  с  учетом  хода  ее  выполнения  и  тенденций
социально-экономического развития Российской Федерации;
     рассмотрение итогов реализации Программы.
                                   
       VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
                                   
     Эффективность  реализации  Программы  будет  обеспечена  за  счет
синергетического  эффекта  от  внедрения  новых  подходов,  методик  и
технологий по продвижению и поддержке русского языка как на территории
Российской   Федерации,   так  и  за  ее  пределами  путем  проведения
научно-исследовательских  работ  и  реализации  комплексных проектов с
учетом  достигнутых  в  ходе  таких работ результатов, а также за счет
использования  принципов программно-целевого подхода и бюджетирования,
направленного на результат.
     Показателями    социально-экономического    эффекта    реализации
Программы являются:
     обеспеченность  населения  лингвокультурологической информацией в
сфере русского языка и литературы;
     доступность    для    населения   просветительских   мероприятий,
популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;
     численность    преподавателей,    прошедших   переподготовку   по
преподаванию русского языка как неродного и иностранного;
     доступность  использования специальных дистанционных технологий в
обучении  русскому  языку и литературе для лиц государств - участников
Содружества Независимых Государств;
     доступность   для   соотечественников,  проживающих  за  рубежом,
информационных материалов по русскому языку и культуре России;
     доступность  использования специальных дистанционных технологий в
обучении соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом,
русскому языку и культуре России.
     По   прогнозным   оценкам,   к   концу   2015   года   реализация
предусмотренных   Программой  мероприятий  обеспечит  достижение  ряда
положительных эффектов.
     В   части  обеспечения  реализации  функции  русского  языка  как
государственного языка Российской Федерации предусматривается:
     рост  объема  информационных  ресурсов  по русскому языку - в 2,7
раза;
     увеличение  численности лиц, прошедших переподготовку и повышение
квалификации   по   вопросам   функционирования   русского  языка  как
государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза.
     В  части создания условий для функционирования русского языка как
средства   межнационального   общения   народов  Российской  Федерации
предусматривается:
     увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и
повышение  квалификации  по  вопросам  преподавания русского языка как
неродного и иностранного, - в 3,5 раза;
     увеличение  количества  учебников  и  учебных пособий по русскому
языку  и  литературе  для  школ  с  обучением  на родном (нерусском) и
русском  (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку
как   иностранному,  что  позволит  обеспечить  высокую  эффективность
продвижения  русского  языка  как  средства  межнационального  общения
народов Российской Федерации, - в 2,25 раза.
     В   части   поддержки   русского   языка   как   основы  развития
интеграционных   процессов   в   Содружестве   Независимых  Государств
предусматривается:
     увеличение  численности  лиц,  прошедших тестирование по русскому
языку как иностранному, - в 1,9 раза;
     увеличение  количества  справочно-информационных ресурсов в сфере
русского   языка   и  культуры  России  в  государствах  -  участниках
Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза;
     увеличение  количества  комплектов  учебников  и учебных пособий,
научно-популярных  книг  и  журналов  по  русскому языку, литературе и
культуре   России,   поставленных   в  представительства  Федерального
агентства     по     делам    Содружества    Независимых    Государств
соотечественников,   проживающих   за  рубежом,  и  по  международному
гуманитарному  сотрудничеству  в государствах - участниках Содружества
Независимых  Государств,  что позволит укрепить позиции русского языка
как  основы  интеграционного развития и средства общения в Содружестве
Независимых Государств, - в 2,4 раза.
     В   части   удовлетворения  языковых  и  культурных  потребностей
соотечественников,  проживающих  за  рубежом,  и  иностранных  граждан
предусматривается:
     увеличение   численности   участников  культурно-просветительских
мероприятий,  популяризирующих  русский  язык,  литературу  и культуру
России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз;
     увеличение  количества  комплектов  учебников,  учебных  пособий,
научно-популярных  книг, художественной литературы, справочных изданий
по  русскому  языку,  литературе  и  культуре  России,  поставленных в
представительства   Федерального   агентства   по   делам  Содружества
Независимых  Государств,  соотечественников, проживающих за рубежом, и
по  международному  гуманитарному  сотрудничеству в зарубежных странах
(без  учета  данных  в  отношении  государств - участников Содружества
Независимых Государств), - в 4,4 раза;
     увеличение  доступности  использования  специальных дистанционных
технологий   в   обучении   русскому   языку  и  культуре  России  для
соотечественников  (детей  и  взрослых),  проживающих  за рубежом, что
позволит   обеспечить  уверенное  распространение  русского  языка  за
рубежом  и  удовлетворение  в  изучении и использовании русского языка
соотечественниками и иностранными гражданами, - на 11 процентов.
     Значения  показателей  социально-экономической эффективности хода
реализации   Программы,   которые   будут  достигнуты  по  результатам
реализации Программы, представлены в приложении N 5.
     Согласно  расчетам,  проведенным  на  основании  методики  оценки
социально-экономической  эффективности  Программы, которая приведена в
приложении  N  6,  будет  обеспечена  высокая  социально-экономическая
эффективность реализации Программы.
     

