О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА И ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 июня 2011 г. N 03-07-08/173 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении работ по изготовлению и эксплуатации транспортных космических кораблей, выполняемых в рамках государственного контракта и финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, сообщает следующее. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации освобождены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов. При этом на основании положений п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий такие операции, вправе отказаться от указанного освобождения в порядке, предусмотренном данным пунктом. Кроме того, пп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов. При этом положения данного пп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; на работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; на подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства. Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает для налогоплательщика, выполняющего работы по изготовлению и эксплуатации транспортных космических кораблей, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных источников, возможность выбора порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость указанных работ (освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, относящихся к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и финансируемых за счет средств бюджетов, и налогообложение по ставке в размере 0 процентов работ по изготовлению и эксплуатации транспортных космических кораблей, финансируемых за счет внебюджетных источников) или налогообложение выполняемых работ по нулевой ставке налога на добавленную стоимость в случае отказа от освобождения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 149 Кодекса, независимо от источника финансирования. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 9 июня 2011 г. N 03-07-08/173 |