ПИСЬМОМ МИНФИНА РОССИИ ОТ 05.05.2010 N 03-02-08/28 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО П. 3 СТ. 80 НК РФ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЯ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ В СРОКИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ УКАЗАННЫМ ПУНКТОМ, И ПО ФОРМЕ, УТВЕРЖДЕННОЙ ФНС РОССИИ. НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ТАКИХ СВЕДЕНИЙ ПРИЗНАЕТСЯ НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ И ВЛЕЧЕТ ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА В РАЗМЕРЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ П. 1 СТ. 126 НК РФ. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 100.1 НК РФ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ, УСТАНОВЛЕННЫМ П. 1 СТ. 126 НК РФ? КАКОВ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ УКАЗАННЫХ ДЕЛ? ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И КАКОВ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО УКАЗАННЫМ ДЕЛАМ? ДОЛЖНЫ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ВЫШЕУКАЗАННЫМ ПИСЬМОМ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 июня 2011 г. N 03-02-07/1-179 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о привлечении к ответственности за непредставление в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и сообщается следующее. Абзацем 3 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения должны представляться в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) по утвержденной форме. Форма Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений, предусмотренных абз. 3 п. 3 ст. 80 Кодекса, влечет взыскание штрафа, установленного п. 1 ст. 126 Кодекса. В соответствии со ст. ст. 30 - 33 Кодекса, ст. ст. 3, 6, 7 и 10 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вправе выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Кодексом. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Кодексом и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1. Согласно ст. 33 Кодекса должностные лица налоговых органов, реализуя в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, при обнаружении факта несвоевременного представления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год налоговый орган должен принять соответствующее решение, основываясь на нормах Кодекса (п. 3 ст. 80, ст. 100.1, гл. 15, в том числе п. 1 ст. 126). Согласно ст. 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Кодекса. Пунктом 2 ст. 10 Кодекса предусмотрено, что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Непредставление в установленный законодательством о залогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в соответствии с п. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п. 9.20 Регламента Минфина России (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н) и п. 51 Административного регламента Минфина России по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (утв. Приказом Минфина России от 10.06.2010 N 57н) поступившие в Министерство обращения по вопросам, входящим в компетенцию федеральных служб, направляются в соответствующие службы. Полномочия Минфина России по представлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам определены п. 1 ст. 34.2 Кодекса. По общему правилу такие письменные разъяснения даются организациям и физическим лицам в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в двухмесячный срок, установленный п. 3 указанной статьи. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными правовыми актами и не препятствуют налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Вместе с тем в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае необходимые письменные разъяснения Минфина России, в том числе подготовленные с участием ФНС России, доводятся ФНС России до налоговых органов. По вопросу о полномочиях должностных лиц налоговых органов налогоплательщик вправе на основании пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса обратиться в соответствующий налоговый орган. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному информированию, установленная пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 7 июня 2011 г. N 03-02-07/1-179 |