                                                        Приложение N 1

                                                 к федеральной целевой
                                              программе "Русский язык"
                                                   на 2011 - 2015 годы
    
                    ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
      ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
            ГОДЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ГОДАМ
    
------------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------¬
¦         Целевые индикаторы        ¦  Единица  ¦  2010 год ¦ 2011 год ¦ 2012 год ¦ 2013 год ¦ 2014 год ¦ 2015 год   ¦
¦                                   ¦ измерения ¦  (базовое ¦          ¦          ¦          ¦          ¦ (конечное  ¦
¦                                   ¦           ¦ значение) ¦          ¦          ¦          ¦          ¦ значение)  ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦                          Цель - поддержка, сохранение и распространение русского языка                             ¦
¦                          (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом)                             ¦
+-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+
¦ 1.  Доля населения Российской     ¦ процентов ¦     80    ¦    81    ¦    82    ¦    83    ¦    84    ¦    85      ¦
¦     Федерации, владеющего русским ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языком как родным, в общей    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     численности населения         ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Российской Федерации          ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 2.  Доля обучающихся по           ¦ процентов ¦     20    ¦    21    ¦    22    ¦    23    ¦    24    ¦    25      ¦
¦     программам начального общего  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     и основного общего            ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     образования, изучающих        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русский язык как неродной, в  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     общей численности обучающихся ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 3.  Количество зарубежных стран,  ¦  единиц   ¦     22    ¦    23    ¦    24    ¦    25    ¦    26    ¦    27      ¦
¦     в которых более 1 процента    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     населения владеет русским     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языком                        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 4.  Количество государств -       ¦    -"-    ¦     7     ¦     8    ¦    9     ¦    10    ¦    11    ¦    12      ¦
¦     участников Содружества        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Независимых Государств, в     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     которых более 20 процентов    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     населения владеет русским     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языком                        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 5.  Доля соотечественников,       ¦ процентов ¦     38    ¦    39    ¦    40    ¦    41    ¦    42    ¦    43      ¦
¦     проживающих за рубежом и      ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     сохраняющих языковые и        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     этнокультурные связи с        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Россией, в общей численности  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     соотечественников,            ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     проживающих за рубежом        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦      Задача "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации"        ¦
+-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+
¦ 6.  Количество грамматик,         ¦  единиц   ¦     4     ¦     8    ¦    13    ¦    19    ¦    25    ¦    29      ¦
¦     словарей и справочников,      ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     содержащих нормы современного ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русского литературного языка  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     при его использовании в       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     качестве государственного     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языка Российской Федерации    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 7.  Количество справочно-         ¦    -"-    ¦     3     ¦     4    ¦    5     ¦     6    ¦    7     ¦     8      ¦
¦     информационных ресурсов по    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русскому языку                ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 8.  Численность лиц, прошедших    ¦  человек  ¦    3100   ¦   4300   ¦   6300   ¦   8200   ¦   9700   ¦   11100    ¦
¦     повышение квалификации и      ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     переподготовку преподавателей ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     по вопросам функционирования  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русского языка как            ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     государственного языка        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Российской Федерации          ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦                    Задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства                       ¦
¦                             межнационального общения народов Российской Федерации"                                 ¦
+-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+
¦ 9.  Количество учебников и (или)  ¦  единиц   ¦     8     ¦     9    ¦    12    ¦    14    ¦    16    ¦    18      ¦
¦     учебных пособий по русскому   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языку и литературе,           ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     рекомендованных (допущенных)  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     к использованию в учебном     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     процессе в школах с обучением ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     на родном (нерусском) и       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русском (неродном) языках в   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     связи с утверждением          ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     федеральных государственных   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     образовательных стандартов    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     нового поколения              ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 10. Численность лиц, успешно      ¦  человек  ¦    3400   ¦   5100   ¦   6700   ¦   8100   ¦  10300   ¦   12000    ¦
¦     прошедших повышение           ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     квалификации и переподготовку ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     по вопросам преподавания      ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русского языка как неродного  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     в образовательных учреждениях ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 11. Количество подготовленных в   ¦  единиц   ¦     6     ¦     7    ¦    10    ¦    12    ¦    14    ¦    16      ¦
¦     рамках Программы учебников и  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     учебных пособий по русскому   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     языку и литературе для детей  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     мигрантов и вынужденных       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     переселенцев                  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦                 Задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов                      ¦
¦                                      в Содружестве Независимых Государств"                                         ¦
+-----------------------------------T-----------T-----------T----------T----------T----------T----------T------------+
¦ 12. Количество справочно-         ¦  единиц   ¦     2     ¦     3    ¦    4     ¦     5    ¦    6     ¦     7      ¦
¦     информационных ресурсов в     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     сфере русского языка и        ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     культуры России в             ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     государствах - участниках     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Содружества Независимых       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Государств                    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 13. Количество культурных и       ¦  единиц   ¦     56    ¦    76    ¦    96    ¦    117   ¦   138    ¦    159     ¦
¦     образовательных мероприятий,  ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     проводимых в зарубежных       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     странах                       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 14. Численность участников        ¦  человек  ¦    1000   ¦   2200   ¦   3400   ¦   4400   ¦   5300   ¦   6000     ¦
¦     культурно-просветительских    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     мероприятий, популяризирующих ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     русский язык, литературу и    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     культуру России,              ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     осуществляемых за рубежом     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ 15. Количество комплектов         ¦  единиц   ¦     50    ¦    64    ¦    78    ¦    92    ¦   106    ¦    120     ¦
¦     учебников, учебных пособий,   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     научно-популярных книг и      ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     журналов по русскому языку,   ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     литературе и культуре России, ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     поставленных в                ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     представительства             ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Россотрудничества в           ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     государствах - участниках     ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Содружества Независимых       ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦     Государств                    ¦           ¦           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+----------+----------+----------+----------+------------+

Страницы: 1  2  3