О ПРИМЕНЕНИИ НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАИМСТВОВАНИЮ И ОСВЕЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 июня 2011 г. N 03-07-11/160 (Д) В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по заимствованию и освежению материальных ценностей, заложенных в государственный резерв, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. На основании ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" заимствование материальных ценностей из государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей; освежение запасов госрезерва - это выпуск материальных ценностей из госрезерва при одновременной поставке и закладке в госрезерв равного количества аналогичных материальных ценностей; а выпуск материальных ценностей из госрезерва - это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей госрезерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке. Таким образом, выпуск материальных ценностей из госрезерва при осуществлении операций по заимствованию и освежению материальных ценностей, заложенных в госрезерв, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В соответствии с п. 3 ст. 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Учитывая изложенное, при осуществлении операций по заимствованию и освежению материальных ценностей государственного резерва уплату налога на добавленную стоимость осуществляют покупатели этих материальных ценностей. Пунктом 1 ст. 174 Кодекса установлено, что уплата налога на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса. При этом особенностей уплаты налога налоговыми агентами при приобретении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, гл. 21 Кодекса не предусмотрено. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 171 Кодекса при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, вычетам подлежат суммы этого налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом. При этом п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговым агентом по операциям по реализации материальных ценностей из государственного резерва, могут быть включены в налоговые вычеты в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных товаров. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 8 июня 2011 г. N 03-07-11/160 |